ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Ланшаков С.В. Дело № 33-5026 2013 г.
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
В составе председательствующего Ивановой Е.А.
Судей Ауловой Т.С. и Ошманкевича Р.А.
При секретаре Чебыкиной Е.М.
Рассмотрела в судебном заседании 30 сентября 2013 года дело по апелляционной жалобе ГУФСИН России по Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда от 25 июня 2013 года, по которому постановлено:
Признать незаконным исключение Унгурянова О.В. из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2002 году и обязать ГУФСИН России по Республике Коми восстановить Унгурянова О.В. в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты постановки на учет- <Дата обезличена> с составом семьи 3 человека.
В иске Унгурянова О.В. к ФКУ ИК-1 о признании незаконным исключения с очереди и восстановлении в очереди, отказать.
Заслушав доклад судьи Ивановой Е.А., объяснения представителя ГУФСИН России по Республике Коми Гичева А.И., а так же истца Унгурьянова О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Унгурянов О.В обратился в суд с иском к Главному Управлению Федеральной Службы исполнения наказаний Управление по Республике Коми и ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми о признании незаконным решения об исключении из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий и просил восстановить в данной очереди с даты постановки на учет с 18.03. 1996 года.
В судебном заседании Унгурьянов О.В. заявленные требования поддержал.
Представитель ГУФСИН России по РК требованиями не признал.
Представитель ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми в судебном заседании участия не принимал, был извещен надлежащим образом, в предыдущих судебных заседаниях требования не признавал, поэтому суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Третье лицо ФГУП "Ростехинвентаризация БТИ" участия в судебном заседании не приняли.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУФСИН России по РК решение суда просит отменить, указывая на ошибочность выводов суда о незаконности исключения Унгурьянова О.В. из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку в связи с приобретением членом семьи истца квартиры в собственность основания для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий отпали.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела и не явившихся в судебное заседание апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия решение суда находит подлежащим отмене.
Из материалов дела, следует, что Унгурянов О.В. проходил службу в органах Уголовно-исполнительной системы в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> и был уволен с <Дата обезличена> по ст. 53 п. "З" Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
С <Дата обезличена> Унгурянов О. В. состоял в очереди при Учреждении ОС-34/1 УИН (в настоящее время ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми) с составом семьи 5 человек, о чем ему была выдана справка при увольнении.
В ноябре 2012 года Унгурьянов О.В. обратился к начальнику ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми с заявлением, в котором просил представить информацию об очередности на получении жилья.
25 декабря 2012 года Унгурьянову О.В. было сообщено, что он в январе 2002 года был исключен из очереди в связи с тем, что не предоставил документы для перерегистрации.
Признавая незаконным исключение Унгурьянова О.В. из очереди и восстанавливая его в ней с момента постановки, суд указал, что ответчики своевременно не известили истца о снятии с учета на улучшении жилищных условий, на момент снятия и в настоящее время Унгурьянов О.В. не имеет жилого помещения, следовательно, продолжает оставаться нуждающимся в предоставлении жилья.
Данный вывод суд сделал без учета следующих требований закона и фактических обстоятельств.
Как следует из материалов дела, на момент постановки на учет семья истца состояла из 4 человек и проживала в <Адрес обезличен> жилой площадью ... кв.м, и действительно являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий, так как на каждого члена семьи приходилось по 7кв.м, что соответствовало Указу Главы Республики Коми от 27 мая 1999 года № 190 "О правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Коми".
<Дата обезличена> брак между Унгуряновым О.В и ФИО1 был расторгнут, а <Дата обезличена> Унгурянов О.В. снялся с регистрационного учета в квартире <Адрес обезличен>. В 2008 году Унгурянов О.В. вступил в брак с ФИО2 и в настоящее время проживает в <Адрес обезличен> с супругой ФИО2 и несовершеннолетним сыном ФИО3 ... года рождения.
По данным Управления Росреестра и картографии по РК <Адрес обезличен> принадлежит на праве собственности ФИО2, ФИО4, ФИО5 и ФИО6., общая площадь квартиры составляет ... кв.м.
Унгурянов О.В. в <Адрес обезличен> не зарегистрирован, а зарегистрирован в доме <Адрес обезличен>, собственником которого он не является. По данным ФГУП "Ростехинвентаризация БТИ" этот не поставлен на государственный технический учет.
В соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на день постановки заявителя в 1996 году и снятии с учета в 2002 году, было установлено, что право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения.
Этой же нормой было предусмотрено, что снятие граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий предусматривалось, в частности, в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послужившим основанием для принятия на учет, а также неправомерных должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет. Снятие на учет осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет. О снятии с учета граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме.
Суд правомерно не согласился, что имели место неправомерные действия должностных лиц при приеме заявителя на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку на момент постановки Унгурьянов О.В. являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Статьей 23 Указа Главы Республики Коми от 27 мая 1999 года за № 190 "О правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Коми" предусмотрено, что органы местного самоуправления не реже одного раза в три года, проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете на улучшении жилищных условий. Организации не позднее 15 апреля направляют уточненные списки в органы местного самоуправления.
Уточнение списков необходимо для того, чтобы выявить лиц, которые утратили право на нахождение в очереди для получения жилья или улучшения жилищных условий.
Доказательств того, что ответчик перед исключением Унгурьянова О.В. из очереди обязывал его предоставить документы, подтверждающие его право стоять в очереди, представлено не было.
Вместе с тем, для решения вопроса о том, законно ли исключение Унгурьянова О.В. из очереди лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд должен был проверить, имелись ли у истца правовые основания считаться нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Как следует из материалов дела, бывшая супруга истца <Дата обезличена> на основании свидетельства о праве на наследство стала собственником ... жилого помещения общей площадью ... кв.м, из них жилой - ... кв.м, в котором на ее долю приходилось ... кв.м жилой площади.
Таким образом, на семью Унгурьянова О.В., состоящую из 5 человек на момент исключения из очереди приходилось ... кв. м, поскольку при определении нуждаемости гражданина в улучшении жилищных условий учитываются все жилые помещения, имеющиеся у членов семьи этого гражданина.
Поскольку на каждого члена семьи Унгурьянова О.В. на момент исключения его из очереди приходилось более 9 кв. м ..., основания для снятия его с учета в соответствии с п. 27 вышеназванного Указа Главы РК имелись, поскольку имело место улучшение жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения Обеспеченность жилой площадью на каждого члена семьи 7 и менее кв.м).
При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии оснований для исключения Унгурьянова О.В. из очереди является ошибочным.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что Унгурьянов О.В. подлежит восстановлению в очереди с 1 сентября 2008 года, учитывая следующие обстоятельства.
Согласно ст. 28 Указа Главы Республики Коми от 27 мая 1999 года снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства осуществляется решением органа местного самоуправления по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам, по месту работы - совместным решением администрации и выборного органа. О принятом решении граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме в течение месяца со дня принятия решения с указанием основания снятия с учета.
По делу установлено и фактически не оспаривается ответчиком, что Унгурьянов О.В. не был в предусмотренные законом сроки письменно уведомлен об исключении из очереди, в связи с чем он продолжал считать себя состоящим в этой очереди, даже при том условии, что он выехал и снялся с регистрационного учета в квартире, в связи с проживаем в которой он и его бывшая семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, после расторжения брака с прежней супругой.
Учитывая, что несообщение ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми о снятии с учета Унгурьянова О.В. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий лишило его возможности встать вновь на такой учет в связи с изменившимися обстоятельствами, судебная коллегия полагает, что нарушенное право истца должно быть восстановлено, в связи с чем ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми обязано поставить Унгурьянова О.В. очередь лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Определяя время, с которого Унгурьянов О.В. подлежит постановке в очередь и состав его семьи, имеющий право на это, судебная коллегия исходит из следующего.
Снявшись с регистрационного учета, выехав из жилого помещения и не приобретя иного жилья для постоянного проживания, Унгурьянов О.В. сознательно ухудшил свои жилищные условия, что в соответствии с требованиями ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации лишило его права постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Следовательно, Унгурьянов О.В., как не имеющий другого жилого опмещения для постоянного проживания, имеет право на постановку в очередь лиц, нуждающихся в предоставлении жилья, с 21 августа 2008 года.
Суд признал право Унгурьянова О.В. на постановку в очередь нуждающихся в получении жилья составом семьи 3 человека: он, его втоаря супруга, их общий сын.
Между тем суд не учел, что ФИО2 имеет в собственности жилое помещение, в котором проживает совместно с несовершеннолетним ребенком, в связи с чем нуждающимися в улучшении жилищных условий не являются.
Так как Унгурьянов О.В. жилого помещения не имеет, следовательно, право на улучшение жилищных условий имеет он один.
С учетом изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда от 25 июня 2013 года отменить, вынести по делу новое решение:
ФИО3 в удовлетворении требований к Главному Управлению Федеральной Службы исполнения наказаний Управление по Республике Коми и ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми о признании незаконным решения об исключении из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий и восстановлении в данной очереди с даты постановки на учет с <Дата обезличена> отказать.
Обязать ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми поставить в очередь на получение жилья с 21 августа 2008 года составом семьи 1 человек.
Председательствующий:
Судьи: