Решение по делу № 2-2518/2021 от 11.05.2021

УИД: 59RS0004-01-2021-003232-48                            <данные изъяты>

Дело № 2-2518/2021                                            

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Пермь 14 сентября 2021 года

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Оплетиной Е.С.,

при секретаре судебного заседания Черепановой Е.А.,

с участием истца – Симакова И.В.,

представителей ответчика – Плотникова Н.П., Зотова А.А., действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Симакова Игоря Владимировича к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края о возложении обязанности заключить договор,

установил:

Симаков И.В. обратился в суд с иском к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - Министерство) о возложении обязанности заключить договор безвозмездного срочного пользования лесным участком, находящимся в государственной собственности на новый срок – в срок до 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование требований указано, что между истцом и ответчиком 18.10.2010 был заключен договор №544 безвозмездного срочного пользования лесным участком, находящимся в государственной собственности, сроком на 10 лет. Земельный участок расположен в <Адрес>. Земельный участок был предоставлен для ведения сельского хозяйства – пчеловодства (сенокошения). На территории земельного участка установлена пасека с оформлением надлежащих документов. Срок действия договора №544 истек 17.10.2010. За 40 дней до окончания срока долгосрочного договора, а именно 08.09.2020, истец уведомил ответчика о своем желании продлить, заключить договор аренды на новый срок, путем подачи соответствующего заявления. Заявление было написано на бланке Министерства, сдано в тот же день секретарю, что подтверждается штампом Министерства о приеме заявления, дата приемки 08.09.2020. Документы по описи к данному заявлению проверил и лично принял начальник отдела Зотов А.А. В период проверки и сдачи документов в адрес истца со стороны должностных лиц ответчика каких-либо претензий не было. Была просьба дополнительно направить по электронной почте межевой план и выписку из государственного реестра о постановке земельного участка на кадастровый учет, что истец выполнил, так как данные документы у истца имелись в свободном доступе. Со стороны сотрудников ответчика истец получил заверения, что с 19.10.2020 с истцом будет заключен новый договор на безвозмездное срочное пользование тем же самым земельным участком, сроком на 5 лет, и истцу нет необходимости вывозить с земельного участка пасеку и временные сооружения, а также демонтировать хозяйственные постройки. Никаких дальнейших претензий со стороны Министерства истец не получал, также не было отказа и в заключении с истцом договора на новый срок. Более того в конце сентября 2020 года на земельный участок, приезжал специалист Соликамского лесничества ФИО5 и в присутствии истца проведен осмотр земельного участка, проведена фотосъемка, был подтвержден факт надлежащего пользования земельным участком и отсутствие каких-либо претензий в адрес истца. 06.10.2020 ФИО5 пригласила истца в Соликамское лесничество, где подписали совместный акт о приеме-передаче земельного участка, в связи с окончанием срока безвозмездного пользования земельным участком. При этом соглашения о расторжении договора безвозмездного срочного пользования лесным участком от 18.10.2010 №544 не было, истец его не видел и не подписывал. Причины, по которым акт о приеме-передаче был составлен досрочно 06.10.2020, а не 18.10.2020 в день окончания срока договора, истец не понял. В акте от 06.10.2020 также отсутствуют претензии в адрес истца. Ответчик не отказал истцу в заключении договора безвозмездного срочного пользования на новый срок в течение 30 дней с момент окончания договора №544 от 18.10.2010 сроком на 10 лет. При этом на земельном участке по прежнему находится пасека истца, временные строения и хозяйственные постройки. Действия ответчика по затягиванию процесса заключения договора безвозмездного пользования земельным участком на новый срок (свыше 30 дней), нарушают права истца, как ссудополучателя, поскольку после составления акта приема-передачи земельного участка истец по-прежнему боле 6 месяцев несет все расходы по содержанию земельного участка, включая оплату электроэнергии и др., в зимнее время, регулярно производит чистку прилегающей к земельному участку территории от снега, в весеннее время постоянно очищает прилегающую к земельному участку территорию от бытового мусора, оставленного жителями <Адрес>, а также проводит иные работы по содержанию земельного участка. Таким образом, действиями ответчика по явному затягиванию процесса заключения договора безвозмездного пользования истцу причиняется материальный ущерб, истец вынужден нести убытки.

Истец в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования по доводам искового заявления.

Представители ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам письменного отзыва и дополнений к отзыву на исковое заявление, из которых следует, что 18.10.2010 между истцом и ответчиком заключен договор безвозмездного срочного пользования лесным участком, местоположение: <Адрес>. 19.10.2020 лесной участок передан Министерству по акту приема-передачи лесного участка. 28.12.2020 от истца поступило заявление об утверждении проектной документации на лесной участок. 30.12.2020 в ходе планового (рейдового) осмотра обследования лесного участка, установлено наличие на лесном участке деревянного забора высотой около 2-х метров. Протяженность забора на лесном участке с юго-восточной и юго-западной стороны 150 метров. С северо-западной стороны протяженность забора на лесном участке 75 метров. 29.01.2021 Министерством в отношении истца возбуждено производство по делу об административном правонарушении по ст. 7.9 КоАП РФ. Постановление о назначении административного наказания вступило в законную силу. Министерством в адрес истца было направлено письмо от 15.04.2021 с требованием произвести демонтаж забора на лесном участке. До настоящего времени демонтаж забора истцом не произведен. Истец, пользуясь ранее лесным участком по договору, возвел объекты лесной инфраструктуры (ульи, навес). По состоянию на сегодняшний день, данные объекты расположены на лесном участке, в проектной документации в разделе 7 таблица 6 отсутствовали сведения об указанных объектах. Таким образом, отсутствие сведений об объектах лесной инфраструктуры (ульи, навес), также наличие забора на лесном участке, находящемся в зеленой зоне, явилось основанием для отказа истцу в утверждении проектной документации лесного участка.

Заслушав истца, представителей ответчика, изучив материалы гражданского дела, доводы искового заявления, отзывов на исковое заявление суд не находит оснований для удовлетворения требований в силу следующего.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.

18.10.2010 между Агентством по природопользованию Пермского края (ссудодатель) и Симаковым И.В. (ссудополучатель) заключен договор №544 безвозмездного срочного пользования лесным участком, находящимся в государственной собственности (том 1 л.д. 132-167), по условиям которого ссудодатель обязуется предоставить, а ссудополучатель обязуется принять в безвозмездное срочное пользование лесной участок из земель лесного фонда, определенный в пункте 2 настоящего договора (п. 1). Лесной участок площадью 1,5 га, предоставляемый в безвозмездное срочное пользование по настоящему договору имеет: категорию земель: земли лесного фонда; целевое назначение лесов – защитные леса (зеленая зона); номер учетной записи в государственном лесном реестре <Адрес> (п. 2). Ссудополучателю передается лесной участок для ведения лесного хозяйства (пчеловодства, сенокошения) (п. 4).

08.09.2020 Симаков И.В. обратился в Министерство с заявлением о продлении договора бессрочного безвозмездного пользования №544 от 18.10.2010 в связи с тем, что срок договора истекает 18.10.2020 (том 2 л.д. 47).

В ответ на обращение Симакова И.В. Министерством дан ответ от 05.10.2020, согласно которому при прекращении действия договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, находящимся в государственной собственности ссудополучатель обязан передать лесной участок ссудодателю по акту приема-передачи лесного участка в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства (том 2 л.д. 49).

19.10.2020 Министерством и Симаковым И.В. был составлен акт приема-передачи лесного участка, по условиям которого в связи с истечением срока действия договора безвозмездного срочного пользования, первый принял, а второй передал лесной участок, с номером учетной записи в государственном лесном реестре Пермского края, с кадастровым номером , с местоположением: <Адрес> (далее – лесной участок) (том 2 л.д. 69-70).

23.10.2020 Симаков И.В. обратился в Министерство с заявлением о предоставлении лесного участка, находящегося в государственной собственности в безвозмездное пользование для ведения сельского хозяйства (осуществление сельскохозяйственной деятельности) для собственных нужд (том 2 л.д. 50).

В ответ на заявление Симакова И.В. Министерством дан ответ от 02.11.2020, согласно которому в силу действующего законодательства основанием для предоставления лесного участка в безвозмездное пользование является утвержденная Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края проектная документация (том 2 л.д. 51).

03.11.2020 Министерством в адрес Симакова И.В. направлен подписанный акт приема-передачи лесного участка по договору безвозмездного срочного пользования лесным участком, находящимся в государственной собственности от 18.10.2010 №544 (том 2 л.д. 52).

28.12.2020 Симаков И.В. обратился в Министерство с заявление об утверждении проектной документации на лесной участок, приложив проектною документацию лесного участка (том 2 л.д. 53).

Рассмотрев проектную документацию лесного участка, Министерством 19.01.2021 был дан ответ об отказе в утверждении проектной документации, поскольку объекты инфраструктуры (ульи, навес) не были указаны в проектной документации, кроме того, согласно акту обследования лесного участка от 30.12.2020 на лесном участке, используемом Симаковым И.В., возведен деревянный забор, что нарушает требования лесного законодательства (том 2 л.д.54-55).

30.01.2021 Симаков И.В. обратился в Министерство с требованием о заключении договора аренды земельного участка (том 2 л.д.56-57), в ответ на которое Министерством был дан ответ от 19.02.2021 (том 2 л.д. 62-63).

01.04.2021 Симаков И.В. обратился в Министерство с претензией – жалобой, в ответ на которую Министерством был дан ответ от 15.04.2021, согласно которому наличие утвержденной проектной документации лестного участка, планируемого к предоставлению, является обязательным, вне зависимости от наличия кадастрового номера лесного участка. Утвердить проектную документацию лесного участка не представляется возможным ввиду размещения на лесном участке забора в нарушение пункта 2 части 4 статьи 114 Лесного кодекса РФ. После демонтажа забора Симаков И.В. может повторно направить в Министерство проектную документацию лесного участка на рассмотрение. В случае ее утверждения Симакову И.В. необходимо обратиться с заявлением в Министерство о предоставлении лесного участка в безвозмездное пользование и заключении договора безвозмездного пользования. С учетом изложенного Министерства возвратило проектную документацию лесного участка (том 2 л.д. 67-68).

Решением Соликамского городского суда Пермского края от 13.08.2021 исковые требования Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края удовлетворены. Признано незаконным возведение Симаковым И.В. деревянного забора на лесном участке с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>. На ФИО1 возложена обязанность демонтировать и вынести с территории лесного участка ограждение в виде деревянного забора в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу (том 2 л.д. 87-91).

В силу положений ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии с положениями ст. 11 Лесного кодекса Российской Федерации граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов (ч. 1).

Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами (ч. 4).

Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения: пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах; безопасности граждан при выполнении работ (ч. 5).

Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным настоящей статьей, не допускается (ч. 6).

Лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (ч. 8).

Частью 4 ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

В соответствии с положениями ст. 38 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов для ведения сельского хозяйства (сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, пантового оленеводства, товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности) осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута (ч. 1).

Для использования лесов гражданами в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд лесные участки предоставляются в безвозмездное пользование или устанавливается сервитут в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса (ч. 4).

Правила использования лесов для ведения сельского хозяйства и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 5).

В силу положений ст. 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации при предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в случае заключения договора аренды лесного участка в соответствии с частью 3 статьи 73.1 настоящего Кодекса), безвозмездное пользование выполнение работ по подготовке проектной документации лесных участков может быть обеспечено заинтересованным лицом (ч. 1).

Требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядок ее подготовки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 6).

Проектная документация лесного участка утверждается решением органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющих полномочия по предоставлению в пользование лесного участка в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса (ч. 7).

Органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющими в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса полномочия по предоставлению лесных участков, может быть принято решение об отказе в утверждении проектной документации лесных участков (ч. 9).

Основаниями для отказа в утверждении проектной документации лесного участка являются: 1) несоответствие проектной документации лесного участка требованиям к составу и содержанию проектной документации лесного участка, которые установлены в соответствии с частью 12 настоящей статьи; 2) несоответствие проектной документации лесного участка утвержденному лесному плану субъекта Российской Федерации, лесохозяйственному регламенту лесничества (ч. 10).

В силу положений ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду;

3) договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование (ч. 1).

Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование (ч. 2).

Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом (ч. 3).

В силу положений ч. 1 ст. 74.2 Лесного кодекса Российской Федерации по договору безвозмездного пользования лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицам, использующим леса, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 74.3 Лесного кодекса Российской Федерации договор безвозмездного пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов на основании заявления заинтересованного лица.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 114 Лесного кодекса Российской Федерации к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, относятся: леса, расположенные в зеленых зонах (леса, расположенные на землях лесного фонда и землях иных категорий, выделяемые в целях обеспечения защиты населения от воздействия неблагоприятных явлений природного и техногенного происхождения, сохранения и восстановления окружающей среды).

Согласно п. 2 ч. 4 ст. 114 Лесного кодекса Российской Федерации в лесах, расположенных в зеленых зонах, запрещаются: ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства, а также возведение изгородей в целях сенокошения и пчеловодства.

Приказом Минприроды России от 02.07.2020 №408 утверждены Правила использования лесов для ведения сельского хозяйства и Перечня случаев использования лесов для ведения сельского хозяйства без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута (далее - Правила).

Согласно п. 1 Правил настоящие Правила использования лесов для ведения сельского хозяйства (далее - Правила) разработаны в соответствии со статьей 38 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, №50, ст. 5278; 2018, №52, ст. 8100) и регулируют отношения, возникающие при использовании лесов для ведения сельского хозяйства.

В силу п. 2 Правил настоящие Правила распространяются на граждан, юридических лиц, использующих леса для ведения сельского хозяйства с предоставлением или без предоставления лесных участков, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.

Лица, использующие леса для ведения сельского хозяйства, обязаны: составлять проект освоения лесов (пп. «б» п. 12 Правил).

Приказом Минприроды России от 03.02.2017 №54 утверждены Требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки (далее - Требования).

В силу п. 1 Требований настоящие Требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядок ее подготовки (далее - Требования и порядок) разработаны в соответствии с частью 12 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 2 Требований установлено, что подготовка проектной документации лесного участка должна осуществляться при проектировании лесных участков при предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.

Проектная документация лесного участка подготавливается в виде единого документа, состоящего из текстовой части и графической части - схемы расположения проектируемого лесного участка (рекомендуемый образец в приложении к настоящим Требованиям и порядку) (п. 3 Требований).

Текстовая часть проектной документации должна содержать следующие сведения: наличие зданий, сооружений, объектов, связанных с созданием лесной инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на проектируемом лесном участке (п. 4 Требований).

В силу положений п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Оценив установленные в судебном заседании обстоятельства в совокупности с вышеуказанными правовыми нормами, суд не находит оснований для возложения на Министерство обязанности заключить с истцом договор безвозмездного срочного пользования лесным участком, поскольку в силу положений действующего законодательства понуждение к заключению договора не допускается.

При этом суд считает необходимым указать, что Министерством фактически не было отказано в заключении с истцом договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, а было отказано в утверждении проектной документации лесного участка по причине не указания в проектной документации объектов лесной инфраструктуры (ульи, навес), а также по причине наличия на лесном участке деревянного забора, что нарушает требования лесного законодательства. Данный отказ Симаковым И.В. оспорен не был, незаконным не признавался, доказательств обратного суду не представлено.

Также Министерством истцу было разъяснено, что после демонтажа забора он может повторно направить в Министерство проектную документацию лесного участка на рассмотрение, и в случае её утверждения обратиться с заявлением о предоставлении лесного участка в безвозмездное пользование и заключении договора безвозмездного пользования.

Наличие на лесном участке деревянного забора установлено в судебном заседании и сторонами не оспаривается.

Позиция истца фактически сводится к несогласию с фактом незаконности возведения забора на лесном участке.

Вместе с тем, решением Соликамского городского суда Пермского края от 13.08.2021 установлена незаконность возведения Симаковым И.В. деревянного забора на лесном участке.

В указанном решении дана оценка доводам Симакова И.В. о согласовании в 2010 году проекта планировочной организации земельного участка, предусматривающего возведение 2-х метрового деревянного ограждения участка, согласно которой условия договора возможность возведения какого-либо вида ограждения лесного участка не предусматривали, действующая на момент заключения договора редакция ст. 105 Лесного кодекса Российской Федерации также предусматривала запрет на осуществление ведения сельского хозяйства в зеленых зонах, за исключением сенокошения и пчеловодства, а также возведение изгородей в этих целях, как и действующие в тот период Правила использования лесов для ведения сельского хозяйства, разработанные в соответствии со ст. 38 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденные приказом Минсельхоза от 14.05.2010 №161.

Оснований для повторной оценки данных доводов Симакова И.В. у суда не имеется.

Доводы истца о значительной стоимости возведенного забора, а также о значительной стоимости работ по его демонтажу судом отклоняются, поскольку правового значения для разрешения спора по существу не имеют.

На основании изложенного, учитывая установленный федеральным законодательством запрет на понуждение к заключению договора, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

     исковые требования Симакова Игоря Владимировича к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края о возложении обязанности заключить договор безвозмездного срочного пользования лесным участком, находящимся в государственной собственности на новый срок – оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий        <данные изъяты>    Е.С. Оплетина

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-2518/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Симаков Игорь Владимирович
Ответчики
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Судья
Оплетина Екатерина Сергеевна
Дело на странице суда
lenin.perm.sudrf.ru
11.05.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.05.2021Передача материалов судье
18.05.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.05.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.06.2021Предварительное судебное заседание
16.06.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
11.08.2021Предварительное судебное заседание
14.09.2021Судебное заседание
21.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее