2-948/2022
УИД №23RS0003-01-2022-000838-51
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 марта 2022 года Анапский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Михина Б.А.
при секретаре Тарасовой А.С.
с участием представителя истца Джангиряна Ю.А. - Медянник О.Ю., представителя ответчиков - Федченко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Джангиряна Ю. А. к управлению имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка,
установил:
Джангирян Ю. А. обратился в суд с иском к управлению имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № площадью 500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в районе кафе «Гулливер».
Судом в качестве соответчика по делу привлечена администрация муниципального образования город-курорт Анапа.
В обоснование требований указано, что истец является собственником двух объектов капитального строительства, расположенных на земельном участке по адресу: <адрес>, в районе кафе «Гулливер»: сооружения, назначение: иное сооружение (мощение), кадастровый №, общей площадью 500 кв.м., и здания, назначение: нежилое здание, кадастровый №, общей площадью 9 кв.м.
02.11.2021г. истец обратился в администрацию МО г.-к. Анапа с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка КН № под своими объектами недвижимого имущества в порядке ст. 39.20 ЗК РФ, но получил отказ.
Считает, что подобный отказ нарушает гарантированное ст. 36 Конституции РФ и ст. 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельного участка в собственность собственнику здания, расположенного на таком земельном участке. По указанным основаниям просит требования удовлетворить, признать отказ управления имущественных отношений администрации МО г.-к. Анапа от 17.11.2021г. по заявлению Джангиряна Ю. А. о предоставлении в собственность земельного участка, незаконным и обязать администрацию МО г.-к. Анапа принять решение о предоставлении Джангиряну Ю. А. в собственность земельного участка с кадастровым номером № площадью 500 кв.м. по адресу: <адрес>, в районе кафе «Гулливер»
В судебном заседании представитель Джангиряна Ю.А. требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель управления имущественных отношений и администрации муниципального образования город-курорт Анапа иск не признала, ссылаясь на то, что испрашиваемый участок расположен в 2-ой зоне санитарной (горно-санитарной) охраны курорта, на основании ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничен в обороте. По указанным основаниям просит в иске отказать.
Проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 23:37:0107002:3248 площадью 500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в районе кафе «Гулливер» принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город-курорт Анапа, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись №.23-23-26/2001/2012-971 от 01.06.2012.
Данный участок был предоставлен в аренду Джангирян Ю.А. сроком до 18 июля 2061 года на основании договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды от 20 декабря 2017г., о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись №.№.
Джангирян Ю.А. приобрел в собственность объекты недвижимого имущества: сооружение, назначение: иное сооружение (мощение), кадастровый №, общей площадью 500 кв.м., и здание,назначение: нежилое здание, кадастровый №, общей площадью 9 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, в районе кафе «Гулливер».
Вступившим в законную силу решением Анапского городского суда от 22ноября 2018г. по делу № 2-3173/2018 суд отказал в удовлетворении иска администрации муниципального образования город-курорт Анапа к Белобровой В. А., Джангиряну Ю. А. о признании отсутствующим право собственности на объекты: сооружение, назначение: иное сооружение (мощение), кадастровый №, общей площадью 500 кв.м., и здание, назначение: нежилое здание, кадастровый №, общей площадью 9 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, в районе кафе «Гулливер» и удовлетворил встречный иск Джангиряна Ю. А. к администрации муниципального образования г-к. Анапа о признании добросовестным приобретателем объектов недвижимого имущества, призналДжангиряна Ю. А. добросовестным приобретателем объектов недвижимого имущества: сооружение, назначение: иное сооружение (мощение), кадастровый №, общей площадью 500 кв.м., и здание, назначение: нежилое здание, кадастровый №, общей площадью 9 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, в районе кафе «Гулливер».
В силу ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Приведенные доказательств в своей совокупности, свидетельствуют о том, что спорные строения не могут быть отнесены к самовольной постройке.
В соответствии со ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, собственники объектов недвижимого имущества имеют исключительное право на приобретение права собственности на земельный участок, на котором они расположены.
Договор аренды № 3700004690 земельного участка несельскохозяйственного назначения КН № площадью 500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в районе кафе «Гулливер» был заключен 20.07.2012г.
Данный участок был предоставлен в аренду истцу сроком до 18 июля 2061 года на основании договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды от 20 декабря 2017г., о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись №.№
02.11.2021г. истец обратился в администрацию МО г.-к. Анапа с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка КН № под своими объектами недвижимого имущества в порядке ст. 39.20 ЗК РФ и приложил все необходимые документы.
17.11.2021г. получил отказ, мотивированный отсутствием правовых оснований для предоставления участка в собственность из-за расположения участка во 2-ой зоне санитарной (горно-санитарной) охраны курорта.
Статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации определен закрытый перечень земельных участков, изъятых из оборота и ограниченных в обороте. Земельные участки, находящиеся в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий, в указанный перечень не включены.
Согласно статье 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий которые на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима (пункты 1, 4).
Из изложенного следует, что действующее законодательство не содержит запрета на предоставление гражданам в собственность земельных участков, расположенных в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий. Такие земельные участки не изъяты из оборота и не ограничены в обороте, их использование допускается с соблюдением определенных ограничений, направленных на предотвращение негативного воздействия на природные комплексы.
Данная правовая позиция подтверждается Определением Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ от 28.05.2015 N 58-КГ15-2.
В соответствии со ст. 39.20 ЗК РФ, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с ч. 12 ст. 9 ГрК РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон (зоне санитарной (горно-санитарной) охраны курорта) не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
Таким образом, нахождение спорного земельного участка в функциональной зоне санаторно-курортных учреждений не свидетельствует об ограниченности его в обороте и не меняет его правового статуса.
Земельным кодексом РФ (п.1 ст.7) установлено, что земли в РФ по целевому назначению подразделяются на категории и «земли особо охраняемых территорий и объектов» являются такой категорией (подп.4 п.1 ст.7). И согласно ст.8 ЗК РФ категории земель указываются в актах федеральных органов исполнительной власти (п.2 подп.3).
По сведениям Государственного кадастра недвижимости, испрашиваемый земельный участок относится к категории земель – земли населенных пунктов.
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 406 земли курортов исключены из состава особо охраняемых территорий. Исключение из сферы применения данного закона, предусмотренное пунктом 3 ст. 10, не применяется к спорному земельному участку, поскольку границы города-курорта Анапа не были определены в установленном законом порядке на момент принятия закона от 28.12.2013 № 406. Информация указанная в оспариваемом отказе по вопросу границ города –курорта Анапа и границ II зоны горно-санитарной охраны отсылает только к Постановлению Совета Министров РСФСР № 45 от 30 января 1985 года.
Постановление СМ РСФСР № 45 от 30.01.1985 г. принято не уполномоченным органом в отношении курорта общесоюзного значения (согласно Постановлению Совета Министров ССССР № 723 от 28.08.1970.), и не содержит координат характерных точек границ города курорта Анапа и округов горно-санитарной охраны, в т.ч. III зоны (имеется только словесное описание условных ориентиров), следовательно, данный акт не является допустимым доказательством того, что границы федерального курорта Анапа были установлены надлежащим образом на 28.12.2013г.
Данные обстоятельства подтверждаются также следующими документами:
Постановлением Совета Министров СССР № 723 от 28.08.1970г.;
указом Президента Российской Федерации о природных ресурсах побережья Черного и Азовского морей № 1470 от 06.07.1994., в подпункте «г» п.2 которого указано: «утвердить в первоочередном порядке границы участков особо охраняемых природных территорий, передача которых в частную собственность не допускается, а изменения установленного режима их использования производится с разрешения органа, утвердившего правовой статус этих территорий».
Таким образом, отказ от 17.11.2021г. не содержит доказательств нахождения спорного земельного участка в границах особо охраняемой природной территории.
Решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 03.03.2022г. № 293 «О внесении изменений в решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 25.07.2019 N 491 "Об установлении Порядка определения цены земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Анапа, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов" был исключен п. 1.3 содержащий запрет на выкуп земельных участков, расположенных в первой, во второй, в третьей зоне округа санитарной (горно-санитарной) охраны.
В соответствии со ст. 39.20 ЗК РФ, собственник объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, обладает исключительным правом на приобретение данного участка в собственность за плату.
В соответствии с п. 2.6.1. административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, в собственность, аренду" администрацией муниципального образования город-курорт Анапа", утвержденного Постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 30.09.2019 N 2665, для получения муниципальной услуги заявителем предоставляются следующие документы:
1) заявление,
2) документ, удостоверяющий личность заявителя, являющегося физическим лицом либо личность представителя заявителя;
3) документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, обращается представитель заявителя;
4) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка, на котором расположены здания, сооружения.
Перечень оснований для отказа заявителю в предоставлении муниципальной услуги установлен п. 2.8.1 указанного регламента и расширительному толкованию не подлежит.
Согласно п. 3.5.5 регламента в случае соответствия представленных документов требованиям, указанным в пункте 2.6.1 административного регламента, и отсутствия оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, указанных в пункте 2.8.1 административного регламента, ответственный исполнитель осуществляет подготовку проекта постановления администрации муниципального образования город-курорт Анапа о предоставлении в собственность (аренду) земельного участка (далее - проект постановления) и передает его на согласование должностным лицам администрации муниципального образования город-курорт Анапа.
После издания постановления администрации муниципального образования город-курорт Анапа ответственный исполнитель:
передает копию постановления администрации муниципального образования город-курорт Анапа о предоставлении в аренду земельного участка с полным пакетом документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, в отдел аренды земли управления для подготовки проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах;
подготавливает проект договора купли-продажи земельного участка в трех экземплярах на основании постановления администрации муниципального образования город-курорт Анапа о предоставлении в собственность земельного участка.
Согласно п. 4 ст. 445 ГК РФ, если сторона, для которой заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
удовлетворить иск Джангиряна Ю. А. к управлению имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа, администрации муниципального образования город- курорт Анапа о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка.
Признать отказ управления имущественных отношений администрации муниципального образованиягород-курорт Анапа от 17.11.2021г. по заявлению Джангиряна Ю. А. о предоставлении в собственность земельного участка, незаконным.
Обязать администрациюмуниципального образования город-курорт Анапа принять решение о предоставлении Джангиряну Ю. А. в собственность земельного участка с кадастровым номером № площадью 500 кв.м. по адресу: <адрес>, в районе кафе «Гулливер» и в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу подготовить проект договора купли-продажи и направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение месяца через Анапский городской суд, со дня составления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 21марта 2022 года.
Председательствующий: