Дело № 2-1814/2019
39RS0004-01-2019-001925-72
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 августа 2019 года
Московский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Нагаевой Т.В.,
при секретаре Орловой М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Московского района г. Калининграда в интересах неопределенного круга лиц к ГБУЗ Калининградской области «Центральная городская клиническая больница» о возложении обязанности выполнить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Московского района г. Калининграда обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Московского района проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности при эксплуатации помещений ГБУЗ Калининградской области «Центральная городская клиническая больница», расположенного по ул. Летняя, 3 в г.Калининграде, по результатам которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности.
Сотрудниками ОНД и ПР Московского района ГО «Город Калининград» УНД и ПР ГУ МЧС России по Калининградской области на основании ежегодного плана проведения плановых проверок на 2019 год и распоряжения заместителя начальника УНД и ПР ГУ МЧС России по Калининградской области ФИО10 № 27 от 26.02.2019г., с 05 по 25 марта 2019 года была проведена плановая выездная проверка в отношении объекта защиты ГБУЗ КО «Центральная городская клиническая больница», расположенного по адресу: г. Калининград уд. Летняя, 3.
В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно: В здании детского инфекционного отделения: в нарушение п. 135 ППР РФ палаты для детей размещены выше первого этажа; в нарушение п. 136 ППР РФ в подвальном помещении расположены складские помещения.
В административно - хирургическом корпусе: в нарушение ст. 2 ФЗ № 69, п.1 ст. 89, п.3 ст. 4 ФЗ № 123, п.4.3.2 СП 1.13130.2009 для отделки пола холла актового зала на 2-ом этаже, применены материалы с неопределёнными показателями пожарной опасности (паркет) (на материал отсутствует сертификат пожарной безопасности); для отделки пола коридора и холла операционного блока на 2-ом этаже (в соответствии с экспликацией, помещения № 17 и 37), применены материалы с неопределёнными показателями пожарной опасности (линолеум,) на материал отсутствует сертификат пожарной безопасности; в нарушение п. 136 Правил в подвальном помещении расположены складские помещения; в нарушение СП 1.13130.2009 на втором этаже здания в операционном блоке, отсутствует противопожарная перегородка 2-го типа, разделяющая коридор на участки, длинна которого более 60 метров; в нарушение п.61 Правил в помещениях операционного блока установлены дымовые пожарные извещатели с оконченным сроком эксплуатации; в нарушение п.5.2.14 СП 1.13130.2009 ширина эвакуационного выхода отделения переливания крови менее 1.2 метра; отсутствуют сертификаты подтверждающие, что двери (люки) шахт лифтов, расположенные в коридоре операционного блока, имеют предел огнестойкости не менее Е I 30*.
В лечебном корпусе: в нарушение п. 135 ППР РФ палаты для тяжелобольных, детей ожогового отделения размещены выше первого этажа здания; в нарушение п.7.15 СП 4.13130.2013, п.4.1 НПБ 250-97 отсутствуют лифты для транспортирования пожарных подразделений, которые предназначены для выполнения работ по спасанию людей, обнаружению и тушению пожара; в нарушение п.5.2.14 СП 1.13130.2009 при эксплуатации эвакуационных выходов не обеспечено соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности (ширина двери эвакуационного выхода тамбура около центральной аптеки, двери тамбура эвакуационного выхода из помещений аптеки, двери эвакуационного выхода, ведущего из общего коридора приёмного отделения менее 1,2 м.; в нарушение п.4.2.5 СП 1.13130.2009 при эксплуатации эвакуационных выходов не обеспечено соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности (высота эвакуационного выхода, ведущего из подвала приёмного отделения в общий коридор первого этажа; высота эвакуационных выходов подвального этажа, высота дверей, отделяющих лифтовой холл подвального этажа; высота двери, отделяющей лифтовой холл подвального этажа от лестничного марша; менее 1,9 м; в нарушение п.4.3.4 СП 1.13130.2009 при эксплуатации эвакуационных выходов не обеспечено соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности (высота горизонтальных участков путей эвакуации подвального этажа менее 2 м); двери шахт лифтов в лечебном корпусе с пределом огнестойкости менее ЕI 30*; в нарушение п.136 ППР РФ в подвальном помещении расположены складские помещения; в подвальном этаже перед лифтом отсутствует тамбур- шлюз 1-го типа с подпором воздуха при пожаре; в нарушение СП 4.13130.2013 внутренняя лестница, ведущая из подвального этажа на первый этаж в помещения центральной аптеки не ограждена противопожарными перегородками 1 -го типа устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре.
Кроме того, в нарушение п.61,63 ППР РФ установки автоматической пожарной сигнализации эксплуатируются с нарушением нормативных требований, (согласно представленного акта проверки работоспособности АУПС от 25.01.2019 года, выполненных специализированной организацией, осуществляющей ее техническое обслуживание), а именно используется горючий кабель, не работает система речевого оповещения на втором этаже операционного блока.
В нарушение п.24 ППР РФ отсутствует протокол испытания наружной пожарной лестницы.
Таким образом, проверка показала, что эксплуатация здания ГБУЗ КО «Центральная городская клиническая больница», расположенного по ул.Летняя, 3 в г.Калининграде, осуществляется с нарушениями требований пожарной безопасности, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, в на охрану жизни и здоровья, предусмотренных Конституцией РФ.
Прокурор просит обязать ГБУЗ КО «Центральная городская клиническая больница» в срок, составляющий три месяца после вступления решения суда в законную силу, осуществить мероприятия по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности, а именно: В здании детского инфекционного отделения: разместить палаты для детей на первом этаже, ликвидировать складские помещения в подвальном помещении. В административно - хирургическом корпусе: применить для отделки пола холла актового зала на 2-ом этаже материалы с определёнными показателями пожарной опасности (паркет); применить для отделки пола коридора и холла операционного блока на 2-ом этаже (в соответствии с экспликацией, помещения № 17 и 37), материалы с определёнными показателями пожарной опасности (линолеум) ; ликвидировать складские помещения в подвальном помещении; установить на втором этаже здания в операционном блоке противопожарную перегородку 2-го типа, разделяющую коридор на участки, длинна которого более 60 метров; установить в помещениях операционного блока новые дымовые пожарные извещатели; выполнить ширину эвакуационного выхода отделения переливания крови более 1. 2 метра; представить сертификаты подтверждающие, что двери (люки) шахт лифтов, расположенные в коридоре операционного блока, имеют предел огнестойкости не менее ЕI 30*. В лечебном корпусе: разместить палаты для тяжелобольных, детей ожогового отделения на первом этаже здания; установить лифты для транспортирования пожарных подразделений, которые предназначены для выполнения работ по спасанию людей, обнаружению и тушению пожара; обеспечить при эксплуатации эвакуационных выходов соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности (ширина двери эвакуационного выхода тамбура около центральной аптеки, двери тамбура эвакуационного выхода из помещений аптеки, двери эвакуационного выхода, ведущего из общего коридора приёмного отделения менее 1,2 м.; обеспечить при эксплуатации эвакуационных выходов соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности (высота эвакуационного выхода, ведущего из подвала приёмного отделения в общий коридор первого этажа; высота эвакуационных выходов подвального этажа, высота дверей, отделяющих лифтовой холл подвального этажа; высота двери, отделяющей лифтовой холл подвального этажа от лестничного марша; менее 1,9 м; обеспечить при эксплуатации эвакуационных выходов соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности (высота горизонтальных участков путей эвакуации подвального этажа менее 2 м); выполнить двери шахт лифтов в лечебном корпусе с пределом огнестойкости более ЕI 30*; ликвидировать складские помещения в подвальном помещении; установить в подвальном этаже перед лифтом тамбур- шлюз 1-го типа с подпором воздуха при пожаре; оградить внутреннюю лестницу, ведущую из подвального этажа на первый этаж в помещения центральной аптеки противопожарными перегородками 1-го типа устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре.
Впоследствии прокурор уточнил исковые требования (л.д. 73) просит обязать ГБУЗ КО «Центральная городская клиническая больница» в срок до 03.03.2020 осуществить мероприятия по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Помощник прокурора Московского района г. Калининграда Арутюнов И.О. в судебном заседании исковые требования с учетом уточнения поддержал по изложенным в иске основаниям.
Ранее помощник прокурора Леухина Н.С. в судебном заседании исковые требования поддержала, поясняла, что в больнице - месте массового скопления людей, выявлены нарушения пожарной безопасности. Документов, подтверждающих факт устранения выявленных нарушений, не представлено.
Представитель ответчика КБУЗ КО «Центральная городская клиническая больница» Шляховой В.В. по доверенности от 18.09.2019 года (л.д. 57) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще. Ранее с исковыми требованиями не согласился, пояснил, что в марте 2019 года им выдано предписание. Все требования предписания связаны с капитальным ремонтом. Капитальный ремонт производится за счет бюджета. Министерство здравоохранения выделяет денежные средства для капитального ремонта. Больница заключила контракт, будет ремонтировать лифты. Новые требования о пожарной безопасности подлежат применению после реконструкции или капитального ремонта. В больнице к работам по предписанию еще не приступили. Предписание не оспаривают. Детское инфекционное отделение было присоединено к больнице в 2006 году, в связи с чем, никакого запрета по размещению детей нет.
Представил Возражения (л.д. 22-31), согласно которым тот факт, что предписание N27/1/1 от 25.03.2019 ОНД и ПР Московского района ГО «Город Калининград» УНД и ПР ГУ МЧС России по Калининградской области об устранении нарушений требований пожарной безопасности не было оспорено ответчиком и не признано в судебном порядке недействительным, сам по себе не является основанием для удовлетворения заявленного прокурором иска в указанной части.
Ответчик считает, что иск прокурора не подлежит удовлетворению исходя из следующего.
В отношении объектов, введенных в эксплуатацию до введения в действие Технического регламента, а также СП 1.13130.2009 и СП 4.13130.2013, данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта. Предусмотренные Техническим регламентом, в том числе СП 1.13130.2009 и СП 4.13130.2013, требования пожарной безопасности, относящиеся не к противопожарному режиму эксплуатации здания (сооружения), а к его конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам, соблюдение которых применительно к конкретному эксплуатируемому зданию (сооружению) потребует их изменения, подлежат соблюдению только в случае реконструкции или капитального ремонта данного здания (сооружения), а не в процессе его текущей эксплуатации.
Анализ перечня работ, которые прокурор просит суд обязать выполнить ответчика, позволяет прийти к выводу о том, что данные работы обладают признаками работ по капитальному ремонту, касаются конструктивных и объемно-планировочных характеристик здания. Здания административно-хирургического корпуса (ул. Летняя, 3) и лечебного корпуса (ул. Летняя, 3А) согласно выписке из ЕГРН 1980 года постройки.
Данные здания (их помещения, в которых выявлены нарушения) не подвергались реконструкции, капитальному ремонту или техническому перевооружению, при проведении которых должны быть учтены действующие требования пожарной безопасности, сведений об обратном прокурором не представлено. Из акта проверки N 27 от 25.03.2019, составленного начальником ОНД и ПР Московского района ГО «Город Калининград» УНД и ПР ГУ МЧС России по Калининградской области, также не усматривается, что на проверяемых объектах защиты проводилась реконструкция или капитальный ремонт при выполнении которых должны были быть учтены требования новых правил пожарной безопасности.
Факт нарушения на объектах защиты, введенных в эксплуатацию в 1980 году, приведенных выше обязательных требований пожарной безопасности, не может считаться установленным в отсутствие доказательств проведения капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения объекта защиты.
Таким образом, учреждение, в оперативном управлении которого находятся здания, построенные до введения в действие Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, а также СП 1.13130.2009 и СП 4.13130.2013, не обязано вплоть до проведения реконструкции или капитального ремонта данных зданий соблюдать содержащиеся в Техническом регламенте и СП 1.13130.2009 и СП 4.13130.2013 требования пожарной безопасности, которые относятся к конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам здания.
Доказательств наличия в данном случае угрозы жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара в результате несоответствия проверяемого объекта положениям новых правил прокурором не представлено. ГБУЗ КО "Центральная городская клиническая больница" необоснованно вменены нарушения, содержащиеся в Техническом регламенте и СП 1.13130.2009 и СП 4.13130.2013.
Ответчик осуществляет деятельность в рамках обязательного медицинского страхования, получает денежные средства на основании заключенных со страховыми медицинскими организациями договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и расходует средства ОМС в строгом соответствии с установленной Законом N 326-ФЗ структурой тарифа. Проведение капитального ремонта осуществляется за счет бюджетных ассигнований.
Здание больницы, включая его подвальные помещения, относится к классу функциональной пожарной опасности Ф 1.1. В соответствии с СП 158.13330.2014 допускается размещение в подвальных этажах помещений вспомогательных служб (архивы, кладовые и хранилища всех видов) (пункт 6.3.2 Правил). Доказательств того, что в подвальных этажах зданий больницы (здание детского инфекционного отделения, административно-хирургический корпус, здание лечебного корпуса) расположены складские помещения, относящиеся к классу функциональной пожарной опасности Ф 5.2, размещение которых подпунктом "д" пункта 136 Правил противопожарного режима в РФ запрещено в медицинских организациях, прокурором не представлено.
Правила противопожарного режима, в том числе пункт 135, введены в действие с 15 мая 2012 года. В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", если положениями названного Закона устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня его вступления в силу, применяются ранее действовавшие требования. Таким образом, требования пункта 135 Правил противопожарного режима, не распространяются на здания больницы - лечебного корпуса (ул. Летняя д. ЗА) и больницы - детского инфекционного отделения (ул. Летняя 3В) построенные и введенные в эксплуатацию в 1980 и 1981 годах, то есть до появления указанных требований, что прямо не предусмотрено нормативным документом.
В силу СП 158.13330.23014 и СП 2.13130.2012 в медицинских организациях допускается размещение палат для детей выше первого этажа.
Учитывая специфику нарушений, устранение допущенных нарушений требований пожарной безопасности требует больших временных затрат. При этом, доказательств наличия в данном случае угрозы жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара в результате несоответствия проверяемого объекта положениям новых правил прокурором не представлено.
Представил Дополнения к возражениям на иск (л.д. 64-69), согласно которым здания больницы 1980 и 1981 годов постройки. Данные здания проектировались и строились в соответствии с действовавшими в указанный период строительными нормами и правилами. В соответствии с этими нормами и правилами определялось и функциональное назначение помещений, расположенных в указанных зданиях, в том числе подвальных и цокольных. Согласно СНиП II-А.70 «Строительные нормы и правила. Часть II, Раздел А. Глава 5 «Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений», СНиП II -2-80 «Строительные нормы и правила. Часть II Нормы проектирования. Глава 2 «Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений», п. 2.2 СНиП 2.01.02-85 «Противопожарные нормы», Перечню помещений общественных зданий, размещение которых допускается в подвальных и цокольных этажах (Приложение 4 к СНиП 2.08.02-89*, действовавшими до 01.01.2010 года), п. 4.27 действующего в настоящее время Свода правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009» (далее - СП 118.13330.2012), Приложению «Д» к СП 118.13330.2012 ответчик, эксплуатирующий указанные здания здравоохранения, имеет право использовать расположенные в этих зданиях подвальные этажи в соответствии с их изначально запроектированным и разрешенным функциональным назначением с учетом осуществляемого в зданиях процесса медицинской деятельности, в том числе для размещения кладовых и складских помещений.
Подпункт «д» пункта 136 ППР не подлежит применению в отношении подвальных и цокольных этажей находящихся в эксплуатации общественных зданий, в том числе зданий организаций здравоохранения, которые в соответствии с действовавшими на момент их проектирования и ввода в эксплуатацию строительными нормами и правилами и проектной документацией были функционально предназначены для размещения кладовых и складских помещений.
Доказательств того, что помещения, расположенные в подвалах зданий ответчика, используются последним для хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей категорий А и Б, а не для хранения тех или иных материальных ценностей, необходимых ему в процессе осуществления его деятельности, равно как и то, что ответчик использует подвальные помещения не в соответствии с их запроектированным функциональным назначением, прокурором не представлено.
Действовавшие в период проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию зданий ответчика противопожарные нормы и требования не устанавливали какого-либо запрета на размещение палат для детей выше первого этажа. Более того, действующие в настоящее время своды правил (СП 2.13130.2012 и СП 158.13330.2014) допускают размещение в медицинских организациях палат для детей выше первого этажа.
В рассматриваемом случае на ответчика не может быть возложена обязанность по осуществлению расчета пожарного риска, поскольку в силу части 3 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ для объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию или проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, расчет пожарного риска не требуется.
Предложенная МЧС России редакция абзаца второго пункта 135 Правил, позволяет сделать вывод о том, что действующая в настоящее время редакция указанного пункта не возлагает на медицинские организации обязанность перемещать уже существующие (введенные в эксплуатацию до дня вступления в силу Правил противопожарного режима в Российской Федерации) отделения (палаты), в которых оказывается медицинская помощь детям, на первые этажи зданий.
Относительно требования прокурора обязать ответчика применить для отделки пола холла актового зала на 2-ом этаже и пола коридора и холла операционного блока на 2-ом этаже материалы с определенными показателями пожарной безопасности, ответчик считает необходимым обратить внимание суда на следующее. Как следует из представленного в материалы дела акта проверки, составленного должностными лицами МЧС России, основанием для вывода должностного лица о нарушении ответчиком п. 4.3.2 СП 1.13130.2009 явилось то обстоятельство, что ответчиком не был представлен сертификат пожарной безопасности на используемый материал. Вместе с тем, само по себе отсутствие у ответчика сертификата пожарной безопасности на используемый материал не может свидетельствовать о том, что материал не отвечает требованиям пожарной безопасности. В рассматриваемом случае эксперты к проведению проверки объектов защиты, находящихся в оперативном управлении ответчика, не привлекались, должностным лицом МЧС России отбор образцов материала, который, по его мнению, не соответствует требованиям пожарной безопасности, для исследования (испытаний) не осуществлялся. Кроме того, ранее СНиП II -А.70 «Строительные нормы и правила. Часть II, Раздел А. Глава 5 «Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений» допускал возможность выполнять в зданиях всех степеней огнестойкости полы из сгораемых материалов (пункт 2.4 СНиПа), исключение составляли противопожарные преграды. Аналогичные положения содержал и СНиП II -2-80 «Строительные нормы и правила. Часть II Нормы проектирования. Глава 2 «Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений» (пункт 2.9 СНиПа). Пункт 1.8 СНиП 2.01.02-85 «Противопожарные нормы» также предусматривал условие о том, что в зданиях всех степеней огнестойкости полы независимо от нормируемых переделов распространения огня по ним допускается выполнять из горючих материалов. Таким образом, действовавшие в период проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию зданий ответчика противопожарные нормы и требования допускали возможность использования в зданиях всех степеней огнестойкости при устройстве полов горючие материалы.
Объекты защиты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а также разработанных и введенных в действие в соответствии с ним СП 1.13130.2009 и СП 4.13130.2013, не проверялись должностным лицом МЧС России на соответствие требованиям пожарной безопасности, действовавшим на момент их проектирования и строительства (1980 и 1981 года). При таких обстоятельствах можно прийти к выводу, что нарушения п. 4.3.2 СП 1.13130.2009 вменены ответчику необоснованно, в связи с чем требования прокурора в указанной части, основанные на результатах данной проверки соблюдения обязательных требований пожарной безопасности, не подлежат удовлетворению.
Представитель 3-го лица ГУ МЧС России по Калининградской области в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о месте и времени судебного заседания.
Ранее представитель Кошкин А.Н. в судебном заседании исковые требования с учетом уточнения поддержал, пояснил, что ответчиком не было обжаловано предписание. Детское инфекционное отделение должно находиться на первом этаже, это требование Правил противопожарного режима, установленное Постановлением Правительства РФ № 390 от 25.04.2012, оно действительно на любой стадии эксплуатации здания.
Представитель 3-го лица Министерства здравоохранения Калининградской области в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о месте и времени судебного заседания.
Ранее представитель Титов В.Н. по доверенности от 28.12.18. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, пояснил, что на основании предписания больница им направила заявку, по результатам рассмотрения которой из областного бюджета будет выделено <данные изъяты> руб. Ремонтные работы будут выполняться в июле, августе и сентябре 2019 года, в период снижения инфекционных заболеваний. Реальный срок выполнения работ составляет около года. Все работы планируются заранее. Мелкие работы выполнит само медицинское учреждение.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Согласно абз. 3 ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
На основании ст. 34 Федерального закона "О пожарной безопасности" граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона "О пожарной безопасности" к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Правила пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
При этом под требованиями пожарной безопасности понимают специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности (п. 2 ст. 4 Федерального закона N 123-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Из материалов дела следует, что здания, расположенные по адресу: ул.Летняя, 3 в г.Калининграде находятся в оперативном управлении ГБУЗ КО «Центральная городская клиническая больница».
В силу ч. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Исходя из данной нормы содержание имущества, находящегося в праве оперативном управлении, в состоянии, соответствующем требованиям действующего законодательства, возлагается на использующее и владеющее им учреждение.
На основании ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
По смыслу приведенных норм в их системной взаимосвязи обязанность по обеспечению пожарной безопасности и доказыванию данного обстоятельства, в том числе посредством предоставления расчета пожарного риска возлагается на лицо, владеющее объектом защиты на праве оперативного управления и ссылающееся на данное обстоятельство в обоснование своих возражений об отсутствии нарушений требований пожарной безопасности.
В силу ст. 37 ФЗ N 69-ФЗ от 21.12.1994. "О пожарной безопасности", руководители организации обязаны:...соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ, по смыслу ст. 3 ФЗ "О пожарной безопасности".
Прокуратурой Московского района г. Калининграда проведена проверка исполнения законодательства в сфере пожарной безопасности, в ходе которой в ГБУЗ КО «Центральная городская клиническая больница» были выявлены множественные нарушения правил и требований действующего законодательства в сфере пожарной безопасности.
Согласно информации, представленной в прокуратуру Московского района г. Калининграда (л.д. 8-9) ОНД и ПР Московского района ГО «Город Калининград» УНД и ПР ГУ МЧС России по Калининградской области, с 05 по 25 марта 2019 года сотрудниками ОНД и ПР проведена плановая выездная проверка в отношении объекта защиты ГБУЗ КО «Центральная городская клиническая больница».
В ходе проверки были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно:
В здании детского инфекционного отделения: в нарушение п. 135 ППР РФ палаты для детей размещены выше первого этажа; в нарушение п. 136 ППР РФ в подвальном помещении расположены складские помещения.
В административно - хирургическом корпусе: в нарушение ст. 2 ФЗ № 69, п.1 ст. 89, п.3 ст. 4 ФЗ № 123, п.4.3.2 СП 1.13130.2009 для отделки пола холла актового зала на 2-ом этаже, применены материалы с неопределёнными показателями пожарной опасности (паркет) (на материал отсутствует сертификат пожарной безопасности); для отделки пола коридора и холла операционного блока на 2-ом этаже (в соответствии с экспликацией, помещения № 17 и 37), применены материалы с неопределёнными показателями пожарной опасности (линолеум) на материал отсутствует сертификат пожарной безопасности; в нарушение п. 136 ППР РФ в подвальном помещении расположены складские помещения; в нарушение ст. 2 ФЗ № 69, п. 4.3.3 СП 1.13130.2009 на втором этаже здания в операционном блоке, отсутствует противопожарная перегородка 2-го типа, разделяющая коридор на участки, длинна которого более 60 метров; в нарушение п.61 ППР РФ в помещениях операционного блока установлены дымовые пожарные извещатели с оконченным сроком эксплуатации; в нарушение ст. 2 ФЗ № 69, п. 3 ст. 4 ФЗ № 123, п.5.2.14 СП 1.13130.2009 ширина эвакуационного выхода отделения переливания крови менее 1.2 метра; в нарушение ст. 2 ФЗ № 69, п. 16 ст. 88 ФЗ № 123 отсутствуют сертификаты подтверждающие, что двери (люки) шахт лифтов, расположенные в коридоре операционного блока, имеют предел огнестойкости не менее Е I 30*.
В лечебном корпусе: в нарушение п. 135 ППР РФ палаты для тяжелобольных, детей ожогового отделения размещены выше первого этажа здания;
в нарушение ст. 2 ФЗ № 69, п. 3 ст. 4 ФЗ № 123, п.7.15 СП 4.13130.2013, п.4.1 НПБ 250-97 отсутствуют лифты для транспортирования пожарных подразделений, которые предназначены для выполнения работ по спасанию людей, обнаружению и тушению пожара;
в нарушение ст. 2 ФЗ № 69, п. 3 ст. 4 ФЗ № 123, п.5.2.14 СП 1.13130.2009 при эксплуатации эвакуационных выходов не обеспечено соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности (ширина двери эвакуационного выхода тамбура около центральной аптеки, двери тамбура эвакуационного выхода из помещений аптеки, двери эвакуационного выхода, ведущего из общего коридора приёмного отделения менее 1,2 м.;
в нарушение ст. 2 ФЗ № 69, п. 3 ст. 4 ФЗ № 123, п.4.2.5 СП 1.13130.2009 при эксплуатации эвакуационных выходов не обеспечено соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности (высота эвакуационного выхода, ведущего из подвала приёмного отделения в общий коридор первого этажа; высота эвакуационных выходов подвального этажа, высота дверей, отделяющих лифтовой холл подвального этажа; высота двери, отделяющей лифтовой холл подвального этажа от лестничного марша; менее 1,9 м; в нарушение ст. 2 ФЗ № 69, п. 3 ст. 4 ФЗ № 123, п.4.3.4 СП 1.13130.2009 при эксплуатации эвакуационных выходов не обеспечено соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности (высота горизонтальных участков путей эвакуации подвального этажа менее 2 м); в нарушение ст. 2 ФЗ № 69, п. 16 ст. 88 ФЗ № 123 двери шахт лифтов в лечебном корпусе с пределом огнестойкости менее ЕI 30*; в нарушение п.136 ППР РФ в подвальном помещении расположены складские помещения; в нарушение ст. 2 ФЗ № 69, пп. 20 ст. 88 ФЗ № 123 в подвальном этаже перед лифтом отсутствует тамбур- шлюз 1-го типа с подпором воздуха при пожаре; в нарушение ст. 2 ФЗ № 69, п. 4.18, СП 4.13130.2013 внутренняя лестница, ведущая из подвального этажа на первый этаж в помещения центральной аптеки не ограждена противопожарными перегородками 1 -го типа устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре.
Кроме того, в нарушение п.61,63 ППР РФ, п. 7 ст. 84 ФЗ № 123 установки автоматической пожарной сигнализации эксплуатируются с нарушением нормативных требований, (согласно представленного акта проверки работоспособности АУПС от 25.01.2019 года, выполненных специализированной организацией, осуществляющей ее техническое обслуживание), а именно используется горючий кабель, не работает система речевого оповещения на втором этаже операционного блока.
В нарушение п.24 ППР РФ отсутствует протокол испытания наружной пожарной лестницы.
Государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности. При этом должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (статья 6 Федерального закона N 69-ФЗ).
25 марта 2019 года ОНД и ПР Московского района ГО «Город Калининград» УНД и ПР ГУ МЧС России по Калининградской области выдано ГБУЗ КО «Центральная городская клиническая больница» предписание № 21/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности в срок – до 03 марта 2020 года (л.д. 39-44).
Несмотря на то, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, данное предписание до настоящего времени не исполнено.
Предписание не оспорено, не признано недействительным в установленном законом порядке.
В силу статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Вместе с тем, суду не представлено доказательств, что объект защиты соответствует требованиям пожарной безопасности в соответствии со статьей 6 Федерального закона N 123-ФЗ.
Ответчик в своих Возражениях указывает, что необходимые работы касаются конструктивных и объемно-планировочных характеристик здания административно-хирургического корпуса (ул. Летняя, 3) и лечебного корпуса (ул. Летняя, 3А) – 1980-1981 г.г. постройки, поскольку данные здания (их помещения) не подвергались реконструкции, капитальному ремонту или техническому перевооружению, при проведении проверки не должны быть учтены действующие (новые) требования пожарной безопасности.
Согласно части 4 статьи 4 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 данного Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений данного Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация, на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
При этом частью 3 статьи 80 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности установлено, что при изменении функционального назначения зданий, сооружений или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должно быть обеспечено выполнение требований пожарной безопасности, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом применительно к новому назначению этих зданий, сооружений или помещений.
Вместе с тем, суд исходит из того, что эксплуатация объекта защиты приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей, а, исходя из положений пункта 39 Инструкции о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения, утвержденной Приказом МЧС Российской Федерации от 16 марта 2007 г. N 140, в случаях, когда дальнейшая эксплуатация существующих объектов, зданий и сооружений, введенных в действие в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей, требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, на такие существующие объекты распространяются.
Таким образом, требования действующих нормативных актов о пожарной безопасности обусловлены уровнем современных рисков возникновения и распространения пожара, ввиду чего здания и сооружения подлежат приведению в соответствие с современными требованиями.
Поскольку, в силу положений ст. 38 ФЗ "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение обязательных требований пожарной безопасности несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, ответчиком не представлены надлежащие доказательства, позволяющие установить, что учреждение после выдачи предписания выполнило комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, неисполнение требований предписаний об устранении вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности нарушает права неопределенного круга лиц на гарантированную охрану и укрепление здоровья при получении лечения в медицинском учреждении, а также защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, с учетом вышеизложенных обстоятельств в совокупности, суд находит исковые требования прокурора Московского района г. Калининграда подлежащими удовлетворению.
Иные доводы ответчика, изложенные в возражениях на иск, на выводы суда не влияют.
В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В соответствии с требованиями вышеуказанной статьи, учитывая конкретные действия, которые ответчик обязан совершить, и объем мероприятий, необходимых для их совершения, а также наличие предписания ГУ МЧС России по Калининградской области со сроком устранения вышеназванных недостатков до 03 марта 2010 года, суд находит возможным установить ответчику срок для исполнения требований прокурора по данному иску до 03 марта 2020 года.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Московского района г.Калининграда в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить.
Обязать ГБУЗ КО «Центральная городская клиническая больница» устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
В здании детского инфекционного отделения:
разместить палаты для детей на первом этаже,
ликвидировать складские помещения в подвальном помещении.
В административно - хирургическом корпусе:
применить для отделки пола холла актового зала на 2-ом этаже материалы с определёнными показателями пожарной опасности (паркет);
применить для отделки пола коридора и холла операционного блока на 2-ом этаже (в соответствии с экспликацией, помещения № 17 и 37), материалы с определёнными показателями пожарной опасности (линолеум) ;
ликвидировать складские помещения в подвальном помещении;
установить на втором этаже здания в операционном блоке противопожарную перегородку 2-го типа, разделяющую коридор на участки, длинна которого более 60 метров;
установить в помещениях операционного блока новые дымовые пожарные извещатели;
выполнить ширину эвакуационного выхода отделения переливания крови более 1. 2 метра;
представить сертификаты подтверждающие, что двери (люки) шахт лифтов, расположенные в коридоре операционного блока, имеют предел огнестойкости не менее ЕI 30*.
В лечебном корпусе:
разместить палаты для тяжелобольных, детей ожогового отделения на первом этаже здания;
установить лифты для транспортирования пожарных подразделений, которые предназначены для выполнения работ по спасанию людей, обнаружению и тушению пожара;
обеспечить при эксплуатации эвакуационных выходов соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности (ширина двери эвакуационного выхода тамбура около центральной аптеки, двери тамбура эвакуационного выхода из помещений аптеки, двери эвакуационного выхода, ведущего из общего коридора приёмного отделения менее 1,2 м.; обеспечить при эксплуатации эвакуационных выходов соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности (высота эвакуационного выхода, ведущего из подвала приёмного отделения в общий коридор первого этажа; высота эвакуационных выходов подвального этажа, высота дверей, отделяющих лифтовой холл подвального этажа; высота двери, отделяющей лифтовой холл подвального этажа от лестничного марша; менее 1,9 м;
обеспечить при эксплуатации эвакуационных выходов соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности (высота горизонтальных участков путей эвакуации подвального этажа менее 2 м);
выполнить двери шахт лифтов в лечебном корпусе с пределом огнестойкости более ЕI 30*;
ликвидировать складские помещения в подвальном помещении;
установить в подвальном этаже перед лифтом тамбур- шлюз 1-го типа с подпором воздуха при пожаре;
оградить внутреннюю лестницу, ведущую из подвального этажа на первый этаж в помещения центральной аптеки противопожарными перегородками 1-го типа устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре.
Установить срок для исполнения решения суда до 03 марта 2020 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Калининградский областной суд через Московский районный суд г. Калининграда со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 26 августа 2019 года.
Судья подпись