Дело № 2-22/2022 (2-1045/2021) копия
УИД 13RS0013-01-2021-001719-22
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Ковылкино 25 февраля 2022 г.
Ковылкинский районный суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Левкина В.Ю.,
при секретаре судебного заседания Медведевой О.Ю.,
с участием в деле:
прокурора – старшего помощника Ковылкинского межрайонного прокурора Республики Мордовия Воробьевой Ю.А.,
ответчика – Администрации городского поселения Ковылкино Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, его представителя Куропаткиной А.А., представившей доверенность от 10 января 2022 года,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - ООО «Жилищник», его представителя Крыгановой Н.М., представившей доверенность от 10 января 2022 года,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - ООО УК «Жилкомцентр»,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковылкинского межрайонного прокурора Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения Ковылкино Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия об обязании создать места накопления отходов I и II классов опасности,
установил:
Ковылкинский межрайонный прокурор Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации городского поселения Ковылкино Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия об обязании создать места накопления отходов I и II классов опасности.
В обоснование своих требований указал, что Ковылкинской межрайонной прокуратурой по заданию прокуратуры Республики Мордовия проведена проверка соблюдения администрацией городского поселения Ковылкино Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия законодательства при обезвреживании и размещении отходов I и II классов опасности, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в названной сфере. В ходе проверки установлено, что в нарушение норм действующего законодательства Администрацией не организовано создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, что ведет к причинению вреда окружающей среде и нарушению прав жителей городского поселения Ковылкино на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду. Просит суд обязать администрацию городского поселения Ковылкино Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп на территории городского поселения Ковылкино Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, провести информирование потребителей (жителей городского поселения Ковылкино) о расположении таких мест; разработать инструкцию по организации сбора и накопления отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначить в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.
Помощник прокурора Воробьева Ю.А. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - Администрации городского поселения Ковылкино Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия Куропаткина А.А. в судебное заседание не явилась, в представленном в суд отзыве на исковое заявление исковые требования истца не признала.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - ООО «Жилищник» Крыганова Н.М. в судебном заседании исковые требования истца не признала.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - ООО УК «Жилкомцентр» в судебное заседание не явился, о месте и времени его рассмотрения извещен надлежащим образом, в связи с чем, суд в соответствии, со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принял решение о рассмотрении дела в отсутствие ответчика.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 4 статьи 27. пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено право прокурора обратиться: в суд с иском, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, муниципальных образований.
Под неопределенным кругом лиц, понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Статья 41 Конституции Российской Федерации предусматривает право каждого на охрану здоровья.
Статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на благоприятную окружающую среду.
В преамбуле Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» указано, что обеспечение санитарно- эпидемиологического благополучия населения признается одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В статье 2 указанного закона закреплено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями: и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Частью 1 стати 22 названного Федерального установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору» накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 Ка 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесено к вопросам местного значения участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно статьи 1 Федерального закона от 24,06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под сбором отходов понимается прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 № 2314 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (далее по тексту - Правила обращения с отходами), которые являются обязательными для юридических лиц (независимо от организационно-правовой формы) и индивидуальных предпринимателей.
Пунктом 2 Правил обращения с отходами разъяснено кого понимать под потребителями ртутьсодержащих ламп - юридические лица или индивидуальные предприниматели, физические лица, эксплуатирующие ртутьсодержащие лампы.
В силу пункта 3 Правил обращения с отходами потребители ртутьсодержащих ламп, за исключением физических лиц, осуществляющие накопление отработанных ртутьсодержащих ламп, назначают ответственных лиц за обеспечение безопасного накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу оператору.
Кроме того, пунктом 5 Правил обращения с отходами установлено, что органы местного самоуправления организуют создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, в том числе в случаях, когда организация таких мест накопления не представляется возможной в силу отсутствия в многоквартирных домах помещений для организации мест накопления, а также информирование потребителей о расположении таких мест.
Федеральным классификационным: каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 Ка 242, указано, что лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (код 4 71 101 01 52 1) подлежат особому контролю.
В соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 04.12,2014 № 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду», лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства относятся к отходам I класса опасности.
В соответствии с ГОСТ 14.4.1.02-83. «Государственный стандарт Союза ССР. Охрана природы. Почвы. Классификация химических веществ для контроля загрязнения», химическое вещество - ртуть относится к I классу опасности.
Статьей 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что отходы I класса опасности относятся к чрезвычайно опасным отходам.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, администрация городского поселения Ковылкино Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия зарегистрирована в качестве юридического лица 18.01.2006, ОГРН 1061323000078, ИНН 1323123322, КПП 132301001, расположена по адресу: Республика Мордовия, г.Ковылкино, ул.Большевистская, д.30.
29.11.2021 прокуратурой Ковылкинского района Республики Мордовия проведена проверка исполнения требований законодательства, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами I и II классов опасности в деятельности администрации городского поселения Ковылкино Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия.
В ходе проверки установлено, что в нарушение положений Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 № 2314, ответчиком не организовано создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что ответчиком не исполняются требования законодательства, направленные на обеспечение безопасного обращения с отходами I и 11 классов опасности, так как на территории городского поселения Ковылкино Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия не определены места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, что нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации права жителей Ковылкино Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, круг которых не является постоянным.
Учитывая изложенное, требования Ковылкинского межрайонного прокурора Республики Мордовия суд находит законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно статье 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры освобождены от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, как и органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемых в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Ковылкинского межрайонного прокурора Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения Ковылкино Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия об обязании создать места накопления отходов I и II классов опасности, удовлетворить.
Обязать администрацию городского поселения Ковылкино Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп на территории городского поселения Ковылкино Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, провести информирование потребителей (жителей городского поселения Ковылкино) о расположении таких мест; разработать инструкцию по организации сбора и накопления отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначить в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца с момента оглашения решения путем подачи жалобы через Ковылкинский районный суд Республики Мордовия.
Судья Ковылкинского районного суда
Республики Мордовия подпись В.Ю.Левкин
Копия верна. Судья Ковылкинского
районного суда Республики Мордовия В.Ю.Левкин