Решение по делу № 12-115/2024 (12-485/2023;) от 26.12.2023

УИД 37RS0012-01-2023-004008-12

№12-115/2024 (12-485/2023;)

РЕШЕНИЕ

25 апреля 2024 года                                                                                              город Иваново

Октябрьский районный суд города Иваново (адрес суда: г. Иваново, ул. 9 Января, д.13) в составе председательствующего судьи Высоких Ю.С.

с участием защитника МКУ «Дорожное городское хозяйство» по доверенности Андреевой М.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Октябрьского районного суда <адрес> жалобу директора Муниципального казенного учреждения «Дорожное городское хозяйство» Гончарова С.А. на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Ивановской и Владимирской областям Побединского С.В. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении МКУ «Дорожное городское хозяйство», ИНН3700000435, ОГРН 1223700009796, юридический адрес 153015, <адрес>,

к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа,

установил:

Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Ивановской и Владимирской областям Побединского С.В. от ДД.ММ.ГГГГ МКУ «Дорожное городское хозяйство» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, директор МКУ «Дорожное городское хозяйство» Гончаров С.А. обратился в суд с жалобой, в которой просит изменить постановление, ссылаясь на следующее. По результатам плановой выездной проверки, проведенной Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в отношении МКУ «Дорожное городское хозяйство» как юридического лица были составлены протоколы об административном правонарушении: (1)-4/9/40 от ДД.ММ.ГГГГ по ч.4 ст. 8.2 КоАП РФ, (2)-4/9/41 от ДД.ММ.ГГГГ по ст. 8.5 КоАП РФ, (3)-4/9/42 от ДД.ММ.ГГГГ по ч.11 ст. 8.2 КоАП РФ, (4)-4/9/43 от ДД.ММ.ГГГГ по ч.7 ст. 8.2 КоАП РФ. Определением государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Ивановской и Владимирской областям Побединского С. В. от ДД.ММ.ГГГГ, указанные дела об административных правонарушениях были объединены и рассмотрены в одном производстве с вынесением одного постановления по делу об административном правонарушении по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ. Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Ивановской и Владимирской областям Побединского С. В. о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ МКУ «Дорожное городское хозяйство» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрено ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ (несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2.3. КоАП РФ) и привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 300000 рублей. МКУ «Дорожное городское хозяйство» не согласно с протоколом об административном правонарушении (2)-4/9/41 от ДД.ММ.ГГГГ по ст. 8.5 КоАП РФ – сокрытие или искажение экологической информации. В протоколе и постановлении о назначении административного наказания указано, что в нарушение установленных требований МКУ «Дорожное городское хозяйство» предоставило ДД.ММ.ГГГГ в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям недостоверные сведения по форме 2-ТП (отходы) за 2022 г., в частности в разделе III Сведения об эксплуатируемых объектах захоронения отходов в строке 21 недостоверно указана «Вместимость эксплуатируемых респондентом объектов захоронения отходов согласно проектной документации, м3; в строке 22, из них ТКО м3». Однако в форме 2-ТП (отходы) за 2022 г., в разделе III Сведения об эксплуатируемых объектах захоронения отходов в строке 21 указана Вместимость эксплуатируемых респондентом объектов захоронения отходов согласно проектной документации, 2 965 300 м3; в строке 22, из них ТКО 2 965 300 м3, соответствует проектной документации. Кроме того, отчет по форме 2-ТП (отходы) за 2022 г. принят Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской и Владимирской областям ДД.ММ.ГГГГ Замечаний по отчету в адрес МКУ «Дорожное городское хозяйство» не поступало. Согласно экспертному заключению по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения государственного контроля (надзора) в сфере природопользования и охраны окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ; объем размещенных отходов на объекте размещения составляет 797072 м3. Объектами экспертизы (исходными данными), представленными эксперту для исследования, были земельные участки с кадастровыми ; . Однако, исходя из представленной экспертом исполнительной схемы, исследования проводились в том числе и за границами полигона, на земельном участке, который расположен по смежеству с земельными участками с кадастровыми ; . Из пояснений эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, № ИЦ-01-1/2905 к экспертному от ДД.ММ.ГГГГ следует, что объем захороненных отходов на земельном участке с кадастровым номером 37:18:0303ё96106 составляет 630 117 м3; объем захороненных отходов на земельном участке с кадастровым номером 37:18:030219:107 составляет 241 м3, всего 630358 м3, т.е. в пределах установленной проектом вместимости. Отходы в объеме 166714 м3 размещены за пределами земельных участков с кадастровыми ; . Таким образом, МКУ «Дорожное городское хозяйство» считает, что отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ – сокрытие или искажение экологической информации. Просит исключить из мотивировочной части постановления указание на состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ – сокрытие или искажение экологической информации.

В судебном заседании явившейся защитнику МКУ «Дорожное городское хозяйство» Андреевой М.Л. разъяснены положения ст. 51 Конституции РФ, права, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ, отводов, ходатайств не заявлено.

В судебном заседании защитник Андреева М.Л. доводы жалобы поддержала, пояснила, что с остальными нарушениями МКУ «Дорожное городское хозяйство» согласно, однако просят исключить указание на нарушение ст. 8.5 КоАП РФ, поскольку данный факт не соответствует действительности.

МКУ «Дорожное городское хозяйство», законный представитель МКУ «Дорожное хозяйство» Гончаров С.А. извещены надлежащим образом.

Должностное лицо, вынесшее постановление, государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Ивановской и Владимирской областям Побединский С.В. в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом, каких-либо возражений на жалобу, ходатайств не поступило.

Выслушав защитника, оценив доводы жалобы и проверив дело в полном объеме, суд приходит к следующему.

Ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Ч.7 ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ч. 11 ст. 8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2, частями 3 и 4 статьи 8.50, статьей 8.51 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что МКУ «Дорожное городское хозяйство» эксплуатирует объект размещения отходов, расположенный в <адрес>, Северо-Восточной части <адрес>, в 4 км западнее д. Михалево, в 2 км к югу от д. Беркин, в 6 км от автодороги Иваново-Писцово, в 29 км от <адрес>. Данный объект включен в государственный реестр объектов размещения отходов.

Межрегиональным управлением ДД.ММ.ГГГГ проведен осмотр объекта размещения отходов по указанному адресу. В ходе осмотра установлено: при въезде на Мало-Ступинский полигон ТБО (м. Залесье) установлен пункт охраны; оборудована система весового контроля, которая на время проведения осмотра не эксплуатировалась; радиометрический контроль поступающих отходов на ходе проведения осмотра не осуществлялся. Отходы на теле полигона имеют участки с неизолированными и неуплотненными отходами. Откосы тела полигона не сформированы, имеют участки с неизолированными отходами (не соответствуют проектным параметрам 1:4). На теле Мало-Ступинского полигона ТБО (м. Залесье) обнаружены очаги задымления и очаги открытого горения; присутствуют отходы производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается (шины пневматические автомобильные отработанные). При осмотре наблюдались спиленные ветки и стволы деревьев, древесные отходы от сноса и разборки зданий и другие виды отходов. Переносные сетчатые ограждения не используются для защиты мест разгрузки полигона. Дезинфекция колес мусоровозов при выезде из полигона в специально предусмотренных дезбарьерах не осуществляется.

На время проведения осмотра происходила выгрузка мусоровоза, гос номер А812ТУ37. Ориентировочные координаты места выгрузки 56.988407,40.727069. Специалистом ЦЛАТИ отобраны пробы выгруженных отходов. Так же были отобраны иные пробы отходов на теле полигона. На теле полигона наблюдаются отходы – отработанные покрышки, крупногабаритные отходы, ТКО. По результатам осмотра установлено, что за пределами земельных участков с кадастровыми номерами 37:18:030219:106; 37:18:030219:107 находятся отходы. Допускается размещение отходов на земельном участке с кадастровым номером 37:18:030219:227.

В соответствии с экспертным заключением по результатам отбора проб (образцов), лабораторных исследований (испытаний) и измерений в рамках обеспечения государственного контроля (надзора) в сфере природопользования и охраны окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ, протоколами биотестирования отходов 178го, го от ДД.ММ.ГГГГ отходы, размещаемые на ОРО «Твердые коммунальные отходы» относятся к IV классу опасности для окружающей среды. Согласно протоколу биотестирования отходов го от ДД.ММ.ГГГГ отход (шины пневматические автомобильные отработанные) относятся к 4 классу опасности. Указанные действия МКУ «Дорожное городское хозяйство» нарушают требования ч. 7 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно указанном положениям Закона запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно ст. 27, 28 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О Единых требованиях к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов» на объектах размещения твердых коммунальных отходов должны осуществляться меры:

- по охране атмосферного воздуха от поступления в него загрязняющих веществ, входящих в состав размещаемых отходов и (или) веществ, образующихся в массе отходов в процессе их нахождения в объектах размещения за счет физико-химических и биологических процессов, в том числе при взаимодействии с атмосферным воздухом и атмосферными осадками;

- по охране поверхностных водных объектов, исключающие сброс сточных вод без их предварительной очистки;

- по защите подземных вод от поступления в них загрязняющих веществ, входящих в состав размещаемых отходов, и (или) веществ, образующихся в массе отходов в процессе их нахождения в объекте размещения твердых коммунальных отходов за счет физико-химических и биологических процессов, в том числе при взаимодействии с атмосферным воздухом и атмосферными осадками.

На объектах обработки твердых коммунальных отходов, а также объектах размещения отходов, предназначенных для захоронения твердых коммунальных отходов, должны осуществляться меры по радиометрическому контролю поступающих твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно ст. 30 Федерального закона №96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнений.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами, соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами и принимать неотложные меры по их ликвидации.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 того же закона эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ /пр утвержден Свод правил. СП 320.1325800.2017. «Полигоны для твердых коммунальных отходов. Проектирование, эксплуатация и рекультивация». Согласно п. 6.8 захоронение следует проводить послойным чередованием ТКО и инертных материалов (с целью обеспечения перегнивания отходов, препятствия выделению вредных веществ в атмосферу и возгоранию отходов). В силу п. 7.8 на территории полигона не допускается сжигание ТКО, и должны быть приняты меры по недопустимости их возгорания.

На основании ч. 8 ст. 12 Федерального закона №89-ФЗ ОТ ДД.ММ.ГГГГ «Об отходах производства и потребления» захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В силу п. 1 Распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ -р, утвердившего перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, запрещается захоронение шин пневматических автомобильных отработанных (п.86).

Согласно заключению по рабочему проекту строительства полигона твердых бытовых отходов в Мало-Ступинском карьере <адрес>, первая очередь от 1992, высоконагружаемый полигон захоронения твердых бытовых отходов в отработанном карьере глины является природоохранным сооружением, обеспечивающим защиту от загрязнения окружающей среды по безотходной технологии.

Предусматривается защита откосов полигона от эрозии путем создания плодородного слоя почвы и дальнейшего засева травами и посадкой деревьев.

Каждый слой ТБО высотой 2 м покрывается изолирующим материалом с предварительным уплотнением до плотности 850 кг/м3. В проекте предусматривается:

- защита мест разгрузки ТБО переносными сетчатыми ограждениями высотой 4 м для задержания легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке мусоровозов;

- увлажнение ТБО в периоды сухой и жаркой погоды;

- запрещение сжигания ТБО и сбора утиля на территории полигона;

-дезинфекция колес мусоровозов при выезде из полигона в специально предусмотренных дезбарьерах.

На основании п.10 и 11 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил коммерческого учета объема и (ли) массы твердых коммунальных отходов» владельцы объектов обязаны в течение 1 года со дня вступления в силу настоящих Правил оборудовать принадлежащие им объекты средствами измерения массы твердых коммунальных отходов.

В нарушение требований п. 29 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О Единых требованиях к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов» и вышеуказанных пунктов Постановления Правительства МКУ «Дорожное хозяйство» в ходе осмотра ДД.ММ.ГГГГ установлено, что весы не используются.

Таким образом, действия (бездействия) МКУ «Дорожное городское хозяйство» верно квалифицированы по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, выразившиеся в несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2.3 КоАП РФ.

Кроме того, МКУ «Дорожное хозяйство» представлен в Межрегиональное управление ДД.ММ.ГГГГ Отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду», утвержденный директором ДД.ММ.ГГГГ (далее - Отчет) на объекте размещения отходов по адресу: <адрес>, Северо-Восточная часть <адрес>, в 4 км западнее д. Михалево, в 2 км к югу от д. Беркино, в 6 км от автодороги Иваново- Писцово, в 29 км от <адрес>.

МКУ «Дорожное городское хозяйство» нарушены требования, установленные Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду», а именно:

    В разделе «Сведения об обеспечении наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду» не приведены копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области его аккредитации согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», которая (-ый) проводил (-а) инструментальные измерения, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра).

    В разделе «Обработка и документирование данных наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду» Отчета не приведены сведения об информировании органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц о состоянии и загрязнении окружающей среды в районе расположения объекта размещения отходов.

    В разделе «Оценка изменений состояния окружающей среды» не представлены:

    сравнительные данные о показателях компонентов природной среды и природных объектов, характеризующих состояние окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, за отчетный период и за предыдущий отчетный период;

    планируемые меры по предотвращению, уменьшению и ликвидации негативных изменений качества окружающей среды.

На основании пункта 3 ст. 12 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Пунктом 4 раздела I Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 1030 установлено, что результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду оформляются в виде отчетов, которые составляются лицами, эксплуатирующими данные объекты размещения отходов, в свободной форме и в уведомительном порядке представляются в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещения отходов ежегодно в срок до 15 января года, следующего за отчетным.

Пунктом 22 Приказа в разделе «Сведения об обеспечении наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду» приводятся сведения:

    а)    об организациях, привлекаемых к осуществлению наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду;

    б)    об использованных средствах отбора проб, инструментальных измерений, определений и наблюдений и их соответствии требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений;

    в)    об использованных методиках (методах) отбора проб, инструментальных измерений, определений и их соответствии требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений;

    г)    об оснащении автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ;

    д)    копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст.6977; 2018, N 31, ст.4851), которая(-ый) проводил (-а) инструментальные измерения, подписанные уполномоченным должностным лицом испытательной лаборатории (центра);

    е)    копии актов отборов проб.

Пунктом 24 Приказа в разделе «Обработка и документирование данных наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду» приводятся:

    а)    данные наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды;

    б)    результаты сравнительной оценки изменений качества окружающей среды под воздействием объекта размещения отходов (по сравнению с фоновыми данными о состоянии и загрязнении окружающей среды в районе расположения объекта размещения отходов);

    в)    сведения об информировании органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц о состоянии и загрязнении окружающей среды в районе расположения объекта размещения отходов.

Пунктом 25 Приказа в разделе «Оценка изменений состояния окружающей среды» приводятся:

    а)    сравнительные данные о показателях компонентов природной среды и природных объектов, характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, за отчетный период и за предыдущие отчетные периоды;

    б)    осуществляемые и планируемые меры по предотвращению, уменьшению и ликвидации негативных изменений качества окружающей среды.

При представлении первого по очередности отчета о результатах мониторинга оценка изменений окружающей среды осуществляется по сравнению с фоновыми значениями показателей компонентов природной среды и природных объектов в районе расположения объекта размещения отходов.

При таких обстоятельствах, вывод административного органа о наличии в действиях МКУ «Дорожное городское хозяйство» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 8.2 КоАП РФ, выразившегося в неисполнении обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду, является правильным.

В ходе проверки в период с 17.10.2023г. по 30.10.2023г. Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям установлено, что МКУ «Дорожное городское хозяйство» осуществляет хозяйственную деятельность на объекте I категории при отсутствии утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под нормативами образования отходов понимается установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Лимит на размещение отходов представляет собой предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.

Частью 1 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Частью 1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" также определено, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Частью 2 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную. и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

            На основании ч. 3 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.

Пунктом 10 Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» установлено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

На основании пункта 11 Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность на объектах I категории, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту размещения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду I категории: заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, разработанные индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 3 настоящего Порядка.

В соответствии с ч.1 ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к объектам I и II категорий, до ДД.ММ.ГГГГ, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

В результате проведенной проверки установлено, что МКУ «Дорожное городское хозяйство» при осуществлении хозяйственной деятельности на объекте 1 категории указанные требования не выполнены. Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение отсутствует.

На основании изложенного, в действиях, а равно в бездействии МКУ "Дорожное городское хозяйство" содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст. 8.2 КоАП РФ, выразившегося в неисполнении обязанности по разработке Проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, указание в мотивировочной части на то, что в действиях (бездействии) МКУ «Дорожное городское хозяйство» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, выразившегося в сокрытии или искажении экологической информации, не подтверждается материалами дела.

Согласно сведениям об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления (форма - ТП (отходы)) за 2022 г. представленным МКУ «Дорожное городское хозяйство» в Межрегиональное управление раздел III Сведения об эксплуатируемых объектах захоронения отходов п.21 Вместимость эксплуатируемых респондентом объектов захоронения отходов согласно проектной документации —2965300 м3, п. 22 из них ТКО - 2965300 м3.

В соответствии со ст.19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отчетность по форме 2-ТП (отходы) предоставляется в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным в территориальный орган Росприроднадзора и должна содержать достоверные сведения.

Согласно Приказу Росстата от ДД.ММ.ГГГГ N 627 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления"

IV. Заполнение показателей формы раздела "Раздел III.

Сведения об эксплуатируемых объектах размещения отходов".

    Раздел III. "Сведения об эксплуатируемых объектах размещения отходов" заполняют юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, региональные операторы, операторы в субъекте, операторы по объектам, расположенным на территории муниципального образования.

    По строке 11 приводится общее количество эксплуатируемых респондентом объектов захоронения отходов производства и потребления.

По строке 12 из строки 11 приводится общее количество эксплуатируемых респондентом объектов захоронения ТКО.

По строке 13 приводится общее количество эксплуатируемых респондентом объектов хранения отходов производства и потребления.

По строке 14 приводится количество эксплуатируемых респондентом объектов захоронения отходов производства и потребления, отвечающих установленным требованиям.

Требования к объектам размещения отходов установлены Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель", приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 792 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов" (зарегистрирован Минюстом России ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный N 22313), приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 49 "Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов" (зарегистрирован Минюстом России ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный N 17520), приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 66 "О Порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду" (зарегистрирован Минюстом России ДД.ММ.ГГГГ; регистрационный N 42512).

По строке 15 из строки 14 приводится количество эксплуатируемых респондентом объектов захоронения ТКО, отвечающих вышеописанным требованиям.

По строке 17 приводится вместимость эксплуатируемых респондентом объектов захоронения отходов согласно проектной документации в тоннах.

По строке 21 приводится вместимость эксплуатируемых респондентом объектов захоронения отходов согласно проектной документации в метрах кубических.

По строке 22 из строки 21 приводится вместимость эксплуатируемых респондентом объектов захоронения ТКО согласно проектной документации в метрах кубических.

По строке 29 приводится площадь, занимаемая всеми эксплуатируемыми респондентом объектами захоронения отходов производства и потребления.

По строке 30 из строки 25 приводится площадь, занимаемая всеми эксплуатируемыми респондентом объектами захоронения ТКО.

В протоколе и постановлении о назначении административного наказания указано, что в нарушение установленных требований МКУ «Дорожное городское хозяйство» предоставило ДД.ММ.ГГГГ в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям недостоверные сведения по форме 2-ТП (отходы) за 2022 г., в частности в разделе III Сведения об эксплуатируемых объектах захоронения отходов в строке 21 недостоверно указана «Вместимость эксплуатируемых респондентом объектов захоронения отходов согласно проектной документации, м3; в строке 22, из них ТКО м3». Однако в форме 2-ТП (отходы) за 2022 г., в разделе III Сведения об эксплуатируемых объектах захоронения отходов в строке 21 указана Вместимость эксплуатируемых респондентом объектов захоронения отходов согласно проектной документации, 2 965 300 м3; в строке 22, из них ТКО 2 965 300 м3, что соответствует проектной документации.

Согласно экспертному заключению по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения государственного контроля (надзора) в сфере природопользования и охраны окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ объем размещенных отходов на объекте размещения составляет 797072 м3.

Из пояснений эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, № ИЦ-01-1/2905 к экспертному от ДД.ММ.ГГГГ следует, что объем захороненных отходов на земельном участке с кадастровым номером 37:18:030219:106 составляет 630 117 м3; объем захороненных отходов на земельном участке с кадастровым номером 37:18:030219:107 составляет 241 м3, всего 630358 м3. Отходы в объеме 166714 м3 размещены за пределами земельных участков с кадастровыми ; .

Порядок привлечения к административной ответственности соблюден, права юридического лица, привлеченного к административной ответственности, при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не нарушены.

В данном случае суд не находит оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, так как характер совершенного правонарушения, с учетом нарушения законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования, не может свидетельствовать о малозначительности. Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1 - 30.8 КоАП РФ суд,

решил:

Постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Ивановской и Владимирской областям Побединского С.В. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении МКУ «Дорожное городское хозяйство», ИНН3700000435, ОГРН 1223700009796, юридический адрес 153015, <адрес>, к административной ответственности, изменить, исключив указание на нарушение МКУ «Дорожное городское хозяйство» ст. 8.5 КоАП РФ.

В остальной части постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Ивановской и Владимирской областям Побединского С.В. от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд, в том числе через Октябрьский районный суд <адрес>, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

    Судья                                                                                             Высоких Ю.С.

12-115/2024 (12-485/2023;)

Категория:
Административные
Ответчики
Гончаров Сергей Анатольевич
МКУ "Дорожное городское хозяйство"
Другие
Андреева Марина Леонидовна
Суд
Октябрьский районный суд г. Иваново
Судья
Высоких Юлия Сергеевна
Статьи

8.2

Дело на странице суда
oktyabrsky.iwn.sudrf.ru
27.12.2023Материалы переданы в производство судье
27.12.2023Истребованы материалы
17.01.2024Поступили истребованные материалы
13.02.2024Судебное заседание
01.03.2024Судебное заседание
11.03.2024Судебное заседание
25.04.2024Поступили истребованные материалы
25.04.2024Судебное заседание
06.06.2024Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
20.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.06.2024Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
01.07.2024Вступило в законную силу
01.07.2024Дело оформлено
25.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее