КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 3а-165/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 декабря 2020 года город Калининград
Калининградский областной суд в составе председательствующего
судьи Шкуратовой А.В.,
с участием прокуроров Маркеловой Г.И., Ботвиной Л.В.,
Большаковой А.Н.,
при секретаре Горенко Т.С., помощнике судьи Корженко И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИП Кравченко С.Д. об оспаривании приказа Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области от 27 декабря 2019 года №500 «Об утверждении документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейного объекта местного значения» в части утверждения схемы размещения проектируемого газопровода высокого давления по земельным участкам с кадастровыми номерами №,
У С Т А Н О В И Л:
Приказом Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области от 27 декабря 2019 года №500 «Об утверждении документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейного объекта местного значения» (далее по тексту- Приказ) утверждены основные части проекта планировки территории с проектом межевания в его составе, предусматривающего размещение линейного объекта местного значения «Строительство автодорожного моста через р. Преголю с комплексом предмостовых сооружений и пересечений в створе <адрес> в составе объекта «Реконструкция разводного моста через реку Преголь на участке Калининград-Советск Калининградской железной дороги». Этап 2. Автодорожный мост и подходы к нему».
ИП Кравченко С.Д., являясь собственником земельных участков с кадастровыми номерами №, обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании названного выше Приказа в части утверждения схемы размещения проектируемого газопровода высокого давления по указанным земельным участкам; изъятия у него частей земельных участков с кадастровыми номерами №; установления публичного сервитута для переустройства инженерных коммуникаций в отношении части земельного участка с кадастровым номером №; установления в отношении части земельного участка с кадастровыми номерами № зоны с особыми условиями использования территории (т.1 л.д. 6-8).
Требования мотивированы нарушением его прав собственника земельных участков, несоответствием оспариваемого Приказа положениям части 2 статьи 49 Земельного кодекса РФ, предусматривающей изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в исключительных случаях при отсутствии других возможных вариантов строительства, в то время как, согласно представленному им заключению эксперта, существуют четыре альтернативные возможности прохождения газопровода, минуя его земельные участки, по территории общего пользования.
Определением Арбитражного суда Калининградской области от 15 июня 2020 года дело передано в Калининградский областной суд для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом (т.1 л.д. 53-60).
Определением судьи Калининградского областного суда от 16 июля 2020 года дело принято к производству Калининградского областного суда.
В судебном заседании представитель административного истца Шоймер А.С. заявленные требования поддержал по изложенным в уточненном административном исковом заявлении основаниям (т.1 л.д. 121-126).
Представители ответчика Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области Асламазян М.А., Жданова И.Ю., представители заинтересованных лиц ОАО «РЖД» Тюленев Н.И., ОАО «Калининградгазификация» Евсеева Т.А. просили в удовлетворении административного искового заявления отказать, поддержали представленные ими письменные возражения (т.1 л.д. 73-78, т.2 л.д. 98-102, л.д. 146-147).
Кравченко С.Д., представители заинтересованных лиц Правительства Калининградской области, администрации ГО «Город Калининград», АО «Ленгипротранс» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
От заинтересованного лица АО «Ленгипротранс» поступили возражения относительно заявленных административных требований (т.2 л.д. 189-197).
Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав письменные доказательства, заслушав заключение прокурора Большаковой А.Н., полагавшей требования административного истца подлежащими оставлению без удовлетворения, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, между ОАО «РЖД», Правительством Калининградской области и администрацией ГО «Город Калининград» подписано трехстороннее соглашение от 19.09.2017 №141, по условиям которого стороны выражают намерение установить сотрудничество в области реализации проекта реконструкции совмещенного разводного моста через р. Преголя в г. Калининграде на км 3+500 направления Калининград-Советск Калининградской железной дороги (т.1 л.д. 227-231).
Постановлением Правительства Калининградской области от 23.01.2020 №12 «О перераспределении бюджетных ассигнований по объектам капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, создаваемым с участием бюджетных инвестиций, субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства и приобретение объектов недвижимого имущества за счет средств областного бюджета, утвержденных Законом Калининградской области от 02.12.2019 №347 «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Калининградской области» предусмотрено выделение на строительство указанного объекта 2 млрд. рублей бюджетных ассигнований ежегодно (в 2020-2022 годах) (т.1 л.д. 232-233).
Во исполнение соглашения от 19.09.2017 №141 ОАО «РЖД» выступило заказчиком проектов по объектам «Реконструкция разводного моста через реку Преголь на участке Калининград-Советск Калининградской железной дороги. Этап 1. Железнодорожный мост и подходы к нему»; «Реконструкция разводного моста через реку Преголь на участке Калининград-Советск Калининградской железной дороги. Этап 2. Автодорожный мост и подходы к нему».
Положительным заключением государственной экспертизы ФАУ «ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА России» от 07.09.2020 года подтверждено соответствие проектной документации нормативным требованиям (т.1 л.д. 234-251).
Генеральной проектной организацией являлось Акционерное общество по изысканиям и проектированию объектов транспортного строительства «Ленгипротранс», привлеченное судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Одной из проектных организаций выступило также открытое акционерное общество по газификации и эксплуатации газового хозяйства «Калининградгазификация», которым в целях реконструкции разводного моста выполнен проект переустройства сети газоснабжения, попадающей в зону строительства вышеуказанного объекта.
Согласно плану газопровода, являющемуся частью проектной документации, трасса проектируемого газопровода проходит, в том числе по земельным участкам с кадастровыми номерами №.
Как усматривается из материалов дела, Кравченко С.Д. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 5 849 кв. м, с видом разрешенного использования «под существующую автостоянку», и земельного участка с кадастровым номером №, площадью 135 кв. м, с видом разрешенного использования «для благоустройства территории автостоянки» (л.д. 11,12).
Приказом Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области от 27 декабря 2019 года №500 «Об утверждении документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейного объекта местного значения» утверждены основные части проекта планировки территории с проектом межевания в его составе, предусматривающего размещение линейного объекта местного значения «Строительство автодорожного моста через р. Преголю с комплексом предмостовых сооружений и пересечений в створе ул. Железнодорожная - ул. Ген. Буткова в г. Калининграде в составе объекта «Реконструкция разводного моста через реку Преголь на участке Калининград-Советск Калининградской железной дороги». Этап 2. Автодорожный мост и подходы к нему» (т.1 л.д. 10).
Оспариваемой в части утверждения схемы размещения проектируемого газопровода высокого давления на принадлежащих ему на праве собственности земельных участках документацией по планировке территории предусмотрены:
- раздел земельного участка с кадастровым номером № на два земельных участка: площадью 5763 кв. м, с видом разрешенного использования «под существующую автостоянку», и площадью 86 кв. м, с видом разрешенного использования «земельные участки (территории) общего пользования», в целях изъятия для муниципальных нужд;
- раздел земельного участка с кадастровым номером №, на два земельных участка: площадью 75 кв. м, с видом разрешенного использования «для благоустройства территории автостоянки», предлагаемый к установлению сервитута, и площадью 60 кв. м, с видом разрешенного использования «земельные участки (территории) общего пользования», в целях изъятия для муниципальных нужд.
Кроме того, в отношении части земельного участка с кадастровым номером № предусмотрено установление зоны с особыми условиями использования территории, подлежащей установлению в связи с размещением линейного объекта, инженерных коммуникаций и сооружений, подлежащих переустройству из зон планируемого размещения линейных объектов.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции и в силу положений статьи 72 Конституции Российской Федерации и части 3 статьи 4 ГрК РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Статьей 3 ГрК РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает данный кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить указанному кодексу.
Как следует из положений статьи 41 ГрК РФ, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1).
Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной данным кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий (часть 2).
Проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа (часть 6).
Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории определен статьей 45 ГрК РФ, частью 1 которой предусмотрено, что решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Статьей 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положениями статьей 45, 46 Градостроительного кодекса РФ утверждение документации по планировке территории относится к вопросам местного значения городского округа, по которым орган местного самоуправления городского округа принимает решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории городского округа по инициативе органов местного самоуправления или на основании предложений физических и юридических и лиц.
Законом Калининградской области от 15 мая 2004 года № 397 муниципальное образование «Город Калининград» наделено статусом городского округа.
Частью 1.2 статьи 17 Закона №131-ФЗ, введенной Федеральным законом от 27 мая 2014 г. №136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» субъектам Российской Федерации предоставлено право осуществлять перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующими законами субъекта Российской Федерации.
Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 485-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации» Градостроительный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 8.2, согласно которой полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные данным кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Закона № 131-ФЗ.
Законом Калининградской области от 30 ноября 2016 г. № 19 «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области» (далее - Закон № 19) полномочия по принятию решения о подготовке документации по планировке территории применительно к территории муниципальных образований Калининградской области, обеспечение подготовки по планировке территории, принятие решения об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов, указанных в частях 4, 4.1 и 5-5.2 статьи 45 Градостроительного кодекса РПФ, подготовленной в том числе лицами, указанными в пунктах 3 и 4 статьи 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ, о внесении изменений в такую документацию перераспределены уполномоченному Правительством Калининградской области органу государственной власти Калининградской области, которым в соответствии с постановлением Правительства Калининградской области от 25.01.2017 года №14, является Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области.
Как установлено судом, решение о разработке документации по планировке территории принято Агентством по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области (далее по тексту – Агентство) на основании обращения заместителя главы администрации муниципального образования «Городской округ «город Калининград», председателя комитета архитектуры и строительства А.Л. Крупина, вышеуказанного Соглашения от 19.09.2017 года № 141 между ОАО «РЖД», Правительством Калининградской области и администрацией ГО «Город Калининград» о взаимодействии по вопросам реализации проекта реконструкции совмещенного разводного моста через реку Преголя в городе Калининграде.
Приказ Агентства от 09.08.2018 №223 «О разработке проекта планировки территории с проектом межевания в его составе, предусматривающего размещение линейного объекта местного значения «Стротельство автодорожного моста через р. Преголю с комплексом предмостовых сооружений и пересечений в створе ул. Железнодорожная - ул. Ген. Буткова в г. Калининграде» опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (pravo.gov.ru) 15.08.2018 за номером №.
Письмом Агентства от 10.08.2018 №8251 в адрес заместителя главы администрации ГО «Город Калининград», председателя комитета архитектуры и строительства направлено задание на разработку документации по планировке территории.
Приказом Агентства от 14.09.2018 №252 на основании обращения заместителя главы администрации ГО «Город Калининград», председателя комитета архитектуры и строительства внесены изменения в приказ Агентства от 09.08.2018 №223 и в задание на разработку документации по планировке территории от 10.08.2018 №8251.
Данный приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (pravo.gov.ru) 17.09.2018 за номером 3901201809150013.
08.08.2019 года разработанный проект документации по планировке территории поступил в Агентство, которым подготовлено заключение от 22.08.2019 года №10046 «О соответствии документации по планировке территории требованиям, установленным частью 10 статьи 45 ГрК РФ, а также требованиям задания на разработку документации по планировке территории».
Исходя из общих принципов градостроительного законодательства, требующих обязательного учета мнения населения при принятии градостроительных решений, Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает проведение публичных слушаний по ряду вопросов градостроительной деятельности с участием заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть нарушены в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта, того или иного градостроительного решения (статьи 2, 5.1 и 45).
Письмом Агентства от 26.08.2019 № 10135 проект документации по планировке территории направлен в администрацию ГО «Город Калининград» для проведения публичных слушаний.
В период с 06.09.2019 года по 18.09.2019 года проведены публичные слушания, по результатам которых подготовлены протокол и заключение от 01.10.2019 №и-КТРиС-9095.
Кравченко С.Д. принял участие в публичных слушаниях и представил свои замечания к проекту документации по планировке территории.
Суд отклоняет доводы стороны административного истца о нарушениях, допущенных при проведении публичных слушаний, выразившихся в фактическом нерассмотрении поданных им замечаний относительно отличий схемы прохождения газопровода, обсуждаемой на публичных слушаниях, от того варианта, который был ранее представлен ему, и его предложений относительно альтернативных возможностей прохождения газопровода, минуя принадлежащие ему земельные участки.
Поскольку общественные обсуждения, по своей сути, представляют форму волеизъявления заинтересованных лиц в отношении выносимого на обсуждение проекта документации по планировке территории, их результаты носят рекомендательный характер, они учитываются при принятии соответствующего решения, но не являются обязательными.
Суд не усматривает нарушений нормативных требований к процедуре проведения публичных слушаний по проекту документации по планировке территории.
Таким образом, административный ответчик, реализуя дискреционные полномочия, с целью обеспечения комфортных и благоприятных условий проживания граждан, комплексного учета потребностей населения и устойчивого развития территорий, а также для согласования государственных, общественных и частных интересов в градостроительной деятельности, создал необходимые условия обеспечения участия в их обсуждении наиболее широких слоев населения муниципального образования для выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, предоставив каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям для получения общественной оценки принимаемого правового акта.
Как установлено судом, заключение о результатах публичных слушаний от 01.10.2019 опубликовано в газете «Гражданин» от 03.10.2019 №55(2116) и размещено на официальном сайте администрации ГО «Город Калининград».
02.10.2019 года протокол публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний от 01.10.2019 поступили в Агентство.
09.10.2019 года по результатам рассмотрения заключения и протокола проект документации по планировке территории возвращен Агентством в администрацию ГО «Город Калининград» в связи с наличием замечаний лиц, принимавших участие в публичных слушаниях, включая административного истца.
В последующем проект документации по планировке территории неоднократно дорабатывался, прошел согласование с различными структурами и ведомствами, после чего оспариваемым приказом Агентства от 27.12.2019 №500 документация по планировке территории была утверждена.
Данный Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (pravo.gov.ru) 31 декабря 2019 года за номером 3901201912310003.
Вопреки доводам стороны административного истца, сводящимся к непринятию высказанных им в ходе публичных слушаний замечаний, административным ответчиком не допущено существенных нарушений требований нормативных правовых актов, регулирующих разработку проекта планировки с проектом межевания территории, порядок организации и проведения публичных слушаний, процедуру согласования и утверждения проекта.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка их принятия и утверждения, а также официального опубликования.
Проверяя в оспариваемой части приказ Агентства от 27.12.2019 №500 на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Согласно положениям статьи 42 ГрК РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры (часть 1).
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (часть 2).
Проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта (часть 3 статьи 43 ГрК РФ).
Подготовка проектов межевания территорий, целью разработки которых является определение местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков, осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, как в составе проектов планировки территорий, так и в виде отдельного документа (части 1 - 3 статьи 43 ГрК РФ).
Согласно части 10 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов) в соответствии с требованиями технических регламентов, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Суд не усматривает противоречий в утвержденном проекте планировки с проектом межевания территории требованиям Генерального плана ГО «Город Калининград».
Размещение линейного объекта соответствует Карте развития городских магистралей улично-дорожной сети в составе генерального плана городского округа «Город Калининград», утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года №225. В перечне планируемых для размещения на территории ГО «Город Калининград» объектов местного значения в сфере автомобильных дорог и искусственных сооружений положения о территориальном планировании генерального плана значится вышеуказанный объект (часть 1.7).
Частями 1, 2 статьи 26 ГрК РФ предусмотрено, что реализация документов территориального планирования осуществляется в том числе путем подготовки и утверждения документации по планировке территории, принятия решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую.
С учетом необходимости гармоничного развития территорий документы территориального планирования определяют стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, содержат в себе долгосрочные ориентиры их развития, и призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.
В своей прецедентной практике Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что в такой сложной сфере, как градостроительство, власти должны иметь широкие пределы усмотрения в осуществлении политики городского планирования и задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации любая дифференциация правового регулирования, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, должна осуществляться с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (части 1 и 2 статьи 19), в силу которых различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для этих целей правовые средства соразмерны им (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 г. N 6-П, от 15 октября 2012 г. N 21-П).
Как следует из материалов дела, строительство совмещенного железнодорожного и автодорожного разводного моста через р. Преголя в г. Калининграде, который будет единственным путепроводом в северном и восточном направлении Калининградской области, является крупной инвестицией, связанной с повышением безопасности движения и пропускной способности автомобильного и железнодорожного транспорта.
Поскольку приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников и обладателей иных прав на земельные участки, расположенные на территории, на которой планируется строительство, реконструкция объекта, в том числе и местного значения, суд не усматривает нарушения оспариваемым нормативным правовым актом прав Кравченок С.Д., в том числе и с учетом того, что реализация вышеуказанного строительства разводного моста осуществляется в рамках закрепленных в законодательстве гарантий и механизмов защиты прав собственников.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12 мая 2017 г. № 564 «Об утверждении Положения о составе и содержании проектов планировки территории, предусматривающих размещение одного или нескольких линейных объектов» в проекте планировки территории учитываются границы существующих земельных участков, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости, в границах территории, в отношении которой осуществляется подготовка проекта планировки, с указанием номеров характерных точек границ таких земельных участков, а также форм собственности таких земельных участков и информации о необходимости изъятия таких земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
Как установлено судом, в Проекте планировки территории поименованы подлежащие изъятию для государственных нужд части принадлежащих административному истцу на праве собственности земельных участков, подлежащих для этих целей разделу.
Таким образом, отсутствуют какая-либо неясность проекта планировки территории по этому вопросу и основания полагать нарушенными права административного истца.
Рассматривая доводы административного истца о том, что при утверждении документации по планировке территории не учтено существующее землепользование и не рассмотрены иные варианты реконструкции газопровода, минуя принадлежащие ему земельные участки, суд исходит из того, что пункт 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает возможность изъятия земельных участков для строительства объектов систем газоснабжения местного значения.
Судом установлено, в связи с перекладкой газопровода высокого давления проектным бюро ОАО «Калининградгазификация» разработаны проектные предложения для объекта «Перекладываемый стальной газопровод высокого давления диаметром 530 мм, проложенный по ул. Железнодорожная - ул. Маршала Баграмяна (через реку Преголь», 114 мм; газопроводы диаметром 219 мм, 89 мм, 159 мм (с переустройством ГРП №15 по ул. Галицкого), проложенные к домам по ул. Галицкого- ул. Маршала Баграмяна в г. Калининграде, попадающие в зону строительства объекта «Реконструкция разводного моста через реку Преголь на участке Калининград-Советск Калининградской железной дороги».
Административным истцом 23 августа 2019 года на рабочем совещании в администрации ГО «Город Калининград» дано письменное согласие на прокладку газопровода по территории принадлежащих ему земельных участков и гарантировано соблюдение соответствующих ограничений (том 2 л.д. 107-109).
В судебном заседании свидетель Пыников И.В., являющийся главным инженером проектного бюро ОАО «Калининградгазификация» и отвечавший за разработку схемы прохождения газопровода, показал, что общий проект строительства моста подразумевает бурение под рекой, береговые укрепления которой довоенной постройки, их глубина неизвестна, предположительно до 12 метров, а потому проложить дугу коридора необходимо по прямой между шпунтами укреплений и на противоположной стороне между колоннами, на которых закреплен длинный навес, расположенный над всей территории земельного участка другого собственника. Если осуществить прокладку газопровода в обход земельных участков административного истца по предложенным им проектам, то коридор будет проложен не по прямой, а под другим градусом, что затруднительно с учетом конструкции береговых укреплений, радиус прокладываемой под рекой дуги изменится и затронет охранные зоны объекта культурного наследия регионального значения «Фридландские ворота» либо объекта культурного наследия местного значения «Двухъярусный мост», кроме того, он дважды пересечет автомобильную дорогу.
Таким образом, при разработке оспариваемого проекта планировки территории выбор земельных участков административного истца для прохождения газопровода признан наиболее оптимальным в связи с условиями местности и основными техническими и транспортно-эксплуатационными параметрами. Такой выбор не противоречит требованиям законодательства.
Оспариваемая административным истцом проектная документация признана по результатам комиссионного рассмотрения соответствующей сводному плану подземных коммуникаций и сооружений на территории городского округа «Город Калининград», содержащему сведения о существующих и перспективных сетях и сооружениях инженерно-технического обеспечения, входящих в состав цифрового дежурного плана города (т.2 л.д. 139).
Отклоняя доводы Кравченко С.Д. о технической возможности прохождения газопровода по территории общего пользования, суд исходит из того, что рассмотрение предложенных административным истцом альтернативных вариантов прохождения газопровода путем образования изгиба трассы в обход его земельных участков не является предметом настоящего спора, поскольку по правилам административного судопроизводства суд в рамках нормоконтроля проверяет соответствие содержания оспариваемых нормативных правовых актов или их частей нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Доводы стороны административного истца о нарушении оспариваемым актом права собственности суд находит несостоятельными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Пунктом 2 указанной статьи предусмотрены случаи принудительного изъятия у собственника имущества.
В силу части 3 статьи 279 Гражданского кодекса решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Статья 49 Земельного кодекса устанавливает случаи изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в том числе для строительства объектов систем газоснабжения местного значения..
Согласно пункту 1 статьи 56.3 Земельного кодекса допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
Решение об изъятии земельного участка принимается уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления в виде отдельного нормативного акта в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Приказ Агентства от 27.12.2019 №500 не регулирует вопросы изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, прекращения права собственности на объекты гражданских прав, осуществления выплаты денежной компенсации, установление сервитута и размер выплат собственнику земельного участка.
Подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории, то есть для решения задач, предусмотренных частью 1 статьи 42 ГрК РФ. Регулирование иных, не связанных с подготовкой проектов планировки территории, отношений осуществляется другими отраслями и нормами права.
С учетом того что оспариваемый нормативный правовой акт не регулирует гражданские, земельные правоотношения, он не подлежит судебному контролю на предмет соответствия нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Принимая во внимание изложенное, установив, что нормативный правовой акт в оспариваемой части не противоречит федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца, суд на основании статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не усматривает оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления ИП Кравченко С.Д. об оспаривании приказа Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области от 27 декабря 2019 года №500 «Об утверждении документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейного объекта местного значения» в части утверждения схемы размещения проектируемого газопровода высокого давления по земельным участкам с кадастровыми номерами № отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 11 декабря 2020 года.
Судья Калининградского
областного суда А.В. Шкуратова