КОПИЯ

Дело № 3а-203/2021

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород                      14 апреля 2021 года

Нижегородский областной суд в составе

председательствующего судьи Буруновой С.В.,

при секретаре судебного заседания – Шкариной Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости (нежилого здания кадастровый [номер], нежилого здания кадастровый [номер]) в размере их рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л :

административный истец ФИО1 (с учетом изменения требований в порядке ст. 46 КАС РФ) обратился в Нижегородский областной суд административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости:

- нежилого здания, назначение: нежилое, площадью 66,1 кв.м., кадастровый [номер], адрес объекта: ФИО2 [адрес], по состоянию на 05 июня 2011 года, в размере его рыночной стоимости 1 135000 рублей;

- нежилого здания, назначение: нежилое, площадью 66,1 кв.м., кадастровый [номер], адрес объекта: ФИО2 [адрес], по состоянию на 16 июля 2014 года, в размере его рыночной стоимости 1086000 рублей.

В обоснование заявленных требований заявитель указал следующее: является собственником объектов недвижимости: - нежилого здания, назначение: нежилое, площадью 66,1 кв.м., кадастровый [номер], адрес объекта: ФИО2 [адрес], по состоянию на 05 июня 2011 года, в размере его рыночной стоимости 1 109 000 рублей; - нежилого здания, назначение: нежилое, площадью 66,1 кв.м., кадастровый [номер], адрес объекта: ФИО2 [адрес], по состоянию на 16 июля 2014 года, в размере его рыночной стоимости 1 086 000 рублей.

Согласно сведениям из государственного кадастра недвижимости, кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером [номер] составляет 3683817,69 руб. (утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 07.06.2012 года № 331 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области» по состоянию на 05.06.2011 г.), кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером [номер] составляет 1861510,18 руб. (определена на основании постановления Правительства Нижегородской области от 07.06.2012 года № 331 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области» по состоянию на 16.07.2014 г.).

С данной кадастровой стоимостью административный истец не согласен; она затрагивает его законные права и интересы, т.к. административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц. Согласно отчету об оценке № 62/12-ОКС/2020 от 29.12.2020 г. (с учетом дополнений к отчету) рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером [номер] по состоянию на 05.06.2011 года составляет 1135000 рублей; согласно отчету об оценке № 61/12-ОКС/2020 от 29.12.2020 г. рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером [номер] по состоянию на 16.07.2014 года составляет 1086000 рублей.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения административного дела.

Административным ответчиком Правительством Нижегородской области представлен письменный отзыв и дополнительный письменный отзыв на административное исковое заявление.

Заинтересованным лицом, администрацией г. Дзержинск Нижегородской области, представлен письменный отзыв на административное исковое заявление.

Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве и не может быть признано преградой для рассмотрения дела, суд, с учетом мнения представителя административного истца, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, обсудив доводы и требования административного искового заявления и отзывов на него, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Статьей 11 Гражданского кодекса РФ предусмотрена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса РФ, а также иными способами, предусмотренными в законе.

Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. Способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям правонарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.

В силу требований статьи 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 14 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона
от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), являющийся составной частью Единого государственного реестра недвижимости, вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации определен порядок исчисления налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, в соответствии с частью 1 которой налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

Как установлено статьей 1 Закона Нижегородской области от 5 ноября 2014 года № 140-З «О применении с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

В соответствии со статьей 24.11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В силу положений ст. 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Судом установлено, что административный истец ФИО1 является собственником объектов недвижимости:

- нежилого здания, площадью 66,1 кв.м., кадастровый [номер], адрес объекта: ФИО2 [адрес];

- нежилого здания, площадью 66,1 кв.м., кадастровый [номер], адрес объекта: ФИО2 [адрес].

Данное обстоятельство подтверждается представленными выписками из Единого государственного реестра недвижимости.

Следовательно, ФИО1, права и обязанности которого как собственника и плательщика налога на имущество физических лиц, затрагиваются результатами определения кадастровой стоимости, на основании которой определяется налоговая база по налогу на спорный объект недвижимости, является в силу положений статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» надлежащим административным истцом, имеющим право оспаривать результаты определения его кадастровой стоимости.

Согласно представленных ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Нижегородской области сведений:

объект капитального строительства с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: ФИО2 [адрес], внесен в реестр объектов недвижимости как ранее учтенный 05.07.2011 года; вошел в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Нижегородской области, сформированный по состоянию на 05.06.2011 г.; кадастровая стоимость данного объекта утверждена Приложением № 1 к Постановлению Правительства Нижегородской области от 07.06.2012 № 331 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области» в размере 3683817,69 руб.;

- объект капитального строительства с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: ФИО2 [адрес], внесен в реестр объектов недвижимости как ранее учтенный; кадастровая стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером [номер] определена в 2014 году в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 18.03.2011 г. № 113 «Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущих за собой изменение их кадастровой стоимости», на основании результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных Приложением 2 к Постановлению Правительства Нижегородской области от 07.06.2012 № 331 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области» в размере 1861510,18 руб.

Из указанного следует, что юридически значимой датой, на которую в рамках настоящего дела подлежит установлению кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером [номер], является 05.06.2011 г., объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] – 16.07.2014 г.

Таким образом, имеются основания для применения в рамках настоящего дела положений ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Согласно ч. 3 ст. 245 КАС РФ: «Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости».

Из разъяснений, данных в п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» следует, что: «Согласно абз. 1 статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (ч. 3 ст. 245 КАС РФ).

Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, причины его пропуска выясняются в судебном заседании, а выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, ч. 5 ст. 180 КАС РФ должны содержаться в решении суда».

Материалами дела установлено, что утвержденные постановлением Правительства Нижегородской области от 7 июня 2012 года № 331 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области» результаты государственной кадастровой оценки принадлежащих административному истцу объектов недвижимости по состоянию на 05.06.2011 г. и 16.07.2014 г. на момент его обращения 30 декабря 2020 года в Нижегородский областной суд с рассматриваемым административным исковым заявлением являлись действующими.

Пунктом 7 ст. 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» из ч. 1 ст. 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» слова «и не реже чем один раз в течение пяти лет» были исключены.

Исходя из приведенных норм права и обстоятельств административного дела, обоснование уважительности причин обращения ФИО1 в суд с административным иском за пределами пятилетнего срока со дня внесения сведений в государственный кадастр недвижимости не требуется, указанный срок подлежит восстановлению.

Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Согласно статье 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки. Отчет составляется в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером [номер], площадью 66,1 кв.м., расположенного по адресу: ФИО2 [адрес], административный истец ФИО1 представил в суд отчет об оценке от 29.12.2020 г. № 62/12-ОКС/2020, составленный оценщиком ООО «Коллегия независимых оценщиков и экспертов» ФИО4, а также дополнения к отчету (с учетом замечаний административного ответчика и заинтересованного лица).

Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером [номер], площадью 66,1 кв.м., расположенного по адресу: ФИО2 [адрес], административный истец ФИО1 представил в суд отчет об оценке от 29.12.2020 г. № 61/12-ОКС/2020, составленный оценщиком ООО «Коллегия независимых оценщиков и экспертов» ФИО4

Согласно отчету об оценке 29.12.2020 года № 62/12-ОКС/2020 с учетом дополнений к отчету рыночная стоимость объекта недвижимости – нежилого здания (торгового павильона), назначение: нежилое здание, с кадастровым номером [номер], площадью 66,1 кв.м., расположенного по адресу: ФИО2 [адрес], составляет 1 135 000 (один миллиона сто тридцать пять тысяч) рублей по состоянию на 05.06.2011 г.

Согласно отчету об оценке 29.12.2020 года № 61/12-ОКС/2020 рыночная стоимость объекта недвижимости – нежилого здания (торгового павильона), назначение: нежилое здание, с кадастровым номером [номер], площадью 66,1 кв.м., расположенного по адресу: ФИО2 [адрес], составляет 1 086 000 (один миллиона восемьдесят шесть тысяч) рублей по состоянию на 16.07.2014 г.

На основании части 1 статьи 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Согласно положениям статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (часть 1), никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2), суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (часть 3).

Исследовав представленные в суд отчеты об оценке от 29.12.2020 года № 61/12-ОКС/2020, № 62/12-ОКС/2020 с дополнениями к отчету, составленные оценщиком общества с ограниченной ответственностью ФИО4, суд приходит к следующему.

Суд принимает во внимание, что рыночная стоимость объекта оценки определялась оценщиком с учетом требований Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности», положений Федерального стандарта оценки № 1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года № 297; Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года № 298; Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года № 299; Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 года № 611.

Из раздела 1 (задание на оценку) отчетов усматривается, что целью и задачей оценки являлось определение рыночной стоимости нежилых зданий для пересмотра их кадастровой стоимости. Оценщиком обозначены допущения и ограничительные условия, использованные при оценке. Приведен перечень используемых при проведении оценки источников информации и использованной литературы.

Оценщиком дано подробное описание объектов оценки – здания с кадастровым номером [номер], здания с кадастровым номером [номер], в том числе их качественные и количественные характеристики, учитывающие местонахождение – [адрес]. Приведены сведения о конструктивных и функциональных параметрах объектов оценки. Оценщиком отмечено, что объекты находятся в хорошем физическом состоянии, полностью отремонтированные объекты со средними сроками эксплуатации.

Анализ рынка в соответствии с пунктом 11 ФСО № 7, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014г № 611, приведен за период, предшествующий дате оценки.

Установлен сегмент рынка, к которому может быть отнесен объект оценки – нежилое здание торгового назначения, относится к сегменту рынка торговой недвижимости.

В отчете содержится анализ фактических данных о ценах сделок и (или) предложений с объектами недвижимости из определенного сегмента рынка. Приведены цены предложений объектов коммерческой недвижимости (по объекту оценки с кадастровым номером [номер] - 8 объявлений о продаже; по объекту оценки с кадастровым номером [номер] – 4 объявления о продаже), цены арендных ставок на объекты коммерческой недвижимости.

Определены ценообразующие факторы для объектов коммерческой недвижимости, влияющие на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов недвижимости.

Согласно главе V «Анализ рынка» Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости» (ФСО N7), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 года №611, объем исследований определялся оценщиком исходя из принципа достаточности. Доказательств нарушения данного принципа при составлении отчета об оценке, повлекшего за собой неверные выводы относительно установления оценщиком рыночной стоимости спорного помещения, суду не представлено.

При определении рыночной стоимости объектов оценки применялись сравнительный и доходный подходы. Так как оба подхода являются рыночными, которые достаточно полно отражают стоимость объекта, каждому из подходов оценщиком был присвоен весомый коэффициент 50 %. Таким образом, рыночная стоимость объекта оценки с кадастровым номером [номер] составила 1 086 000 (один миллион восемьдесят шесть тысяч) рублей, рыночная стоимость объекта оценки с кадастровым номером [номер] составила 1 135 000 (один миллион сто тридцать пять тысяч) рублей.

Оценщиком проведено согласование полученных результатов при применении различных подходов к оценке, определен вес критериев согласования, определены весовые коэффициенты для согласования подходов оценки.

Таким образом, оценщиком приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости нежилого здания, содержащиеся сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных при расчете итоговой величины рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости, оценщиком проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки.

Суд находит, что в установленном процессуальным законом порядке указанные оценщиком сведения о рыночной стоимости нежилых зданий участвующими в деле лицами не опровергнуты. Сами отчеты, в которых определена величина рыночной стоимости нежилых зданий, являются допустимыми и надлежащими доказательствами, подтверждающими рыночную стоимость объектов оценки. Выводы оценщика аргументированы, подтверждены собранными материалами. Ходатайств о назначении экспертизы лицами, участвующими в деле, не заявлено, суд также не усматривает оснований для ее назначения.

Из материалов дела усматривается, что оценщик ФИО4 является лицом, обладающим специальными познаниями в области оценки недвижимого имущества, имеющим профессиональное образование в области оценки (диплом о профессиональной переподготовке по программе «Оценка стоимости недвижимости», «Оценка стоимости машин, оборудования и транспортных средств», выданный НГУ им. Н.И. Лобачевского, ПП [номер]). Оценщик ФИО4 является членом саморегулируемой организации оценщиков «Союз «Федерация Специалистов Оценщиков», свидетельство № 729. Стаж работы в оценочной деятельности – с 2013 года. Деятельность оценщика застрахована в САО «ВСК». Получен квалификационный аттестат в области оценочной деятельности от 16.07.2018 года № 013976-1, направление оценочной деятельности: «Оценка недвижимости».

Сведений о том, что оценщик ФИО4 является лицом, имеющим имущественный интерес в объектах оценки, а также сведений об иных обстоятельствах, перечисленных в статье 16 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ограничивающих возможность проведения оценки, в отношении оценщика ФИО4 у суда не имеется.

Доводы Правительства Нижегородской области, изложенные в отзыве, и администрации г. Дзержинска о допущенных значительных нарушениях федеральных стандартов оценки, обязательных к применению при осуществлении оценочной деятельности, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, опровергаются исследованными в судебном заседании отчетами об оценке оценщика ООО «Коллегия независимых оценщиков и экспертов» ФИО4 от 29.12.2020 г. № 61/12-ОКС/2020, от 29.12.2020 года № 62/12-ОКС/2020 и дополнениями к отчету.

При таких обстоятельствах оснований не доверять отчетам об оценке, составленным оценщиком ФИО4, у суда не имеется.

На основании части 1 статьи 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Доказательств, опровергающих достоверность определенной оценщиком итоговой величины рыночной стоимости спорного помещения, лицами, участвующими в деле, не заявлявшими ходатайств о проведении по делу судебной экспертизы в порядке статей 62, 63, 247 КАС РФ, не представлено и в материалах дела не имеется.

Согласно положений статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (часть 1), никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2), суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (часть 3).

Оценив представленные доказательства, суд полагает необходимым удовлетворить заявленные по настоящему делу требования административного истца.

Не могут повлечь отказ в удовлетворении требований административного истца доводы Правительства Нижегородской области, поскольку основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, при определении которой его кадастровая стоимость устанавливается равной этой стоимости.

В соответствии с абзацем пятым пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 года № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации») в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

При этом положения пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции указанного Федерального закона), устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года (часть 6 статьи 3 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).

В силу приведенных норм федерального законодательства сведения об установленной настоящим решением суда кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на имущество физических лиц начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являвшейся предметом оспаривания.

Суд также отмечает, что ФИО1 по настоящему административному делу оспаривает кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером [номер] установленную по состоянию на 05.06.2011 г., нежилого здания с кадастровым номером [номер] – 16.07.2014 г.

В соответствии с Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 05.03.2019 №326-11-43479/19 на территории Нижегородской области ГБУ «Кадастровая оценка» по Нижегородской области в 2020 г. проведена государственная кадастровая оценка объектов недвижимости - зданий, помещений, единых недвижимых комплексов, машино-мест, предприятий как имущественных комплексов. Объект капитального строительства с кадастровыми номерами [номер] и [номер] вошли в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Нижегородской области, сформированный по состоянию на 01.01.2020 г.

Кадастровая стоимость данных объектов утверждена Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12.10.2020 № 326-13-544129/20 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, помещений, единых недвижимых комплексов, машино-мест, предприятий как имущественных комплексов) на территории Нижегородской области по состоянию на 01 января 2020 года» и внесена в сведения Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) на основании Акта бюджетного учреждения, созданного субъектом Российской Федерации, об определении кадастровой стоимости в соответствии с положениями Закона 237-ФЗ, в размере 658 628,33 руб., 812 107,91 руб. соответственно.

В таком случае оспариваемая кадастровая стоимость данных объектов недвижимости, определенная по состоянию на 05.06.2011 г. и 16.07.2014 г., является архивной.

Пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» установлено, что в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения). Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Поскольку новая кадастровая стоимость нежилых зданий с кадастровыми номерами [номер] и [номер] применяется с 01 января 2021 года (пункт 4 приказа), то оспариваемая ФИО1 архивная кадастровая стоимость затрагивает права административного истца, связанные с налогообложением за прошедшие периоды, и у административного истца сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.

В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию. Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Таким образом, установленная настоящим решением кадастровая стоимость нежилых зданий с кадастровыми номерами [номер] и [номер], ставшая архивной, подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты начала применения кадастровой стоимости по 31 декабря 2020 года включительно.

Так как обращение ФИО1 в суд имело место 30.12.2020 г., то датой обращения с заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами [номер], [номер] в размере их рыночной стоимости считать 30.12.2020 г.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ [░░░░░], ░░░░░░░░ 66,1 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░2 [░░░░░], ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 109 000 (░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 05 ░░░░ 2011 ░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ [░░░░░], ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ [░░░░░], ░░░░░░░░ 66,1 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░2 [░░░░░], ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 1 086 000 (░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 16 ░░░░ 2014 ░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ [░░░░░], ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ [░░░░░], [░░░░░] ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 30.12.2020 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.: ░░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 26 ░░░░░░ 2021 ░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.: ░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

3а-203/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Филатов Дмитрий Александрович
Ответчики
Правительство Нижегородской области
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области
Ким Ксения Алексеевна
Администрация г.о. Дзержинск Нижегородской области
Суд
Нижегородский областной суд
Судья
Бурунова Светлана Валерьевна
Дело на сайте суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
13.01.2021Регистрация административного искового заявления
14.01.2021Передача материалов судье
14.01.2021Решение вопроса о принятии к производству
14.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.02.2021Судебное заседание
01.03.2021Судебное заседание
17.03.2021Судебное заседание
14.04.2021Судебное заседание
26.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.04.2021Дело оформлено
14.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее