Решение по делу № 2-63/2024 (2-702/2023;) от 01.12.2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 ноября 2024 г. Елецкий районный суд Липецкой области в составе

Председательствующего судьи Рыжковой О.В.

При секретаре Пендюриной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ельце гражданское дело №2-63/2024 по иску прокурора Елецкого района к ООО «Риэлтико» и администрации Елецкого муниципального района Липецкой области о признании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию недействительным и приостановлении деятельности общества,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Елецкого района Липецкой области обратился в суд с иском к ООО «Риэлтико» и администрации Елецкого муниципального района Липецкой области о признании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию недействительным и приостановлении деятельности общества. В обоснование иска сослался на то, что ООО «Риэлтико» осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности и эксплуатирует полигон по переработке и захоронению ТБО в <адрес>. Однако, при вводе данного объекта в эксплуатацию (разрешение выдано администрацией Елецкого муниципального района 14.06.2019 г. правопредшественнику ответчика ООО «Чистый мир») не получено заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти, выдаваемое в случаях, предусмотренных ч.5 ст. 54 ГрК РФ, в частности, для объекта капитального строительства, относящегося в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам 1 категории. При таких обстоятельствах разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является недействительным, полигон эксплуатируется незаконно, соответствующая деятельность ООО «Риэлтико» должна быть приостановлена.

Кроме того, по результатам совместной проверки с Центрально-Черноземным межрегиональным управлением Росприроднадзора, проведенной в августе 2023 г., установлено, что полигон эксплуатируется в отсутствие временной обваловки; частично отсутствует ограждение по периметру; пункт радиометрического контроля выведен из строя; отсутствует устройство мойки колес автотранспорта; не производится увлажнение отходов для исключения пылеобразования при перемещении и уплотнении отходов; отсутствуют водоотводные канавы для отвода поверхностных вод с прилегающей к полигону территории; водоотводный лоток и дренажная система заросли растительностью и загрязнены отходами, что не позволяет эксплуатировать данный объект. Также на полигоне обнаружены отходы изделий технического назначения из полипропилена незагрязненные, которые не предусмотрены имеющейся у ООО «Риэлтико» лицензией, и отходы, запрещенные к захоронению – лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные, отходы упаковочного картона незагрязненные и покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные.

При этом на полигоне отсутствовало оборудование, заявленное обществом в рамках предлицензионного контроля – сортировочный комплекс УРАЛ-СОТ7. Хозяйственную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, ООО «Риэлтико» осуществляет в отсутствие разработанного и утвержденного проекта нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, а также без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В этой связи прокурор Елецкого района просил суд признать выданное администрацией Елецкого муниципального района разрешение на ввод объекта в эксплуатацию недействительным; обязать ООО «Риэлтико» установить на полигоне временную обваловку, ограждение по периметру полигона, пункт радиометрического контроля, устройство мойки колес автотранспорта; водоотводные канавы для отвода поверхностных вод с прилегающей к полигону территории; сортировочный комплекс УРАЛ-СОТ7; обеспечить увлажнение отходов для исключения пылеобразования при перемещении и уплотнении отходов, надлежащую эксплуатацию дренажной системы; ликвидировать размещение отходов, не предусмотренных лицензией, а также отходов, запрещенных к захоронению; получить заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти на полигон; разработать и утвердить проект нормативов образования отходов производства и потребление и лимитов на их размещение, получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; получить надлежащее разрешение на ввод в эксплуатацию готового объекта капитального строительства «Полигон по переработке и захоронению ТБО»; до устранения вышеизложенных нарушений приостановить деятельность ООО «Риэлтико» по обработке и утилизации опасных отходов, сбору неопасных отходов, сбору опасных отходов, обработке и утилизации неопасных отходов, обработке и утилизации опасных отходов прочих, не включенных в другие группировки, утилизации отсортированных материалов, сортировке материалов для дальнейшего использования, обработке отходов лома и драгоценных металлов, обработке отходов лома и цветных металлов, обработке вторичного неметаллического сырья, обработке отходов бумаги и картона, обработке отходов лома и пластмасс, обработке прочного вторичного неметаллического сырья, аренде и управлению собственным и арендованным недвижимым имуществом, управлению недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе, на эксплуатируемом объекте.

В ходе судебного разбирательства прокурор Елецкого района представил заявление об уточнении иска. Ссылаясь на изложенные выше обстоятельства, просил признать разрешение от 14.09.2019 г. на ввод объекта в эксплуатацию недействительным; обязать ООО «Риэлтико» обустроить на полигоне временную обваловку (кольцевой вал) по периметру всей площади полигона высотой не менее 2 м, обеспечить исправное функционирование пункта радиометрического контроля при въезде на полигон вблизи контрольно-пропускного пункта, оборудовать устройство мойки колес автотранспорта на выезде в полигона в виде водосборного лотка на автодороге длиной 11 м, глубиной 0.3 м, шириной 3 м для обмыва колес; оборудовать водоотводные канавы для отвода поверхностных вод с прилегающей к полигону территории по всему периметру, общим объемом 503 куб.м.; ликвидировать размещение на территории объекта полигоне отходов, не предусмотренных лицензией, а именно, отходов изделий технического назначения из полипропилена незагрязненных, и отходов, запрещенных к захоронению, а именно, лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные, отходы упаковочного картона незагрязненные и покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные; установить оборудование, заявленное в рамках предлицензионного контроля - сортировочный комплекс УРАЛ-СОТ7; разработать и утвердить проект нормативов образования отходов производства и потребление и лимитов на их размещение, получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; до устранения вышеизложенных нарушений приостановить деятельность ООО «Риэлтико» на эксплуатируемом объекте.

В силу ч.1 ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска. Таким образом, гражданское процессуальное законодательство не содержит понятие «уточнение иска». Поскольку истец не изменял предмет иска, не отказывался от части иска, не уменьшал размер исковых требований, суд рассматривает по существу все предъявленные им требования.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора г. Ельца Терезанова А.С. поддержала иск, подтвердив изложенные выше обстоятельства. В судебном заседании 28.02.2024 г. дополнительно пояснила, что иск предъявлен в защиту права неопределенного круга лиц на благоприятную среду, поскольку ответчиком нарушается природоохранное законодательство.

Представители ответчика ООО «Риэлтико» Родионов А.В., Деревенских А.И., Макаров С.С. иск не признали, ссылаясь на то, что проверки, на которую ссылается истец, в отношении ООО «Риэлтико» 03.08.2024 г. не проводилось. На полигоне была проверка, организованная УФСБ. Временная обваловка – это сооружение из глины для создания изоляционного слоя между мусором, препятствующая возгоранию, проектом не предусмотрена. Ограждение установлено по всему периметру полигона. Пункт радиометрического контроля был не подключен, однако, контроль осуществлялся иным дозиметрическим прибором. Устройство мойки колес автотранспорта имеется, увлажнение отходов для исключения пылеобразования при перемещении и уплотнении производится. Имеются водоотводные канавы для отвода поверхностных вод с прилегающей к полигону территории, водоотводный лоток и дренажная система. В связи с засушливым летом на момент осмотра в них не было воды, однако они регулярно очищаются. Просили применить срок исковой давности к требованию о признании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию недействительным, поскольку еще в 2020 г. прокуратура запрашивала все документы у ООО «Чистый мир», в отношении директора общества было возбуждено уголовное дело.

Представитель соответчика администрации Елецкого муниципального района Кваша П.Г. иск о признании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию недействительным признал, пояснил, что у ООО «Чистый мир» имелось положительное заключение госстройнадзора, поэтому никто не обратил внимания на отсутствие заключение государственного экологического надзора.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета иска, ООО «Чистый мир» Денисова К.И. и третье лицо (участник общества) Негробов А.В. полагали, что иск прокурора обоснован и подлежит удовлетворению. В отсутствие проектной документации ООО «Риэлтико» не может осуществлять деятельность.

Представитель третьего лица – Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Мамонтова А.С. в ходе судебного разбирательства пояснила, что принимала участие в проверке ООО «Риэлтико» 03.08.2023 г. и подготовила информацию о выявленных в его деятельности нарушениях.

Выслушав стороны, представителей третьих лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

По смыслу Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов охватывается понятием «обращение с отходами».

Объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов, в том числе отходов недропользования (за исключением объектов хранения вскрышных и вмещающих горных пород, которые подлежат использованию в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I "О недрах"), и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов (ст.1).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами (ст. 11 ч.2).

Одним из требований к обращению с отходами является лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений Федерального закона N 89-ФЗ.

В соответствии со ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (ч.1).

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами (ч.7).

Как установлено судом и следует из материалов дела, 01.08.2023 г. заместителем прокурора Липецкой области направлено обращение руководителю Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора о выделении специалиста для участия в проверке законности размещения химического элемента (отходов) на землях сельскохозяйственного назначения вблизи полигона захоронения ТКО, расположенного в районе <адрес>.

02.08.2023 г. начальник подразделения УФСБ по Липецкой области обратился к руководителю Управления Роспотребнадзора по Липецкой области принять участие в совместной проверке информации о возможном нарушении природоохранного законодательства ООО «Риэлтико» (размещении на полигоне по захоронению ТБО ванадия).

03.08.2023 г. прокурором Елецкого района Липецкой области принято решение о проведении проверки в отношении ООО «Риэлтико» с целью установления наличия либо отсутствия нарушений законодательства об охране окружающей среды. Основанием проверки явилось решение коллегии прокуратуры Липецкой области от 31.07.2023 г. Срок проведения проверки – с 03.08.2023 г. по 03.09.2023 г.

03.08.2023 г. в <адрес> на полигон, а также на смежный с ним земельный участок, прибыли сотрудники перечисленных выше органов.

Проверка проводилась при участии оперуполномоченного УФСБ России по Липецкой области, помощника прокурора Елецкого района Терезановой А.С., заместителя руководителя Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО8 и главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по <адрес> ФИО17, а также представителя ООО «Риэлтико» Деревенских А.И.

11.09.2023 г. в Центрально-Черноземное межрегиональное управление Росприроднадзора из прокуратуры Елецкого района поступили документы, регламентирующие деятельность ООО «Риэлтико», после чего ФИО17 составлена письменная информация по результатам проверки соблюдения требований природоохранного законодательства, направленная в адрес прокурора Елецкого района 22.09.2023 г.

Указанная информация положена прокурором в основание иска о признании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию недействительным и приостановлении деятельности ООО «Риэлтико».

Данный ответчик на основании лицензии от 15.07.2021 г., выданной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, осуществляет деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Объектом размещения указанных отходов является полигон по переработке и захоронению ТБО, расположенный по адресу <адрес> (территория бывшего ТОО «Ключ жизни». Объект оказывает негативное воздействие на окружающую среду, и ему присвоена 1 категория опасности.

По договору купли-продажи от 30.03.2021 г. ООО «Риэлтико» приобрело земельный участок и полигон у ООО «Чистый мир», которое построило полигон на основании проектной документации, разрешения на строительство от 13.09.2018 г. и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 14.06.2019 г., выданных администрацией Елецкого муниципального района.

Ссылаясь на положения ч.5 ст. 54, ч.3 ст.55 Градостроительного кодекса РФ, предусматривающих, что для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта I категории в эксплуатацию необходимо, в том числе, заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора) федерального органа исполнительной власти, прокурор Елецкого района требует признать недействительным указанное выше разрешение от 14.06.2018 г. на ввод в эксплуатацию полигона по переработке и захоронению ТБО на территории сельского поселения <адрес>.

Исходя из ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, удостоверяющий выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Решение о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию принимается уполномоченным органом по заявлению застройщика.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.

В связи с выдачей разрешения на ввод объекта в эксплуатацию между застройщиком и уполномоченным органом возникают отношения публично-правового характера.

При таких обстоятельствах разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, обладающее признаками правового акта, может быть обжаловано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов оспариваемым разрешением (ст.219 КАС РФ).

Из пояснений представителя администрации Елецкого муниципального района Кваша П.Г. следует, что ввод полигона по переработке и захоронению ТБО в эксплуатацию был осуществлен на основании заключения органа государственного строительного надзора. Однако, для этого объекта, относящегося к I категории опасности, было необходимо заключение государственного экологического надзора.

Учитывая дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию - 14.06.2019 г., орган местного самоуправления не мог не знать о допущенном им нарушении условия выдачи разрешения. Однако, не предпринял никаких действий по отмене выданного им нормативного акта в порядке самоконтроля (ч. 1 ст.48 Федерального закона № 131-ФЗ).

Как указано выше, 15.07.2021 г. ООО «Риэлтико» выдана лицензия на осуществление деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (л.д.98 том 1).

В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности...» лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять такую деятельность является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих требованиям статьи 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".

В мае 2021 г. Федеральной службой по надзору в сфере природопользования проводилась внеплановая документарная проверка в отношении ОООО «Риэлтико», о чем свидетельствует акт от 20.05.2021 г. (л.д.18191 том 2).

Как пояснил суду допрошенный в качестве свидетеля заместитель руководителя Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО8., он принимал участие в выездной оценке соблюдения требований соискателем лицензии. Его ведомство знало об отсутствии заключения государственного экологического надзора, поскольку выдает указанные заключения, однако, это обстоятельство не было основанием для отказа в выдаче лицензии.

При этом Управлением Росприроднадзора проводилась государственная экологическая экспертиза проектной документации по объекту Полигон по переработке и захоронению ТБО и 15.03.2019 г. составлено заключение экспертной комиссии о соответствии проектной документации по объему и содержанию требованиям Федеральных законом и подзаконных актов в области охраны окружающей среды. Срок действия положительного заключения 5 лет (л.д.169-183 том 2).

В ходе проверки соблюдения требований природоохранного законодательства 03.08.2023 г. ФИО2 Д.А. также знал об отсутствии у ответчика заключения государственной экологической экспертизы.

По сообщению начальника ОМВД России по Елецкому району от 21.03.2024 г. 29.12.2020 г. из прокуратуры Елецкого района поступил материал по факту подделки в целях дальнейшего использования директором ООО «Чистый мир» ФИО9 актов освидетельствования ответственных конструкций при строительстве полигона по переработке и захоронению ТБО на территории сельского поселения Нижневоргольский сельсовет. В тот же день начальником ГД по вышеуказанному материалу было возбуждено уголовное дело по ч.1 ст. 327 УК РФ (л.д.144 том 2).

Из сообщения старшего помощника прокурора Липецкой области от 11.06.2021 г. следует, что прокуратурой Елецкого района в СО ОМВД России по Елецкому району направлены материалы проверки по факту нарушений ООО «Чистый мир» законности при строительстве и эксплуатации полигона ТБО (л.д.187 том 2).

В ходе подобной проверки прокуратуре представлялись все документы относительно строительства и ввода в эксплуатацию объекта.

В целях исследования собранных материалов судом направлялся соответствующий запрос. Согласно ответу начальника ОМВД России по Елецкому району от 14.03.2024 г. уголовное дело по ч.1 ст. 327 УК РФ за подделку акта освидетельствования ответственных конструкций прекращено 29.12.2022 г., а 29.01.2024 г. уничтожено в связи с истечением сроков хранения (л.д.97-100 том 2).

При таких обстоятельствах суд находит заслуживающим внимания довод стороны ответчика о пропуске истцом срока исковой давности по требованию о признании недействительным разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 14.06.2019 г.

Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Следовательно, надзирающий за исполнением законов орган с декабря 2020 г. знал о выданном разрешении на ввод в эксплуатацию. Обращение с настоящим иском в суд последовало 01.12.2023 г.

Пропуск срока за судебной защитой является основанием к отказу в иске.

Ни одного объективного доказательства, свидетельствующего об уважительности причин пропуска срока предъявления требования о признании разрешения недействительным, суду не представлено. Поэтому правовых оснований для удовлетворения этого требования, а также требования получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не имеется.

Анализ норм Градостроительного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод, что требования к получению заключения уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора) федерального органа исполнительной власти, в отношении объектов капитального строительства, относящихся к объектам I категории, при их строительстве и реконструкции установлены с 01.01.2018. Таким образом, получение заключений в отношении объектов I категории требуется при их вводе в эксплуатацию с 01.01.2018.

Судом установлено, что экспертиза проектной документации по объекту Полигон по переработке и захоронению ТБО на территории сельского поселения <адрес> проводилась 15.03.2019 г. Процедура выдачи заключений регламентируется приказом Росприроднадзора от 28.06.2019 № 347 «Об утверждении методических рекомендаций по выдаче Федеральной службой по надзору в сфере природопользования заключений органа федерального государственного экологического надзора в отношении объектов капитального строительства», в которых предусмотрен заявительный характер проведения проверки Росприроднадзором (п.4).

Полигон ТБО в <адрес> введен в эксплуатацию. За нарушение законодательства об экологической экспертизе эксплуатант может быть подвергнут административной ответственности (ст. 8.4 КоАП РФ).

Соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах, к которым относится положительное заключение государственной экологической экспертизы, является предметом государственного экологического контроля.

Проведение внеплановой выездной проверки территориальным органом Росприроднадзора нельзя подменить участием двух специалистов в проверке, проводимой иным органом исполнительной власти либо прокуратурой и последующим обращением в суд с иском о понуждении юридического лица к получению заключения уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти.

Кроме того, как пояснил суду заместитель руководителя ФИО2 Д.А., полигон построен в период действия заключения государственной экологической экспертизы (15.03.2019 г.+5 лет), поэтому не исключена возможность руководствоваться именно этим документом.

Самостоятельным способом защиты гражданских прав в рамках ст. 1065 Гражданского кодекса РФ является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со статьей 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Поскольку суд отказывает в удовлетворении требования о признании недействительным разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, основанием приостановления деятельности ООО «Риэлтико» не может являться отсутствие необходимого в силу закона разрешения (ст. 222 ГК РФ).

Доказательств наличия таких нарушений обязательных требований в деятельности общества, которые свидетельствуют о наличии угрозы жизни и здоровью граждан, истцом не представлено. При этом полигон по переработке и захоронению ТБО изначально является объектом 1 категории негативного воздействия на окружающую среду. Ссылки представителя истца на повышенный уровень пыли либо неприятные запахи вследствие неувлажнения отходов, распространение отходов на близлежащие земельные участки, загрязнение земель сельскохозяйственного назначения из-за отсутствия временной обваловки и ограждения по периметру полигона, образование свалочного газа, попадание фильтрата в водоемы или подземные воды, передвижение автотранспорта за пределы полигона без устройства для мойки колес и пр. носят общий характер.

Согласно информации по результатам проверки соблюдения требований природоохранного законодательства, представленной в прокуратуру Елецкого района 06.10.2023 г. Центрально-Черноземным межрегиональным управлением Росприроднадзора, по состоянию на 03.08.2024 г. на полигоне по переработке и захоронению ТБО в <адрес> отсутствовала временная обваловка, устройство мойки колес автотранспорта, водоотводные канавы для отвода поверхностных вод с прилегающей к полигону территории, частично отсутствовало ограждение по периметру полигона, не функционировал выведенный из строя пункт радиометрического контроля, ненадлежащим образом эксплуатировались водоотводный лоток и дренажная система, зарастающие растительностью и загрязненные отходами.

Кроме того, на основании визуального осмотра выявлено размещение в теле полигона отходов, не предусмотренных лицензией, а именно, отходы изделий технического назначения из полипропилена незагрязненные, а также захоронение отходов, запрещенных к захоронению – лома и отходов, содержащих незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные, отходы упаковочного картона незагрязненные и покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные.

Также на полигоне отсутствовало заявленное соискателем лицензии оборудование, арендуемое ООО «Риэлтико» у ООО «<данные изъяты>» по договору от 30.03.2023 г. – сортировочный комплекс УРАЛ-СОТ 7, предназначенный для извлечения полезных фракций из общей массы твердых коммунальных отходов в целях последующей переработки, утилизации либо коммерческой реализации в качестве продуктов сортировки.

Вместе с тем, согласно заключению эксперта АНО «Судебная экспертиза «19 23» ФИО10 от 09.09.2024 г. проектной документацией на создание полигона ТБО предусмотрено создание запаса грунта для изоляции слоев отходов в виде устройства временной обваловки – кавальеров по периметру полигона. В результате натурного осмотра полигона установлено наличие различного объема грунта, находящегося в кавальерах обваловки, используемого в технологическом процессе по изоляции (пересыпке) слоев отходов. Объем грунта в кавальерах обваловки восполняется в результате проведения земляных работ по разработке второго котлована полигона. Количественные и временные параметры обваловки не регламентированы ни нормативно-технической, ни проектной документацией. Объем грунта в кавальерах обваловки расчитывается из условия баланса земельных работ и имеет переменное значение в связи с его постоянным использованием и последующим пополнением при разработке очередных карт полигона, в связи с чем в проектной документации на полигон используется определение «временная обваловка». В период строительства временная обваловка выполняет функцию защиты котлована от затопления водой. При проектном наполнении котлована отходами грунт, находящийся в кавальерах обваловки, используется для изоляции (пересылки) уплотненных слоев отходов.

Далее экспертом установлено наличие металлического ограждения по периметру полигона, выполненное из металлических конструкций. По верху ограждения установлен противоперелазный барьер «Егоза», высота ограждения 2,2 м, оно выполнено в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21, СП 320.1325800.2017 «Полигоны для твердых коммунальных отходов», Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, СП 2.1.7.1038-01, а также проектной документацией «Полигон по переработке и утилизации ТБО на территории сельского поселения <адрес> (территория бывшего ТОО «<адрес>».

Также на момент экспертного осмотра на полигоне имелись и функционировали стационарный и портативный переносной приборы радиометрического контроля, расположенные в контрольно-пропускном пункте на въезде на территорию полигона. Ручной радиометрический прибор прошел поверку и имеет сертификат калибровки. Проверка ввозимых отходов на территорию полигона происходит как в дистанционном режиме стационарным прибором радиометрического контроля, так и в ручном режиме при помощи портативного переносного устройства радиометрического контроля.

На полигоне имеется лоток для мойки колес автотранспортных средств, выполненный в соответствии с требованиями и техническими параметрами, установленными проектной и нормативно-технической документацией, длиной 11,7м, глубиной 0,3 м, шириной 3,5 м и дезинфицирующая ванна длиной 13,5 м, шириной 4,2 м, глубиной 0,3 м, расположенные при выезде с карт котлована полигона.

При этом, как отметил эксперт, требования нормативно-технической и проектной документации не регламентируют технические параметры оборудования для осуществления мойки колес автотранспорта на полигоне.

Мойка колес автотранспортных средств осуществляется ручным компрессорным оборудованием. Отвод воды от мойки колес и из дезинфицирующей ванны осуществляется в устроенный колодец с последующим ассенизированием автомашиной для орошения отходов.

В соответствии с требованиями СП 320.1325800.2017 "Полигоны для твердых коммунальных отходов. Проектирование, эксплуатация и рекультивация", при температуре воздуха выше 30 градусов участки хранения и захоронения отходов необходимо поливать водой (п.8.4).

Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов твердых бытовых отходов, утв. Министерством строительства Российской Федерации 2 ноября 1996 г.) также предусмотрено использование бессточной системы, при которой стоки отстаиваются в грязеотстойниках и подаются для испарения на поверхность рабочих карт полигона (п.1.21). В период сухой жаркой погоды полигоны должны быть обеспечены средствами для увлажнения ТБО (п.2.16).

В соответствии с проектной документацией на полигон (раздел 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды») техническая вода для смачивания ТБО в процессе их уплотнения и для орошения поверхности полигона в летнее время перекачивается из системы дренажа на рабочие карты. Орошение полигона предусматривается из перфорированных труб при применении перекачивающего насоса.

В результате осмотра исследуемого полигона экспертом установлено наличие системы орошения карт с захораниваемыми отходами, состоящую из фильтрационных колодцев-накопителей фильтрата, насосного оборудования, перекачивающего фильтрованную воду из водосборных накопительных фильтрационных колодцев, и расположенных по территории эксплуатируемой карты полигона шлангов, подающих фильтрат на площади карт полигона. Дополнительно локальный полив захораниваемых отходов осуществляется поливомоечной ассенизаторской машиной.

При этом требования нормативно-технической и проектной документации не регламентируют технические параметры насосного оборудования и перфорированных труб (шлангов) для увлажнения отходов на полигоне ТБО.

На полигоне имеется водоотводная канава, устроенная по его периметру. Глубина канавы 0.5 м, ширина основания 1 м, ширина верха канавы 2.5 м. Ее назначение в отводе стоков в обход котлованов полигона. Она очищена от мусора, находится в работоспособном состоянии.

Помимо водоотводной канавы нормативными актами и проектом предусмотрено наличие водоотводного лотка для отвода стоков с территории верха полигона. Он имеется, его параметры: 0.5 м - глубина и ширина основания, 2 м – ширина верха. Под дорожным полотном – въездом на карту полигона водоотводный лоток соединяет водопропускная труба, направляющая скапливающуюся воду в фильтрационные колодцы-накопители. Поскольку на момент осмотра имела место протечка воды, эксперт сделал вывод о работоспособном состоянии водопропускной трубы. Визуально ее оголовки не обнаружены, места выхода оголовков заилились, необходимо провести очистку оголовков трубы в обеих сторонах въезда. Кроме того, водоотводный лоток необходимо планово очистить от попадающих в него отходов.

Поскольку вследствие атмосферных осадков и влажности отходов в их толще образуется жидкая фаза – фильтрат, его сбор должен осуществляться в отдельные устройства с последующей очисткой и удалением в систему канализации или сбросом в водные объекты при соблюдении гигиенических нормативов.

Проектом строительства полигона ТБО в <адрес> (раздел 1, глава 5 и раздел 5 глава 7) предусмотрено наличие дренажной системы, включающей в себя пластовый дренаж из щебня в основании котлована и дренажные трубы, подключаемые к дренажным колодцам. На территории используется бессточная система. В процессе эксплуатации поверхностные воды в смеси с фильтратом, поступившие в дренажный колодец (по мере заполнения) доставляются ассмашиной на рабочие карты для увлажнения ТБО перед уплотнением и для орошения на испарение.

Фактически дренажная система выполнена по днищу котлована, в связи с чем это скрытые работы, которые освидетельствуются соответствующими актами и исполнительными схемами, подписанными застройщиком и заказчиком при сдаче-приемке выполненных работ.

Поскольку установлен факт дренирования фильтрационных вод через слой ТБО и накопление фильтрата в фильтрационных накопительных колодцах, эксперт пришел к выводу о наличии дренажной системы в работоспособном состоянии. Фильтрат по трубам поступает в дренажные колодцы, из которых происходит орошение карт полигона с захораниваемыми отходами.

При разработке новой карты для захоронения ТБО в настоящее время на полигоне проводятся работы по устройству дренажной системы.

Таким образом, эксперт пришел к выводу о том, что исследуемый полигон ТБО является объектом захоронения отходов жизнедеятельности человека и представляет собой специально подготовленное земляное сооружение- котлован (выработку, выемку) в поверхности земли, наполняемую отходами, впоследствии засыпаемую и подлежащую рекультивации. Эксплуатационные процессы, протекающие на полигоне ТБО, а также выполненные на нем технологические, инженерные решения соответствуют требованиям СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", СП 320.1325800.2017 "Полигоны для твердых коммунальных отходов. Проектирование, эксплуатация и рекультивация", Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов твердых бытовых отходов, утв. Министерством строительства Российской Федерации 2 ноября 1996 г., СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" (документ действовал на момент строительства полигона до 01.02.2021 г.), а также требованиям проектной документации на полигон.

Выводы эксперта подробны, аргументированы, снабжены фотографиями, содержат ссылки на нормативно-правовые акты и имеющийся в деле проект на Полигон ТБО в <адрес>. Натурный осмотр полигона с выходом эксперта на место имел место 21.08.2024 г., т.е. через год после проверки 03.08.2023 г., в присутствии представителей ООО «Риэлтико», помощников прокурора и представителя ООО «Чистый мир».

В судебном заседании заключение эксперта сторонами не оспаривалось, в связи с чем у суда нет оснований подвергать сомнению его выводы.

Как пояснил суду представитель ответчика Родионов А.М., в октябре 2024 г. от мусора очищен водоотводный лоток. В подтверждение указанному обстоятельству представлен фотоматериал, на котором местность идентична представленной на фотографиях в составе заключения эксперта.

Относительно требования прокурора Елецкого района обязать ответчика ООО «Риэлтико» установить оборудование, заявленное в рамках предлицензионного контроля – сортировочный комплекс Урал-Сот7, суд учитывает, что по смыслу Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности... отсутствие у юридического лица - лицензиата необходимого для выполнения заявленных работ оборудования, принадлежащего ему на праве собственности или ином законном основании считается нарушением лицензионных требований.

Из материалов дела следует, что заявленный при получении ООО «Риэлтико» лицензии сортировочный комплекс Урал-Сот7 по состоянию на 03.08.2024 г. отсутствовал на полигоне ТБО в <адрес>.

Вместе с тем, из объяснений представителей ответчика следует, что для осуществления деятельности обществу в настоящий момент не требуется сортировочный комплекс, поскольку на полигон не поступают отходы от жилого сектора. При этом ООО «Риэлтико» располагает линией дробилки.

Само по себе возвращение на место сортировочного комплекса Урал-Сот7 ничьих гражданских прав защитить не может. Оценка соблюдения лицензиатом лицензионных требований осуществляется лицензирующим органом в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора) в соответствии с Положением о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1096 "О федеральном государственном экологическом контроле". Нарушение юридическим лицом лицензионных требований может повлечь привлечение его к административной ответственности.

Поэтому оснований для возложения на ООО «Риэлтико» обязанности установить на полигоне сортировочный комплекс Урал-Сот7, суд не усматривает.

Как указано выше, Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» предусмотрено нормирование в области обращения с отходами.

Ответчик ООО «Риэлтико» осуществляет деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, в отсутствие проекта нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение.

Согласно ч.3 ст. 18 Закона об отходах производства и потребления для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.

Также ООО «Риэлтико», эксплуатирующее объект 1 категории негативного воздействия (полигон для размещения ТБО), имеющее 10 стационарных источников, производящих выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешения на выброс не имеет.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений допускается выдача разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ. Разрешениями устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ.

Коль скоро ответчиком не обеспечивается соблюдение требований, предъявляемых законом к охране окружающей среды, он должен быть понужден к исполнению обязанности в натуре – разработать и утвердить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на полигоне, а также получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

От исполнения этой обязанности его не освобождает внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду с повышающим коэффициентом, а также наличие с 06.10.2021 г. договорных отношений с ООО «Регионпроект» на разработку и согласование проекта НДВ. До настоящего времени нормативы допустимых выбросов не согласованы, разрешение на выброс либо комплексное экологическое разрешение не получены.

Кроме того, ответчик не вправе размещать на территории полигона те отходы, которые были зафиксированы уполномоченными должностными лицами Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора в ходе осмотра 03.08.2024 г. - отходы изделий технического назначения из полипропилена незагрязненные (они не предусмотренных имеющейся у общества лицензией, то есть находятся на полигоне без специального разрешения), а также захоранивать отходы, прямо запрещенные к захоронению распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р – лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные, отходы упаковочного картона незагрязненные и покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные.

Эти отходы представлены в фототаблице, приложенной к информационному письму по результатам проверки (л.д.57,59,60 том 2).

Доводы представителей ответчика относительно неуказания места размещения перечисленных выше отходов, возможного их нахождения на временной площадке и пр., судом во внимание не принимаются.

Из пояснений заместителя руководителя и главного специалиста Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора следует, что они лично ходили по телу полигона и наблюдали эти отходы.

Доказательств устранения этого нарушения ответчик суду не представил.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Риэлтико» (ОГРН 1196820002818)

- ликвидировать размещение на территории полигона по переработке и захоронению твердых бытовых отходов, расположенном по адресу <адрес> (территория бывшего ТОО «<адрес>») отходов, не предусмотренных лицензией, а именно, отходов изделий технического назначения из полипропилена незагрязненных, а также отходов, запрещенных к захоронению – лома и отходов, содержащих незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированных, отходов упаковочного картона незагрязненных, покрышек пневматических шин с металлическим кордом отработанных;

- разработать и утвердить проект нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещения на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду – полигоне по переработке и захоронению ТБО;

- получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на полигоне по переработке и захоронению ТБО.

В удовлетворении остальных требований прокурора Елецкого района к ООО «Риэлтико» - о признании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ недействительным; об установлении на полигоне по переработке и захоронению ТБО временной обваловки, ограждения по периметру, сортировочного комплекса УРАЛ-СОТ7; об оборудовании на полигоне устройства мойки колес автотранспорта, водоотводных канав для отвода поверхностных вод с прилегающей территории по всему периметру; об обеспечении исправного функционирования пункта радиометрического контроля, увлажнения отходов и надлежащей эксплуатации дренажной системы; о получении заключения уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти на объект – полигон по переработке и захоронению ТБО; о получении надлежащего разрешения на ввод в эксплуатацию готового объекта капитального строительства «Полигон по переработке и захоронению твердых бытовых отходов» на территории сельского поселения <адрес> (территория бывшего ТОО «<адрес>»)1 этап. Полигон ТБО», о приостановлении деятельности ООО «Риэлтико» о т к а з а т ь.

Отказать прокурору Елецкого района в удовлетворении иска к администрации Елецкого муниципального района Липецкой области о признании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 14.06.2019 г. недействительным.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья:

Мотивированное решение изготовлено 15.11.2024 г.

Судья:

2-63/2024 (2-702/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
прокурор Елецкого района
Ответчики
ООО "Риэлтико"
Администрация Елецкого муниципального района Липецкой области
Другие
Деревенских Алексей Иванович
ООО "Чистый Мир"
Кваша Павел Геннадьевич
Родионов Александр Валерьевич
Терезанова Ангелина Сергеевна
Макаров Сергей Сергеевич
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Центральное-Черноземное межрегиональное управление Росприроднадзора)
Негробов Александр Васильевич
Мамонтова Анастасия Сергеевна
Суд
Елецкий районный суд Липецкой области
Судья
Рыжкова О.В.
Дело на странице суда
eletsraisud.lpk.sudrf.ru
01.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.12.2023Передача материалов судье
07.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.01.2024Судебное заседание
22.01.2024Судебное заседание
02.02.2024Подготовка дела (собеседование)
02.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.02.2024Судебное заседание
14.02.2024Судебное заседание
28.02.2024Судебное заседание
15.03.2024Судебное заседание
15.03.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
27.03.2024Судебное заседание
03.04.2024Судебное заседание
10.04.2024Судебное заседание
03.05.2024Судебное заседание
16.10.2024Производство по делу возобновлено
01.11.2024Судебное заседание
15.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее