Решение по делу № 2-1199/2024 от 26.02.2024

21RS0024-01-2024-000976-61

Дело № 2-1199/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 июля 2024 года город Чебоксары

Калининский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Мартьяновой А.В., при секретаре судебного заседания Семеновой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» к Когыревой Розе Васильевне о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» (далее ООО «САХ») обратилось в суд с иском к Когыревой Р.В. с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 39 ГПК РФ о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказанной за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по нежилым помещениям, расположенными по адресу: <адрес>, помещения <данные изъяты>, в размере 148038 руб.63 коп., судебных расходов по оплате государственной пошлины.

Уточненные исковые требования мотивированы тем, что с ДД.ММ.ГГГГ ООО «САХ» является региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (далее - ТКО) и осуществляет транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Удмуртской Республики. На официальном сайте ООО «САХ» и в газете «Известия Удмуртской Республики» (4876) от ДД.ММ.ГГГГ размещён текст типовой формы договора и предложение собственникам отходов заключить его. Пунктом 6 Договора Потребитель обязался оплачивать услуги Регионального оператора до 10 месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.Предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 год утвержден Приказом Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для общества с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» на 2019 год» в размере 5 719 руб.15 коп., в том числе НДС 20 %.Предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2020 год утвержден Приказом Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) в размере 5 713 руб. 56 коп. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов установлены Постановлением Правительства ДД.ММ.ГГГГ (в ред. Постановлений Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ ).Когырева Р.В., являясь собственником нежилых помещений расположенных по адресу: <адрес> помещения , не оплатила предоставленную ей услугу по обращению с ТКО, в связи с чем у нее образовалась задолженность перед истцом за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 148038 руб.63 коп. Выданный мировым судьей судебного участка № <адрес> ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ о взыскании данной задолженности был отменен ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступившими от должника возражениями.

Представитель истца ООО «САХ», извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, представлено заявление о рассмотрении дела без его участия.

Ответчик Когырева Р.В., будучи извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась, явку своего представителя Журавлева С.А. не обеспечила, ранее были представлены письменные возражения относительно предъявленных к ней ОО «САХ» исковых требований, в которых просила отказать в их удовлетворении, поскольку не является предпринимателем, учредителем и не ведет хозяйственную деятельность, в городе Ижевск давно не была, поэтому никоим образом не могла производить там ТКО, в том числе на принадлежащей ей и указанной в иске недвижимости, где никакая деятельность не проводится. Вышеуказанную недвижимость она в аренду либо в пользование не сдавала, деятельность в помещениях не ведется. Она длительное время болеет онкологическим заболеванием, выезд из <адрес> ограничен в связи с состоянием здоровья и медицинскими манипуляциями. Ссылаясь на пункт 15 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что если собственник ТКО докажет, что региональный оператор фактически вывоз отходов не осуществлял, в иске последнего о взыскании платы за оказание услуг должно быть отказано, истец указала, что физически не могла производить ТКО в Ижевске и соответственно ООО «САХ» вывоз отходов фактически не осуществляло. Размещение истцом в СМИ или Интернете договора по оказанию услуг по обращению с ТКО является публичной офертой, а акцептом — производство ею ТКО, но поскольку она в указанный период в <адрес> ТКО не производила, в указанном регионе и городе не была, хозяйственной и какой-либо другой деятельностью не занималась, договор не акцептован, т.е. не заключен. Отвергает и ссылку истца на ст. 153 ЖК РФ, предусматривающую обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, поскольку в названной норме речь идет о жилых помещениях Рассматриваемые помещения жилыми не являются. По данным основаниям ответчик полагает заявленные ООО «САХ» требования необоснованными и подлежащими отказу в их удовлетворении.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, Управление Росреестра по Чувашской Республике, Филиал публично-правовой компании «Роскадастр» по Чувашской Республике-Чувашии, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
явку представителей в суд не обеспечили, письменные пояснения не представили. Управлением Росреестра по Чувашской Республике представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя со ссылкой на то, что данный спор не затрагивает сферы деятельности управления.

Судом решен вопрос о рассмотрении дела в отсутствии лиц, участвующих в деле.

Исследовав письменные доказательства, огласив показания ранее допрошенного свидетеля Журавлевой Т.В., суд приходит к следующему.

Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

На основании пункта 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заявлению заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Из положений части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе плату за коммунальные услуги. В свою очередь, как отражено в части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, обращение с ТКО является коммунальной услугой.

Согласно статье 1Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ) к ТКО относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Судом установлено, что с 1 января 2019 года ООО «САХ» является региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, осуществляя транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Удмуртской Республики.

ООО «САХ» в судебном порядке просит взыскать задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходам, оказанной за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по ряду нежилых помещений, принадлежащих Когыревой Р.В., расположенных в <адрес> Республики.

Согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.60-61) Когырева Р.В.

- в период с ДД.ММ.ГГГГ по 30.11.2021 являлась собственником нежилых помещений № общей площадью 138,3 кв.м., расположенных по адресу: ДД.ММ.ГГГГ

- с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время является собственником нежилых помещений в подвале этого же <адрес> по указанному адресу: №, общей площадью 482,6 кв.м.

Ответчик в своем отзыве указывает, что оснований для уплаты ею услуг по вывозу ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не имеется, поскольку данные помещения ею не используются, в аренду не сдаются, какая-либо деятельность, влекущая образование ТКО, не ведется, сама она проживает в другом регионе, из которого в силу имеющегося заболевания и необходимости лечения не выезжает длительное время.

Таким образом, правоотношения сторон сложились из фактического оказания возмездного оказания услуг по обращению с ТКО, подлежащими регулированию положениями гл. 39 ГК РФ (возмездное оказание услуг) и специальными нормами Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилам обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156).

Правом вывоза твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории Удмуртской Республики в силу закона обладает региональный оператор в лице ООО «САХ».

Региональный оператор в правоотношениях в рамках оказания услуг по обращению с ТКО является обязанной стороной.

Обеспечение возможности бесперебойной работы регионального оператора по обращению с ТКО и выполнение своих функций является публичным и охраняемым законом интересом, что свидетельствует о правомерности оказания истцом услуг по вывозу ТКО.

ПосколькуООО «САХ» осуществляет свою деятельность по обращению с ТКО как региональный оператор, оно оказывает услуги (и вправе требовать оплаты оказанных услуг) вне зависимости от наличия заключенного письменного договора с каждым собственником. При этом общество является единственным региональным оператором в регионе, что предполагает под собой фактическое оказание услуг расположенным в данном регионе предприятиям (ст. 24.6 Закона N 89-ФЗ), в том числе и ответчику.

Соответственно, ТКО ответчика, в отсутствие доказательств его транспортировки, хранения и последующей передачи для переработки, утилизации, иным лицам, в любом случае осуществляет ООО «САХ».

Согласно п. 1 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.

Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.

Пунктом 4 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ, установлено, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (п. 5 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ).

Порядок заключения договора предусмотрен Правилам N 1156.

Так, согласно п. 8(17) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) Правил N 1156.

Предложение о заключении договора размещено на официальном сайте регионального оператора (http://регоператорудмуртии.рф/) и в газете "Известия Удмуртской Республики" от 27.12.2018 N 151 (4876).

В силу п. 5 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ, п. 8(18) Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

Исходя из изложенного, поскольку в материалы дела не представлен заключенный между сторонами договор (подписанный в двустороннем порядке), суд исходит из того, что правоотношения между сторонами подлежат регулированию условиями типового договора.

В спорный период предельные тарифы на услуги регионального оператора по обращению с ТКО установлены приказами Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ ,от ДД.ММ.ГГГГ .

Исходя из положений гл. 39 ГК РФ основанием для оплаты услуг является их оказание.

По пояснениям истца, в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ им оказывались услуги по обращению с ТКО ответчику, составившие по расчету истца сумму в размере 148038 руб.63 коп. В подтверждение факта оказания услуг истцом представлены сведения из системы ГЛОНАСС/GPS.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Однако, доказательств фактического оказания услуг по вывозу ТКО с территории ответчика в спорный период времени истцом в материалы дела не представлено.

Допрошенная в судебном заседании свидетель Ж. показала, что ее мать Когырева Р.В., ответчик по делу, имеет в собственности нежилые помещения в <адрес>, нежилые помещения являются подвальными, были ею приобретены в ДД.ММ.ГГГГ году, тогда она и ездила в <адрес> чтобы оформить документы, после этого там не была. С 2020 года Когырева Р.В. проходит усиленное лечение по поводу выявленного у нее онкологического заболевания и никуда не выезжала из Чебоксар, в приобретенных нежилых помещениях ни ею, ни кем-либо предпринимательская деятельность не ведется, статуса индивидуального предпринимателя не имеют. Нежилые помещения Когырева Р.В.приобрела, предполагая их последующую перепродажу либо для занятия чем-либо.

Непосредственно ответчиком Когыревой Р.В. приводились аналогичные доводы о неосуществлении деятельности в принадлежащих ей нежилых помещениях, как и передача их в аренду (субаренду) и судом по ходатайству ответчикабыли запрошены сведения из налогового органа на предмет осуществления ответчиком предпринимательской деятельности передаче нежилых помещений в <адрес> в аренду, субаренду иным лицам.

Согласно ответу Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ Когырева Р.В. налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ с отражением доходов, полученных от сдачи в аренду (субаренду) нежилых помещений, не представлялись, в информационных ресурсах Управления Когырева Р.В. в качестве индивидуального предпринимателя, налогоплательщика налога на профессиональный доход не зарегистрирована.

В адрес суда поступила справка от ДД.ММ.ГГГГ, выданная генеральным директором НО «ЭКСНИ» <адрес>, о том, что Когырева Р.В., являясь собственником помещений с кадастровыми номерами площадью кв.м., площадью кв.м., площадью кв.м., производственную деятельность не ведет,НП «ЭКСНИ», являющейся организацией, обслуживающей нежилые помещения по адресу: <адрес>, подача воды и электроэнергии не осуществляется.

Ответчик в подтверждение приведенных доводов, что не осуществляет какую либо деятельность по использованию принадлежащих ей нежилых помещений ввиду наличия заболевания и проводимого лечении, представила справку из медицинского учреждения АУ ЧР «Республиканский клинический онкологический диспансер» Минздрава Чувашской Республики от 27 марта 2024 года, согласно которой ей проведены хирургические вмешательства и проводится показанное лечение.

Истцом документально подтвержденные доводы ответчика не опровергнуты.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 15 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023, если собственник ТКО докажет, что региональный оператор фактически вывоз отходов не осуществлял, в иске последнего о взыскании платы за оказание услуг должно быть отказано.

Указание в статье 24.6 Закона N 89-ФЗ о том, что региональный оператор обязан оказывать услуги по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, само по себе не исключает возможности представления потребителем доказательств неоказания или ненадлежащего оказания региональным оператором данных услуг (статья 56 ГПК РФ).

Суду представлено документальное подтверждение от ресурсоснабжающей организации о том, что в нежилых помещениях истца не осуществляется подача воды и электроэнергии, производственная деятельность не ведется.

Таким образом, при недоказанности истцом факта оказания услуг ответчику по вывозу ТКО в спорный период, кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ ответчиком перестал являться собственником нежилых помещений № общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенных по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, суд приходит к выводу о невозможности удовлетворения иска и взыскания заявленной истцом задолженности, поскольку предусмотренных законом оснований для такого взыскания по делу не установлено, в связи с чем в иске отказывает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

в удовлетворении исковых требований Общества с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» к Когыревой Розе Васильевне о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 148038 руб.63 коп., отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Калининский районный суд г.Чебоксары в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда. Мотивированное решение составлено 19.07.2024.

Судья А.В. Мартьянова

21RS0024-01-2024-000976-61

Дело № 2-1199/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 июля 2024 года город Чебоксары

Калининский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Мартьяновой А.В., при секретаре судебного заседания Семеновой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» к Когыревой Розе Васильевне о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» (далее ООО «САХ») обратилось в суд с иском к Когыревой Р.В. с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 39 ГПК РФ о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказанной за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по нежилым помещениям, расположенными по адресу: <адрес>, помещения <данные изъяты>, в размере 148038 руб.63 коп., судебных расходов по оплате государственной пошлины.

Уточненные исковые требования мотивированы тем, что с ДД.ММ.ГГГГ ООО «САХ» является региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (далее - ТКО) и осуществляет транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Удмуртской Республики. На официальном сайте ООО «САХ» и в газете «Известия Удмуртской Республики» (4876) от ДД.ММ.ГГГГ размещён текст типовой формы договора и предложение собственникам отходов заключить его. Пунктом 6 Договора Потребитель обязался оплачивать услуги Регионального оператора до 10 месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.Предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 год утвержден Приказом Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для общества с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» на 2019 год» в размере 5 719 руб.15 коп., в том числе НДС 20 %.Предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2020 год утвержден Приказом Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) в размере 5 713 руб. 56 коп. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов установлены Постановлением Правительства ДД.ММ.ГГГГ (в ред. Постановлений Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ ).Когырева Р.В., являясь собственником нежилых помещений расположенных по адресу: <адрес> помещения , не оплатила предоставленную ей услугу по обращению с ТКО, в связи с чем у нее образовалась задолженность перед истцом за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 148038 руб.63 коп. Выданный мировым судьей судебного участка № <адрес> ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ о взыскании данной задолженности был отменен ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступившими от должника возражениями.

Представитель истца ООО «САХ», извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, представлено заявление о рассмотрении дела без его участия.

Ответчик Когырева Р.В., будучи извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась, явку своего представителя Журавлева С.А. не обеспечила, ранее были представлены письменные возражения относительно предъявленных к ней ОО «САХ» исковых требований, в которых просила отказать в их удовлетворении, поскольку не является предпринимателем, учредителем и не ведет хозяйственную деятельность, в городе Ижевск давно не была, поэтому никоим образом не могла производить там ТКО, в том числе на принадлежащей ей и указанной в иске недвижимости, где никакая деятельность не проводится. Вышеуказанную недвижимость она в аренду либо в пользование не сдавала, деятельность в помещениях не ведется. Она длительное время болеет онкологическим заболеванием, выезд из <адрес> ограничен в связи с состоянием здоровья и медицинскими манипуляциями. Ссылаясь на пункт 15 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что если собственник ТКО докажет, что региональный оператор фактически вывоз отходов не осуществлял, в иске последнего о взыскании платы за оказание услуг должно быть отказано, истец указала, что физически не могла производить ТКО в Ижевске и соответственно ООО «САХ» вывоз отходов фактически не осуществляло. Размещение истцом в СМИ или Интернете договора по оказанию услуг по обращению с ТКО является публичной офертой, а акцептом — производство ею ТКО, но поскольку она в указанный период в <адрес> ТКО не производила, в указанном регионе и городе не была, хозяйственной и какой-либо другой деятельностью не занималась, договор не акцептован, т.е. не заключен. Отвергает и ссылку истца на ст. 153 ЖК РФ, предусматривающую обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, поскольку в названной норме речь идет о жилых помещениях Рассматриваемые помещения жилыми не являются. По данным основаниям ответчик полагает заявленные ООО «САХ» требования необоснованными и подлежащими отказу в их удовлетворении.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, Управление Росреестра по Чувашской Республике, Филиал публично-правовой компании «Роскадастр» по Чувашской Республике-Чувашии, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
явку представителей в суд не обеспечили, письменные пояснения не представили. Управлением Росреестра по Чувашской Республике представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя со ссылкой на то, что данный спор не затрагивает сферы деятельности управления.

Судом решен вопрос о рассмотрении дела в отсутствии лиц, участвующих в деле.

Исследовав письменные доказательства, огласив показания ранее допрошенного свидетеля Журавлевой Т.В., суд приходит к следующему.

Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

На основании пункта 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заявлению заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Из положений части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе плату за коммунальные услуги. В свою очередь, как отражено в части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, обращение с ТКО является коммунальной услугой.

Согласно статье 1Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ) к ТКО относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Судом установлено, что с 1 января 2019 года ООО «САХ» является региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, осуществляя транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Удмуртской Республики.

ООО «САХ» в судебном порядке просит взыскать задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходам, оказанной за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по ряду нежилых помещений, принадлежащих Когыревой Р.В., расположенных в <адрес> Республики.

Согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.60-61) Когырева Р.В.

- в период с ДД.ММ.ГГГГ по 30.11.2021 являлась собственником нежилых помещений № общей площадью 138,3 кв.м., расположенных по адресу: ДД.ММ.ГГГГ

- с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время является собственником нежилых помещений в подвале этого же <адрес> по указанному адресу: №, общей площадью 482,6 кв.м.

Ответчик в своем отзыве указывает, что оснований для уплаты ею услуг по вывозу ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не имеется, поскольку данные помещения ею не используются, в аренду не сдаются, какая-либо деятельность, влекущая образование ТКО, не ведется, сама она проживает в другом регионе, из которого в силу имеющегося заболевания и необходимости лечения не выезжает длительное время.

Таким образом, правоотношения сторон сложились из фактического оказания возмездного оказания услуг по обращению с ТКО, подлежащими регулированию положениями гл. 39 ГК РФ (возмездное оказание услуг) и специальными нормами Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилам обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156).

Правом вывоза твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории Удмуртской Республики в силу закона обладает региональный оператор в лице ООО «САХ».

Региональный оператор в правоотношениях в рамках оказания услуг по обращению с ТКО является обязанной стороной.

Обеспечение возможности бесперебойной работы регионального оператора по обращению с ТКО и выполнение своих функций является публичным и охраняемым законом интересом, что свидетельствует о правомерности оказания истцом услуг по вывозу ТКО.

ПосколькуООО «САХ» осуществляет свою деятельность по обращению с ТКО как региональный оператор, оно оказывает услуги (и вправе требовать оплаты оказанных услуг) вне зависимости от наличия заключенного письменного договора с каждым собственником. При этом общество является единственным региональным оператором в регионе, что предполагает под собой фактическое оказание услуг расположенным в данном регионе предприятиям (ст. 24.6 Закона N 89-ФЗ), в том числе и ответчику.

Соответственно, ТКО ответчика, в отсутствие доказательств его транспортировки, хранения и последующей передачи для переработки, утилизации, иным лицам, в любом случае осуществляет ООО «САХ».

Согласно п. 1 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.

Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.

Пунктом 4 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ, установлено, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (п. 5 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ).

Порядок заключения договора предусмотрен Правилам N 1156.

Так, согласно п. 8(17) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) Правил N 1156.

Предложение о заключении договора размещено на официальном сайте регионального оператора (http://регоператорудмуртии.рф/) и в газете "Известия Удмуртской Республики" от 27.12.2018 N 151 (4876).

В силу п. 5 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ, п. 8(18) Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

Исходя из изложенного, поскольку в материалы дела не представлен заключенный между сторонами договор (подписанный в двустороннем порядке), суд исходит из того, что правоотношения между сторонами подлежат регулированию условиями типового договора.

В спорный период предельные тарифы на услуги регионального оператора по обращению с ТКО установлены приказами Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ ,от ДД.ММ.ГГГГ .

Исходя из положений гл. 39 ГК РФ основанием для оплаты услуг является их оказание.

По пояснениям истца, в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ им оказывались услуги по обращению с ТКО ответчику, составившие по расчету истца сумму в размере 148038 руб.63 коп. В подтверждение факта оказания услуг истцом представлены сведения из системы ГЛОНАСС/GPS.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Однако, доказательств фактического оказания услуг по вывозу ТКО с территории ответчика в спорный период времени истцом в материалы дела не представлено.

Допрошенная в судебном заседании свидетель Ж. показала, что ее мать Когырева Р.В., ответчик по делу, имеет в собственности нежилые помещения в <адрес>, нежилые помещения являются подвальными, были ею приобретены в ДД.ММ.ГГГГ году, тогда она и ездила в <адрес> чтобы оформить документы, после этого там не была. С 2020 года Когырева Р.В. проходит усиленное лечение по поводу выявленного у нее онкологического заболевания и никуда не выезжала из Чебоксар, в приобретенных нежилых помещениях ни ею, ни кем-либо предпринимательская деятельность не ведется, статуса индивидуального предпринимателя не имеют. Нежилые помещения Когырева Р.В.приобрела, предполагая их последующую перепродажу либо для занятия чем-либо.

Непосредственно ответчиком Когыревой Р.В. приводились аналогичные доводы о неосуществлении деятельности в принадлежащих ей нежилых помещениях, как и передача их в аренду (субаренду) и судом по ходатайству ответчикабыли запрошены сведения из налогового органа на предмет осуществления ответчиком предпринимательской деятельности передаче нежилых помещений в <адрес> в аренду, субаренду иным лицам.

Согласно ответу Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ Когырева Р.В. налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ с отражением доходов, полученных от сдачи в аренду (субаренду) нежилых помещений, не представлялись, в информационных ресурсах Управления Когырева Р.В. в качестве индивидуального предпринимателя, налогоплательщика налога на профессиональный доход не зарегистрирована.

В адрес суда поступила справка от ДД.ММ.ГГГГ, выданная генеральным директором НО «ЭКСНИ» <адрес>, о том, что Когырева Р.В., являясь собственником помещений с кадастровыми номерами площадью кв.м., площадью кв.м., площадью кв.м., производственную деятельность не ведет,НП «ЭКСНИ», являющейся организацией, обслуживающей нежилые помещения по адресу: <адрес>, подача воды и электроэнергии не осуществляется.

Ответчик в подтверждение приведенных доводов, что не осуществляет какую либо деятельность по использованию принадлежащих ей нежилых помещений ввиду наличия заболевания и проводимого лечении, представила справку из медицинского учреждения АУ ЧР «Республиканский клинический онкологический диспансер» Минздрава Чувашской Республики от 27 марта 2024 года, согласно которой ей проведены хирургические вмешательства и проводится показанное лечение.

Истцом документально подтвержденные доводы ответчика не опровергнуты.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 15 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023, если собственник ТКО докажет, что региональный оператор фактически вывоз отходов не осуществлял, в иске последнего о взыскании платы за оказание услуг должно быть отказано.

Указание в статье 24.6 Закона N 89-ФЗ о том, что региональный оператор обязан оказывать услуги по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, само по себе не исключает возможности представления потребителем доказательств неоказания или ненадлежащего оказания региональным оператором данных услуг (статья 56 ГПК РФ).

Суду представлено документальное подтверждение от ресурсоснабжающей организации о том, что в нежилых помещениях истца не осуществляется подача воды и электроэнергии, производственная деятельность не ведется.

Таким образом, при недоказанности истцом факта оказания услуг ответчику по вывозу ТКО в спорный период, кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ ответчиком перестал являться собственником нежилых помещений № общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенных по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, суд приходит к выводу о невозможности удовлетворения иска и взыскания заявленной истцом задолженности, поскольку предусмотренных законом оснований для такого взыскания по делу не установлено, в связи с чем в иске отказывает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

в удовлетворении исковых требований Общества с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» к Когыревой Розе Васильевне о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 148038 руб.63 коп., отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Калининский районный суд г.Чебоксары в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда. Мотивированное решение составлено 19.07.2024.

Судья А.В. Мартьянова

2-1199/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "Сах"
Ответчики
Когырева Роза Васильевна
Другие
Управление Росреестра по Чувашской Республике - Чувашии
Журавлев Сергей Александрович
Управа по Калининскому району г. Чебоксары
Филиалу публично-правовой компании «Роскадастр» по Чувашской Республике-Чувашии
Суд
Калининский районный суд г. Чебоксары
Судья
Мартьянова Анна Владиславовна
Дело на сайте суда
kalininsky.chv.sudrf.ru
26.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.02.2024Передача материалов судье
28.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.04.2024Судебное заседание
02.05.2024Судебное заседание
11.06.2024Судебное заседание
15.07.2024Судебное заседание
19.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.07.2024Дело оформлено
15.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее