Решение по делу № 2-3291/2021 от 21.10.2021

Дело N 2 – 3291/2021 76RS0022-01-2021-003748-31

Мотивированное решение изготовлено 07.12.2021

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

«26» ноября 2021 года

Заволжский районный суд г. Ярославля в составе:

председательствующего судьи Пивоваровой Т.В.

при секретаре Дыдыкиной И.А..,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ярославле гражданское дело по иску Заместителя прокурора Заволжского района г. Ярославля в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту здравоохранения и фармации Ярославской области, ГБУЗ Ярославской области «Областная клиническая больница» о возложении обязанности по восстановлению сооружения гражданской обороны,

у с т а н о в и л:

Заместителя прокурора Заволжского района г. Ярославля в интересах неопределенного круга лиц обратился к Департаменту здравоохранения и фармации Ярославской области, ГБУЗ Ярославской области «Областная клиническая больница» с настоящим иском. В обоснование исковых требований указал, что Прокуратурой района с привлечением специалиста отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Ярославлю ГУ МЧС России по Ярославской области проведена проверка соблюдения ГБУЗ Ярославской области «Областная клиническая больница» ( далее - ГБУЗ ЯО «ОКБ») требований законодательства, регулирующего вопросы гражданской обороны и защиты населения от возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В ходе проверки установлено, что в собственности Ярославской области находится сооружение гражданской обороны (убежище) № 61 по адресу: г. Ярославль, ул. Яковлевская, д. 7, которое передано в оперативное управление ГБУЗ ЯО «ОКБ», о чем имеется свидетельство о государственной регистрации права № 76-76-01/197/2008-003 от 12.09.2008. На убежище разработан паспорт, заверенный организацией, эксплуатирующей сооружение - ГУЗ ЯО «Областная клиническая больница», и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Назначение убежища по проекту - стационар для нетранспортабельных больных, дата приемки в эксплуатацию - 30.05.1990. При обследовании данного объекта выявлено отсутствие текущего ремонта строительных конструкций защитного сооружения: на стенах образовался грибок, отслоилась краска, имеют место протечки; инженерно-техническое оборудование находится в неудовлетворительном состоянии; воздуховоды и трубопроводы канализации и водопровода подверглись коррозии; аварийная ДЭС ДГ-50-М-8 находится в неудовлетворительном состоянии - коррозия всего оборудования; в помещениях защитного сооружения отмечена повышенная влажность воздуха, более 70 % (относительная влажность 76 %); фильтры ФП - 300 системы вентиляции требуют замены. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой Заволжского района г. Ярославля руководителю учреждения 11.06.2021 внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения закона не устранены по причине отсутствия финансирования на реализацию вышеуказанных мероприятий и на нужды гражданской обороны со стороны учредителя. Учреждение неоднократно обращалось по указанному вопросу в Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области, в том числе 09.10.2020, 29.034.2021, 06.05.2021, 29.06.2021, 16.08.2021, но денежные средства не выделены. Вследствие неустранения выявленных в ходе проверки нарушений в настоящее время убежище не готово к приему укрываемых. Истец просит обязать Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области, ГБУЗ Ярославской области «Областная клиническая больница» в срок 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить готовность защитного сооружения гражданской обороны № 061, расположенного по адресу: г. Ярославль, ул. Яковлевская, д. 7, к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, в том числе: восстановить гидроизоляцию защитного сооружения и провести текущий ремонт строительных конструкций; произвести замену имеющихся фильтров-поглотителей на 4 фильтра ФПУ-300; произвести замену дизельной электростанции; устранить коррозию на воздуховодах, трубопроводах канализации и водопровода сооружения.

В судебном заседании старший помощник прокурора Заволжского района г. Ярославля Новожилов А.А. исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения по доводам иска.

Ответчики: в судебном заседании представители ГБУЗ ЯО «ОКБ» по доверенностям Лумпова И.А., Бычкови Е.Б. по доводам иска возражали, указали, что только в случае поступления денежных средств на все заявленные прокурором работы больница, являющаяся бюджетным учреждением, сможет исполнить предписание. Проведение ремонта убежища требует как финансовых, так и временных затрат, в связи с чем срок для выполнения работ должен составлять 3 года. В настоящее время в период введения чрезвычайной ситуации в связи с эпидемией, больница не имеет возможности в полной мере провести все указанные прокурором работы. В том числе и по причине соблюдения процедуры закупок товаров (работ, услуг).

Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще. В письменных возражениях на иск указал, что обязанностью ГБУЗ ЯО «ОКБ» является содержание имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления. Функции и полномочия собственника имущества осуществляет департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области, тогда как департамент здравоохранения выполняет функции учредителя бюджетного учреждения. Денежные средства департаментом выделяются в целом на медицинскую организацию, которая самостоятельно осуществляет их распределение на первостепенные нужды. Возложение на департамент обязанности по финансированию мероприятий по приведению защитных сооружений в надлежащее состояние нарушает принцип самостоятельности и сбалансированности бюджета.

Третье лицо: ГУ МЧС России по Ярославской области в лице представителя по доверенности Соловьевой В.В. в судебном заседании требования прокурора поддержала в полном объеме.

Заслушав прокурора, представителей ответчика, представителя третьего лица, изучив письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Как усматривается из материалов дела, Прокуратурой заволжского района г. Ярославля с привлечением специалиста отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Ярославлю ГУ МЧС России по Ярославской области проведена проверка соблюдения ГБУЗ Ярославской области «Областная клиническая больница» требований законодательства, регулирующего вопросы гражданской обороны и защиты населения от возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В ходе проверки установлено, что в собственности Ярославской области находится сооружение гражданской обороны (убежище) № 61 по адресу: г. Ярославль, ул. Яковлевская, д. 7, которое передано в оперативное управление ГБУЗ ЯО «ОКБ», о чем имеется свидетельство о государственной регистрации права № 76-76-01/197/2008-003 от 12.09.2008 /л.д.38,58-59/. На убежище разработан паспорт, заверенный организацией, эксплуатирующей сооружение - ГУЗ ЯО «Областная клиническая больница», и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям /л.д.60-62/. Назначение убежища по проекту - стационар для нетранспортабельных больных, дата приемки в эксплуатацию - 30.05.1990.

Согласно статье 2 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Федеральный закон 28-ФЗ) основной задачей в области гражданской обороны является, в том числе, предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты (защитных сооружений гражданской обороны).

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона № 28-ФЗ организации, независимо от формы собственности, в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.

В силу статьи 6 Федерального закона №28-ФЗ порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 14 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам приказом Министерства чрезвычайных ситуаций России от 15 декабря 2002 года № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила).

В соответствии с п. 1.2, 2.1 и 2.2 Правил статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений, заверенных органами технической инвентаризации. Учет защитного сооружения гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение гражданской обороны, в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны. Документальным основанием для ведения учета защитного сооружения гражданской обороны является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Паспорт защитного сооружения гражданской обороны оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации защитного сооружения гражданской обороны.

Согласно п. п. 1.3, 1.7 и 1.8 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны организации, эксплуатирующие защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов.

В ходе проверки установлено, что ГБУЗ ЯО «Областная клиническая больница» не обеспечивает содержание защитного сооружения гражданской обороны № 061, расположенного по адресу: г. Ярославль, ул. Яковлевская, д. 7, в соответствии с требованиями закона в процессе их эксплуатации. При обследовании данного объекта выявлено:

- отсутствие текущего ремонта строительных конструкций защитного сооружения: на стенах образовался грибок, отслоилась краска, имеют место протечки (нарушен п. 3.2.1, 5.2.1, п. 5.2.2 Правил);

- инженерно-техническое оборудование находится в неудовлетворительном состоянии; воздуховоды и трубопроводы канализации и водопровода подверглись коррозии (нарушены п. 3.2.11. п. 3.2.12 Правил);

- аварийная ДЭС ДГ-50-М-8 находится в неудовлетворительном состоянии - коррозия всего оборудования ( нарушен п. 3.12.11 Правил);

- в помещениях защитного сооружения отмечена повышенная влажность воздуха, более 70 % (относительная влажность 76 %) (нарушены п. 3.2.19 Правил);

- фильтры ФП - 300 системы вентиляции требуют замены (нарушен п. 4.4.2 Правил).

В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района руководителю учреждения 11.06.2021 внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения закона не устранены по причине отсутствия финансирования на реализацию вышеуказанных мероприятий и на нужды гражданской обороны со стороны учредителя.

Неоднократные обращения ГБУЗ ЯО «ОКБ» в департамент здравоохранения и фармации Ярославской области: 09.10.2020, 29.04.2021, 06.05.2021, 29.06.2021 остались безрезультатными, в настоящее время убежище требует ремонта и не готово к приему укрываемых.

Частью 5 статьи 7, пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями создают и развивают медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь детям, с учетом обеспечения инвалидов, а также социальную инфраструктуру, ориентированную на организованный отдых, оздоровление детей и восстановление их здоровья.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 28-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

В соответствии с пунктами 9 и 10 постановления Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях: в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию.

Следовательно, ГБУЗ ЯО «ОКБ» обеспечивает сохранность существующего объекта гражданской обороны, используемого в качестве защитных сооружений гражданской обороны, принимает меры по поддержанию его в состоянии постоянной готовности к использованию.

В то же время поддержание объекта гражданской обороны в состоянии готовности является и обязательством субъекта РФ и реализуется им через организацию, в чьем оперативном управлении находится соответствующий объект гражданской обороны, путем осуществления финансирования указанных мероприятий.

Таким образом, поскольку проведенной проверкой было установлено, что ГБУЗ ЯО «ОКБ» при эксплуатации защитного сооружения допущены многочисленные нарушения

Правил, свидетельствующие о невозможности перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации и неготовности к приему укрываемых, и доказательств того, что ответчиком в полном объеме выявленные нарушения устранены, суду представлено не было, тогда как длительное игнорирование законных требований об устранении выявленных нарушений не только указывает на ненадлежащее отношение должностных лиц Учреждения к исполнению законодательства о гражданской обороне, но и свидетельствует о неготовности объекта гражданской обороны к чрезвычайным ситуациям, а также к принятию укрываемых, что, в свою очередь, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, суд считает заявленные истцом исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Разрешая вопрос о сроке, который необходимо предоставить ответчикам для исполнения решения, установление которого относится к дискреционным полномочиям суда, рассматривающего дело, суд считает разумным и достаточным установить срок в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

При этом суд учитывает сложную эпидемиологическую обстановку, работу учреждений здравоохранения области в условиях чрезвычайной ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 56, 194 - 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Заместителя прокурора Заволжского района г. Ярославля к Департаменту здравоохранения и фармации Ярославской области, ГБУЗ Ярославской области «Областная клиническая больница» удовлетворить.

Обязать Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области, ГБУЗ Ярославской области «Областная клиническая больница» в срок 24 месяца с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить готовность защитного сооружения гражданской обороны № 061, расположенного по адресу: г. Ярославль, ул. Яковлевская, д. 7, к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, в том числе: восстановить гидроизоляцию защитного сооружения и провести текущий ремонт строительных конструкций; произвести замену имеющихся фильтров-поглотителей на 4 фильтра ФПУ-300; произвести замену дизельной электростанции; устранить коррозию на воздуховодах, трубопроводах канализации и водопровода сооружения.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Заволжский районный суд г. Ярославля путем подачи апелляционной жалобы (представления) в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

    Судья                                    Т.В.Пивоварова

2-3291/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель прокурора Заволжского района г. Ярославля
Ответчики
ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница"
Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области
Другие
Главное управление МЧС России по Ярославской области
Суд
Заволжский районный суд г. Ярославль
Судья
Пивоварова Татьяна Вадимовна
Дело на сайте суда
zavolzhsky.jrs.sudrf.ru
21.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.10.2021Передача материалов судье
22.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.11.2021Судебное заседание
07.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее