дело № 33 – 2489 судья Ежелый В.Л. 2017 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Козловой Е.В.,
судей Кулакова А.В., Кустова А.В.,
при секретаре судебного заседания Худайбердиеве А.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
01 июня 2017 года
по докладу судьи Кулакова А.В.
дело по апелляционной жалобе ответчика ООО Управляющая компания «Дирекция единого заказчика Осташков» на решение Осташковского городского суда Тверской области от 14 февраля 2017 года, которым постановлено:
Иск прокурора города Осташкова Тверской области удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Дирекция единого заказчика Осташков» ввести в эксплуатацию общедомовой прибор учета тепловой энергии в многоквартирном жилом доме № по <адрес> в срок до 30 марта 2017 года.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Дирекция единого заказчика Осташков» государственную пошлину в доход бюджета МО «Осташковский район» в размере <данные изъяты> рублей.
Судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Осташкова в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц - потребителей коммунальных услуг многоквартирного жилого дома № по <адрес> обратился в суд с иском к ООО УК «ДЕЗ Осташков» об обязании ввести в эксплуатацию прибор учета тепловой энергии в доме № по <адрес>, ссылаясь на то, что в рамках муниципальной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в г. Осташкове в 2012 году в многоквартирном жилом доме № по <адрес> были проведены работы по ремонту теплового узла под четырехтрубную систему отопления и горячего водоснабжения, пусконаладочные работы, в том числе работы по установке прибора учета тепловой энергии. 01 июля 2014 года администрацией МО «Городское поселение - г. Осташков» был заключен договор управления многоквартирным домом с ООО УК «ДЕЗ Осташков». В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, договором содержания и текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома № по <адрес> в состав общего имущества входит и общедомовой прибор учета тепловой энергии. Ответственность по обслуживанию, содержанию системы отопления, вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии дома несет ООО УК «ДЕЗ Осташков», взявшее на себя обязательства по содержанию и текущему ремонту общего имущества жилого дома. В перечень услуг ООО УК «ДЕЗ Осташков» по содержанию и ремонту многоквартирного дома включены работы по обслуживанию и текущему ремонту сетей горячего, холодного водоснабжения и канализации, работы по обслуживанию и текущему ремонту внутридомовых сетей теплоснабжения. ООО УК «ДЕЗ Осташков» является владельцем общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном жилом доме № по <адрес>, и обязанность по вводу в эксплуатацию такого прибора в силу закона возложена на ответчика. Понятие «ввод в эксплуатацию узла учета» означает процедуру проверки соответствия узла учета тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии. Также на ООО УК «ДЕЗ Осташков» возложены полномочия по созданию комиссии для ввода в эксплуатацию узла учета, предоставления в теплоснабжающую организацию необходимой технической документации. ООО «ГазпромТеплоэнергоТверь» является теплоснабжающей организацией на территории г. <адрес> и в силу закона должна входить в состав комиссии по вводу в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, участвовать в подписании акта ввода в эксплуатацию узла учета. ООО УК «ДЕЗ Осташков» в теплоснабжающую организацию не была представлена необходимая документация: проект узла учета, паспорт узла учета, не приняты меры к созданию комиссии по приему узла учета в эксплуатацию, не сообщены сведения о показаниях общедомовбго прибора учета. В нарушение требований действующего законодательства акт ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном жилом доме № по <адрес> ответчиком до настоящего времени не составлен, прибор в данном доме установлен, но не введен в эксплуатацию и не используется. Непринятие ответчиками мер к вводу в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном жилом доме № по <адрес> нарушает интересы Российской Федерации в области энергосбережения, осуществляющей политику эффективного и рационального использования энергетических ресурсов, являющихся основой функционирования экономики и жизнеобеспечения, а также приводит к нарушению прав потребителей - жителей вышеуказанного дома, круг которых постоянно меняется по причине предусмотренного ст. 27 Конституции РФ права граждан свободно передвигаться и выбирать место жительства и пребывания, для которых не введение в эксплуатацию и не использование прибора учета влияет на стоимость предоставляемой услуги по теплоснабжению.
При рассмотрении дела прокурор уточнил заявленные требования и просил суд обязать ООО УК «ДЕЗ Осташков» ввести в эксплуатацию прибор учета тепловой энергии в доме № по <адрес> в срок до 30 марта 2017 года.
Определением Осташковского городского суда Тверской области от 17 января 2017 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МКУ Управление ЖКХ, архитектуры, имущественных отношений экономического планирования МО «Городское поселение - г. Осташков».
В судебном заседании прокурор Сугян И.М. поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в иске.
Ответчик ООО УК «ДЕЗ Осташков» в представленном суду письменном возражении просил отказать в удовлетворении исковых требований прокурора.
Другие лица, участвующие в деле, будучи надлежаще извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направили.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ООО Управляющая компания «Дирекция единого заказчика Осташков» ставится вопрос об отмене решении суда и прекращении производства по делу.
В жалобе указано, что доводы ООО УК «ДЕЗ Осташков» сводятся к тому, что для ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии, установленного по адресу: <адрес>, необходимо последовательное наступление двух, независящих от ответчика, обстоятельств: приведение МКУ «Управление ЖКХ, архитектуры, имущественных отношений экономического планирования МО «Городское поселение - г. Осташков» проектной документации в соответствие с ранее выданными техническими условиями и предоставление ее в адрес ответчика; проведение собственниками помещений в многоквартирном доме за свой счет поверки общедомового прибора учета тепловой энергии. Вопреки фактическим обстоятельствам дела, суд в своем решении пришел к выводу, что вся техническая документация на ОДПУ находится в ООО УК «ДЕЗ Осташков». Такой вывод суда противоречит обстоятельствам дела - никем и ничем не опровергнутыми и не оспоренными доказательствами, представленными ООО УК «ДЕЗ Осташков» о том, что вся необходимая документация находится на исправлении в МКУ «Управление ЖКХ, архитектуры, имущественных отношений экономического планирования МО «Городское поселение - г. Осташков», и в адрес ответчика не возвращена.
Помимо прочего суд не отражает в своем решении, по каким критериям им было установлено, что ОДПУ не введен в эксплуатацию вследствие бездействия ООО УК «ДЕЗ Осташков», какое бездействие имелось в виду. Указание суда на то, что ООО УК «ДЕЗ Осташков» не была предоставлена необходимая документация: проект узла учета, паспорт узла учета, не приняты меры к созданию комиссии по приему узла учета в эксплуатацию, не сообщены сведения о показаниях общедомового прибора учета, не имеет под собой законной основы, потому как действующее законодательство не содержит нормы, которая обязывала бы управляющую организацию заказывать, оплачивать и изготавливать техническую документацию на прибор учета. Законом лишь установлена обязанность создать комиссию по вводу в эксплуатацию на основании полученных от собственника материалов - технической документации.
Так, согласно постановлению Главы Администрации МО «Городское поселение – г. Осташков» от 14 января 2014 года № «О создании муниципального казенного учреждения «Управление ЖКХ, архитектуры, имущественных отношений и экономического планирования» муниципального образования «Городское поселение – г. Осташков» к одной из основных целей и задач МКУ «Управление ЖКХ» относится проведение мероприятий по энергоснабжению, разработке проектной документации. С февраля 2016 года проектная документация находится на исправлении выявленных теплоснабжающей организацией замечаний в МКУ «Управление ЖКХ», что в ходе рассмотрения дела не оспаривалось МКУ «Управление ЖКХ».
В обоснование своей позиции ответчиком были представлены доказательства, подтверждающие отсутствие виновности в действиях ООО УК «ДЕЗ Осташков»: отсутствие технической документации и необходимость проведения поверки ОДПУ, срок очередной поверки которого истек в августе 2016 г. Такая поверка, согласно действующему законодательству осуществляется лицом, за чей счет установлен коллективный (общедомовой) прибор учета (п./п. «д» п. 34 Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354). Однако, суд, отклонив фактически (не указав ни один из них) абсолютно все доводы ООО УК «ДЕЗ Осташков», изложенные в представленных суду возражениях и в дополнениях к ним, вопреки требованиям статьей 67 и 156 ГПК РФ, регламентирующих всесторонне и полное исследование доказательств и обстоятельств дела, не указал законных и объективных мотивов такого отклонения.
Не исследуя в процессе судебного рассмотрении дела в принципе доводы ООО УК «ДЕЗ Осташков», суд, вопреки требований ч. 1 ст. 55 ГПК РФ не может установить наличие или отсутствие обстоятельств, и, как результат, не может правильно разрешить рассматриваемое дело.
В заседании суда апелляционной инстанции участвующий в деле прокурор Розов С.А. и представитель третьего лица Яковлев В.А. возражали относительно доводов апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения.
Остальные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 113 - 118 Гражданского процессуального кодекса РФ, не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили. При таких обстоятельствах судебная коллегия на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения прокурора и третьего лица, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Судом первой инстанции установлено, что в рамках реализации Адресной программы МО «Городское поселение – г. Осташков» по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2012 год (ремонт теплоузлов), утвержденной решением Совета депутатов МО «Городское поселение – г. Осташков» от 11 октября 2012 года №, № октября 2012 года и 08 ноября 2012 года в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, был установлен общедомовой прибор теплового учета, который не был введен в эксплуатацию и не используется, что влияет на стоимость предоставляемых услуг по теплоснабжению.
Работы по ремонту теплового узла, а также пусконаладочные работы по адресу: <адрес>, выполнялись ООО «Дорожно-строительное управление» на основании муниципального контракта от 10 июля 2012 года, заключенного с администрацией муниципального образования «Городское поселение – г. Осташков».
Актами № от 31 октября 2012 года и № от 08 ноября 2012 года о приемке выполненных работ подтверждено проведение ремонта теплового узла в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>. В перечень работ включены работы по установке приборов теплового учета и пусконаладочные работы.
ООО УК «Дирекция единого заказчика Осташков» осуществляет эксплуатацию общего имущества многоквартирного дома по договору управления многоквартирным домом. Однако, прибор теплового учета не введен в эксплуатацию. Техническая документация на прибор теплового учета у ООО УК «ДЕЗ Осташков» отсутствует, закончен срок его эксплуатации и требуется проведение плановой поверки.
Согласно письму ООО «Газпром теплоэнерго Тверь» от 11 февраля 2016 года, адресованному ООО УК «ДЕЗ Осташков», проекты на узлы впервые были представлены для согласования 03 февраля 2016 года. По результатам были выявлены замечания, такие как отсутствие технических условий, свидетельства на право проведения проектных работ, монтажной схемы, схемы теплового узла и узла учета, настроечной базы данных и GSM модема для возможности дистанционного снятия показаний.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основано на принципе эффективного и рационального использования энергетических ресурсов.
Пунктом 3 статьи 9 Федерального закона № 261-ФЗ определено, что государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности по учету используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ до 01 июля 2012 года собственники жилых домов обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета.
Согласно пункту 2.3, 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с пунктом 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стоков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно п.п. «к» п. 10 Правил - содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Согласно пункту 1.1 договора управления многоквартирным домом № по <адрес> состав общего имущества многоквартирного дома определен Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491.
Руководствуясь п. 74 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 года №, ООО УК «ДЕЗ Осташков» несет ответственность за техническое состояние средств измерений и устройств, входящих в состав узла учета тепловой энергии, установленном на источнике тепловой энергии.
Согласно Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 года №. 1034, ввод в эксплуатацию представляет собой процедуру проверки соответствия узла учета тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.
Пунктами 61 - 65, 67, 68 Правил установлен порядок ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, на смежных тепловых сетях и на перемычках.
Так, смонтированный узел учета, прошедший опытную эксплуатацию, подлежит вводу в эксплуатацию. Ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе: представитель теплоснабжающей организации, представитель потребителя, представитель организации, осуществляющей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета.
Комиссия создается владельцем узла учета, который представляет комиссии проект узла учета, согласованный с теплоснабжающей организацией, выдавшей технические условия и паспорт узла учета или проект паспорта.
При отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя.
Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов потребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что на ООО УК «Дирекция единого заказчика Осташков» приведенными выше нормативными правовыми актами возложены обязанности по вводу в эксплуатацию узла учета, как владельца данного оборудования, в том числе по созданию комиссии для ввода в эксплуатацию узла учета, представления в теплоснабжающую организацию необходимой технической документации.
Вопреки утверждению апеллянта, факт бездействия со стороны ООО УК «ДЕЗ Осташков» нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, в частности тем, что ООО «УК «ДЕЗ Осташков» копии проектов на узлы учета впервые для согласования были направлены лишь 03 февраля 2016 года.
Доводы ответчика о невозможности исполнения решения суда в связи с отсутствием технической документации на общедомовой прибор учета тепловой энергии и истечение срока его эксплуатации до плановой поверки не могут служить основанием к отмене решения суда и признаны судебной коллегией несостоятельными.
Оснований прекращения производства, о чем просил податель апелляционной жалобы, предусмотренных статьей 220 Гражданского процессуального кодекса РФ, по делу не усматривается и апеллянтом не приводится.
В целом доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к повторению изложенной стороной ответчика позиции, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и не содержат дополнительных подтверждений, которые не были представлены в суд первой инстанции, основаны на ошибочном толковании норм материального права, примененных к спорным отношениям, направлены к иной оценке доказательств, оснований для которой судебной коллегией не усматривается, в связи с чем не являются основанием для отмены решения суда.
Основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебной коллегией не установлены.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Осташковского городского суда Тверской области от 14 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ООО Управляющая компания «Дирекция единого заказчика Осташков» – без удовлетворения.
Председательствующий Е.В. Козлова
Судьи А.В. Кустов
А.В. Кулаков