Дело № 2а-2270/2020
25RS0001-01-2020-002142-43
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 августа 2020 г. г. Владивосток Приморского края
Ленинский районный суд города Владивостока Приморского края в составе:
председательствующего судьи Соколовой Л.В.,
при секретаре Бойко С.В.,
с участием административного истца Барановой ФИО6., ее представителя Бабич ФИО7.,
представителя административного ответчика по доверенности Васильевой ФИО8.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Барановой ФИО9 к администрации г.Владивостока о признании незаконным актов проверки,
у с т а н о в и л:
Баранова ФИО10. обратилась в суд с административным иском, в котором указала, что ей на праве общей долевой собственности принадлежит домовладение (в целом состоит: жилой дом, две пристройки, веранда, три сарая, угольный ящик, две уборных, ограждение из штакетника решетчатого) и прилегающий к домовладению земельный участок (площадью 810,0 кв.м. по фактическому пользованию), предназначенный для дальнейшей эксплуатации и обслуживания данного домовладения (жилой дом). В ходе проверок, 24 января 2020 г., 25 декабря 2019 г. сотрудниками управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока составлены акты № 17, № 386, согласно которым земельный участок с кадастровым номером №, расположенный в районе: ул.<адрес>, площадью 275 кв.м. с видом разрешенного использования: для ведения гражданами садоводства и огородничества (по документу для размещения огорода) является самовольно занятым, и истцу предписано освободить самовольно занятый земельный участок.
Оспариваемые акты проверок не соответствуют правовым нормам, так как земельный участок сформирован для обслуживания домовладения до 1925 года постройки и находится во владении истицы (с учетом правопреемства) весь период.
Просит суд признать незаконными акты проверок органа муниципального земельного контроля управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока № 17 от 24 января 2020 г., № 386 от 25 декабря 2019 г.
В судебном заседании административный истец Баранова ФИО11. и ее представитель Бабич ФИО12. поддержали иск полностью. Бабич ФИО13 дополнительно пояснила, что дело об административном правонарушении в отношении Барановой ФИО14. по статье 7.1 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за самовольное занятие земельного участка, прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
В судебном заседании представитель административного ответчика Васильева ФИО15. ходатайствовала о прекращении производства по делу, в связи с тем, что оспариваемые акты не обладают признаками ненормативного правового акта, не могут быть оспорены в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, пришел к следующему.
Согласно статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 76 Земельного кодекса РФ самовольно занятые земельные участки подлежат возврату их собственникам, землепользователям, землевладельцам без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных нарушениях, или за их счет.
Пунктом 26 статьи 5 Устава г. Владивостока, принятого решением Думы г. Владивостока от 03 марта 2005 г. № 49, установлено, что к вопросам местного значения города Владивостока относится, в том числе осуществление муниципального земельного контроля в границах города Владивостока.
Согласно административному регламенту по осуществлению муниципального земельного контроля за использованием земель на территории Владивостокского городского округа, утвержденному постановлением главы г. Владивостока от 20 декабря 2017 г. № 3083, УГА администрации г. Владивостока, является органом, уполномоченным на осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель на территории Владивостокского городского округа (пункт 1.2. Административного регламента).
В силу пункта 1.4 Административного регламента предметом муниципального земельного контроля является проверка соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами (физическими лицами) требований, установленных действующим законодательством Российской Федерации, Приморского края и муниципальными правовыми актами Владивостокского городского округа, в отношении объектов земельных отношений.
Как установлено пунктом 5.1 Административного регламента, муниципальный земельный контроль осуществляется путем проведения проверки в установленном законом порядке.
Проверки в рамках муниципального земельного контроля осуществляются уполномоченными органами в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами Владивостокского городского округа. По результатам проведения проверок земельных участков составляются акты проверок соблюдения земельного законодательства (пункт 5.2 Административного регламента).
УГА администрации г. Владивостока является органом, осуществляющим муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории г. Владивостока, путем проведения проверок по соблюдению установленных нормативными правовыми актами правил использования земельных участков по вопросам недопущения самовольного занятия земельных участков. Постановлением Администрации Приморского края от 07 апреля 2015 г. № 104-па утвержден Порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории Приморского края.
Актами от 25 декабря 2019 г. и 24 января 2020 г. проведена проверка земельного участка с кадастровым номером 25:28:010010:29, которыми установлено, что земельный участок используется Барановой С.Ф. без правоустанавливающих документов.
Часть 1 статьи 218 КАС РФ предусматривает право граждан обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу статьи 218 КАС РФ ненормативным правовым актом государственного или иного органа является документ властного характера любого наименования, подписанный руководителем или иным компетентным должностным лицом этого органа и адресованный конкретному лицу, в котором содержится указание о возложении на него исполнения какой-либо обязанности, возникновении, изменении или прекращении его прав. Этот акт всегда имеет правовой характер, то есть содержит обязательное правило поведения для конкретного лица.
Оспариваемые административным истцом акты проверок по своему содержанию представляют собой документы, в которых зафиксированы факты выявленных нарушений и результаты проведенной проверки спорного земельного участка. При этом данные акты не содержат властно- распорядительных предписаний, влекущих для заявителя юридические последствия, не устанавливают, не изменяют и не отменяют никакие права и обязанности заявителя и не являются обязательным для исполнения, а носят исключительно информационный характер.
Таким образом, оспариваемые акты не обладают признаками ненормативного правового акта, поскольку данные документы предназначены лишь для оформления результатов проверок, проведенных специалистами УГА администрации г. Владивостока и фактически не являются тем актом уполномоченного органа, который нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем не могут быть оспорены в порядке главы 22 КАС РФ.
Статьей 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что суд прекращает производство по административному делу: если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 настоящего Кодекса (пункт 1 части 1); в иных предусмотренных данным Кодексом случаях (часть 3).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 128 указанного Кодекса судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта не следует, что этим актом нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
Акты проверки носят информативный характер, в нем отсутствуют властные распорядительные указания, что не нарушает прав Барановой С.Ф. при использовании земельного участка.
При таких обстоятельствах, поскольку оспариваемые акты проверок не имеет признаков ненормативного правового акта, то производство по настоящему делу подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 225 КАС РФ,
о п р е д е л и л :
Производство по административному делу по административному исковому заявлению Барановой ФИО16 к администрации г.Владивостока о признании незаконным актов проверки прекратить.
На определение может быть подана частная жалоба в апелляционном порядке в течение пятнадцати дней в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока.
Дата изготовления мотивированного определения 21 августа 2020 г.
Судья Л.В. Соколова