Решение по делу № 2-505/2016 от 22.04.2016

2-505/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Айкино

18 мая 2016 года

Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Ермакова А.Е., при секретаре Злобине Р.Е., с участием истца Сухарева В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сухарева В. В. к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Вымского района" о признании действий незаконными, признании права на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения в размере фактически понесенных расходов, взыскании недополученных сумм компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения,

установил:

На основании решения ГБУ РК "ЦСЗН Усть-Вымского района" Сухареву В.В. как педагогическому работнику муниципального общеобразовательного учреждения, работающему и проживающему в сельском населенном пункте, предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Начиная с <Дата> ГБУ РК "ЦСЗН Усть-Вымского района" производит истцу начисление и выплату денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения в фиксированном размере – <...> руб. в месяц.

Истец, ссылаясь на незаконность действий ответчика по осуществлению выплат компенсации расходов, связанных с оплатой жилого помещения, отопления и освещения в фиксированном размере, обратился в суд с иском о признании указанных действий незаконными, возложении обязанности произвести компенсацию расходов, связанных с оплатой жилого помещения, отопления и освещения за период с <Дата> по <Дата> в размере фактических расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.

Возражая против удовлетворения иска, ответчик в письменном отзыве указал, что начисление и выплата денежной компенсации на оплату жилого
помещения, отопления и освещения в фиксированном размере произведена правомерно.

В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении предъявленных требований.

Ответчик в судебное заседание представителя не направил, извещен надлежаще, причин неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил, на основании ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с абз.3 п.5 ст.55 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 "Об образовании", в редакции, действовавшей до 11.01.2011, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 29.12.2010 №439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона РФ "Об образовании" абз.3 п.5 ст.55 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 "Об образовании" был изложен в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имели право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением этих мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливался законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечивался за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Изменение формы предоставления соответствующих мер социальной поддержки (с натуральной на компенсационную) не изменило существа таких мер и не установило какие-либо ограничения гарантированного федеральным законодательством права педагогических работников на их получение.

Правильность такой правовой позиции была подтверждена ст.3 Федерального закона от 29.12.2010 №439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона РФ "Об образовании", согласно которой нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абз.3 п.5 ст.55 Закона РФ "Об образовании", не могли снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного закона.

С 01.09.2013 Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее Закон "Об образовании в РФ"), закрепившего для педагогических работников аналогичные социальные гарантии.

В соответствии с ч.8 ст.47 Закона "Об образовании в РФ" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений не препятствует субъекту Российской Федерации установить порядок предоставления мер социальной поддержки - в виде ежемесячной денежной компенсации, направленной на возмещение расходов по оплате жилой площади, отопления и освещения в фиксированном размере, при условии сохранения объема установленных педагогическим работникам мер социальной поддержки.

Во исполнение предписаний федерального законодательства в Республике Коми принят Закон от 12.11.2004 года N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" (далее – Закон РК "О социальной поддержке"), установивший правовые гарантии социальной защиты отдельных категорий населения, проживающих в Республике Коми.

В числе мер социальной поддержки педагогических работников государственных образовательных организаций Республики Коми и муниципальных образовательных организаций в Республике Коми, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, за исключением работающих по совместительству, республиканский законодатель предусмотрел в соответствии с п.1(1) ст.18 (в редакции Закона РК от 02.05.2012 №26-РЗ) меры социальной поддержки по оплате в размере 100 процентов за пользование жилым помещением, за содержание и ремонт жилого помещения в пределах установленной социальной нормы площади жилого помещения; коммунальных услуг, за исключением электроснабжения и отопления (теплоснабжения), в пределах установленных нормативов потребления; электроснабжения и отопления.

Полномочия по установлению Правил предоставления мер социальной поддержки статьей 20.1 Закона РК "О социальной поддержке" возложены на Правительство Республики Коми.

Согласно положениям п.15 и п.17 Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Республики Коми от 05.05.2009 №115 в редакции Постановления Правительства РК от 25.12.2012 №605, меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставлялись в виде ежемесячной денежной компенсации.

Расчет суммы компенсации выполнялся центрами по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения, исходя из начисленных организациями сумм для оплаты за коммунальные услуги (с учетом перерасчетов), объема прав граждан на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, установленных федеральным законодательством и законодательством Республики Коми, размера общей площади занимаемого жилого помещения (в отдельных комнатах в общежитиях - исходя из площади занимаемых комнат) и численности граждан, зарегистрированных в жилом помещении.

С 1 января 2016 года положением п.2 ст.18 Закона РК "О социальной поддержке" установлено, что меры социальной поддержки педагогическим работникам предоставляются в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения (включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом и взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме), отопления и освещения.

Для реализации названных мер социальной поддержки статьей 20 Закона РК "О социальной поддержке" установлена ежемесячная денежная выплата, которая для южной природно-климатической зоны составляет 2040 рублей.

При этом замена формы предоставления мер социальной поддержки на денежную компенсацию в фиксированном размере произведена с учетом среднего размера получаемых выплат, приходящихся на одного человека, а также с учетом установленных ранее объемов мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Так, согласно таблице 24 приложения 18 Закона РК от 08.12.2014 №145-РЗ "О республиканском бюджете Республики Коми на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов" объем субвенций на 2015 год на осуществление государственного полномочия Республики Коми по предоставлению мер социальной поддержки в форме выплаты денежной компенсации педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа составлял 208 524,4 тыс. руб.

Законом РК от 25.11.2015 №103-РЗ "О республиканском бюджете Республики Коми на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов" установлен объем субвенций на 2016 год в размере 230 232,7 тыс. руб. (табл.21 прилож.18 Закона РК от 25.11.2015 №104-РЗ).

Таким образом, при изменении порядка реализации льгот и выплат, предоставляемых педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности и поселках городского типа совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не уменьшен, а условия предоставления не ухудшены.

При этом доводы истца о том, что педагогическим работникам должны быть компенсированы фактически понесенные расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг независимо от их размера, не основаны на законе.

Методика исчисления размера денежной выплаты взамен ранее действовавших льгот не установлена на федеральном уровне, поэтому Республика Коми вправе самостоятельно определять данную методику и устанавливать в соответствии с ней размер денежной компенсации. Не установлены федеральным законодателем в отношении субъектов Российской Федерации и нормы о необходимости предоставления последними конкретных видов льгот и размерах денежных компенсаций соответствующим категориям граждан.

Как указано выше, размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 26.10.2013 №963 педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), установлена ежемесячная компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей.

Указанное Постановление не распространяется на педагогических работников образовательных организаций субъектов Российской Федерации, между тем суд принимает во внимание принцип правового регулирования Российской Федерацией своих обязательств перед педагогическими работниками федеральных образовательных организаций по предоставлению им мер социальной поддержки, определению размера, условий и порядка предоставления этих мер.

Поскольку гарантированные законом права истца на меры социальной поддержки не были нарушены, действия ответчика в части осуществления выплаты в фиксированной сумме компенсации расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения не могут быть признаны незаконными.

Требования о признании с <Дата> права на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения в размере фактически понесенных расходов и взыскании недополученной суммы компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения за период с <Дата> по <Дата> в размере <...> руб. являются производными от основного требования, в связи с чем, также подлежат отклонению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Сухарева В. В. к Государственному бюджетному
учреждению Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг
в сфере социальной защиты населения Усть-Вымского района" о признании
незаконными действий по назначению и выплате с <Дата>
компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения в
фиксированном размере, признании с <Дата> права на получение мер
социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого
помещения, отопления и освещения в размере фактически понесенных расходов,
взыскании недополученной суммы компенсации расходов на оплату жилого
помещения, отопления и освещения за период с <Дата> по <Дата> в размере <...> руб. - оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

А.Е. Ермаков

Мотивированное решение составлено 23 мая 2016 года.

2-505/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Сухарев В.В.
Ответчики
ГБУ РК "Центр по предоствлению госуслуг в сфере соцзащиты населоения Усть-вымского района"
Суд
Усть-Вымский районный суд Республики Коми
Дело на странице суда
uwsud.komi.sudrf.ru
22.04.2016Передача материалов судье
22.04.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.04.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.04.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.04.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.05.2016Судебное заседание
23.05.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.05.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее