Решение по делу № 2-5090/2023 от 05.06.2023

№ 2-5090\2023

10RS0011-01-2023-006477-26

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 августа 2023 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Витухиной О.В., при секретаре Тарасовой М.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поташевой Натальи Васильевны к администрации Петрозаводского городского округа, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о предоставлении земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Иск заявлен по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ и повторно ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ истец обращалась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, площадью, соответствующей предельному (максимальному) размеру, установленному Решением Петрозаводского городского совета от 27.06.2007 N XXVI/VTII-62 земельных участков, предоставляемым гражданам для индивидуального жилищного строительства. В соответствии с Положением о предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории муниципального образования города Петрозаводска, утвержденного решением Петрозаводского городского Совета от 27.06.2007 N XXVI/VIII-62, максимальный размер земельного участка для индивидуального жилищного строительства составляет 1500 кв.м. К заявлениям были приложены все необходимые документы. 14 февраля 2023 г. истец обратилась в Администрацию Петрозаводского округа с заявлением в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в муниципальной собственности. 18 декабря 2022 г. Министерством имущественных и земельных отношений РК было принято Решение об отказе в предоставлении земельного участка, поскольку для исполнения требований федерального законодательства, Администрацией планируется разработка Проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки города Петрозаводска, в связи с чем, формирование и предоставление земельных участков, предназначенных для предоставления в собственность многодетным семьям, расположенных на территории Петрозаводского городского округа, станет возможным с момента принятия изменений в Правила землепользования и застройки Петрозаводского городского округа, однако, определить дату предоставления земельного участка в г. Петрозаводске многодетной семье истца не представляется возможным. ДД.ММ.ГГГГ истцом получен отказ в предоставлении земельного участка от Администрации Петрозаводского городского округа по формальным причинам в связи с отсутствием основополагающих для города документов территориального планирования и градостроительного зонирования. Истец с данными отказами не согласна. На основании изложенного, истец просит обязать надлежащего ответчика предоставить бесплатно в собственность истцу земельный участок, расположенный на территории муниципального образования г. Петрозаводск, для индивидуального строительства размером 1 500 кв.м.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Поташев С.А.

Истец в судебном заседании требования поддержала.

Третье лицо в судебном заседании требования поддержал.

Представитель ответчика Администрации Петрозаводского городского округа Шаровская Н.Н., действующая на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласилась, поддержала позицию, изложенную в возражениях.

Представитель ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Согласно представленному отзыву указывают, что в связи исполнением требований федерального законодательства Администрацией планируется разработка Проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки города Петрозаводска, проведение конкурсных процедур и заключение муниципального контракта на разработку Проекта планируется в 2022 году, окончание работ - 2023 год. В настоящее время отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований истца.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, материалы административного дела № 2а-3308\2023, приходит к следующим выводам.

В соответствии с Законом Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК, Положением о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее - Министерство), утвержденным Постановлением Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 № 390-П (далее - Положение), Министерство осуществляет полномочия по предоставлению в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с Положением Министерство осуществляет защиту имущественных и иных прав и законных интересов Республики Карелия в пределах своей компетенции.

Согласно подпункту «б» статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее-ЗК РФ) предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 39.19 ЗК РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, ЗК РФ наделяет законодателя субъекта Российской Федерации полномочием определять случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, порядок и основания снятия граждан с данного учета.

В Республике Карелия указанный порядок предоставления земельных участков многодетным семьям урегулирован Законом № 2101-ЗРК.

Согласно части 1 статьи 1 Закона Республики Карелия № 2101-ЗРК настоящий Закон определяет случаи и порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям земельных участков на территории Республики Карелия, находящихся государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 1 Закона № 2101-ЗРК уполномоченным органом является исполнительный орган Республики Карелия, орган местного самоуправления в Республике Карелия, обладающие правом распоряжения земельными участками в соответствии со статьями 10 и 11 ЗКРФ, статьей 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», статьей 1 Закона Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия»

Учитывая, что большая часть земельных участков на территории Петрозаводского городского округа, предоставление которых осуществляется на основании Закона № 2101- ЗРК, относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, таким уполномоченным органом является Министерство.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 2101-ЗРК бесплатное предоставление в собственность многодетным семьям земельных участков осуществляется, если на дату подачи заявления о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка многодетная семья соответствует критериям, установленным пунктом 2 части 3 статьи 1 настоящего Закона, члены многодетной семьи являются гражданами Российской Федерации, постоянно проживают на территории Республики Карелия. Земельные участки на основании настоящего Закона предоставляются многодетным семьям однократно в общую долевую собственность всем членам таких семей в равных долях (часть 2 статьи 2).

Статьей 3 Закона № 2101-ЗРК установлены предельные (максимальный и минимальный) размеры земельных участков, бесплатно предоставляемых в собственность многодетным семьям: максимальный размер земельного участка - 0,15 га; минимальный размер земельного участка - 0,06 га.

Как предусмотрено частью 1 статьей 4 Закона № 2101-ЗРК, земельный участок предоставляется в собственность многодетным семьям на основании заявления о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка многодетной семье, поданного одним из родителей, усыновителей, опекунов, попечителей или их супругов, являющимся членом многодетной семьи, в уполномоченный орган.

Частью 6 статьи 4 Закона № 2101-ЗРК предусмотрено, что уполномоченный орган регистрирует заявление в журнале учета заявлений с присвоением порядкового номера в день получения заявления.

Согласно части 7 статьи 4 Закона № 2101-ЗРК в целях бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям земельных участков уполномоченный орган в пределах своей компетенции утверждает перечень земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность.

В соответствии с частью 8 статьи 4 Закона № 2101-ЗРК предоставление в собственность многодетным семьям земельных участков, включенных в перечень, осуществляется в той хронологической последовательности, в какой от них поступили заявления.

Ведение журнала учета заявлений, поступивших от многодетных семей, формирование и ведение Перечня согласно частям 6 и 7 статьи 4 Закона № 2101-ЗРК осуществляет Министерство в пределах своей компетенции.

Частью 10 статьи 4 Закона № 2101-ЗРК предусмотрено, что заявитель в своем заявлении вправе указать местоположение земельного участка либо конкретный земельный участок (с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее – схема расположения земельного участка), подготовленной в соответствии с федеральным законодательством). Уполномоченный орган рассматривает возможность предоставления земельного участка с учетом экологических и градостроительных условий использования такого земельного участка в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки и документацией по планировке территории.

Как установлено в судебном заседании, семья истца является многодетной, что подтверждается представленными документами, участвующими в деле лицами не оспаривается. Истец неоднократно обращалась к ответчикам с заявлениями о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в муниципальной собственности площадью, соответствующей предельному (максимальному) размеру установленному Решением Петрозаводского городского совета от 27.06.2007 N XXVI/VTII-62 земельных участков, предоставляемым гражданам для индивидуального жилищного строительства.

18.12.2022 Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия было принято решение об отказе в предоставлении земельного участка, поскольку для исполнения требований федерального законодательства администрацией Петрозаводского городского округа планируется разработка Проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки города Петрозаводска, в связи с чем, формирование и предоставление земельных участков, предназначенных для предоставления в собственность многодетным семьям, расположенных на территории Петрозаводского городского округа, станет возможным с момента принятия изменений в Правила землепользования и застройки Петрозаводского городского округа, однако определить дату предоставления земельного участка в г. Петрозаводске многодетной семье истца не представляется возможным.

06.03.2023 истцом получен отказ администрации Петрозаводского городского округа в предоставлении земельного участка в связи с отсутствием основополагающих для города документов территориального планирования и градостроительного зонирования.

Решением Петрозаводского городского Совета от 03.06.2022 №29/9-108 внесены изменения в Генеральный план г. Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденный Решением Петрозаводского городского Совета от 11.07.2008 № XXVI/XX-361 «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска». Указанным решением в границы населенного пункта г. Петрозаводска включены лесные участки, исключенные Определением Верховного Суда Российской Федерации от 27.07.2016 № 75-КГ16-5.

Законодательством о градостроительной деятельности установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию и долгосрочные ориентиры градостроительного развития территорий (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2017), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 15.11.2017).

В силу положений Градостроительного кодекса Российской Федерации для включения в границы населенного пункта лесных кварталов необходимо установление градостроительных регламентов, определяемых Правилами землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа.

Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации градостроительным регламентом в составе Правил определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Установление градостроительных регламентов для включения в границы населенного пункта лесных кварталов реализуется путем внесения изменений в Правила, которые должны быть приведены в соответствие утвержденному Генеральному плану.

В целях приведения в соответствие с Генеральным планом утвержден проект внесения изменений в Правила. В настоящее время Администрацией проводятся работа по уточнению кадастровых границ территориальных зон, ориентировочный срок окончания работ – конец 2023 года.

Таким образом, формирование и предоставление земельных участков, предназначенных для предоставления в собственность многодетным семьям, расположенных на территорий Петрозаводского городского округа, возможно только после принятия изменений в Правила землепользования и застройки Петрозаводского городского округа.

Исходя из анализа вышеприведенных норм права, также следует, что в собственность многодетной семье предоставляется конкретный земельный участок с указанием его характеристик. Однако в заявлениях Поташевой Н.В. отсутствует указание на конкретный земельный участок, в том числе находящийся с собственности Петрозаводского городского округа.

Кроме того, суд учитывает и то обстоятельство, что земельные участки предоставляются в хронологическом порядке исходя из даты постановки на учет. Согласно представленной Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия информации, Поташева Н.В. при постановке на учет в качестве многодетной семьи в Петрозаводском городском округе была в очереди , на дату рассмотрения дела в суде - , в Прионежском муниципальном округе была в очереди , на дату рассмотрения дела - .

Любое обязательство государства по бесплатному предоставлению земельных участков, в том числе для индивидуального жилищного строительства, должно быть обеспечено необходимыми земельными ресурсами в соответствующем объеме и реализуемо на практике.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.02.2008 № 121-О-О, отсутствие возможности формирования земельного участка, в том числе для индивидуального жилищного строительства, в границах городского поселения может быть обусловлено особенностями развития данного поселения с учетом градостроительных, экологических и иных норм, что само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан.

Для реализации права на получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен быть соблюден порядок формирования этого участка и постановки его на государственный кадастровый учет, что предполагает необходимость предварительного проведения уполномоченными органами ряда связанных с этим мероприятий.

Отсутствие возможности формирования земельного участка в том числе для индивидуального жилищного строительства в границах того или иного муниципального образования может быть обусловлено особенностями развития поселения, что само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод граждан.

Доказательств наличия свободных земельных участков, выделенных под индивидуальное жилищное строительство для многодетных семей, а также свидетельствующих о нарушении установленной очередности их предоставления, ущемляющем права и законные интересы истца, стороной истца не представлено.

Требование о возложении на ответчиков обязанности предоставить в собственность земельный участок без соблюдения утвержденного порядка предоставления земель льготным категориям граждан, не основано на законе и в случае удовлетворения повлечет нарушение прав и законных интересов других лиц, которые приняты на учет и стоят в очереди на получение в собственность земельного участка, что является недопустимым.

Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, в настоящее время рассмотрение заявления о предоставлении земельного участка в собственность истцу не представляется возможным; обращение с настоящим иском преждевременно, поскольку проводятся работы по уточнению кадастровых границ территориальных зон на территории Петрозаводского городского округа. При таких обстоятельствах, действия Министерства и Администрации об отказе в предоставлении истцу земельного участка в собственность, являются законными и обоснованными, оснований для удовлетворения требований истца не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Поташевой Натальи Васильевны (паспорт гражданина РФ серии ) оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательном виде, с подачей жалобы через Петрозаводский городской суд.

Судья      О.В.Витухина

Мотивированное решение

изготовлено 08 августа 2023 года.

2-5090/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Поташева Наталья Васильевна
Ответчики
Администрация Петрозаводского городского округа
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
Другие
Поташев Сергей Александрович
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Дело на странице суда
petrozavodsky.kar.sudrf.ru
05.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.06.2023Передача материалов судье
06.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.06.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
19.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.07.2023Судебное заседание
25.07.2023Судебное заседание
01.08.2023Судебное заседание
08.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.09.2023Дело оформлено
20.09.2023Дело передано в архив
01.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее