Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<дата>
Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Лесновой В.А.,
при секретаре Любимцевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новикова А.А. к Ширину А.Ю., Кислову Е.А., администрации Круто-Майданского сельсовета Вадского муниципального района о признании недействительным результата межевания земельного участка, исключении его ГКН и понуждении устранить препятствия,
У С Т А Н О В И Л :
Новиков А.А. обратился всуд с иском к Ширину А.Ю., Кислову Е.А., администрации Круто-Майданского сельсовета Вадского муниципального района о признании недействительным результата межевания земельного участка, исключении его ГКН и понуждении устранить препятствия, указывая, что
По делу в качестве третьего лица привлечена Новикова Н.А.
В судебное заседание истец Новиков А.А.. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Представитель истца Новикова А.А. по доверенности Тюлюкова Е.Н. исковые требования поддержала.
Ответчик Кислов Е.А. с иском не согласен.
Третье лицо Новикова Н.А. просит исковые требования удовлетворить.
Ответчики Ширин А.Ю., представитель администрации Круто-Майданского сельсовета <адрес>, третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Выслушав доводы представителя истца, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу ст. 304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно п. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Как следует из положений ст. 261 ГК РФ, собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.
Земельным участком признается часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (п. 3 ст. 6 ЗК РФ; ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ).
Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (ч. 4.2 ст. 1 Федерального закона от <дата> N 221-ФЗ; ч. 2 ст. 8 Федерального закона N 218-ФЗ).
В силу ст. 43 ФЗ от <дата> N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью I границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного I участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
В соответствии с ч. ч. 1, 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) граждане, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию данных участков в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В силу п. 9 ст. 38 Федерального закона от <дата> N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В силу ст. 39 Федерального закона от <дата> N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Одним из документов, необходимых для государственного кадастрового учета является межевой план, который должен соответствовать требованиям, изложенным в Приказе Минэкономразвития России N 412 от <дата> "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной форме извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков".
Согласно п. п. 2, 3 данного Приказа описание местоположения границ объектов землеустройства осуществляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, сведений и документов государственных картографо-геодезических фондов и иных предусмотренных законодательством документов и сведений. Местоположение границ объекта землеустройства устанавливается посредством определения плоских прямоугольных координат характерных точек границ объекта землеустройства (то есть точек изменения описания границ и деления их на части) в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости (далее - установленная система координат).
Из вышеуказанных правовых норм следует, что в случае спора о границах смежных участков юридически значимым обстоятельством является определение местоположения границ участков в соответствии со сведениями, содержащимися в правоустанавливающих документах, документах территориального планирования, государственного фонда данных, в том числе государственных картографо-геодезических фондов. При этом суд может учесть только те фактически сложившиеся границы на протяжении 15-ти и более лет, которые соответствуют требованиям земельного и градостроительного законодательства.
Согласно ч. 5 ст. 40 Федерального закона от <дата> N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом РФ порядке.
При разрешении спора об установлении местоположения спорной границы, суд исходит из того обстоятельства, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В судебном заседании установлено следующее. Согласно свидетельству на право собственности, пожизненно наследуемого владения на землю от <дата> Новиков Н.А. является собственником земельного участка площадью *** кв.м.Данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет <дата> с кадастровым номером №.
<дата> кадастровым инженером Шириным А.Ю. проведено межевание данного земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. По результатам межевания площадь земельного участка определена *** кв.м.Из кадастровой выписки от <дата> усматривается, что земельному участку присвоен №, который равнозначен кадастровому номеру №, сведения об объекте имеют статус « ***».
Ответчик Кислов Е.А. имеет в собственности земельный участок площадью (*** кв.м.), кадастровый №, на основании договора купли-продажи от <дата> и площадью *** кв.м. кадастровый № на основании распоряжения главы местного самоуправления <адрес> № от <дата>.
Кадастровые участки поставлены на кадастровый учет, что подтверждается кадастровыми планами земельных участков.
Из технического отчета, проведенного ИП кадастровым инженером К., усматривается, что после выноса границ поворотных точек на местность, они были закреплены собственником Новиковым А.А. на местности в виде деревянных колышков. После установки колышков выявлено, что забор, установленный Кисловым Е.А. не заходит за границу земельного участка Новикова А.А. и, хотя по фактическому использованию их участки являются смежными, а по кадастровой выписке Новикова А.А. между участками имеется прогал с расстоянием от *** м. до *** м к юго-востоку от границ земельного участка Новикова А.А. Кроме того, по вынесенным на местность координатам границ земельного участка выявлено, что участок Новикова А.А. заходит с юго-западной стороны за границу забора Кислова Е.А. на величину от *** м и *** м по точкам от т.*** до т.*** и по координатам должна располагаться в том месте, на котором возведена баня, внутри самой бани.
Из объяснений сторон усматривается, что кадастровый инженер Ширин А.Ю. производил обмер участка Новикова А.А. от забора Кислова Е.А., баня на участке Кислова Е.А. на тот момент стояла.
Таким образом, произошло наложение участков.
В настоящее время снять с кадастрового учета земельный участок площадью *** кв.м. по адресу: <адрес> не представляется возможным.Учитывая, что в досудебном порядке истец не имеет возможность уточнить местоположение границ и площадь спорного земельного участка ввиду наложения двух участков, судья находит исковые требования о признании межевания недействительным и исключению из государственного кадастра недвижимости удовлетворить.
Поскольку забор, установленный Кисловым Е.А. не заходит за границу земельного участка Новикова А.А., наложение участка Новикова А.А. юго-западной стороны на участок Кислова Е.А. произошел после проведения им межевания, то требования Новикова А.А. об устранении препятствия в пользовании земельным участком, демонтаже забора удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194,195,198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Новикова А.А. удовлетворить частично.
Признать недействительным результат межевания земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, исключить его из государственного кадастра недвижимости.
В иске Новикову А.А. к Кислову Е.А. об устранении препятствия в пользовании земельным участком о демонтаже забора отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Арзамасский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья В.А.Леснова