Дело № 2а -1-1181/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 октября 2017 года г.Ливны Орловская область.
Судья Ливенского районного суда Орловской области Сопова Н.И.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Государственного учреждения – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Орловской области к Каниной А.Г. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №3 по Орловской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Каниной А.Г. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование и пени, указав, что с Канина А.Г. была поставлена на налоговый учет в качестве индивидуального предпринимателя с 03.04.2008 г., 21.09.2012 г. с учета снята. Должник Канина А.Г. несвоевременно исполнила свои обязательства по уплате страховых вносов на обязательное пенсионное, и обязательное медицинское страхование за 2010г., 2011г., 2012 г.
За несвоевременную уплату страховых взносов Каниной А.Г. начислены пени на страховую часть пенсии в сумме 10901,03 рубль; за несвоевременную уплату сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть пенсии должнику начислены пени в сумме 3846,34 руб., за несвоевременную уплату сумм страховых взносов на обязательное медицинское страхование должнику начислены пени в сумме 2771,07 руб.,
В адрес административного ответчика было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, пеней и штрафов № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором административному ответчику было предложено в добровольном порядке уплатить страховые взносы на обязательное медицинское и обязательное пенсионное страхование, которые до настоящего времени не исполнены.
Административный истец просит взыскать с административного ответчика задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в сумме 17518,44 рублей, в том числе: пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии- 10901,03 руб. и на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии- 3846,34 руб., на обязательное медицинское страхование- 2771,07 руб.
Одновременно Налоговым органом подано ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления о взыскании налогов и пени, со ссылкой на то, что срок был пропущен по уважительной причине, в связи с вступлением с 01.01.2017 г. в законную силу Федерального закона от 03.07.2016 г. №250-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ, в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых вносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование». При этом, налоговым органом осуществляется взыскание недоимки по страховым взносам, а также задолженности по пеням и штрафам возникшей, в том числе до 1 января 2017 г. Срок уплаты согласно требованию об уплате налога, сбора, страховых вносов, пеней, штрафов № от 07.12.2016 г., при неисполнении физическим лицом указанного требования срок обращения налогового органа в суд считается истекшим 27 июня 2017 г., в то время как документы для взыскания задолженности по страховым взносам в отношении Каниной А.Г. от ГУ УПФ РФ в Ливенском районе Орловской области поступили в адрес налогового органа только 27.07.2017 г.
Исследовав доказательства в письменной форме, предоставленные сторонами, суд приходит к следующему.
Обязанность граждан - налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в статье 57 Конституции Российской Федерации, а также части 1 статьи 3, пункте 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Частью 2 указанной статьи регламентировано, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пени, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пени, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пени, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пени, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пени, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Абзацем 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Материалами дела установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 01.08.2017 г., Канина А.Г., 03.04.2008 года была поставлена на учет в качестве индивидуального предпринимателя, 21.09.2012 года снята с учета.
Требованием № от 07.12.2016 г. об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, Канина А.Г. извещена о наличии задолженности по страховым взносам, пени, штрафов в сумме 17518,44 рублей и ей был предоставлен срок для погашения задолженности до 27.12.2016 г.
Согласно расшифровке сумм задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование составляет 17518,44 рублей, в том числе пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии – 10901,03 рублей, на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии – 2428,15 рублей, страховые взносы на обязательное медицинское страхование- 342,92 рублей.
Требования ответчиком в добровольном порядке исполнены не были, что послужило основанием для обращения в суд с административным исковым заявлением. С учетом вышеуказанных положений Налогового кодекса Российской Федерации, срок на обращение в суд с иском истек 27.06.2017 года.
На основании приказа Федеральной налоговой службы от 29 декабря 2016 г. «Об осуществлении бюджетных полномочий главного администратора доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ Федеральной налоговой службой, администраторов доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ территориальными органами федеральной налоговой службы» администрирование страховых вносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное медицинское страхование возложено на налоговый орган.
Как следует из ответа на запрос Начальника Управления ПФ РФ в Ливенском районе Орловской области от 25.07.2017 г, на № от 29.06.2017 г., ГУ УПФ РФ в Ливенском районе направляет начальнику МРИ ФНС России №3 по Орловской области копии документов, являющихся основанием для возникновения задолженности, требования об уплате страховых взносов и пеней, в том числе и на Канину А.Г.
Из анализа положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, ограничен.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 1/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд не находит оснований для признания причины пропуска срока уважительными несвоевременную передачу документов для взыскания задолженности по страховым взносам в отношении Каниной А.Г. от Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ливенском районе Орловской области в налоговый орган.
При этом суд учитывает, что инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. Документы о наличии задолженности в налоговый орган были переданы до истечения срока подачи иска в суд, а 25.07.2017 года Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ливенском районе Орловской области направляло в налоговый орган дополнительные документы. Инспекцией не приведено обоснования невозможности подачи в суд соответствующего заявления в установленный срок.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 г. N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 479-О-О).
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Оценивая вышеизложенные письменные доказательства, суд приходит к выводу, что ходатайство о восстановлении срока подачи административного иска не подлежит удовлетворению, поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим административным иском в период с 10.01.2017 г. до 27.06.2017 г., налоговым органом представлено не было, соответственно, предусмотренный законом шестимесячный срок, пропущен административным истцом без уважительных причин.
Поскольку на дату обращения с настоящим административным иском в суд, налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание недоимки по налогам и пени в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290, 293 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Государственного учреждения – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Орловской области к Каниной А.Г. о восстановлении пропущенного процессуального срока и о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование и пени.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Орловского областного суда в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья