Решение по делу № 2-1767/2024 от 27.06.2024

УИД 37RS0005-01-2024-002208-76

Дело № 2-1767/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 августа 2024 года город Иваново

Ивановский районный суд Ивановской области

в составе председательствующего судьи Чеботаревой Е.В.,

при секретаре Кротовой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Балахонковского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области к ФИО3, ФИО24 ПавлуБолеславовичу, ФИО4, ФИО5, ФИО6,ФИО7,ФИО8,ФИО9,ФИО10,ФИО11,ФИО12, ФИО13, Алёховой ФИО18,ФИО14, ФИО15,ФИО16,ФИО2, администрации Новоталицкого сельского поселения, акционерному обществу «Вергуза», об образовании земельного участка и признании на него права муниципальной собственности,

установил:

Администрация Балахонковского сельского поселения (далее по тексту также – администрация) обратилась в суд с иском к администрации Новоталицкого сельского поселения, АО «Вергуза». На основании протокольного определения суда от 31.07.2024 к участию в деле соответчика привлечены Булатов В.С., НовиковП.Б., НовиковВ.П., КорюкинаМ.П., ВоронинМ.В., ЛяпинС.А., ЗемсковВ.В., ЗюзинВ.М., ШибуняевС.Я., ШибуняеваН.С., КузнецовД.И., ГрабличевЭ.А., АлёховаС.В., ПоповА.А., ПоповС.А., ШаховаН.П., АнтоновА.В. Истец просит признать за истцом право собственности на многоконтурный земельный участок с кадастровым номером 37:05:000000:2088 площадью 472072+/- 6011,91, категория земель: с/х назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Ивановская область, Ивановский район, ЗАО «Вергуза».

Заявленные требования мотивированы тем, что в ЕГРН имеются сведения о земельном участке с кадастровым номером 37:05:000000:257, расположенном по адресу: Ивановская обл., Ивановский район, ЗАО «Вергуза», категория земель: «земли сельскохозяйственного назначения», разрешенное использование: «сельскохозяйственное использование», площадью 15889967кв.м. Указанный земельный участок, согласно выписке из ЕГРН и проекту землеустройства и перераспределения земель реорганизуемого колхоза Маяк, утвержденного Постановлением администрации Ивановского района ивановской области №1810 от 28.12.1992, относится к землям коллективно-долевой собственности колхоза Маяк, реорганизованном в форме присоединения к АОЗТ «Вергуза». На указанном земельном участке находились объекты недвижимого имущества согласно картографического материла проекта перераспределения земель и внутрихозяйственной оценки реорганизуемого колхоза «Маяк», а также картографического материала масштаба 1:10000 на территорию Ивановского муниципального района Ивановской области, имеющегося в распоряжении Управления Росреестра по Ивановской области, в границах контура №1 расположено здание склада, в границах контура №2 расположены здания молочной фермы, в границах контура №3 расположено здание молочной фкпмы, в границах контура №4 расположено здание молочной фермы и силосные ямы, в границах контура № 5 – здание молочной фермы, в границах контура № 6 – противопожарный пруд, в границах контура № 7 – здания промышленного центра, силосные ямы, противопожарный пруд, водокачка, навозохранилище, в границах контура № 8 – здания промышленного центра, противопожарный пруд, в границах контура № 9 – силосные ямы, сарай,в границах контура № 11 – здания молочной фермы, силосные ямы 9 (контуром является часть образуемого земельного участка). При этом, вышеуказанные постройки и сооружения не имеют собственника. Согласно заключения кадастрового инженера, в результате кадастровых работ мноконтурный земельный участок образуется из земельного участка с кадастровым номером 37:05:000000:257. На вышеуказанный земельный участок зарегистрирован права Новоталицкого сельского поселения, АО «Вергуза», и 20 физических лиц. Согласно заключению кадастрового инженера, образуемый земельный участок не свободен от застройки, в связи с чем выделить его за счет невостребованных земельных долей не представляется возможным, в связи с чем истец был вынужден обратиться в суд с настоящим иском.

Представитель истца администрации Балахонковского сельского поселения в судебное заседание, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчики Булатов В.С., НовиковП.Б., НовиковВ.П., КорюкинаМ.П., ВоронинМ.В., ЛяпинС.А., ЗемсковВ.В., ЗюзинВ.М., ШибуняевС.Я., ШибуняеваН.С., КузнецовД.И., ГрабличевЭ.А., АлёховаС.В., ПоповА.А., ПоповС.А., ШаховаН.П., АнтоновА.В., представители ответчиков АО «Вергуза», администрации Новоталицкого сельского поселенияв судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

Представители третьих лиц Управления Росреестра по Ивановской области, администрация Ивановского муниципального района Ивановской области, в судебное заседание также не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.

На основании ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав.

В силу ст. 12 ГК РФ каждый вправе самостоятельно выбрать способ защиты гражданских прав.

Постановлением Администрации Ивановского района Ивановской области от 28.12.1992 № 1810 утвержден проект землеустройства (перераспределения земель) реорганизуемого колхоза «Маяк», бесплатно в коллективную совместную собственность колхоза «Маяк» передано 2361,3 га., в аренду колхоза «Маяк» сроком до 50 лет с правом последующего выкупа площадью 504,31 га; в пользование колхоза «Маяк» передано 1612,73 га.

Согласно постановлению Главы администрации Ивановского района Ивановской области от 05.05.1995 № 439 «О присоединении колхоза «Маяк» к АОЗТ «Вергуза», последнее юридическое лицо является правопреемником колхоза «Маяк».

Согласно выписке из ЕГРН, составленной по состоянию на 26.06.2024, земельный участок с кадастровым номером 37:05:000000:257 по адресу: Ивановская область, Ивановский район, ЗАО «Вергуза», поставлен на кадастровый учет 25.01.1996, имеет площадь 15889967кв.м., расположен на землях сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования сельскохозяйственное производство, граница земельного участка не установлена, сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные», «ранее учтенные». Земельный участок находится в общей долевой собственности Балахонковского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области, АО «Вергуза», БулатоваВ.С., НовиковаП.Б., НовиковаВ.П., КорюкинойМ.П., ВоронинаМ.В., ЛяпинаС.А., ЗемсковаВ.В., ЗюзинаВ.М., ШибуняеваС.Я., ШибуняевойН.С., КузнецоваД.И., ГрабличеваЭ.А., АлёховойС.В., ПоповаА.А., ПоповаС.А., ШаховойН.П., АнтоноваА.В.,

Кадастровым инженером Дементьевым П.В. проведены кадастровые работы по разделу земельного участка с кадастровым № 37:05:000000:257.

В ходе проведения кадастровых работ было выявлено, что образуемый земельный участок отнесен к коллективно-долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № 37:05:000000:257. В соответствии с внутрихозяйственной оценкой колхоза «Маяк», образуемый земельный участок не расположен в границах земель сельскохозяйственных угодий, не имеет оценку земель по продуктивности в баллогектарах, следовательно он не учитывался при выделении земельных паев членам колхоза «Маяк» и не может быть образован путем выдела в счет земельной доли (земельного пая). Таким образом, для признания права собственности на объект недвижимости в судебном порядке было принято решение об образовании данного земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером 37:05:000000:257 с сохранением исходного земельного участка в измененных границах. Размер и местоположение границ образуемого земельного участка было согласовано путем извещения в средствах массовой информации о необходимости проведения собрания по данному поводу. Жалоб и заявлений по поводу размера и местоположения границ данного земельного участка не поступало. Поскольку граница земель государственного лесного фонда установлена в виде территориальной зоны с учетным номером 37:00-15.8, то согласования с комитетом Ивановской области по лесному хозяйству не проводились. Также отмечено, что границы земельного участка сформированы на основании данных проекта перераспределения земель ЗАО «Вергуза», с учетом внутрихозяйственной оценки земель колхоза «Маяк», расположенного на территории Ивановского муниципального района Ивановской области. Границы территориальных зон правил землепользования и застройки Балахонковского сельского поселения Ивановского района Ивановской области не учитывались, поскольку их описание было проведено без учета сведений, содержащихся в проекте перераспределения земель ОАЗТ Вергуза» и внутрихозяйственной оценки земель колхоза «Маяк», что привело к ошибке описания границы той или иной территориальной зоны ПЗЗ на территории исходного земельного участка с кадастровым номером 37:05:000000:257. Так же отмечено, что правила землепользования и застройки Балахонковского сельского поселения Ивановского района Ивановской области были утверждены позднее, чем произведен кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 37:05:000000:257, включающий в себя территорию коллективно-долевой собственности членов реорганизуемого ЗАО «Вергуза». Образуемый земельный участок не свободен от застройки, в связи с чем положения Федерального закона от 24.07.2002 № 101-«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в данном случае не распространяются.

В силу ст.ст. 11, 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права и восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ст.1 Федерального закона от 13.03.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

В соответствии с п. 7 ст.1 вышеуказанного Закона государственным кадастровым учетом недвижимого имущества является внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены в ст. 14 настоящего закона.

В соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральным законом.

Согласно ч. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных случаях предусмотренных федеральными законами случаях (ст. 60 Земельного кодекса РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 64 Земельного кодекса РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации права.

Площадь и границы являются главными индивидуализирующими признаками земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (ч. 4 ст. 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»)

В силу ст. 22 данного Закона местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (часть 4.2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», часть 2 статьи 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).

В соответствии с пп. 1 п. 13 Требований к подготовке межевого плана (утверждены приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 №921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке») раздел «Заключение кадастрового инженера» включается в состав межевого плана в случае, если в ходе кадастровых работ выявлены несоответствия сведений ЕГРН о местоположении ранее установленных границ земельных участков, в том числе, смежных земельных участков, в отношении которых осуществляются кадастровые работы.

Пунктом 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ установлено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии со ст. ст. 1, 9 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство основывается на необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты; граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса РФ необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права.

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Согласно ст. 60 Земельного кодекса РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу п.10 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007г. № 21-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции до 01 января 2017 года) образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.

Статьей 11.9 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вкрапливанию, вклиниванию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Приватизация земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, была разрешена Указом Президента РФ №323 от 27.12.1991 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР».

В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» было определено, что при приватизации земель надлежало провести разграничение находящихся в пользовании колхозов и совхозов земель, выделив земли, остающиеся к государственной собственности и передаваемые гражданам в частную, индивидуальную и коллективно-долевую собственность.

Согласно п. 1.3 главы 2 Рекомендаций сельского хозяйства РФ от 14.01.1992 «О реорганизации колхозов и совхозов» разделу на земельные доли подлежали все сельскохозяйственные угодья.

В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991 к землям сельскохозяйственных угодий отнесены пашня, сады, виноградники, огороды, сенокосы, пастбища. Указанные земли используются колхозами, совхозами, другими предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами для ведения сельского хозяйства.

Согласно п. 6 и 7 ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 №101-ФЗ действие настоящего Федерального закона не распространяется, в том числе на земельные участки занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом РФ.

Согласно ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ, одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.

В силу положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истцом представлены в дело доказательства в полной мере обосновывающие невозможность устранения нарушения права в ином порядке, таким образом, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Признавая право собственности на указанный земельный участок, суд также приходит к выводу, что права иных участников общей долевой собственности на земельный участок нарушены не будут, поскольку в собственность граждан передавались земли, входящие в состав сельскохозяйственных угодий, а земля, находящаяся под объектами капитального строительства, в состав таких земель не входит и объектом общей долевой собственности не является.

Как следует из положений ст. 215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления осуществляют права собственника от имени муниципального образования. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

В силу приведенных положений закона и установленных обстоятельствах, поскольку исковое заявление было подано администрацией Балахонковского сельского поселения Ивановского муниципального района как органом, осуществляющим права собственника от имени муниципального образования, в данном случае на образуемый земельный участок возникает право муниципальной собственности у соответствующего муниципального образования - Балахонковского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

исковые требования администрации Балахонковского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области к ФИО3, ФИО24 ПавлуБолеславовичу, ФИО4, ФИО5, ФИО6,ФИО7,ФИО8,ФИО9,ФИО10,ФИО11,ФИО12, ФИО13, Алёховой ФИО18,ФИО14, ФИО28 СергеюАлександровичу,ФИО16,ФИО2, администрации Новоталицкого сельского поселения, акционерному обществу «Вергуза», об образовании земельного участка и признании на него права муниципальной собственности удовлетворить.

Признать за администрацией Балахонковского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской право собственности на многоконтурный земельный участок с кадастровым номером 37:05:000000:2088, площадью 472072+/- 6011,91, категория земель: с/х назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Ивановская область, Ивановский район, ЗАО «Вергуза».

Решение суда может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья подпись Е.В. Чеботарева

В окончательной форме решение составлено 27.08.2024

УИД 37RS0005-01-2024-002208-76

Дело № 2-1767/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 августа 2024 года город Иваново

Ивановский районный суд Ивановской области

в составе председательствующего судьи Чеботаревой Е.В.,

при секретаре Кротовой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Балахонковского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области к ФИО3, ФИО24 ПавлуБолеславовичу, ФИО4, ФИО5, ФИО6,ФИО7,ФИО8,ФИО9,ФИО10,ФИО11,ФИО12, ФИО13, Алёховой ФИО18,ФИО14, ФИО15,ФИО16,ФИО2, администрации Новоталицкого сельского поселения, акционерному обществу «Вергуза», об образовании земельного участка и признании на него права муниципальной собственности,

установил:

Администрация Балахонковского сельского поселения (далее по тексту также – администрация) обратилась в суд с иском к администрации Новоталицкого сельского поселения, АО «Вергуза». На основании протокольного определения суда от 31.07.2024 к участию в деле соответчика привлечены Булатов В.С., НовиковП.Б., НовиковВ.П., КорюкинаМ.П., ВоронинМ.В., ЛяпинС.А., ЗемсковВ.В., ЗюзинВ.М., ШибуняевС.Я., ШибуняеваН.С., КузнецовД.И., ГрабличевЭ.А., АлёховаС.В., ПоповА.А., ПоповС.А., ШаховаН.П., АнтоновА.В. Истец просит признать за истцом право собственности на многоконтурный земельный участок с кадастровым номером 37:05:000000:2088 площадью 472072+/- 6011,91, категория земель: с/х назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Ивановская область, Ивановский район, ЗАО «Вергуза».

Заявленные требования мотивированы тем, что в ЕГРН имеются сведения о земельном участке с кадастровым номером 37:05:000000:257, расположенном по адресу: Ивановская обл., Ивановский район, ЗАО «Вергуза», категория земель: «земли сельскохозяйственного назначения», разрешенное использование: «сельскохозяйственное использование», площадью 15889967кв.м. Указанный земельный участок, согласно выписке из ЕГРН и проекту землеустройства и перераспределения земель реорганизуемого колхоза Маяк, утвержденного Постановлением администрации Ивановского района ивановской области №1810 от 28.12.1992, относится к землям коллективно-долевой собственности колхоза Маяк, реорганизованном в форме присоединения к АОЗТ «Вергуза». На указанном земельном участке находились объекты недвижимого имущества согласно картографического материла проекта перераспределения земель и внутрихозяйственной оценки реорганизуемого колхоза «Маяк», а также картографического материала масштаба 1:10000 на территорию Ивановского муниципального района Ивановской области, имеющегося в распоряжении Управления Росреестра по Ивановской области, в границах контура №1 расположено здание склада, в границах контура №2 расположены здания молочной фермы, в границах контура №3 расположено здание молочной фкпмы, в границах контура №4 расположено здание молочной фермы и силосные ямы, в границах контура № 5 – здание молочной фермы, в границах контура № 6 – противопожарный пруд, в границах контура № 7 – здания промышленного центра, силосные ямы, противопожарный пруд, водокачка, навозохранилище, в границах контура № 8 – здания промышленного центра, противопожарный пруд, в границах контура № 9 – силосные ямы, сарай,в границах контура № 11 – здания молочной фермы, силосные ямы 9 (контуром является часть образуемого земельного участка). При этом, вышеуказанные постройки и сооружения не имеют собственника. Согласно заключения кадастрового инженера, в результате кадастровых работ мноконтурный земельный участок образуется из земельного участка с кадастровым номером 37:05:000000:257. На вышеуказанный земельный участок зарегистрирован права Новоталицкого сельского поселения, АО «Вергуза», и 20 физических лиц. Согласно заключению кадастрового инженера, образуемый земельный участок не свободен от застройки, в связи с чем выделить его за счет невостребованных земельных долей не представляется возможным, в связи с чем истец был вынужден обратиться в суд с настоящим иском.

Представитель истца администрации Балахонковского сельского поселения в судебное заседание, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчики Булатов В.С., НовиковП.Б., НовиковВ.П., КорюкинаМ.П., ВоронинМ.В., ЛяпинС.А., ЗемсковВ.В., ЗюзинВ.М., ШибуняевС.Я., ШибуняеваН.С., КузнецовД.И., ГрабличевЭ.А., АлёховаС.В., ПоповА.А., ПоповС.А., ШаховаН.П., АнтоновА.В., представители ответчиков АО «Вергуза», администрации Новоталицкого сельского поселенияв судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

Представители третьих лиц Управления Росреестра по Ивановской области, администрация Ивановского муниципального района Ивановской области, в судебное заседание также не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.

На основании ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав.

В силу ст. 12 ГК РФ каждый вправе самостоятельно выбрать способ защиты гражданских прав.

Постановлением Администрации Ивановского района Ивановской области от 28.12.1992 № 1810 утвержден проект землеустройства (перераспределения земель) реорганизуемого колхоза «Маяк», бесплатно в коллективную совместную собственность колхоза «Маяк» передано 2361,3 га., в аренду колхоза «Маяк» сроком до 50 лет с правом последующего выкупа площадью 504,31 га; в пользование колхоза «Маяк» передано 1612,73 га.

Согласно постановлению Главы администрации Ивановского района Ивановской области от 05.05.1995 № 439 «О присоединении колхоза «Маяк» к АОЗТ «Вергуза», последнее юридическое лицо является правопреемником колхоза «Маяк».

Согласно выписке из ЕГРН, составленной по состоянию на 26.06.2024, земельный участок с кадастровым номером 37:05:000000:257 по адресу: Ивановская область, Ивановский район, ЗАО «Вергуза», поставлен на кадастровый учет 25.01.1996, имеет площадь 15889967кв.м., расположен на землях сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования сельскохозяйственное производство, граница земельного участка не установлена, сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные», «ранее учтенные». Земельный участок находится в общей долевой собственности Балахонковского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области, АО «Вергуза», БулатоваВ.С., НовиковаП.Б., НовиковаВ.П., КорюкинойМ.П., ВоронинаМ.В., ЛяпинаС.А., ЗемсковаВ.В., ЗюзинаВ.М., ШибуняеваС.Я., ШибуняевойН.С., КузнецоваД.И., ГрабличеваЭ.А., АлёховойС.В., ПоповаА.А., ПоповаС.А., ШаховойН.П., АнтоноваА.В.,

Кадастровым инженером Дементьевым П.В. проведены кадастровые работы по разделу земельного участка с кадастровым № 37:05:000000:257.

В ходе проведения кадастровых работ было выявлено, что образуемый земельный участок отнесен к коллективно-долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № 37:05:000000:257. В соответствии с внутрихозяйственной оценкой колхоза «Маяк», образуемый земельный участок не расположен в границах земель сельскохозяйственных угодий, не имеет оценку земель по продуктивности в баллогектарах, следовательно он не учитывался при выделении земельных паев членам колхоза «Маяк» и не может быть образован путем выдела в счет земельной доли (земельного пая). Таким образом, для признания права собственности на объект недвижимости в судебном порядке было принято решение об образовании данного земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером 37:05:000000:257 с сохранением исходного земельного участка в измененных границах. Размер и местоположение границ образуемого земельного участка было согласовано путем извещения в средствах массовой информации о необходимости проведения собрания по данному поводу. Жалоб и заявлений по поводу размера и местоположения границ данного земельного участка не поступало. Поскольку граница земель государственного лесного фонда установлена в виде территориальной зоны с учетным номером 37:00-15.8, то согласования с комитетом Ивановской области по лесному хозяйству не проводились. Также отмечено, что границы земельного участка сформированы на основании данных проекта перераспределения земель ЗАО «Вергуза», с учетом внутрихозяйственной оценки земель колхоза «Маяк», расположенного на территории Ивановского муниципального района Ивановской области. Границы территориальных зон правил землепользования и застройки Балахонковского сельского поселения Ивановского района Ивановской области не учитывались, поскольку их описание было проведено без учета сведений, содержащихся в проекте перераспределения земель ОАЗТ Вергуза» и внутрихозяйственной оценки земель колхоза «Маяк», что привело к ошибке описания границы той или иной территориальной зоны ПЗЗ на территории исходного земельного участка с кадастровым номером 37:05:000000:257. Так же отмечено, что правила землепользования и застройки Балахонковского сельского поселения Ивановского района Ивановской области были утверждены позднее, чем произведен кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 37:05:000000:257, включающий в себя территорию коллективно-долевой собственности членов реорганизуемого ЗАО «Вергуза». Образуемый земельный участок не свободен от застройки, в связи с чем положения Федерального закона от 24.07.2002 № 101-«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в данном случае не распространяются.

В силу ст.ст. 11, 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права и восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ст.1 Федерального закона от 13.03.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

В соответствии с п. 7 ст.1 вышеуказанного Закона государственным кадастровым учетом недвижимого имущества является внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены в ст. 14 настоящего закона.

В соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральным законом.

Согласно ч. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных случаях предусмотренных федеральными законами случаях (ст. 60 Земельного кодекса РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 64 Земельного кодекса РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации права.

Площадь и границы являются главными индивидуализирующими признаками земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (ч. 4 ст. 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»)

В силу ст. 22 данного Закона местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (часть 4.2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», часть 2 статьи 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).

В соответствии с пп. 1 п. 13 Требований к подготовке межевого плана (утверждены приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 №921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке») раздел «Заключение кадастрового инженера» включается в состав межевого плана в случае, если в ходе кадастровых работ выявлены несоответствия сведений ЕГРН о местоположении ранее установленных границ земельных участков, в том числе, смежных земельных участков, в отношении которых осуществляются кадастровые работы.

Пунктом 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ установлено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии со ст. ст. 1, 9 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство основывается на необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты; граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса РФ необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права.

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Согласно ст. 60 Земельного кодекса РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу п.10 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007г. № 21-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции до 01 января 2017 года) образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.

Статьей 11.9 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вкрапливанию, вклиниванию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Приватизация земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, была разрешена Указом Президента РФ №323 от 27.12.1991 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР».

В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» было определено, что при приватизации земель надлежало провести разграничение находящихся в пользовании колхозов и совхозов земель, выделив земли, остающиеся к государственной собственности и передаваемые гражданам в частную, индивидуальную и коллективно-долевую собственность.

Согласно п. 1.3 главы 2 Рекомендаций сельского хозяйства РФ от 14.01.1992 «О реорганизации колхозов и совхозов» разделу на земельные доли подлежали все сельскохозяйственные угодья.

В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991 к землям сельскохозяйственных угодий отнесены пашня, сады, виноградники, огороды, сенокосы, пастбища. Указанные земли используются колхозами, совхозами, другими предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами для ведения сельского хозяйства.

Согласно п. 6 и 7 ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 №101-ФЗ действие настоящего Федерального закона не распространяется, в том числе на земельные участки занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом РФ.

Согласно ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ, одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.

В силу положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истцом представлены в дело доказательства в полной мере обосновывающие невозможность устранения нарушения права в ином порядке, таким образом, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Признавая право собственности на указанный земельный участок, суд также приходит к выводу, что права иных участников общей долевой собственности на земельный участок нарушены не будут, поскольку в собственность граждан передавались земли, входящие в состав сельскохозяйственных угодий, а земля, находящаяся под объектами капитального строительства, в состав таких земель не входит и объектом общей долевой собственности не является.

Как следует из положений ст. 215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления осуществляют права собственника от имени муниципального образования. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

В силу приведенных положений закона и установленных обстоятельствах, поскольку исковое заявление было подано администрацией Балахонковского сельского поселения Ивановского муниципального района как органом, осуществляющим права собственника от имени муниципального образования, в данном случае на образуемый земельный участок возникает право муниципальной собственности у соответствующего муниципального образования - Балахонковского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

исковые требования администрации Балахонковского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области к ФИО3, ФИО24 ПавлуБолеславовичу, ФИО4, ФИО5, ФИО6,ФИО7,ФИО8,ФИО9,ФИО10,ФИО11,ФИО12, ФИО13, Алёховой ФИО18,ФИО14, ФИО28 СергеюАлександровичу,ФИО16,ФИО2, администрации Новоталицкого сельского поселения, акционерному обществу «Вергуза», об образовании земельного участка и признании на него права муниципальной собственности удовлетворить.

Признать за администрацией Балахонковского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской право собственности на многоконтурный земельный участок с кадастровым номером 37:05:000000:2088, площадью 472072+/- 6011,91, категория земель: с/х назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Ивановская область, Ивановский район, ЗАО «Вергуза».

Решение суда может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья подпись Е.В. Чеботарева

В окончательной форме решение составлено 27.08.2024

2-1767/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация Балахонковского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области
Ответчики
Воронин Михаил Вячеславович
Алехова Светлана Валентиновна
Кузнецов Дмитрий Игоревич
Корюкина Мария Павловна
АО "Вергуза"
Шибуняев Сергей Яковлевич
Новиков Павел Болеславович
Шибуняева Надежда Степановна
Грабличев Эдуард Александрович
Зюзин Владимир Михайлович
Шахова Надежда Павловна
Булатов Владислав Сергеевич
Новиков Василий Павлович
Антонов Алексндр Васильевич
Попов Алексей Александрович
попов Сергей Александрович
Земсков Владимир Витальевич
Администрация Новоталицкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области
Ляпин Сергей Александрович
Другие
Управление Росреестра по ивановской области
администрация Ивановского муниципального района Ивановской области
Хачатрян Артур Ваганович
Суд
Ивановский районный суд Ивановской области
Дело на странице суда
ivanovsky.iwn.sudrf.ru
27.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.06.2024Передача материалов судье
04.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.07.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
15.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.07.2024Судебное заседание
20.08.2024Судебное заседание
27.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее