Судья Берникова Е.Г. Дело № 33-7040/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ивановой Е.А.,
судей Ауловой Т.С., Ошманкевича Р.А.,
при секретаре Старцевой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании 17 декабря 2015 года дело по апелляционной жалобе администрации МОГО «Ухта» на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 02 октября 2015 года, по которому
Требования Калякина И.С. удовлетворены.
Признан отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта», выраженный в ответе Калякину И.С. от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, в принятии Калякина И.С. на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, по категории «молодая семья» незаконным.
Обязана администрация МОГО «Ухта» принять Калякина И.С. с членами семьи Калякиной К.А., Калякиным М.И. на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, по категории «молодая семья», с <Дата обезличена> по вступлении решения суда в законную силу, о чем сообщить суду и Калякину И.С. в ... срок.
Заслушав доклад судьи Ауловой Т.С., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Калякин И.С. обратился в суд с исковым заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» о признании решения Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» об отказе в принятии на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории молодая семья незаконным, обязании поставить на учет для получения социальных выплат на строительство или приобретение жилья как молодую семью.
В последующем истец требования уточнил, просил обязать ответчика администрацию МОГО «Ухта» принять на учет по категории «молодая семья» на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья истца и членов его семьи – супругу Калякину К.А., сына Калякина М.И, со <Дата обезличена>.
Определением Ухтинского городского суда РК от <Дата обезличена> к участию в деле в качестве ответчика привлечена администрация МОГО «Ухта».
Определением Ухтинского городского суда РК от <Дата обезличена> к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Калякина К.А.
В судебном заседании истец Калякин И.С. на удовлетворении заявленных требований настаивал.
Представители ответчиков КУМИ администрации МОГО «Ухта» по доверенностям Гайдучек Т.А., администрации МОГО «Ухта» Хомец А.В. возражали против удовлетворения заявленных требований.
Представитель администрации МО ГО «Ухта» с требованиями не согласилась.
Суд принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО ГО «Ухта» просит решение суда отменить в связи с допущенными судом нарушениями норм материального и процессуального права.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражения на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого решения суда.
В соответствии с ч. 2 ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года N 1050 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы. В ее состав включены подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" и Правила реализации подпрограммы, которые предусматривают обеспечение предоставления молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.
Одним из основных принципов реализации данной подпрограммы является признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с пунктами 4 и 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Решением Совета МОГО «Ухта» от <Дата обезличена> <Номер обезличен> утверждена учетная норма общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма администрацией МОГО «Ухта» - ... кв.м на каждого члена семьи.
В силу ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В случае, если не истек предусмотренный ст. 53 Жилищного кодекса РФ срок, допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пп. 3 п. 1 ст. 54 ЖК РФ).
Из содержания приведенных норм следует, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Порядок предоставления социальных выплат на строительство или приобретение жилья на территории Республики Коми урегулирован Законом Республики Коми "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" от 05.04.2005 № 30-РЗ.
В статье 1 Закона перечислены категории граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, в том числе указаны молодые семьи.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 2 Закона Республики Коми "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья признаются, в частности, граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (абзац 1); при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (абзац 2).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 13 ст.2 Закона Республики Коми "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" уполномоченный орган принимает решение об отказе в принятии граждан на учет в случае, если гражданином и лицами, указанными в качестве членов его семьи, ухудшены жилищные условия с намерением приобретения права состоять на учете на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.
Из материалов дела следует, что до <Дата обезличена> Калякин И.С. имел в собственности ... доли в праве на жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен> общей площадью ... кв.м., в которой проживало ... человека (свидетельство о государственной регистрации права <Номер обезличен> от <Дата обезличена>).
<Дата обезличена> истцом приобретена квартира по адресу: <Адрес обезличен>, общей площадью ... кв.м. (свидетельство о государственной регистрации права <Номер обезличен> от <Дата обезличена>). <Дата обезличена> истец был снят с регистрационного учета в жилом помещении по адресу: <Адрес обезличен>, и зарегистрирован по адресу: <Адрес обезличен> (общая площадь ... кв.м. на ... человек). С <Дата обезличена> в указанном жилом помещении зарегистрирован Калякин М.И., ... года рождения.
<Дата обезличена> Калякин И.С. обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» с запросом о принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий по категории «молодая семья».
Уведомлением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» от <Дата обезличена> Калякину И.С. отказано в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, по категории «молодая семья». Отказ мотивирован намеренным ухудшением истцом своих жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете на получение указанной социальной выплаты (пп. 4 п. 13. ст. 2 Закона Республики Коми № З0-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья»).
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности действий ответчика, отказавшего заявителю в постановке его семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий со стороны семьи Калякиных не усматривается. Право принятия на учет семьи истца возникло только после рождения сына Калякина М.И., ... года рождения.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует приведенному выше законодательству и установленным по делу обстоятельствам.
В апелляционной жалобе не содержится ссылок на обстоятельства, опровергающие правильные выводы суда первой инстанции. Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 20 октября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации МОГО «Ухта» - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: