№ 2а-1034/2020
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
03 сентября 2020 г. |
г. Кострома |
Костромской районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Гурьяновой О.В.,
при секретаре судебного заседания Метельковой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области к Поспелову С.В. о взыскании пени по транспортному налогу и пени по налогу на имущество физически лиц,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 7 по Костромской области (далее - инспекция) обратилась в суд административным иском к Поспелову С.В. о взыскании пени по транспортному налогу и пени по налогу на имущество физически лиц. Требования обоснованы тем, что Поспелов С.В. состоит на учете в инспекции в качестве налогоплательщика. Ему на праве собственности принадлежали транспортные средства Рено Меган с ДДММГГГГ по ДДММГГГГ. В соответствии со ст. ст. 357-363 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) он признается налогоплательщиком и обязан уплатить транспортный налог. За 2014 год ему был исчислен транспортный налог по налоговому уведомлению № от ДДММГГГГ в сумме 3 028 руб. В связи с тем, что налог не был уплачен, на сумму недоимки в соответствии с п. 3 ст. 58, п. 3 ст. 75 НК РФ начислены пени в сумме 234,44 руб. Также ответчику принадлежит недвижимое имущество по адресу: (адрес) по налоговому уведомлению № от ДДММГГГГ за 2014 год начислен налог на имущество физических лиц в размере 139 руб. в связи с его неуплатой начислены пени в размере 2,29 руб. В отношении ответчика выставлено требования, задолженность до настоящего времени не погашена. Налоговым органом допущен пропуск срока (истек ДДММГГГГ) по техническим причинам, связанными со сбоем компьютерной программы. В силу п. 3 ст. 46 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок для подачи заявления может быть восстановлен судом. По основаниям ст.ст. 31, 48 НК РФ инспекция просит восстановить пропущенный срок, взыскать суд с Поспелова С.В. пени по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц в размере 236,73 руб. В случае отказа в восстановлении пропущенного срока просят задолженность признать безнадежной ко взысканию.
В судебное заседание представитель административного истца МИФНС России № 7 по Костромской области не явились, извещены надлежащим образом, просили рассматривать дело без участия представителя инспекции.
Административный ответчик Поспелов С.В., извещался по адресу регистрации надлежащим образом, судебное извещение вернулось в адрес суда.
Способы и порядок извещения и вызова в суд участников процесса определяются главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), которая допускает фактически любой способ извещения, но с одним условием: в результате такого извещения должен быть с достоверностью подтвержден факт уведомления участника процесса о времени и месте судебного разбирательства.
В соответствии с ч.ч. 6, 7 ст. 45 КАС РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Противодействие, в том числе систематическое, лиц, участвующих в деле, правильному и своевременному рассмотрению и разрешению административного дела, а также злоупотребление процессуальными правами в иных формах влечет за собой наступление для этих лиц последствий, предусмотренных настоящим Кодексом.
Нежелание административного ответчика получать извещения о явке и непосредственно являться в суд для участия в судебном заседании, свидетельствует о его уклонении от участия в состязательном процессе, и не может влечь неблагоприятные последствия для суда, в связи с чем, суд на основании ст. 150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика, который не явившись в судебное заседание, самостоятельно отказался от осуществления процессуальных прав, предусмотренных для сторон в административном процессе.
Исследовав материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы.
Обязанность каждого лица к уплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена также п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Согласно абз.1 п. 1 ст. 45 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 14 НК РФ транспортный налог является видом региональных налогов и сборов.
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Статьей 356 НК РФ предусмотрено, что транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой.
Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ст. 357 НК РФ).
Согласно ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Порядок уплаты транспортного налога установлен Законом Костромской области от 28.11.2002 N 80-ЗКО «О транспортном налоге».
В соответствии сост. 15 НК РФ налог на имущество физических лиц относятся к местным налогам и сборам.
В силу положений ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 1 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991 года № 2003-I, утратившим силу с 01.01.2015 г. в связи с принятием ФЗ от 04.10.2014 г. № 284-ФЗ, но действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Согласно ст. 2 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилой дом; квартира; комната; дача; гараж; иное строение, помещение и сооружение, а также доля в праве общей собственности на это имущество.
Судом установлено и подтверждается совокупностью представленных в материалах дела доказательств, что Поспелову С.В. принадлежало транспортное средство Рено Меган с ДДММГГГГ по ДДММГГГГ, а также принадлежит недвижимое имущество кадастровый №, по адресу (адрес), с ДДММГГГГ, то есть Поспелов С.В. являлся плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц.
За 2014 год ему исчислен транспортный налог в размере 3 028 руб. и налог на имущество физических лиц 139 руб. по налоговому уведомлению от ДДММГГГГ №.
Согласно п.п. 1, 4, 5 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1. настоящего Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Обязанность по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц административным ответчиком не исполнена, в связи с чем, были начислены пени в общей сумме 1 064,20 руб. К взысканию заявлены пени на транспортный налог в размере 234,44 руб. и пени на налог на имущество физических лиц 2,29 руб., а всего 236,73руб.
По истечении срока добровольного погашения задолженности по налогу Инспекцией в соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ в адрес ответчика направлялось требование № от ДДММГГГГ по сроку уплаты ДДММГГГГ.
По общему правилу, установленному абз. 1, 3 п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В силу п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказ.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом
Анализ положений ст. 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов. Данная позиция подтверждена разъяснением, изложенным в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которому при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 2 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 479-О-О). Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.
Таким образом, из буквального толкования норм права о порядке взыскания налога, пени и штрафа, закрепленных в п.п. 2, 3 ст. 48 НК РФ, следует, что при пропуске установленных сроков судебная процедура взыскания недоимки не может быть реализована без восстановления срока для обращения в суд, для чего необходимо обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного по уважительной причине шестимесячного срока.
Согласно ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Таким образом, из положений Закона N 212-ФЗ и Налогового кодекса Российской Федерации следует, что общий срок, установленный для обращения с заявлением о взыскании налогов и пеней исчисляется исходя их трех составляющих: срок для предъявления требований (3 месяца), срок для добровольного исполнения требования и срок для предъявления заявления о взыскании в суд (6 месяцев).
Вместе с тем, из материалов дела следует, что должнику направлено требование с указанием срока добровольной уплаты задолженности ДДММГГГГ. Требование оставлено без исполнения.
Доказательств соблюдения порядка принудительного взыскания задолженности, предусмотренного ст.ст. 19, 20 Закона N 212-ФЗ и ст.ст. 46, 47 НК РФ суду не представлено, решение о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика и постановление о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика не принимались. Доказательств обратного налоговой инспекцией не представлено.
ДДММГГГГ установленные ст.ст. 46, 47 НК РФ сроки обращения в суд пропущены.
Заявленное административным истцом ходатайство о восстановлении пропущенного срока удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В силу ч. 6 ст. 289 КАС РФ в обязанность суда входит проверка соблюдения органом, обратившимся с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 60 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.
Налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным от имени государства осуществлять контроль за сбором налогов и уплатой сборов, своевременностью их взимания.
На момент обращения в суд с настоящим административным иском налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание суммы задолженности в связи с пропуском установленного шестимесячного срока. Убедительных доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения ходатайства о восстановлении пропущенного срока.
В силу ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Таким образом, оснований для удовлетворения административного иска не имеется в связи с пропуском налоговой инспекцией срока обращения в суд и отсутствием оснований для его восстановления.
В силу ст. 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 54 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Предъявленная к взысканию сумма задолженности по налогу признается судом безнадежной к взысканию и подлежит списанию налоговым органом, который с учетом действующего в настоящее время правового регулирования данного вопроса, утратил возможность ее взыскания в судебном порядке.
Руководствуясь ст.ст. 175, 180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области в удовлетворении административного иска к Поспелову С.В. о взыскании пени по транспортному налогу и пени по налогу на имущество физически лиц отказать.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд Костромской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
О.В. Гурьянова |
Решение суда в окончательной форме
изготовлено 10 сентября 2020 г.