Дело №а-217/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 13 июня 2019 года
Городской суд <адрес> РД в составе:
председательствующего судьи Гасанбекова Г.М.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по Республики Дагестан ФИО3 к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам до ДД.ММ.ГГГГ в размере 27 078,16 рублей,
у с т а н о в и л :
Начальник межрайонной ИФНС России № по РД обратился в суд с административным иском к ФИО1 о восстановлении пропущенного процессуального срока подачи заявления в суд и взыскании с него задолженности по страховым взносам в размере 27 078,16 рублей.
В обоснование административного иска указал, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и ДД.ММ.ГГГГ данная деятельность его прекращена.
Согласно сведениям, содержащимся в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам за ФИО1 числится задолженность по страховым взносам на общую сумму 27 078,16 рублей.
За время осуществления предпринимательской деятельности административный ответчик надлежащим образом не исполнял обязанности, предусмотренные Законом 212-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", по уплате страховых взносов, в связи с чем, административному ответчику направлялись требования, в которых сообщалось о наличии задолженности. Данные требования не были исполнены, что влекло возбуждение процедуры принудительного взыскания в соответствии со ст. ст. 19, 20 Закона №212-ФЗ.
Однако орган контроля за уплатой страховых взносов – Отделение Пенсионного фонда России по РД – не принял меры принудительного их взыскания и не обратился в суд.
В соответствии с положениями ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование с ДД.ММ.ГГГГ возложены на налоговые органы.
Налоговая инспекция не имела возможности обратиться в суд с соответствующим заявлением ввиду того, что администрированием страховых взносов в спорный период занималось ОПФР по РД.
Просит суд восстановить пропущенный срок и удовлетворить административные исковые требования о взыскании с административного ответчика задолженность по страховым взносам.
Начальник МРИ ФНС России № по <адрес> ФИО4, просил удовлетворить административные исковые требования в полном объеме и рассмотреть административное дело по административному иску к ФИО1 в отсутствие представителя административного истца.
Административный ответчик ФИО1, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился и об уважительности причин своей неявки суду не сообщил.
Согласно ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, до введения в действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", регулировались Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
С ДД.ММ.ГГГГ вопросы исчисления и уплаты страховых взносов в указанные фонды регулируются главой 34 Налогового кодекса РФ, а полномочия по их администрированию возложены на налоговые органы.
Правоотношения по исчислению и уплате страховых взносов административным ответчиком возникли в период действия ФЗ №212-ФЗ.
Статьей 18 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы (часть 1). В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (часть 2).
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 212-ФЗ в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Согласно ч. 1 ст. 22 названного Закона требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании (ч. 5 ст. 22 Закона).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей (часть 2 статья 21 Закона).
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с частью 2 статьи 286 КАС Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Административный истец просит восстановить срок обращения в суд, ссылаясь, что орган контроля за уплатой страховых взносов, каковым до ДД.ММ.ГГГГ являлось ОПФР по РД, не принял своевременные меры для принудительного их взыскания и не обратился в суд.
Как следует из содержания административного искового заявления, требования об уплате недоимки по страховым взносам были направлены административному ответчику в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по страховым взносам ИФНС России № по РД обратилась только ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском установленного законом процессуального срока.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки.
Поскольку административным истцом суду не представлены доказательства наличия и направления ответчику требований об уплате страховых взносов за требуемый период ОПФР по РД, вынесенные в установленном действовавшим на тот период законодательством порядке и сроки, и требования, вынесенные им с ДД.ММ.ГГГГ, после передачи полномочий по администрированию страховых взносов органам налоговой службы, а с момента прекращения административным ответчиком предпринимательской деятельности прошло более двух лет, суд считает невозможным восстановление срока подачи административного искового заявления по данному делу, для чего не имеется каких-либо уважительных причин.
Частью 5 ст. 138 КАС Российской Федерации установлено, что в случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
Согласно ч. 5 ст. 180 КАС Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Следует учитывать, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления ОПФ РФ по РД до ДД.ММ.ГГГГ и административного истца после этой даты, наличия у них реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию ими права на судебную защиту в срок, установленный законом.
При этом ОПФР по РД и налоговый орган являются специализированными государственными органами, призванными осуществлять контроль за сбором по страховым взносам и своевременностью их взимания, у которых не имелось объективных препятствий для своевременного обращения в суд с административным исковым.
Данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 60 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 57, внутренние организационные причины налогового органа, повлекшие несвоевременную подачу заявления, не могут рассматриваться в качестве уважительных причин для восстановления указанного срока.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено, в связи с чем, не имеется оснований считать, что срок пропущен по уважительной причине.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 286, 290 КАС РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении ходатайства начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по Республики Дагестан ФИО3 о восстановлении срока обращения в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам до ДД.ММ.ГГГГ в размере 27 078,16 рублей отказать.
В удовлетворении административного иска начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по Республики Дагестан ФИО3 к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам до ДД.ММ.ГГГГ в размере 27 078,16 рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД через городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Гасанбеков Г.М.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 14.06.2019