Решение по делу № 2-2880/2021 от 26.03.2021

УИД 39RS0001-01-2021-002473-74

Дело № 2-2880/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 сентября 2021 г.                       г. Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Паршуковой Н.В.,

при секретаре Стрыгиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Иванова Т.В. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области, третьи лица ФКУ «Войсковая часть » и войсковая часть о назначении досрочной страховой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Иванова Т.В. обратилась в суд с названными выше исковыми требованиями, с последующим уточнением, указав, что 23 ноября 2020 г. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», однако ей было отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа. При этом пенсионный орган необоснованно отказал во включении в специальный стаж периода работы с 11 августа 1998 г. по 22 ноября 2020 г. в должности медицинской сестры медицинского пункта войсковой части . В связи с этим просит обязать ответчика включить вышеуказанный период ее работы в специальный стаж в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 3 месяца и назначить досрочную страховую пенсию по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 23 ноября 2020 г.

Судом произведена замена ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное) на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области в связи с реорганизацией Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области в форме присоединения к нему подведомственных территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное).

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, были привлечены ФКУ «Войсковая часть » и войсковая часть .

В судебном заседании истец Иванова Т.В. исковые требования поддержала, настаивая на их удовлетворении.

Представитель Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области – Левенкова В.Т., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Ивановой Т.В. не признала, дав пояснения, аналогичные указанным в письменном отзыве. Просила в удовлетворении исковых требований Ивановой Т.В. отказать.

Представитель третьих лиц ФКУ «Войсковая часть » и войсковая часть – Зинина М.А., действующая на основании доверенностей, исковые требования Иванова Т.В. поддержала, настаивая на их удовлетворении, дав пояснения, аналогичные указанным в письменном отзыве.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что 23 ноября 2020 г. истец обратилась в Клиентскую службу в Центральном районе УПФР в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с наличием у нее 25 лет лечебной деятельности.

Решением УПФР в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) от 25 февраля 2021 г. № истцу было отказано в назначении пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения. Специальный стаж Ивановой Т.В. на дату обращения составил 11 лет 8 месяцев 22 дня (требуемый 30 лет).

О данном решении ответчик уведомил истца письмом от 25 февраля 2021 г. № 568.

Как следует из письма Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) от 25 февраля 2021 г. № 568 на основании представленных документов в специальный стаж не включены периоды:

Медицинский пункт Войсковая часть

- с 11 августа 1998 г. по 22 ноября 2020 г. в должности медицинской сестры. Представлена льготная справка, выданная войсковой частью . В выписке из ИЛС за указанный период отсутствует код льготы. Согласно сообщению ОНППиСВ УПФР в Светлогорском районе войсковая часть как организация, имеющая рабочие места с льготными категориями граждан не состоит. Наблюдательное дело не формировалось. Документы, подтверждающие работу в должностях медицинских работников в учреждениях здравоохранения, не предоставлялись.

Считая такой отказ незаконным, Иванова Т.В. обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 г.

До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В силу п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».

В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учрежден; учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утвержден Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, применяются соответствующие правила, утвержденные Правительством Российской Федерации. При этом периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Основным документом о трудовой деятельности по трудовому договору и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца (ч. 1 ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации и п. 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий»).

В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.

Как установлено в судебном заседании и следует из представленной трудовой книжки Ивановой Т.В., 11 августа 1998 г. она переведена на должность медицинской сестры в Войсковую часть БФ (Приказ от 10 августа 1998 г. № 144), 10 апреля 2014 г. переведена на должность медицинской сестры медицинского пункта в связи с ОШМ (Приказ от 7 апреля 2014 г. № 62) и по настоящее время работает в занимаемой должности.

Имеющаяся в материалах дела копия трудовой книжки истца соответствуют ее оригиналу, исследованному в судебном заседании.

В подтверждение правовой позиции истца представителем третьих лиц представлена справка войсковая часть от 13 августа 2021 № 2679, уточняющая условия, определяющие право на досрочную пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, из которой следует, что Иванова Т.В. работает в филиале Федерального казенного учреждения «Войсковая часть » - войсковой части постоянно в течение полного рабочего дня в должности медицинской сестры в медицинском пункте войсковой части 20336 с 11 августа 1998 г. (Приказ от 10 августа 1998 г. № 144) по настоящее время.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. № 1134-рс войсковая часть переименована в войсковая часть (филиал Федерального государственного учреждения «Войсковая часть ») с 18 ноября 2009 г.

На основании приказа командира войсковой части от 30 декабря 2011 г. № 680 «Войсковая часть » (филиал Федерального государственного учреждения «войсковая часть ») переименована в филиал Федерального казенного учреждения «Войсковая часть » - Войсковая часть .

Согласно представленной справке командира войсковой части от 8 сентября 2021 г. № 2962, должность медицинской сестры войсковой части входит в структурное подразделение «медицинский пункт» в котором предусмотрена должность медицинской сестры.

Данное обстоятельство подтверждается также представленной выпиской из штата № 49/149 «войсковая часть ».

В соответствии с Положением о филиале федерального казенного учреждения «Войсковая часть » «Войсковая часть » местом нахождения филиала определяется местом его постоянной дислокации – Российская Федерация, Калининградская область, <адрес>.

Из отказа пенсионного органа следует, что Ивановой Т.В. не был включен в ее специальный стаж период работы с 11 августа 1998 г. по 22 ноября 2020 г. в должности медицинской сестры и медицинской сестры в медицинском пункте войсковой части , поскольку за спорный период с 11 августа 1998 г. по 22 ноября 2020 г. индивидуальные сведения в отношении специального стажа Ивановой Т.В. представлены работодателем в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации без кода льгот.

Однако суд с таким отказом пенсионного органа согласиться не может в силу следующего.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 (в редакции Постановления от 26 мая 2009 г. № 449) утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список), а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила).

Названный Список содержит наименование должности медицинской сестры, старшей медицинской сестры.

В пункте 3, 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», указано, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений. Вместе с тем, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке: в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций; в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии; в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений; в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).

Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464.

В соответствии с пунктом 2 указанного Постановления в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Названным списком были предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава от 15 октября 1999 г. № 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения», действовавшим до 1 декабря 2008 г., должности медицинской сестры, старшей медицинской сестры отнесены к среднему медицинскому персоналу.

Пунктом 2 Постановления РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 (за период работы до 1 ноября 1999 г.) было предусмотрено льготное исчисление стажа за работу в сельской местности или поселке городского типа - один год за один год и три месяца.

Пунктом 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 (за период работы после 1 ноября 1999 г.), врачам и среднему медицинскому персоналу один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и 3 месяца.

Аналогичное положение предусмотрено подпунктом «а» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781.

В силу Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П вновь принятое законодательство не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично).

Материалами дела подтверждено, что Иванова Т.В. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 17 декабря 1997 г.

За спорный период, а именно с 11 августа 1998 г. по 22 ноября 2020 г. индивидуальные сведения в отношении специального стажа Ивановой Т.В. представлены работодателем в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации без кода льгот.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения содержатся в п. 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н.

В силу пунктов 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ.

Таким образом, действующим законодательством именно на работодателя возложена обязанность по представлению соответствующих сведений о характере и условиях труда работника.

Вместе с тем, тот факт, что работодатель не указал код льготный профессии, сам по себе не является основанием для возложения на истца неблагоприятных последствий в области пенсионного обеспечения и лишения его права на зачет периода трудовой деятельности в специальный стаж.

Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что истец работала в спорный период в войсковой части, расположенной в сельской местности, суд приходит к выводу, что требования истца о зачете в специальный стаж в льготном исчислении один год работы как 1 год и 3 месяца периода ее работы с 11 августа 1998 г. по 22 ноября 2020 г. в должности медицинской сестры и медицинской сестры медицинского пункта войсковой части подлежат удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании, истец в период работы с 11 августа 1998 г. по настоящее время в должности медицинской сестры в медицинском пункте войсковой части была направлена на курсы повышения квалификации с 22 декабря 2008 г. по 10 февраля 2009 г. в Российский Государственный Университет имени И. Канта без отрыва от производства, с 30 сентября 2013 г. по 30 декабря 2013 г. в ФКУ «МУНКЦП им. П.В. Мандрыка» без отрыва от производства, с 25 марта 2018 г. по 15 мая 2018 г. в ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени И. Канта» без отрыва от производства.

Согласно ст. 196 Трудового кодекса РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002 г., в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы, за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата.

Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, в связи с чем, они подлежат включению в специальных стаж при назначении пенсии по старости.

Кроме того, для медицинских работников в силу специальных нормативных актов, повышение квалификации является обязательным условием выполнения работ.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что спорные периоды нахождения Ивановой Т.В. на курсах повышения квалификации с 22 декабря 2008 г. по 10 февраля 2009 г., с 30 сентября 2013 г. по 30 октября 2013 г., с 25 марта 2018 г. по 15 мая 2018 г. подлежат включению в специальный стаж истца в льготном исчислении один год работы как 1 год и 3 месяца, поскольку в указанный период за работником сохраняется заработная плата и производятся соответствующие отчисления в Пенсионный Фонд, направление на курсы повышения квалификации, осуществляется по распоряжению работодателя, указанный период относится непосредственно к ее профессиональной деятельности и является неотъемлемой и обязательной его частью, вызван необходимостью повышения профессиональных знаний и навыков истца, указанные периоды имели место в период работы истца, который зачтен судом в стаж, дающий право на пенсию.

При этом согласно сведениям из справки восковой части от 13 августа 2021 г. № 2679 Иванова Т.В. в период работы в войсковой части находилась в отпуске без сохранения заработной платы с 11 ноября 2012 г. по 17 ноября 2012 г. (Приказ от 19 октября 2012 г. № 200).

В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002 г. периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований Ивановой Т.В. о включении в специальный стаж периода ее нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 11 ноября 2012 г. по 17 ноября 2012 г.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Часть 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривает, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

Указанным приложением предусмотрено, что при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2019 г. указанная пенсия назначается не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

Пункт 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ предусматривает, что гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Согласно письменному заявлению Иванова Т.В. обратилась за назначением досрочной страховой пенсии 23 ноября 2020 г.

В данном случае, как усматривается из материалов дела и не оспаривается сторонами, Иванова Т.В. на дату обращения за назначением пенсии 23 ноября 2020 г. имела специальный стаж 11 лет 8 месяцев 22 дня, ИПК более 18,6.

Зачет вышеуказанного периода работы истца свидетельствует о том, что на 31 декабря 2018 г. у Ивановой Т.В. имелся необходимый специальный стаж, дающий право на назначение ей досрочной страховой пенсии на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с чем суд приходит к выводу об обязании Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области назначить Ивановой Т.В. досрочную страховую пенсию по старости, начиная с 23 ноября 2020 г., то есть с даты обращения за назначением пенсии.

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Истцом в ходе рассмотрения дела были понесены расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, которые подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Иванова Т.В. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области третьи лица ФКУ «Войсковая часть » и войсковая часть о назначении досрочной страховой пенсии – удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области включить в специальный стаж Иванова Т.В., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по основаниям п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в льготном исчислении (один год работы как 1 год и 3 месяца) период ее работы с 11 августа 1998 г. по 22 ноября 2020 г. в должности медицинской сестры и медицинской сестры медицинского пункта войсковой части , в том числе периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 22 декабря 2008 г. по 10 февраля 2009 г., с 30 сентября 2013 г. по 30 октября 2013 г., с 25 марта 2018 г. по 15 мая 2018 г., за исключением отпуска без сохранения заработной платы с 11 ноября 2012 г. по 17 ноября 2012 г.

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области назначить Иванова Т.В. досрочную страховую пенсию на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 23 ноября 2020 г.

Взыскать с Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области в пользу Иванова Т.В. расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 рублей.

В удовлетворении остальной части иска – отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 1 октября 2021 г.

Судья     Н.В. Паршукова

2-2880/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Иванова Татьяна Владимировна
Ответчики
ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Калининградской области
Другие
Зинина Марина Александровна
Войсковая Часть № 20366
Левенкова Виктория Тадеушевна
Войсковая часть № 25594
Суд
Ленинградский районный суд г. Калининград
Судья
Паршукова Н.В.
Дело на сайте суда
leningradsky.kln.sudrf.ru
26.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.03.2021Передача материалов судье
02.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.04.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.05.2021Предварительное судебное заседание
05.07.2021Судебное заседание
13.09.2021Судебное заседание
24.09.2021Судебное заседание
01.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее