Решение по делу № 33-9402/2020 от 01.10.2020

Судья Рахманова М.М. Дело № 33-9402/2020

Докладчик Дронь Ю.И. (№2-1681/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Дроня Ю.И.

судей Вегелиной Е.П., Разуваевой А.Л.

секретаря Ведерниковой А.Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 10 ноября 2020 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ОАО «РЖД» Прошак М.Е. на решение Железнодорожного районного суда города Новосибирска от 31 июля 2020 г., которым удовлетворены исковые требования Новокузнецкого транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о понуждении к совершению действий.

Возложена на ответчика ОАО «Российские железные дороги обязанность устранить выявленные нарушения законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности путем проведения дополнительной оценки уязвимости железнодорожной станции Мыски и обеспечить представление ее результатов на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскана с ОАО «РЖД» в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 300 рублей.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Дроня Ю.И., объяснения представителя ответчика Тимофеевой Ж.А., судебная коллегия

установила:

Новокузнецкий транспортный прокурор обратился в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанности устранить выявленные нарушения законодательства РФ о транспортной безопасности, просил суд обязать ОАО «РЖД» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности путем проведения дополнительной оценки уязвимости железнодорожной станции Мыски и представления на утверждение ее результатов в Федеральное агентство железнодорожного транспорта.

В обоснование заявленных требований указал, что Новокузнецкой транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований

2

федерального законодательства в области обеспечения транспортной безопасности и противодействии терроризму на железнодорожной станции Мыски Новокузнецкого центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Западно- Сибирской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД», в ходе которой установлено, что ОТИ - железнодорожная станция Мыски 14.02.2014 включен в реестр категорированных объектов.

Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 № 43 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта.

Указанные требования применялись до издания нормативного правового акта Правительства РФ, предусмотренного статьей 8 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 23.07.2013 № 208-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антитеррористической защищенности объектов».

Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 № 495 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, которые 01.07.2017 г. вступили в законную силу.

Считает, что в настоящее время подлежат применению вышеуказанные требования по обеспечению транспортной безопасности, которые распространяются на все объекты транспортной инфраструктуры, которым присвоена категория.

Согласно п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны соответственно в отношении объектов транспортной инфраструктуры обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального агентства железнодорожного транспорта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры, которое сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменном виде.

На основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения

3

транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства). Соблюдение требований транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры реализуются поэтапно, первоначально объекту присваивается категория, затем проводится его оценка уязвимости, после ее утверждения разрабатывается план обеспечения транспортной безопасности.

В соответствии с п. п. 17 п.5 Требований по обеспечению транспортной безопасности субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны при изменении положений Требований, регламентирующих меры по защите ОТИ (ТС) от актов незаконного вмешательства, обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости ОТИ (ТС) и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений.

Аналогичные нормы содержатся и в п.9 «Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», утвержденного приказом Минтранса России от 12.04.2010 № 87.

Оценка уязвимости железнодорожной станции Мыски проведена субъектом транспортной безопасности и утверждена ФАЖТ 02.12.2014 на основании «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта», утвержденных приказом Минтранса России от 08.02.2011 № 43.

С 01.07.2017 вступили в силу новые требования, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 № 495.

В связи с этим у ответчика возникла обязанность по проведению дополнительной оценки уязвимости железнодорожной станции Мыски и утверждению в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня возникновения изменений к требованиям по обеспечению транспортной безопасности, то есть с 01.07.2017.

Установлено, что в нарушение вышеуказанных требований дополнительная оценка уязвимости железнодорожной станции Мыски не проведена.

По данному факту Новокузнецкой транспортной прокуратурой внесено представление 22.05.2018 г.

Согласно ответу на указанное представление от 22.06.2018 № 701/ЗСибДЦС-6 финансовые средства на проведение дополнительной оценки уязвимости, в том числе железнодорожной станции Мыски, не выделены Центральной дирекцией управления движением ОАО «РЖД».

Выявленное нарушение противоречит требованиям законодательства, а также создает реальную угрозу совершения террористического акта на объекте транспортной инфраструктуры.

Состояние антитеррористической защищенности железнодорожной

4

станции Мыски не соответствует нормам федерального законодательства в области обеспечения транспортной безопасности и противодействии терроризму, что в целом угрожает безопасности деятельности транспортного комплекса и может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью людей.

Бездействие ответчика нарушает права граждан на безопасные условия жизнедеятельности в сфере использования транспортного комплекса.

В случае совершения актов незаконного вмешательства на территории станции, могут пострадать работники ОАО «РЖД», иные граждане осуществляющие работу на территории станции, собственники вагонов, грузов, а также иные лица, права которых будут затронуты в связи с невозможностью осуществления перевозок на поврежденных участках железнодорожных путей станции.

Судом было принято вышеуказанное решение, с которым не согласилась представитель ОАО «РЖД» Прошак М.Е.

В апелляционной жалобе просила решение суда отменить принять новое об отказе в удовлетворении требований прокурора.

В обоснование доводов жалобы указал, что судом нарушены ст. 5 Федерального закона «О транспортной безопасности» п. п.17 п. 5 Постановления Правительства РФ от 26.04.2017 №495.

Оценка уязвимости объектов, в том числе дополнительная, производится не ОАО «РЖД», а соответствующей специализированной организацией на основании заключенного договора.

31.03.2020 между ОАО «РЖД» (заказчик) и АО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (АО «НИИАС», исполнитель) заключен договор на выполнение работ по проведению оценки (дополнительной оценки) уязвимости категорированных объектов транспортной инфраструктуры Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД», в том числе железнодорожной станции Мыски (стр.78» п.565 договора).

Срок выполнения, с учетом дополнительного соглашения №1 от 25.05.2020 - до 31.01.2021, результат работы - утвержденный Росжелдором результат проведенной дополнительной оценки уязвимости.

То есть, согласно указанному договору, дополнительная оценка уязвимости проводится и результаты проведенной оценки направляются в Росжелдор для утверждения не ответчиком (на которого суд возложил данную обязанность), а именно исполнителем АО «НИИАС».

Таким образом, ОАО «РЖД» не уклоняется от исполнения законодательства о транспортной безопасности и приняло все возможные меры к обеспечению проведения дополнительной оценки уязвимости ж.д. станции Мыски, утверждению в установленном порядке её результатов.

Срок исполнения работ по договору, результатом которых является утвержденный Росжелдором результат проведенной дополнительной оценки

5

уязвимости объекта, установлен и до настоящего времени не наступил.

Причин полагать, что имеются основания к понуждению ответчика в судебном порядке провести дополнительную оценку уязвимости указанной станции, не имеется, что исключает возможность и необходимость удовлетворения требований прокурора. ОАО «РЖД» приняты необходимые и достаточные меры к обеспечению проведения дополнительной оценки уязвимости спорного объекта на соответствующем этапе, который до настоящего времени не завершен по обстоятельствам не связанным с противоправным бездействием ответчика.

Проверив материалы дела, на основании ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законом.

Частью 1 ст. 6 Федерального закона "О транспортной безопасности" предусмотрено, что объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат обязательному категорированию с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства, и его возможных последствий, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

При этом, оценкой уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, понимается определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства.

В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъект транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральном законом и иными федеральными законами.

Во исполнение ст. 8 Федерального закона «О транспортной безопасности», постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 №; 495 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической    защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности    для различных, категорий

объектов транспортной инфраструктуры и транспортных, средств железнодорожного транспорта, далее Требования.

Пунктом 4 Требований предусмотрено, что указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками, осуществляющими непосредственную эксплуатацию транспортных средств.

Подпунктом 17 пункта 5 Требований определено, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов

6

транспортной инфраструктуры обязаны при изменении положений настоящего документа, регламентирующих меры по защите объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) от актов незаконного вмешательства, обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений.

При изменении конструктивных, технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), приводящих к изменению присвоенной объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству) категории или изменению утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), обеспечиваются проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в части, касающейся произошедших изменений, и утверждение в установленном порядке результатов дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений или со дня получения уведомления об изменении присвоенной категории объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству).

Судом первой инстанции правильно установлено, что железнодорожная станция Мыски включена в реестр категорированных объектов.

Однако, дополнительная оценка уязвимости железнодорожной станции Мыски, в установленные нормативными актами сроки не проведена.

Стороной ответчика указанные обстоятельства не оспаривались.

Сам по себе факт наличия договора между ОАО «РЖД» и АО «Научно – исследовательский и проектно - конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном на выполнение работ по проведению оценки уязвимости категорированных объектов транспортной инфраструктуры, со сроком исполнения до 31.01.2021 года, не свидетельствует об отсутствии бездействия со стороны ответчика, поскольку сроки совершения действий у ответчика истекли.

Поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены решения суда, решение подлежит оставлению в силе.

Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Железнодорожного районного суда города Новосибирска от 31 июля 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ОАО «РЖД» Прошак М.Е. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-9402/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Новокузнецкий транспортный прокурор
Ответчики
ОАО "РЖД"
Суд
Новосибирский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.nsk.sudrf.ru
10.11.2020Судебное заседание
13.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.11.2020Передано в экспедицию
10.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее