I инстанция - Кривко M.JI.
II инстанция – ФИО7, ФИО8 (докладчик),ФИО9
№
Дело №
№
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи ФИО14,
судей ФИО10, ФИО11,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение №» ФИО2 Федеральной службы исполнения наказания по <адрес>, ФИО2 Федеральной службы исполнения наказания ФИО6 по <адрес>, Федеральной службе исполнения наказания ФИО6 о взыскании денежных средств за работу в выходные и праздничные дни, компенсации морального вреда и денежной компенсации,
по кассационной жалобе представителя ответчика Федерального казенного учреждения «Лечебное исправительное учреждение №» ФИО2 Федеральной службы исполнения наказания по <адрес> по доверенности ФИО1 на решение Угличского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ,
заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО14, объяснения представителя Федерального казенного учреждения «Лечебное исправительное учреждение №» ФИО2 Федеральной службы исполнения наказания по <адрес>, ФИО2 Федеральной службы исполнения наказания ФИО6 по <адрес>, Федеральной службы исполнения наказания ФИО6 по доверенности ФИО12, поддержавшей доводы кассационной жалобы,
установила:
истец ФИО4 обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение №» ФИО2 Федеральной службы исполнения наказания по <адрес>, ФИО2 Федеральной службы исполнения наказания ФИО6 по <адрес>, Федеральной службе исполнения наказания ФИО6 (далее по тексту - ФКУ ЛИУ-9 УФСИН ФИО6 по <адрес>, ФИО2 по <адрес>, ФИО5 соответственно) о взыскании денежных средств за работу в выходные и праздничные дни, компенсации морального вреда и денежной компенсации.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 УФСИН ФИО6 по <адрес> №-лс ФИО4 назначен стажером по должности инспектора-дежурного по жилой зоне дежурной части отдела безопасности ФБУ ЛИУ-9 УФСИН ФИО6 по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 УФСИН ФИО6 по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-лс ФИО4 назначен на должность инспектора-дежурного по жилой зоне дежурной части отдела безопасности Учреждения.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 УФСИН ФИО6 по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-лс ФИО4 назначен на должность инспектора группы специального учета.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 УФСИН ФИО6 по <адрес> №-лс ФИО4 назначен на должность старшего инспектора группы специального учета.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 начальника ФКУ ЛИГУ-9 УФСИН ФИО6 по <адрес> № утвержден график работы сотрудников на февраль 2022 г. (л.д. 44).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 начальника ФКУ ЛИУ-9 УФСИН ФИО6 по <адрес> № утвержден график работы сотрудников на январь 2023 г. (л.д. 48).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 подал начальнику ФКУ ЛИУ-9 УФСИН ФИО6 по <адрес> рапорт об увольнение, в тот же день с ним была поведена беседа, в ходе которой ему было разъяснено право на дополнительные дни отдыха за работу в выходные и праздничные дни (л.д. 30-31).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 подал начальнику ФКУ ЛИУ-9 УФСИН ФИО6 по <адрес> рапорт о предоставлении дополнительных дней отдыха 25, 28 февраля 2022 г., а также с 1 марта по 4 марта 2022 г. за ранее отработанное сверх нормы время (л.д. 28).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 подал начальнику ФКУ ЛИУ-9 УФСИН ФИО6 по <адрес> рапорт о выплате денежной компенсации за работу в выходные дни в связи с невозможностью воспользоваться правом на дополнительные дни отдыха, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ он трудоустраивается в ООО «Угличкабель». В выплате денежной компенсации за не предоставленные дни отдыха отказано по причине отсутствия в ФИО3 Минюста РФ № «Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации» положения о денежной компенсации за работу в выходной день.
ДД.ММ.ГГГГ начальником УФСИН ФИО6 по <адрес> вынесен ФИО3 № л/с об увольнении со службы в уголовно-исполнительной системе по выслуге лет, дающей право на получение пенсии ФИО4, с 5 марта 2022 г. (л.д. 24-26).
С учетом изложенного, истец просил суд взыскать с ФКУ ЛИУ-9 УФСИН ФИО6 по <адрес> денежные средства за работу в выходные и праздничные дни в размере 14 549,76 руб., компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб., а также проценты за несвоевременную выплату компенсации за работу в выходные и праздничные дни на день вынесения судом решения с последующим начислением до фактического исполнения обязательства по оплате.
Решением Угличского районного суда <адрес> от 8 сентября 2022 г. исковые требования ФИО4 удовлетворены частично, с ФКУ ЛИУ-9 УФСИН ФИО6 по <адрес> взысканы денежные средства за работу в выходные и праздничные дни в размере 14 549,76 руб., компенсация морального вреда в размере 3 000 руб., а всего - 17 549,76 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований, в том числе, к ФИО2 по <адрес>, ФИО5 отказано.
С ФКУ ЛИУ-9 УФСИН ФИО6 по <адрес> в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 882 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 28 ноября 2022 г. решение Угличского районного суда <адрес> от 8 сентября 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить принятые по делу судебные постановления, отказать в удовлетворении требований ФИО13 к ФКУ ЛИУ-9 УФСИН ФИО6 по <адрес>, ФИО2 по <адрес>, ФИО5 о взыскании денежных средств за работу в выходные и праздничные дни.
Стороны извещены о времени и месте рассмотрения дела кассационным судом общей юрисдикции надлежащим образом, истец ФИО4 - судебным извещением, которое вручено адресату. Сведений о причинах неявки истец не представил. Дело рассмотрено в порядке статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.
При рассмотрении дела установлено, что с 29 июля 2010 г. по
5 марта 2022 г. ФИО4 проходил службу в ФКУ ЛИУ-9 УФСИН ФИО6 по <адрес>.
В период с 2021 г. по 2022 г. на основании ФИО3 начальника ФКУ ЛИУ-9 УФСИН ФИО6 по <адрес> ФИО4 привлекался к работе в выходные и в праздничные дни.
Согласно справке главного бухгалтера ФКУ ЛИУ-9 УФСИН ФИО6 по <адрес>, количество неиспользованных часов за исполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни на день увольнения ФИО4 составляет 66,6 часов, что в расчете денежной компенсации составляет 14 549,76 руб. (л.д. 9).
7 февраля 2022 г. на основании рапорта ФИО4 об увольнении с ним была проведена беседа о том, что у него имеются неиспользованные часы работы в выходные и праздничные дни, и он имеет право воспользоваться днями отдыха (л.д. 30-31).
21 февраля 2022 г. ФИО4 подал начальнику ФКУ ЛИУ-9 УФСИН ФИО6 по <адрес> рапорт о предоставлении дополнительных дней отдыха 25, 28 февраля 2022 г., а также с 1 марта по 4 марта 2022 г. за ранее отработанное сверх нормы время (л.д. 28).
24 февраля 2022 г. ФИО4 подал начальнику ФКУ ЛИУ-9 УФСИН ФИО6 по <адрес> рапорт о выплате денежной компенсации за работу в выходной день, в связи с невозможностью воспользоваться правом на дополнительные выходные дни.
28 февраля 2022 г. начальником УФСИН ФИО6 по <адрес> вынесен ФИО3 № л/с об увольнении со службы в уголовно-исполнительной системе по выслуге лет, дающей право на получение пенсии ФИО4 с 5 марта 2022 г. (л.д. 24-26).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ФИО4 о взыскании денежной компенсации за работу в выходные и нерабочие праздничные дни в сумме 14 549,76 руб., суд первой инстанции исходил из того, что истец имел неоплаченные часы работы в выходные и праздничные дни, которые не могли быть ему предоставлены в виде дополнительных дней отпуска по объективной причине (в связи с увольнением со службы).
Установив нарушение трудовых прав ФИО4, суд первой инстанции с учетом положений частью 1 статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации взыскал с ФКУ ЛИУ-9 УФСИН ФИО6 по <адрес> в пользу истца компенсацию морального вреда, размер которой с учетом фактических обстоятельств дела, объема нарушенных прав истца, степени вины ответчика, а также требований разумности и справедливости определен в сумме 3 000 руб.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций и не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительную систему, её прохождением и прекращением регулируются специальными нормативными актами, в том числе Федеральным законом от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации» и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее – Федеральный закон от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ), а также Трудовым кодексом Российской Федерации в той части, в какой они не урегулированы специальными нормативными актами.
В соответствии с положениями части 1 статьи 55 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ служебным временем признается время, в течение которого сотрудник в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкцией и условиями контракта должен исполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к служебному времени.
Нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в уголовно-исполнительной системе в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя (часть 2 статьи 55 указанного Закона).
В силу части 6 статьи 55 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Порядок предоставления сотруднику дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и порядок выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены частями 5 и 6 настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (часть 10 статьи 55 названного Закона).
Согласно части 1 статьи 56 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ режим служебного времени сотрудника устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы. Особенности режима служебного времени сотрудника могут определяться законодательством Российской Федерации, должностной инструкцией и контрактом.
Режим служебного времени сотрудника должен предусматривать определенное количество служебных и выходных дней в неделю, продолжительность служебного дня и перерыва в течение служебного дня (часть 2 указанной статьи).
С 1 января 2013 г. отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
ФИО3 от 27 мая 2013 г. № 269 был утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, Порядок выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам уголовно-исполнительной системы и Порядок оказания материальной помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы, который действовал до 3 октября 2021 г.
Согласно пункту 17 названного Порядка от 27 мая 2013 г. № 269 за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной законом продолжительности рабочего времени, была предусмотрена выплата денежной компенсации.
16 августа 2021 г. приказом ФСИН России № 701 утвержден новый Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, который не предусматривает выплату денежной компенсации за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни. Приказ ФСИН от
27 мая 2013 г. № 269 признан утратившим силу.
При этом, Приказом Минюста России от 5 августа 2021 г. № 132 «Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации" (вступивший в законную силу 22 августа 2021 г.) утвержден Порядок предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации дополнительного отпуска за ненормированный служебный день, дополнительных дней отдыха и выплаты денежной компенсации за исполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни (приложение № 11).
Согласно пункту 5 данного Порядка сотрудникам с установленной пятидневной служебной неделей за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха продолжительностью, соответствующей времени выполнения служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни.
В силу пункта 6 данного Порядка, компенсация в виде дополнительного времени отдыха, дополнительных дней отдыха в соответствии с настоящим Порядком не предоставляется сотрудникам, выполняющим задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в отдельных регионах Российской Федерации либо проходящим службу в условиях военного положения или чрезвычайного положения, вооруженного конфликта, проведения контртеррористической операции, ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера, других чрезвычайных ситуаций и в иных особых условиях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, изменением режима служебного времени и введением дополнительных ограничений, которым устанавливаются надбавки к денежному довольствию.
На основании пункта 7 Порядка сотрудникам, замещающим должности, для которых установлен ненормированный служебный день, за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени денежная компенсация не предоставляется. За выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени им предоставляется дополнительный отпуск за ненормированный служебный день в соответствии с частью 6 статьи 60 Федерального закона № 197-ФЗ.
В соответствии с пунктом 11 данного Порядка сотрудникам, исполняющим служебные обязанности на основании графика сменности (при суммированном учете служебного времени), за исполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни: в пределах месячной нормы служебного времени – выплачивается денежная компенсация в размере одинарной часовой ставки; сверх месячной нормы служебного времени - предоставляются дополнительные дни (часы) отдыха соответствующей продолжительности. На основании рапорта сотрудника вместо предоставления дней (часов) отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация в размере двойной часовой ставки.
Денежная компенсация выплачивается в месяце, следующем за месяцем исполнения служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, на основании рапорта сотрудника в соответствии с приказом, в котором указываются количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация для каждого сотрудника, и размер часовой ставки (одинарный, двойной) (пункт 12 Порядка, утвержденного Приказом Минюста России от 5 августа 2021 г. № 132).
Довод кассационной жалобы представителя ответчиков о том, что согласно действующему Порядку, выплата денежной компенсации за выполнение сотрудником служебных обязанностей в выходные и праздничные дни предусмотрена только при установленной сменной работе (при суммированном учёте служебного времени), и не предусмотрена для сотрудников с установленной пятидневной служебной неделей, отмену судебных постановлений не влечет, учитывая, что частью 6 статьи 55 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ предусмотрено право сотрудника вместо предоставления ему дней дополнительного отдыха просить выплаты денежной компенсации, а также учитывая, что работодателем признано то обстоятельство, что истец имеет неиспользованные часы за исполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни на день увольнения 66,6 часов.
Согласно данным ФКУ ЛИУ-9 УФСИН ФИО6 по <адрес> на 25 февраля 2022 г. со ссылкой на пункт 5 приложения № 11 к приказу Минюста России от 5 августа 2021 г. № 132 с учетом установленной сотруднику пятидневной служебной неделей за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни у ФИО4 количество неиспользованных часов дополнительного времени отдыха составляло 113,8 часов, после чего на основании рапорта о предоставлении выходных дней было использовано 47,2 часов, остаток неиспользованных часов на день увольнения – 66,6 часов, что в расчете денежной компенсации составляет 14 549,76 руб. (л.д. 27).
Ссылка в кассационной жалобе на судебные решения, постановленные по иным гражданским делам, не свидетельствует о незаконности обжалуемых судебных постановлений, вынесенных по иным обстоятельствам.
Судами первой и апелляционной инстанций правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, оценка всех доказательств, представленных сторонами, судами произведена полно и всесторонне, нормы процессуального права нарушены не были. Исходя из установленных фактических обстоятельств дела суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального права.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ №» ░░░2 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░1 - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░