Дело № 2-774/2018 Председательствующий Хашагульгова Х.Ю.
Апелляционное определение № 33-559/2018
19 июля 2018 г. г. Магас
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего Дзаитова М.М.,
судей Даурбекова М.М. и Плиевой И.М.,
при секретаре Хадзиеве М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя МВД по Республике Ингушетия на решение Магасского районного суда от 3 апреля 2018 г., которым удовлетворено исковое заявление Марзиева Дауда Мажитовича к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия о признании незаконным решения об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий и прекращении денежной выплаты как ветерану боевых действий и отказано в удовлетворении встречного искового заявления Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия к Марзиеву Дауду Мажитовичу о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий.
Заслушав доклад судьи Плиевой И.М., судебная коллегия
установила:
Марзиев Д.М. проходил службу в органах внутренних дел Республики Ингушетия. Комиссией МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий установлено, что удостоверение ему выдано ошибочно, в связи с чем прекращена ежемесячная денежная выплата как ветерану боевых действий. Считая свои права нарушенными, он обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит признать незаконными решение комиссии МВД по Республике Ингушетия об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий и решение ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ в Республике Ингушетия о прекращении ежемесячной денежной выплаты, обязать ответчиков возобновить оплату пенсии за выслугу лет с повышением и оплату ежемесячной денежной выплаты с даты их прекращения.
В ходе судебного разбирательства представителем МВД по Республике Ингушетия подано встречное исковое заявление, в котором просит признать недействительным удостоверение ветерана боевых действий, выданное Марзиеву Д.М. и обязать его сдать указанное удостоверение в МВД по Республике Ингушетия. Встречное исковое заявление мотивировано тем, что решением от 17 октября 2005 г., признав незаконным бездействие МВД по Республике Ингушетия, выразившееся в отказе в выдаче удостоверений ветерана боевых действий Костоеву М.С. и другим, Назрановский районный суд Республики Ингушетия обязал ответчика выдать указанные удостоверения определенному кругу лиц. Истец не входит в число лиц, указанных в решении от 17 октября 2005 г., в связи с чем не доказан факт его участия в боевых действиях.
Решением Магасского районного суда от 3 апреля 2018 г. исковое заявление Марзиева Д.М. удовлетворено, встречное исковое заявление МВД по Республике Ингушетия оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель МВД по Республике Ингушетия, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене вынесенного решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителя ответчика Плиевой Ф.М., просившей удовлетворить апелляционную жалобу, истца Марзиева Д.М., полагавшего решение суда законным и обоснованным, представителя ГУ – Центр по назначению, перерасчету и выплате пенсий Пенсионного фонда России в Республике Ингушетия Гандарова М.Д., оставившего вопрос удовлетворения апелляционной жалобы на усмотрение суда, судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, и определен круг лиц, относящихся к данной категории. Статья 3 указанного закона определяет категории ветеранов, которым предоставляются меры социальной поддержки. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 данной статьи к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – Конвенция) признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации.
Согласно п. 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» применение судами Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции.
Из положений ст. 46 Конвенции, ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» следует, что правовые позиции Европейского Суда по правам человека, которые содержатся в его окончательных постановлениях, принятых в отношении Российской Федерации, являются обязательными для судов.
Согласно правовой позиции Европейского Суда по правам человека, изложенной в решениях по делам «Булгакова против Российской Федерации» от 18 января 2007 г., «Левочкина против Российской Федерации» от 5 июля 2007 г. и других, требование гражданина в отношении выплаты пенсий и иных социальных выплат по смыслу статьи 1 Протокола № 1 к Конвенции может рассматриваться как «имущество», а сам спор, касающийся права гражданина на получение этих выплат, носит имущественный характер.
Положениями ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 4 апреля 2006 г. № 89-О, государство не может произвольно изменять уже признанный им статус таких лиц и уменьшать обусловленный этим статусом объем социальных гарантий, поскольку в противном случае подрывается авторитет государственной власти, уважение граждан к закону, умаляется достоинство личности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 24 мая 2001 г. № 8–П, изменение законодателем ранее установленных льгот и социальных гарантий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемость политики в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Иначе новое правовое регулирование, по существу, будет означать отмену для них прав, приобретенных в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 19 (части 1 и 2), 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов власти Российской Федерации, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» установлено, что периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 года - Руководителем контртеррористической операции.
Из содержания данного нормативного акта следует, что факты выполнения задач в ходе контртеррористических операций устанавливаются на основании соответствующих приказов, в которых определены периоды их выполнения.
Указанные нормативные акты не содержат установленного порядка повторной оценки обоснованности принятого уполномоченным органом решения о наделении гражданина статусом ветерана боевых действий с выдачей соответствующего удостоверения и не уполномочивают МВД по Республике Ингушетия признавать удостоверения ошибочно выданными и производить на этом основании их изъятие.
Функции по выдаче удостоверений согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» возложены на федеральные органы исполнительной власти, направлявшим (привлекавшим) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, Марзиев Д.М. проходил службу в органах внутренних дел Республики Ингушетия. За прохождение службы в условиях чрезвычайного положения ему выдано удостоверение ветерана боевых действий и назначена ежемесячная денежная выплата. По результатам проведенной комиссией Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия проверки обоснованности и правомерности выдачи удостоверений ветерана боевых действий установлено, что Марзиеву Д.М. ошибочно выдано удостоверение, без достаточных на то оснований, в связи с чем прекращена ежемесячная денежная выплата, которая производится через отделение Пенсионного фонда России по Республике Ингушетия и Группу пенсионного отдела ЦФО МВД по Республике Ингушетия.
В целях реализации норм Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» и требований приказа МВД России от 7 мая 2004 г. № 282 «О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России» приказом Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия № 201 от 14 апреля 2016 г. утверждено Положение о комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий и состав указанной комиссии.
Приказом МВД по Республике Ингушетия № 501 от 27 сентября 2016 г. Положение о Комиссии дополнено подп. 16.6, согласно которому одной из задач комиссии является проверка и пересмотр материалов, послуживших основанием для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, организация работы по аннулированию и изъятию необоснованно выданных удостоверений ветерана боевых действий, а также по прекращению в установленном порядке ежемесячной денежной выплаты в случае утраты оснований для получения удостоверения ветерана боевых действий.
Между тем Федеральным законом «О ветеранах», постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» и Инструкцией о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений ветерана боевых действий не предусмотрено аннулирование либо отмена решений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Магасского районного суда от 23 мая 2017 г. приказ МВД по Республике Ингушетия № 501 от 27 сентября 2016 г. о внесении в Положение пункта, наделяющего Комиссию правом пересматривать материалы, послужившие основанием для оформления и выдачи удостоверений, признан незаконным и недействительным со дня издания.
В пункте 14 Положения закреплены полномочия комиссии принимать решения о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений, однако пересмотр материалов, послуживших основанием для оформления и выдачи удостоверений, в компетенцию комиссии не входит.
При таких обстоятельствах, учитывая, что при получении удостоверения ветерана боевых действий право истца фактически признано государством в лице МВД по Республике Ингушетия и реализовано, а пересмотр материалов, послуживших основанием для признания лица ветераном боевых действий, в компетенцию комиссии МВД по Республике Ингушетия не входит, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции, которым удовлетворены исковые требования Марзиева Д.М. и отказано в удовлетворении встречного искового заявления МВД по Республике Ингушетия, является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Магасского районного суда от 3 апреля 2018 г., которым удовлетворено исковое заявление Марзиева Дауда Мажитовича к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия о признании незаконным решения об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий и прекращении денежной выплаты как ветерану боевых действий и отказано в удовлетворении встречного искового заявления Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия к Марзиеву Дауду Мажитовичу о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий, оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
С подлинного за надлежащими подписями
Копия верна:
Судья Плиева И.М.