Решение по делу № 8а-535/2020 от 13.12.2019

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 2а- 1270/2019

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    г. Краснодар    06.02.2020

Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В.,

судей: Иванова А.Е., Карасовой Н.Х.,

        рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Махамбетовой    С.Г.    на решение Тимашевского районного суда

Краснодарского края от 24.06.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 17.09.2019, вынесенные по административному делу по административному иску Махамбетовой С.Г. к Отделу судебных приставов по г. Тимашевску и Брюховецкому району УФССП России по Краснодарскому краю об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов.

Заслушав доклад судьи Усенко Н.В., объяснения Махамбетовой С.Г. и ее представителя по доверенности Будник Ю.И., поддержавших кассационную жалобу, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции,

установил:

Махамбетова С.Г. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, сославшись в его обоснование на то, что она является должником в сводном исполнительном производстве. Исполнение производится за счет обращения взыскания на пенсию должника. Оставшиеся после удержания средства составляют менее прожиточного минимума по региону.

В этой связи административный истец обратилась к судебному приставу-исполнителю с ходатайством об определении процента удержания, позволяющего оставить за Махамбетовой С.Г. право на прожиточный минимум, возврате незаконно, по ее мнению, удержанных денежных средств. Однако ходатайство в установленном законом порядке рассмотрено не

было.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем административному

1

истцу вручено письмо , в котором сообщалось о невозможности отмены постановления об обращении взыскания не пенсию должника.

Махамбетова С.Г. полагает, что ее права нарушены действиями судебного пристава-исполнителя по обращению взыскания на пенсию должника, равно как и бездействием данного должностного лица, не рассмотревшим ходатайство в установленном законом порядке.

В этой связи Махамбетова С.Г. просила признать незаконными постановления об обращении взыскания на пенсию должника в части установления максимального размера удержаний, вынесенные в рамках исполнительного производства -СД. Обязать судебного пристава-исполнителя оставить за административным истцом право на прожиточный минимум согласно Приказу Министерства труда и социального развития Краснодарского края «О величине прожиточного минимума в <адрес>». Обязать судебного пристава-исполнителя вернуть незаконно удержанные с ДД.ММ.ГГГГ из пенсии должника денежные средства в сумме 28666, 47 руб. Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ФИО6 по рассмотрению ходатайства Махамбетовой С.Г. от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Тимашевского районного суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения судебной коллегией по административным делам Краснодарского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, в административном иске отказано.

В кассационной жалобе Махамбетова С.Г. просит об отмене решений судов обеих инстанций, как постановленных с существенным нарушением норм материального и процессуального права, при несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Заявитель жалобы обращает внимание на то, что суды вынесли решение не по всем требованиям административного иска. В частности, судами не рассмотрены требования об обязании судебного пристава-исполнителя оставить за Махамбетовой С.Г. право на прожиточный минимум согласно Приказу Министерства труда и социального развития Краснодарского края «О величине прожиточного минимума в Краснодарском крае», возврате незаконно удержанных с ДД.ММ.ГГГГ из пенсии должника денежных средств в сумме 28666, 47 руб., признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя ФИО6 по рассмотрению ходатайства ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ.

Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте заседания кассационного суда.

2

В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит предусмотренные статьей 328 КАС РФ основания для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы.

Согласно части 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О судебном решении»).

Поставленные решения указанным требованиям не отвечают, в связи с чем подлежат отмене по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 328 КАС РФ.

Право обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов установлено законом (положениями статей 360 КАС РФ, 121 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее -Закон об исполнительном производстве).

Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.

Исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества,

з

необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения (статья 4 Закона об исполнительном производстве).

Положениями статьи 64 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа вправе совершать исполнительные действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 68 Закона об исполнительном производстве к мерам принудительного исполнения относится в числе прочих обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений.

Размер удержаний из заработной платы и иных доходов должника и порядок его исчисления установлены статьей 99 Закона об исполнительном производстве.

По общему правилу, определенному частью 2 названной статьи, с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в случае, если пенсия является для должника-гражданина единственным источником существования, необходимость обеспечения баланса интересов кредитора и должника-гражданина требует защиты прав последнего путем сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня существования, с тем чтобы не оставить их за пределами социальной жизни.

По смыслу части 2 статьи 99 Закона об исполнительном производстве во взаимосвязи с его статьей 4 конкретный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учетом всех обстоятельств дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства, как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10-П,

4

определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1325-0-0, от ДД.ММ.ГГГГ N 1064-0-0, от ДД.ММ.ГГГГ N 350-0-0, от ДД.ММ.ГГГГ. N 14-0-0, от ДД.ММ.ГГГГ N 1713-0 и др.).

Таким образом, определяя размер удержаний с получаемых должником периодических выплат, судебный пристав-исполнитель обязан исходить из принципа обеспечения баланса интересов сторон исполнительного производства.

Отказывая в административном иске, суды установили, что в отношении Махамбетовой С.Г. возбуждено 16 исполнительных производств, объединенных в сводное исполнительное производство. Судебным приставом -исполнителем вынесены постановления об обращении взыскания на пенсию должника. Процент удержания - 50%. Постановления для исполнения направлены в Управление пенсионного фонда по Тимашевскому району Краснодарского края для исполнения.

ДД.ММ.ГГГГ Махамбетова С.Г. направила в адрес отдела судебных приставов ходатайство об отмене постановлений об обращении взыскания на ее пенсию и возврате удержанных денежных средств, на которое ДД.ММ.ГГГГ заявителю предоставлен ответ. Поскольку требования исполнительных документов не исполнены, суды пришли к выводу о том, что постановления об обращении взыскания на пенсию должника являются законными, а основания для возращения удержанных из пенсии должника денежных средств отсутствуют.

С данными выводами судов согласиться нельзя, поскольку они не основаны на материалах дела, так как в ходе рассмотрения дела исполнительное производство судами не истребовалось и не исследовалось. Копии обжалуемых постановлений в деле отсутствуют. В этой связи достоверными доказательствами не подтверждены ни сам факт вынесения постановлений об обращении взыскания на пенсию должника, ни обоснованность применения судебным приставом-исполнителем максимального размера удержаний с пенсии, если таковой имел место.

Таким образом, фактически суды уклонились от установления, исследования и оценки юридически значимых для разрешения спора обстоятельств.

Кроме того, при рассмотрении требований административного иска в части обжалования бездействия судебного пристава -исполнителя по разрешению ходатайства Махамбетовой С.Г. судами не применены нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения. Так, суды не исследовали вопрос соответствия действий судебного пристава- исполнителя по рассмотрению ходатайства должника порядку,

5

установленному положениями статьи 64.1 Закона об исполнительном производстве для разрешения заявлений и ходатайств, поступающих от лиц, участвующих в исполнительном производстве.

При рассмотрении дела судом первой инстанции также не был определен круг лиц, участвующих в деле.

В нарушение разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» к участию в деле не привлечены должностное лицо, чьи решения, действия (бездействие) оспариваются, территориальный орган ФССП России, в структурном подразделении которого исполняет (исполнял) обязанности судебный пристав-исполнитель, другая сторона исполнительного производства.

При таких обстоятельствах решения судов обеих инстанций подлежит отмене, дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.

При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное и постановить по делу законное и обоснованное решение в точном соответствии с нормами процессуального права и на основании материального закона, регулирующего возникшие правоотношения.

    Руководствуясь статьями 329,    330 Кодекса административного

судопроизводства Российской Федерации,

определил:

решение Тимашевского районного суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить.

Административное дело направить на новое рассмотрение в Тимашевский районный суд Краснодарского края в ином составе суда.

Председательствующий

Судьи:

8а-535/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ суда 1ой инстанции ОТМЕНЕНО с возвращением на новое рассмотрение
Истцы
Махамбетова Светлана Геннадьевна
Ответчики
УФССП по г.Тимашевску
Другие
Будник Юлия Ивановна
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Усенко Н. В.
Дело на странице суда
4kas.sudrf.ru
06.02.2020Судебное заседание
06.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее