дело № 2-28/2022 (ранее присвоенный номер № 2-1686/2021)
УИД 69RS0037-02-2021-001919-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 января 2022 года город Тверь
Калининский районный суд Тверской области в составе:
Председательствующего судьи Земляковой К.Е.,
С участием: представителя истца: Сударевой А.Д.,
при секретаре судебного заседания Афонине Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тверского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации в лице Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Тверской области Московско – Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов к Сливчиковой Н. А., Попсуеву А. О., Администрации МО «Каблуковское сельское поселение» Калининского района Тверской области об истребовании земельного участка в собственность Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Тверской межрайонный природоохранный прокурор обратился в Калининский районный суд Тверской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации в лице Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Тверской области Московско – Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов к Сливчиковой Н.А., Попсуеву А.О. о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, признании незаконным результатов образования (межевания) земельного участка. В обоснование требований указано, что земельный участок общей площадью 1399кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 28.07.2016, предоставлен в собственность Сливчиковой Н.А. и Попсуеву А.О. Часть земельного участка площадью 1309кв.м. расположена в береговой полосе р. Волга. Просит (с учетом уточнений) истребовать в собственность Российской Федерации из чужого незаконного владения администрации МО «Каблуковское сельское поселение» Калининского района Тверской области земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>
Протокольным определением суда от 27.10.2021 к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация МО «Каблуковское сельское поселение» Калининского района Тверской области.
Определением суда от 25.01.2022 производство по делу прекращено в части требования о признании отсутствующим права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, признании недействительными результатов межевания указанного земельного участка.
В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в уточненном исковом заявлении.
Иные участвующие в деле лица, будучи надлежащим образом извещенными, в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Cогласно п.1 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора является исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами местного самоуправления, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии с названными нормами прокурор вправе обратиться в суд с иском об оспаривании сделок, имущественных прав, нарушающих имущественные, иные интересы Российской Федерации, неопределенного круга лиц.
Московско-Окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, сокращенное наименование Московско-Окское БВУ (далее - территориальный орган), является территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов межрегионального уровня, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, возложенные на Федеральное агентство водных ресурсов на территории Российской Федерации, в границах бассейна рек Волги, Оки, Днепра, Десны, Западной Двины, Дона, Мcты на территории Брянской, Калужской, Московской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тверской, Тульской областей и г. Москвы, согласно положения, утвержденному приказом Росводресурсов от 11 марта 2014 г. №66. Осуществляет в порядке и пределах, определенных законодательством Российской Федерации, владение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесенными к федеральной собственности и другие полномочия.
Согласно ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится: федеральная государственная собственность и управление ею.
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
В статье 9 Конституции Российской Федерации закреплено, что земля и другие природные ресурсы (в том числе и воды) используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
На основании ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путём восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Право владения, пользования, распоряжения имуществом принадлежит только его собственнику (ст. 209,214 Гражданского кодекса Российской Федерации) или лицу, уполномоченному собственником.
Пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.
Как следует из частей 1-3, 6-8 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено данным Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими федеральными законами. Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд. Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров. Береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных федеральными законами водных объектов не определяется. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
В соответствии с п. 8 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
В силу п. 2 ст. 102 Земельного кодекса Российской Федерации на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется формирование земельных участков.
Согласно п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (нормы законодательства приведены в редакции, действовавшей на момент формирования земельного участка) отчуждению в соответствии с данным федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель сельскохозяйственного назначения, лесного и водного фондов, особо охраняемых природных территорий и объектов, общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие).
По смыслу приведенных выше норм права, водные объекты и их береговая полоса отнесены к объектам общего пользования, в отношении которых действующим законодательством установлен запрет на приобретение в частную собственность, поскольку данные объекты могут находиться только в федеральной собственности.
Статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из обоснования заявленных межрайонным природоохранным прокурором требований по настоящему делу юридически значимыми и подлежащими выяснению обстоятельствами с учетом содержания спорных отношений сторон и подлежащих применению норм материального права являлись установление фактического владельца спорного земельного участка, выяснение точных границ водных объектов и их береговой полосы, установление факта включения береговой полосы в спорный земельный участок, а также проверка документально подтвержденных оснований внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о данном земельном участке.
Из материалов дела следует, что Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства при формировании земельных участков, расположенных в границах водоохраной зоны <адрес> <адрес>
Земельный участок с кадастровым номером № площадью 1399+/-13кв.м. по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет 09.11.2020.
23.11.2020 между Сливчиковой Н.А. и Попсуевым А.О. заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Земельный участок с кадастровым номером № площадью 1399+/-13кв.м. по адресу: <адрес>, находится в собственности администрации МО «Каблуковское сельское поселение» Калининского района Тверской области с 13.09.2021, сформирован с наложением на береговую полосу р.Волга. Площадь наложения 1309кв.м.
Указанное нарушение требований ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации, ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 28 закона № 178-ФЗ, государственных интересов и прав неопределенного круга лиц послужило основанием для обращения прокурора с иском в суд, направленным на защиту интересов государства и неопределенного круга лиц.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами, которые отвечают принципам относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Факт формирования земельного участка с нарушением законодательства подтвержден актом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области мероприятий по контролю от 02.04.2021, фототаблицей к нему, схемой наложения береговой полосы на определенные земельные участки, включая спорный, координатами поворотных точек границ земельных участков, имеющих наложения на береговую полосу р.Волга.
Из письменных пояснений специалиста П.А.А. к схеме следует, что в ЕГРН отсутствуют сведения о береговой линии р.Волга, но есть данные о водоохранной зоне р.Волга. Так как водоохранная зона устанавливается от береговой линии, то границу водоохранной зоны, примыкающую к водному объекту (р.Волга), можно принять за условную береговую линию.
Согласно ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется различными способами, перечень которых не является исчерпывающим. Вместе с тем способы защиты гражданских прав могут предопределяться правовыми нормами, регулирующими конкретные правоотношения, в связи с чем стороны правоотношений вправе применить лишь определенный способ защиты права.
В соответствии с абзацем третьим п. 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - Постановление Пленума N 10/22) в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Согласно п. 34 Постановления Пленума N 10/22 спор о возврате имущества, вытекающий из договорных отношений или отношений, связанных с применением последствий недействительности сделки, подлежит разрешению в соответствии с законодательством, регулирующим данные отношения. В случаях, когда между лицами отсутствуют договорные отношения или отношения, связанные с последствиями недействительности сделки, спор о возврате имущества собственнику подлежит разрешению по правилам статей 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Поскольку из материалов дела усматривается, что земельный участок, законность формирования и оборота которого (в части наложения на береговую полосу) оспаривается Тверским межрайонным природоохранным прокурором, перешел в собственность администрации МО «Каблуковское сельское поселение» Калининского района Тверской области в связи с отказом от него Попсуева А.О., ставшего собственником данного земельного участка на основании договора купли-продажи от 23.11.2020 со Сливчиковой Н.А., то есть Российская Федерация не являлась стороной этой сделки, а предъявленный иск направлен на возвращение в федеральную собственность земельных и водных объектов, находящихся во владении и пользовании ответчика, требования прокурора заявлены и подлежат рассмотрению на основании статей 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В п. 39 указанного Постановления разъяснено, что по смыслу п.1 ст. 302 ГК РФ собственник вправе истребовать своё имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли. В данном случае исключается волеизъявления государства на передачу в частную собственность береговой полосы водного объекта.
Заключение сделок в отношении участка береговой полосы водных объектов нарушает права Российской Федерации и неопределенного круга лиц. Водные объекты, береговая полоса, имеют специальный правовой режим, определяемый земельным и водным законодательством, ввиду жизненно важной многофункциональной роли водных объектов и их значимости для общества в целом, поэтому в данном случае сделки, землеустроительные документы, на основании которых частное лицо зарегистрировало право собственности на участок в пределах береговой полосы, на основании ч.2 ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, как посягающие на публичные интересы, в указанной части ничтожны, независимо от признания их таковыми судом.
При таких обстоятельствах, выбранный прокурором способ защиты прав соответствует характеру спорных правоотношений. Иск Тверского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, чьи права при формировании и отчуждении земельного участка были нарушены, подлежит рассмотрению и удовлетворению по правилам истребования имущества из чужого незаконного владения.
Поскольку спорный земельный участок находится в собственности администрации МО «Каблуковское сельское поселение» Калининского района Тверской области, искровые требования к ней подлежат удовлетворению, а в удовлетворении исковых требований к ответчикам Сливчиковой Н.А. и Попсуеву А.О. следует отказать, поскольку земельный участок выбыл из их собственности.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Тверского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации в лице Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Тверской области Московско – Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов к администрации МО «Каблуковское сельское поселение» Калининского района Тверской области об истребовании земельного участка в собственность Российской Федерации удовлетворить.
Истребовать в собственность Российской Федерации из чужого незаконного владения администрации МО «Каблуковское сельское поселение» Калининского района Тверской области земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>
В удовлетворении исковых требований Тверского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации в лице Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Тверской области Московско – Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов к Сливчиковой Н. А., Попсуеву А. О. об истребовании земельного участка в собственность Российской Федерации
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Калининский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья К.Е. Землякова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 01 февраля 2022 года
Судья К.Е. Землякова
дело № 2-28/2022 (ранее присвоенный номер № 2-1686/2021)
УИД 69RS0037-02-2021-001919-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 января 2022 года город Тверь
Калининский районный суд Тверской области в составе:
Председательствующего судьи Земляковой К.Е.,
С участием: представителя истца: Сударевой А.Д.,
при секретаре судебного заседания Афонине Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тверского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации в лице Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Тверской области Московско – Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов к Сливчиковой Н. А., Попсуеву А. О., Администрации МО «Каблуковское сельское поселение» Калининского района Тверской области об истребовании земельного участка в собственность Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Тверской межрайонный природоохранный прокурор обратился в Калининский районный суд Тверской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации в лице Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Тверской области Московско – Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов к Сливчиковой Н.А., Попсуеву А.О. о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, признании незаконным результатов образования (межевания) земельного участка. В обоснование требований указано, что земельный участок общей площадью 1399кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 28.07.2016, предоставлен в собственность Сливчиковой Н.А. и Попсуеву А.О. Часть земельного участка площадью 1309кв.м. расположена в береговой полосе р. Волга. Просит (с учетом уточнений) истребовать в собственность Российской Федерации из чужого незаконного владения администрации МО «Каблуковское сельское поселение» Калининского района Тверской области земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>
Протокольным определением суда от 27.10.2021 к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация МО «Каблуковское сельское поселение» Калининского района Тверской области.
Определением суда от 25.01.2022 производство по делу прекращено в части требования о признании отсутствующим права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, признании недействительными результатов межевания указанного земельного участка.
В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в уточненном исковом заявлении.
Иные участвующие в деле лица, будучи надлежащим образом извещенными, в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Cогласно п.1 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора является исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами местного самоуправления, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии с названными нормами прокурор вправе обратиться в суд с иском об оспаривании сделок, имущественных прав, нарушающих имущественные, иные интересы Российской Федерации, неопределенного круга лиц.
Московско-Окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, сокращенное наименование Московско-Окское БВУ (далее - территориальный орган), является территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов межрегионального уровня, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, возложенные на Федеральное агентство водных ресурсов на территории Российской Федерации, в границах бассейна рек Волги, Оки, Днепра, Десны, Западной Двины, Дона, Мcты на территории Брянской, Калужской, Московской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тверской, Тульской областей и г. Москвы, согласно положения, утвержденному приказом Росводресурсов от 11 марта 2014 г. №66. Осуществляет в порядке и пределах, определенных законодательством Российской Федерации, владение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесенными к федеральной собственности и другие полномочия.
Согласно ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится: федеральная государственная собственность и управление ею.
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
В статье 9 Конституции Российской Федерации закреплено, что земля и другие природные ресурсы (в том числе и воды) используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
На основании ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путём восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Право владения, пользования, распоряжения имуществом принадлежит только его собственнику (ст. 209,214 Гражданского кодекса Российской Федерации) или лицу, уполномоченному собственником.
Пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.
Как следует из частей 1-3, 6-8 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено данным Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими федеральными законами. Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд. Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров. Береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных федеральными законами водных объектов не определяется. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
В соответствии с п. 8 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
В силу п. 2 ст. 102 Земельного кодекса Российской Федерации на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется формирование земельных участков.
Согласно п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (нормы законодательства приведены в редакции, действовавшей на момент формирования земельного участка) отчуждению в соответствии с данным федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель сельскохозяйственного назначения, лесного и водного фондов, особо охраняемых природных территорий и объектов, общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие).
По смыслу приведенных выше норм права, водные объекты и их береговая полоса отнесены к объектам общего пользования, в отношении которых действующим законодательством установлен запрет на приобретение в частную собственность, поскольку данные объекты могут находиться только в федеральной собственности.
Статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из обоснования заявленных межрайонным природоохранным прокурором требований по настоящему делу юридически значимыми и подлежащими выяснению обстоятельствами с учетом содержания спорных отношений сторон и подлежащих применению норм материального права являлись установление фактического владельца спорного земельного участка, выяснение точных границ водных объектов и их береговой полосы, установление факта включения береговой полосы в спорный земельный участок, а также проверка документально подтвержденных оснований внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о данном земельном участке.
Из материалов дела следует, что Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства при формировании земельных участков, расположенных в границах водоохраной зоны <адрес> <адрес>
Земельный участок с кадастровым номером № площадью 1399+/-13кв.м. по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет 09.11.2020.
23.11.2020 между Сливчиковой Н.А. и Попсуевым А.О. заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Земельный участок с кадастровым номером № площадью 1399+/-13кв.м. по адресу: <адрес>, находится в собственности администрации МО «Каблуковское сельское поселение» Калининского района Тверской области с 13.09.2021, сформирован с наложением на береговую полосу р.Волга. Площадь наложения 1309кв.м.
Указанное нарушение требований ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации, ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 28 закона № 178-ФЗ, государственных интересов и прав неопределенного круга лиц послужило основанием для обращения прокурора с иском в суд, направленным на защиту интересов государства и неопределенного круга лиц.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами, которые отвечают принципам относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Факт формирования земельного участка с нарушением законодательства подтвержден актом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области мероприятий по контролю от 02.04.2021, фототаблицей к нему, схемой наложения береговой полосы на определенные земельные участки, включая спорный, координатами поворотных точек границ земельных участков, имеющих наложения на береговую полосу р.Волга.
Из письменных пояснений специалиста П.А.А. к схеме следует, что в ЕГРН отсутствуют сведения о береговой линии р.Волга, но есть данные о водоохранной зоне р.Волга. Так как водоохранная зона устанавливается от береговой линии, то границу водоохранной зоны, примыкающую к водному объекту (р.Волга), можно принять за условную береговую линию.
Согласно ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется различными способами, перечень которых не является исчерпывающим. Вместе с тем способы защиты гражданских прав могут предопределяться правовыми нормами, регулирующими конкретные правоотношения, в связи с чем стороны правоотношений вправе применить лишь определенный способ защиты права.
В соответствии с абзацем третьим п. 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - Постановление Пленума N 10/22) в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Согласно п. 34 Постановления Пленума N 10/22 спор о возврате имущества, вытекающий из договорных отношений или отношений, связанных с применением последствий недействительности сделки, подлежит разрешению в соответствии с законодательством, регулирующим данные отношения. В случаях, когда между лицами отсутствуют договорные отношения или отношения, связанные с последствиями недействительности сделки, спор о возврате имущества собственнику подлежит разрешению по правилам статей 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Поскольку из материалов дела усматривается, что земельный участок, законность формирования и оборота которого (в части наложения на береговую полосу) оспаривается Тверским межрайонным природоохранным прокурором, перешел в собственность администрации МО «Каблуковское сельское поселение» Калининского района Тверской области в связи с отказом от него Попсуева А.О., ставшего собственником данного земельного участка на основании договора купли-продажи от 23.11.2020 со Сливчиковой Н.А., то есть Российская Федерация не являлась стороной этой сделки, а предъявленный иск направлен на возвращение в федеральную собственность земельных и водных объектов, находящихся во владении и пользовании ответчика, требования прокурора заявлены и подлежат рассмотрению на основании статей 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В п. 39 указанного Постановления разъяснено, что по смыслу п.1 ст. 302 ГК РФ собственник вправе истребовать своё имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли. В данном случае исключается волеизъявления государства на передачу в частную собственность береговой полосы водного объекта.
Заключение сделок в отношении участка береговой полосы водных объектов нарушает права Российской Федерации и неопределенного круга лиц. Водные объекты, береговая полоса, имеют специальный правовой режим, определяемый земельным и водным законодательством, ввиду жизненно важной многофункциональной роли водных объектов и их значимости для общества в целом, поэтому в данном случае сделки, землеустроительные документы, на основании которых частное лицо зарегистрировало право собственности на участок в пределах береговой полосы, на основании ч.2 ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, как посягающие на публичные интересы, в указанной части ничтожны, независимо от признания их таковыми судом.
При таких обстоятельствах, выбранный прокурором способ защиты прав соответствует характеру спорных правоотношений. Иск Тверского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, чьи права при формировании и отчуждении земельного участка были нарушены, подлежит рассмотрению и удовлетворению по правилам истребования имущества из чужого незаконного владения.
Поскольку спорный земельный участок находится в собственности администрации МО «Каблуковское сельское поселение» Калининского района Тверской области, искровые требования к ней подлежат удовлетворению, а в удовлетворении исковых требований к ответчикам Сливчиковой Н.А. и Попсуеву А.О. следует отказать, поскольку земельный участок выбыл из их собственности.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Тверского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации в лице Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Тверской области Московско – Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов к администрации МО «Каблуковское сельское поселение» Калининского района Тверской области об истребовании земельного участка в собственность Российской Федерации удовлетворить.
Истребовать в собственность Российской Федерации из чужого незаконного владения администрации МО «Каблуковское сельское поселение» Калининского района Тверской области земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>
В удовлетворении исковых требований Тверского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации в лице Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Тверской области Московско – Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов к Сливчиковой Н. А., Попсуеву А. О. об истребовании земельного участка в собственность Российской Федерации
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Калининский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья К.Е. Землякова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 01 февраля 2022 года
Судья К.Е. Землякова