Судья Берникова Е.Г. Дело №33-3769/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Маркелова К.Б., Смирновой Н.И.,
при секретаре Вахниной Т.В.,
рассмотрела в судебном заседании 09 июня 2016 года гражданское дело по апелляционной жалобе ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ухте Республики Коми на решение Ухтинского городского суда от 09 марта 2016 года, которым
требования Тихомирова С.М. удовлетворены частично.
Признан период военной службы по призыву с 24.05.1973 по 20.05.1975 подлежащим включению в стаж работы, дающий право на назначение пенсии досрочно, Тихомирова С.М..
Обязано ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Ухте Республики Коми включить период военной службы по призыву с 24.05.1973 года по 20.05.1973 года в стаж работы, дающий право на назначение пенсии досрочно, Тихомирова С.М..
Обязано ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Ухте Республики Коми произвести перерасчет пенсии Тихомирову С.М. с учетом стажевого коэффициента 0,57 с 14.11.2004 года, выплатить недополученную в связи с этим пенсию.
Заслушав доклад судьи Кореневой И.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Тихомиров С.М. обратился в суд с иском к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Ухте РК о признании периода прохождения военной службы в Вооруженных силах СССР с 24.05.1973 по 20.05.1975 подлежащим включению в специальный трудовой стаж, обязании включить указанный период в специальный трудовой стаж, произвести перерасчет пенсии с учетом стажевого коэффициента 0,57 с 14.11.2004, взыскании недополученной пенсии с 14.11.2004 года.
В обоснование требований указал, что является получателем трудовой пенсии с 14.11.2004 года, при назначении пенсии из его специального стажа ответчиком был исключен период прохождения военной службы в Вооруженных силах СССР с 24.05.1973 года по 20.05.1975 года, установлен стажевый коэффициент 0,55, что соответствует 25 годам общего трудового стажа, с чем не согласен, поскольку полагает, что период прохождения военной службы в Вооруженных силах СССР подлежит включению в специальный трудовой стаж, и с учетом спорного периода специальный стаж работы истца составит 15 лет 04 месяца 16 дней, что соответствует стажевому коэффициенту 0,57.
В судебном заседании истец Тихомиров С.М., его представитель на заявленных требованиях настаивали, доводы, изложенные в заявлении, поддержали.
Представитель ответчика исковые требования не признала, не оспаривала, что в случае включения спорного периода стажевый коэффициент истца, исчисленный по специальному стажу, составит 0,57, однако право истца на такое исчисление пенсии возникает с достижением возраста 55 лет, истец с заявлением о перерасчете не обращался, спорный период не может быть включен в специальный стаж как период военной службы.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ УПФР в г.Ухте Республике Коми выражает несогласие с решением суда указывая на нарушение судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что Тихомиров С.М. является получателем трудовой пенсии по старости, назначенной в соответствии с пп.6 п.1 ст.27 Закона 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ» с 14.11.2004.
Как следует материалов пенсионного дела, при назначении пенсии на 01.01.2002 размер общего трудового стажа истца определен ответчиком 25 лет 1 месяц 20 дней, размер специального стажа (с учетом соблюдения правил подсчета стажа для лиц, работавших в полевых условиях, и суммирования стажа) 13 лет 4 месяца 19 дней без учета спорного периода прохождения военной службы по призыву с 24.05.1973 по 20.05.1975.
Из специального стажа исключены периоды службы в Советской Армии с 24.05.1973 по 20.05.1975.
Удовлетворяя исковые требования в части включения периодов прохождения службы в армии в специальный стаж истца, суд первой инстанции обоснованно руководствовался п.п. «к» п.109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590, в соответствии с которым служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывается в стаж работы, при этом при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим, работавшим на работах с вредными условиями труда, указанный период приравнивается по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Установив, что после прохождения военной службы с 23.07.1975 по 03.10.1975 истец работал помощником вальщика, то есть в силу в раздела XХII «Лесозаготовки» Списка № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года № 1173, а также Разъяснений о порядке его применения, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02.04.1976 года № 81/8, с вредными условиями труда, суд обоснованно возложил на ответчика обязанность включить период военной службы в специальный стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно.
В соответствии с подп.6 п.1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В силу п.9 ст.30 Федерального закона конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в п.1 ст.27 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения ст.28.1 настоящего Федерального закона, и застрахованных лиц, указанных в ст.27.1 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном п.3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
Указанные положения также следуют из постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».
Согласно пп.7 п.28 постановления право на конвертацию (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с применением по выбору гражданина вместо общего трудового стажа на соответствующих видах работ имеют граждане, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста, названные в п. 1 ст. 27 и ст. 27.1, при условии наличия по состоянию на 1 января 2002 года у этих лиц страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, требуемых для назначения досрочной трудовой пенсии (п.9 ст.30 Федерального закона N 173-ФЗ).
Таким образом, законодатель при определении порядка пенсионных прав застрахованных лиц и предоставлении гражданам права выбора вида трудового стажа, с учетом которого осуществляется конвертация пенсионных прав в целях исчисления размера страховой части трудовой пенсии, связал его со стажем, требуемым для назначения пенсии. При этом для определения расчетного размера пенсии учитывается продолжительность общего трудового стажа или стажа на соответствующих видах работ до 01 января 2002 года.
Установив, что с учетом включения периода службы в армии специальный стаж истца по состоянию на 01.01.2002 составил 15 лет, 4 месяца 16 дней, из требуемых 12 лет 6 месяцев, суд правомерно удовлетворил требования истца о признании права на конвертацию по специальному стажу, исходя из стажевого коэффициента 0,57 и обязал произвести перерасчет пенсии.
Доводы апелляционной жалобы ГУ УПФ РФ в г.Ухте не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Постановленное судом решение о частичном удовлетворении исковых требований является законным и обоснованным. Оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ухтинского городского суда от 09 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ухте Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-