Дело УИД 87RS0006-01-2022-000762-72
производство № 2-470/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
22 декабря 2022 года пгт. Провидения
Провиденский районный суд Чукотского автономного округа в составе председательствующего судьи Деркач Н.Н.,
при секретаре Байтлер Е.С.,
с участием прокурора Ковалевой О.А., действующей на основании поручения прокурора Провиденского района об участии в гражданском деле № 245-2022/200006 от 16.12.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Провиденского района Чукотского автономного округа в интересах Нутанауна Сергея Николаевича к администрации Провиденского городского округа Чукотского автономного округа о возложении обязанности предоставить Нутанауну С.Н. по договору социального найма вне очереди другое жилое помещение благоустроенное применительно к условиям населенного пункта Новое Чаплино Провиденского городского округа, равнозначное по общей площади занимаемому в настоящий момент, расположенному по адресу: ул. Матлю, д.1, №, с. Новое Чаплино Провиденского городского округа Чукотского автономного округа, площадью не менее 66,6 кв.м., отвечающее установленным требованиям, в границах населенного пункта Новое Чаплино Провиденского городского округа,
установил:
Прокурор Провиденского района Чукотского автономного округа обратился в Провиденский районный суд Чукотского автономного округа с исковым заявлением в интересах Нутанауна Сергея Николаевича к администрации Провиденского городского округа Чукотского автономного округа о возложении обязанности предоставить Нутанауну С.Н. по договору социального найма вне очереди другое жилое помещение благоустроенное применительно к условиям населенного пункта Новое Чаплино Провиденского городского округа, равнозначное по общей площади занимаемому в настоящий момент, расположенному по адресу: ул. Матлю, д.1, №, с. Новое Чаплино Провиденского городского округа Чукотского автономного округа, площадью не менее 66,6 кв.м., отвечающее установленным требованиям, в границах населенного пункта Новое Чаплино Провиденского городского округа.
В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка по факту бездействия администрации по переселению граждан из аварийного жилья в многоквартирном доме № 1 по ул. Матлю с. Новое Чаплино Провиденского городского округа, в ходе которой выявлены факты неисполнения ответчиком жилищного законодательства. В соответствии с заключением межведомственной комиссии по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда в Провиденском городском округе от 17.01.2022 № 80 указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением заместителя главы администрации Провиденского городского округа от 18.01.2022 № 21 «Об утверждении заключений межведомственной комиссии по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда в Провиденском городском округе» дом, расположенный по адресу: с. Новое Чаплино, ул. Матлю, д. 1, признан аварийным и подлежащим сносу. В прокуратуру района поступило обращение Нутанауна С.Н. с просьбой обратиться в его интересах в суд для предоставления ему благоустроенного жилья. Нутанаун С.Н. проживает в данном жилом доме в квартире № общей площадью 66,6 м?, на основании договора социального найма жилого помещения от 12.07.2019 № 61, и включен в список граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в с. Новое Чаплино. 03.11.2022 прокуратурой района в администрацию внесено представление об устранении нарушений законодательства о жилищных правах граждан, которое рассмотрено, однако нарушения не устранены.
В отзыве на иск администрация указала, что возражает относительно искового заявления прокурора, поскольку жилой дом, расположенный по адресу: с. Новое Чаплино, ул. Матлю, д. 1, включен в Государственную программу «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда в Чукотском автономном округе», утвержденную постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 29.03.2019 № 170. Ответственным исполнителем Программы является Департамент промышленной политики Чукотского автономного округа. Ресурсное обеспечение Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Чукотского автономного округа, средств государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». В настоящее время в с. Новое Чаплино отсутствуют свободные жилые помещения для переселения граждан из дома № 1 по ул. Матлю. У органов местного самоуправления нет полномочий по изменению сроков окончания переселения граждан из аварийного жилья по сравнению с тем, как это запланировано в региональной адресной программе. В связи с тем, что жилищное законодательство не предусматривает каких-либо сроков переселения граждан из аварийного дома в другой, следует руководствоваться общеправовым принципом о разумном сроке. Прокуратурой не учтено, что на территории села отсутствуют свободные жилые помещения, которые можно предоставить гражданам, и в текущем году строительства не будет. Считают, что исковые требования прокурора подлежат оставлению без удовлетворения (л.д. 117-1118).
Определением суда от 23.11.2022 к участию в деле привлечен в качестве истца Нутанаун С.Н.
В судебное заседание истец Нутанаун С.Н. не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, в заявлении от 07.12.2022, направленном в суд, просил рассмотреть дело без его участия, ходатайств, дополнительных заявление не имеет. Исковые требования поддерживает в полном объеме.
В судебном заседании прокурор Ковалева О.А. исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, указанным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания ответчик извещен надлежащим образом. 22.12.2022 в суд поступило заявление главы администрации Провиденского городского округа, в котором он просит рассмотреть гражданское дело без представителя администрации.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца и представителя ответчика.
Суд, выслушав прокурора Ковалеву О.А., исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
В силу ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местное самоуправление в РФ - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учётом исторических и иных местных традиций.
Пунктом 3 ст. 2 ЖК РФ установлено, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Исходя из положений п.3,6 ст.16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности ГО; обеспечение проживающих в ГО и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с п.п. 1, 3.1, 9 ч.1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования; осуществление муниципального жилищного контроля.
Согласно ч.2 ст.15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч.4 ст.15 ЖК РФ).
Частью 3 ст.52 ЖК РФ предусмотрено, что принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления, им же предоставляются на основании соответствующих решений жилые помещения по договорам социального найма (ч.3 ст.57 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учёт, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.
Пунктом 1 ч.2 ст.57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».
Согласно п.7 Положения оценка и обследование многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях.
В соответствии со ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности, в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, жилое помещение признано непригодным для проживания (пункты 1, 3).
В силу ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 ЖК РФ).
В соответствии с ч.1 и 2 ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. 86-88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населённого пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населённого пункта.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст. 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч.5 ст.57, ст.58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Из содержания приведённых норм закона следует, что предоставление гражданам в связи с признанием жилых помещений непригодными для проживания, дома - подлежащим сносу другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними условиями, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
10.11.2022 Нутанаун С.Н. обратился в прокуратуру района с заявлением, в котором просил обратиться в суд с иском к администрации о предоставлении ему другого жилого помещения, поскольку дом признан аварийным, проживание в нем невозможно, администрация другое жилое помещение ему не предоставила, другого жилья он не имеет (л.д.89).
Согласно информации администрации № 3085 от 08.12.2022 право собственности на многоквартирный дом №1 по ул. Матлю, с. Новое Чаплино в ЕГРН не зарегистрировано в связи с отсутствием технического паспорта здания (строения) (л.д.114).
Согласно передаточному акту недвижимого имущества городского поселения Провидения, передаваемого в муниципальную собственность Провиденского городского округа от 24.12.2015, жилой дом №1 по ул. Матлю, с. Новое Чаплино, передан в собственность Провиденского городского округа (л.д.14-18).
Из выписки из реестра муниципального имущества Провиденского городского округа на 02.11.2022 в муниципальной казне Провиденского городского округа значится многоквартирный дом, расположенный по адресу: Чукотский АО, Провиденский район, с. Новое Чаплино, ул. Матлю, д.1, реестровый номер 0877242Н105, год окончания строительства 1984, площадь 811,1 кв.м. (л.д.13).
Как следует из информации администрации №3084 от 08.12.2022 технический паспорт здания (строения) на жилой дом, расположенный по адресу с. Новое Чаплино, ул. Матлю, д.1, утрачен. В своей деятельности управляющая компания руководствуется техническим паспортом на дом с. Новое Чаплино, ул. Майна, д.17, поскольку оба дома были построены по одному типовому проекту (л.д. 113).
Аналогичные сведения содержит информация исх.№ 01-04/1402 от 08.12.2022, поступившая от управляющей компании МП «Север» (л.д. 112).
Из договора социального найма жилого помещения № 61 от 12.07.2019, заключённого между администрацией, в лице директора МП «Север», и Нутанауном С.Н. следует, что ему передано в бессрочное владение и пользование жилое помещение, по адресу: ул. Матлю, д.1, кв.№ с. Новое Чаплино, общая плащадь жилого помещения – 66,6 кв.м (л.д.91).
Нутанаун С.Н. зарегистрирован по месту жительства по адресу: Чукотский АО, Провиденский р-н, с. Новое Чаплино, ул. Матлю, д.1, кв. №, что подтверждается соответствующей отметкой в его паспорте (л.д.90), справкой №254 от 10.11.2022 о месте жительства и составе семьи (л.д.92), адресной справкой МП МОтд МВД России «Провиденское» от 11.11.2022 (л.д.93).
Согласно выводам технического отчета ООО «Фама Про» по обследованию многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул. Матлю, д. 1, с. Новое Чаплино № ФП-2021/11-1.1 строительные конструкции жилого дома находятся преимущественно в ограниченно-работоспособном техническом состоянии. Межэтажное перекрытие Объекта в осях А-Б/5-6 находится в аварийном техническом состоянии. Жилые помещения объекта обследования следует признать непригодными для проживания (л.д.19-56).
В соответствии с заключением межведомственной комиссии по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда в Провиденском городском округе от 17.01.2022 № 80 многоквартирный дом № 1 по ул. Матлю с. Новое Чаплино Провиденского городского округа Чукотского автономного округа признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.57).
Распоряжением заместителя главы администрации от 18.01.2022 № 21 «Об утверждении заключений межведомственной комиссии по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда в Провиденском городском округе» дом № 1 по ул. Матлю с. Новое Чаплино признан аварийным и подлежащим сносу, дом исключен из жилищного фонда Провиденского городского округа. Постановлено, граждан, проживающих в указанном доме, поставить в очередь для получения квартир в жилом фонде, пригодном для проживания и переселить в срок до 31 декабря 2024 года» (л.д. 58).
Как следует из представленных материалов по делу, Нутанаун С.Н. на основании п.п.3 п.1 ст.51, п.п.1 п.2 ст.57 ЖК РФ включен в Список граждан-очередников, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в с. Новое Чаплино, утверждённый заместителем начальника Управления промышленной политики - начальником отдела жилищно-коммунального хозяйства Тюркиным В.С., по состоянию на 01.12.2022 под №7(л.д.59-60, 115-116).
Согласно уведомлению от 11.11.2022 № КУВИ-001/2022-199700196 в ЕГРН отсутствует запрошенная информация о правах Нутанауна С.Н. на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости на всей территории Российской Федерации (л.д. 94).
03.11.2022 прокуратурой района в адрес администрации внесено представление «Об устранении нарушений о жилищных правах граждан», проживающих в многоквартирном доме по адресу: ул. Матлю, д.1, с. Новое Чаплино (л.д.71-73).
Как следует из информации администрации от 11.11.2022 представление рассмотрено, запланировано проведение конкурсной процедуры на постройку 13 жилых помещений в 2023 г. с окончательной сдачей работ в 2024 г. Для этих целей постановлением администрации от 14.10.2022 №466 внесено изменение в муниципальную программу «Переселение граждан аварийного жилищного фонда Провиденского городского округа» (л.д.74).
Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 29.03.2019 № 170 утверждена Государственная программа «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда в Чукотском автономном округе». Согласно приложению №8 Государственной программы дом по адресу: ул. Матлю, д.1, с. Новое Чаплино Провиденского ГО включен в Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2017 г.
Таким образом, в судебном заседании и материалами дела установлено, что жилой дом № 1 по ул. Матлю, с. Новое Чаплино, является собственностью администрации Провиденского городского округа и относится к муниципальному жилому фонду, признан аварийным и подлежащим сносу, поскольку не отвечает установленным для жилых помещений требованиям, непригоден для проживания, и дальнейшее проживание в нём представляет реальную угрозу для жизни и здоровья граждан; квартира в нем предоставлена истцу на основании договора социального найма, истец состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма в связи с признанием дома аварийным, в связи с чем суд считает, что администрация Провиденского городского округа Чукотского автономного округа, выступающая в качестве наймодателя в отношении занимаемого Нутанауном С.Н. жилого помещения, является надлежащим ответчиком по настоящему спору, а прокурор подал иск в пределах полномочий, предоставленных ст.45 ГПК РФ, для защиты жилищных прав истца.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Провиденского района, заявленные в интересах Нутанауна С.Н. к администрации Провиденского городского округа Чукотского автономного округа о возложении обязанности предоставить Нутанауну С.Н. по договору социального найма вне очереди другое жилое помещение взамен аварийного, подлежат удовлетворению.
Суд находит несостоятельным довод ответчика о необходимости отказа прокурору в удовлетворении исковых требований, поскольку ответственным исполнителем Государственной программы является Департамент промышленной политики Чукотского автономного округа.
Как усматривается из паспорта Государственной программы «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда в Чукотском автономном округе» - сроки её реализации с 2019 года по 31.12.2023. Государственная программа реализуется Департаментом промышленной политики Чукотского автономного округа, который является ответственным исполнителем.
Ответственный исполнитель Государственной программы осуществляет текущее управление и контроль за реализацией Государственной программы.
Реализация мероприятий Государственной программы осуществляется посредством предоставления из окружного бюджета субсидии бюджетам муниципальных образований в порядке, установленном приложением 3 к Государственной программе.
Жилые помещения, приобретенные за счет средств, предусмотренных настоящей Государственной программой, оформляются в муниципальную собственность в целях дальнейшего предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, в соответствии с жилищным законодательством на условиях социального найма.
Таким образом, реализация Государственной программы возложена, в том числе, и на органы местного самоуправления.
Действие федеральных законов и иных норм права, а также обязанности органов местного самоуправления их исполнять, не могут быть обусловлены достаточностью или недостаточностью финансовых ресурсов.
Согласно ч.1 и 2 ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счёт ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В исковом заявлении прокурор не указывает срок, в течение которого администрация обязана предоставить истцам другое жилое помещение.
Поскольку обязанность предоставления жилья Нутанауну С.Н. может быть исполнена лишь администрацией, суд приходит к выводу о необходимости установления администрации срока, в течение которого ей надлежит исполнить решение суда – 1 год 6 месяцев. Суд находит данный срок разумным и обеспечивающим соблюдение баланса интересов сторон.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ администрация Провиденского городского округа, выступающая по делу в качестве ответчика, освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление, поданное прокурором Провиденского района Чукотского автономного округа в интересах Нутанауна Сергея Николаевича к администрации Провиденского городского округа Чукотского автономного округа о возложении обязанности предоставить Нутанауну С.Н. по договору социального найма вне очереди другое жилое помещение благоустроенное применительно к условиям населенного пункта Новое Чаплино Провиденского городского округа, равнозначное по общей площади, занимаемому в настоящий момент, расположенному по адресу: ул. Матлю, д.1, кв. №, с. Новое Чаплино Провиденского городского округа Чукотского автономного округа, площадью не менее 66,6 кв.м., отвечающее установленным требованиям, в границах населенного пункта Новое Чаплино Провиденского городского округа, удовлетворить.
Возложить на администрацию Провиденского городского округа Чукотского автономного округа (ИНН 8705000692, ОГРН 1028700517295) обязанность предоставить Нутанауну Сергею Николаевичу, <данные изъяты>, по договору социального найма вне очереди другое жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта Новое Чаплино Провиденского городского округа, равнозначное по общей площади, занимаемому в настоящий момент, расположенному по адресу: ул. Матлю, д.1, кв. №, с. Новое Чаплино Провиденского городского округа Чукотского автономного округа, площадью не менее 66,6 кв.м., отвечающее установленным требованиям, в границах населенного пункта Новое Чаплино Провиденского городского округа, в течение 1 (одного) года 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в суд Чукотского автономного округа через Провиденский районный суд Чукотского автономного округа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Н. Деркач
Мотивированное решение составлено 29.12.2022.