Судья: Смолова Е.К. Дело № 33а-2277/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 марта 2019 года г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Вачковой И.Г.
судей – Ефремовой Л.Н., Осиповой С.К.,
при секретаре – Майдановой М.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе руководителя Департамента градостроительства городского округа Самара Ермолаевой А.Г. на решение Советского районного суда г. Самары от 13 декабря 2018 года,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителя Департамента градостроительства городского округа Самара Нагорной С.В. (по доверенности), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Юдина В.И. – Лахай А.Б. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Юдин В.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства городского округа Самара об оспаривании распоряжений, указав, что 20.06.2018 он обратился к административному ответчику с заявлениями №СП-9/3012, №СП-9/3013 о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в его собственности с кадастровыми номерами №, №, расположенных по адресу: <адрес> соответственно. Распоряжениями №РД-1163 и №РД-1164 от 27.07.2018 Департамент градостроительства городского округа Самара отказал административному истцу в перераспределении земельных участков, ввиду того, что согласно сведениям Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 02.07.2018, земельные участки, образуемые в результате перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами №, № относятся к землям лесного фонда.
Ссылаясь на то, что основания для отказа в перераспределении земельных участков, отсутствуют, Юдин В.И. просил суд признать незаконными распоряжения Департамента градостроительства городского округа Самара №РД-1163 и №РД-1164 от 27.07.2018 об отказе в заключении соглашений о перераспределении земельных участков в части отнесения земельных участков, образуемых в результате перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами №, № и земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, к землям лесного фонда; обязать Департамент градостроительства городского округа Самара повторно рассмотреть его заявления №СП-9/3012, №СП-9/3013 от 20.06.2018 о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, с кадастровыми номерами №, №, находящихся в его собственности в установленном законом порядке, в течение десяти дней с момента вступления в законную силу решения суда.
Решением Советского районного суда г. Самары от 13 декабря 2018 года административный иск Юдина В.И. удовлетворен частично. Признаны незаконными распоряжения Департамента градостроительства городского округа Самара №РД-1163 и №РД-1164 от 27.07.2018 об отказе в заключении соглашений о перераспределении земельных участков в части отнесения земельных участков, образуемых в результате перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами №, № и земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, к землям лесного фонда. На Департамент градостроительства городского округа Самара возложена обязанность повторно рассмотреть заявления Юдина В.И. №СП-9/3012, №СП-9/3013 от 20.06.2018 о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, с кадастровыми номерами №, №, находящихся в его собственности в установленном законом порядке, в течение десяти дней с момента вступления в законную силу решения суда.
В апелляционной жалобе руководитель Департамента градостроительства городского округа Самара Ермолаева А.Г. просит решение отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что согласно сведениям Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 02.07.2018, земельные участки, образуемые в результате перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами №, № относятся к землям лесного фонда и находятся в квартале №64 Большецаревщинского участкового лесничества Красноярского района.
В заседании судебной коллегии представитель Департамента градостроительства городского округа Самара Нагорная С.В. (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержала и просила решение суда отменить.
Представитель Юдина В.И. – Лахай А.Б. (по доверенности) в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне слушания надлежаще извещены, в силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии с п.1 ст.11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу ч.3 ст. 11.7 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что Юдин В.И. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами №, №, расположенных по адресу: <адрес> соответственно.
20.06.2018 Юдин В.И. обратился к Главе администрации городского округа Самара с заявлениями №СП-9/3012, №СП-9/3013 о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в его собственности с кадастровыми номерами №, №.
Распоряжениями №РД-1163 и №РД-1164 от 27.07.2018 Департамент градостроительства городского округа Самара отказал административному истцу в заключении соглашений о перераспределении земельных участков на основании пп.3 п.16 ст.11.10, п. 7 ст. 11.9, пп.11 п.9 ст.39.29 ЗК РФ.
Отказы в заключении соглашений о перераспределении земельных участков мотивированы тем, что согласно сведениям Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 02.07.2018, земельные участки, образуемые в результате перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами №, № относятся к землям лесного фонда.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой пришел к выводу, что приведенная в оспариваемых распоряжениях информация об отнесении образуемых в результате перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами № № к землям лесного фонда, в соответствии с положениями Лесного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», Федерального закона от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», не подтверждена материалами землеустройства и лесоустройства, в силу чего отказы в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, по заявленным в них мотивам являются незаконным. При этом суд исходил из того, что согласно выписки из ИСОГД г.о.Самара, представленной Департаментом градостроительства городского округа Самара, спорные земельные участки входят в границы населенного пункта «город Самара» городского округа Самара и расположены на территории Красноглинского района, на территории малоэтажной застройки индивидуальными жилыми домами с приусадебными участками (Ж-1); зоны с особыми условиями использования в границах участков отсутствуют. В информационной системе обеспечения градостроительной деятельности отсутствуют сведения об изъятии или резервировании земельных участков для государственных или муниципальных нужд в отношении испрашиваемого объекта; в силу ст.83 Земельного кодекса РФ посчитал, что спорные земельные участки относятся к землям населенных пунктов.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с подп.11 п.9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В силу подп.3 п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Пунктом 7 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ установлено, что не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Как следует из части 1 статьи 6 Лесного кодекса РФ, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Статьей 7 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктами "в.1", "г" пункта 3 части 2 статьи 102 ЛК РФ лесопарковые зоны и городские леса относятся к защитным лесам.
Согласно статье 9 Лесного кодекса РФ лесной участок может принадлежать лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), праве аренды, а также праве безвозмездного срочного пользования. Лесной кодекс РФ четко устанавливает перечень вещных и обязательственных прав на лесные участки, не предусматривая при этом возможность нахождения таких земельных участков на праве частной собственности.
Таким образом, признание права собственности на земельный участок в границах лесного участка противоречит нормативным правовым актам.
Частью 8 статьи 11 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных Лесным кодексом РФ.
Согласно части 5.1 статьи 105 Лесного кодекса РФ в городских лесах запрещаются виды деятельности, предусмотренные пунктами 1 - 5 части 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» также установлен запрет на отчуждение земельных участков в составе земель общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие).
Согласно статье 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
По смыслу статьей 7, 8 Земельного кодекса РФ во взаимосвязи с положениями Федерального закона РФ от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» с учетом изменений, внесенных статьями 25 и 33 Федерального закона РФ от 18.12.2006 № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», отнесение в черте поселений (населенного пункта) земель или земельного участка к общей категории (земли поселений (населенных пунктов) не является препятствием для отнесения таких земель или земельных участков в установленном порядке к одной из специальных категорий, указанных в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ.
Согласно статье 5, пункту 1 статьи 6 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
В случае включения земельных участков категории земель лесного фонда в границы населенного пункта леса, находящиеся на таких землях, приобретают статус городских лесов, в которых также запрещено размещение объектов капитального строительства (подпункт 5 части 3, часть 6 статьи 105 Лесного кодекса РФ).
По сведениям Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 02.07.2018 № 27-05-02/15190, от 02.07.2018 № 27-05-02/15194 земельные участки, образуемые в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером № и № и земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, относятся к землям лесного фонда и находятся в квартале № 64 Большецаревщинского участкового лесничества Красноярского лесничества.
Данные обстоятельства подтверждаются, в том числе графическими материалами, ответами филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области» от 10.12.2018 (Том 2 л.д.57-60).
Исходя из этого, судебная коллегия приходит к выводу, что образование земельных участков путем перераспределения участков с кадастровыми номерами № №, находящихся в частной собственности и земельных участков из земель, государственная собственность на который не разграничена, приведет к нарушению требований ст. 11.9 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах распоряжения Департамента градостроительства городского округа Самара №РД-1163 и №РД-1164 от 27.07.2018 об отказе в заключении соглашений о перераспределении земельных участков в части отнесения земельных участков, образуемых в результате перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами №, № и земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, к землям лесного фонда, являются законными, основаны на нормах действующего законодательства, ввиду чего решение суда об удовлетворении заявления подлежит отмене, а заявленные требования – оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Самары от 13 декабря 2018 года отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Юдина В.И. к Департаменту градостроительства городского округа Самара о признании решений незаконными оставить без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи –
Копия верна. Судья -