РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июля 2022 года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> края
в составе судьи Рыбаковой В.А.,
при секретаре фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции по охране объектов культурного наследия <адрес> к ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с названным иском, указав, что объект недвижимости с кадастровым номером 25:28:010011:257 нежилое здание с наименованием «Административно-производственный корпус», распложенное по адресу: <адрес>, в соответствии с решением Совета народных депутатов «О мерах по улучшению учета, охраны и использования памятников истории и культуры <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № был принят на государственную охрану с наименованием «Дом, в котором в начале 1920 г. проходили конспиративные заседания областного Военно-революционного штаба по подготовке восстания против диктатуры Розанова» (далее по тексту – памятник). На основании статьи 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации, этот памятник отнесен к объектам культурного наследия регионального наследия, включенным в едины государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, с присвоением регистрационного номера №.
Правообладателем памятник является ответчик. Вид права: оперативное управление. Земельный участок с кадастровым номером 25:28:010010:12, расположенный в утвержденных границах территории памятника, на праве постоянного бессрочного пользования предоставлен ВГУЭС.
ДД.ММ.ГГГГ ответчику выдано охранное обязательство, устанавливающего обязательные требования в отношении памятника.
По результатам осуществления инспекцией мероприятия государственного контроля (надзора) в отношении памятника, было определено, что общее состояние внешних архитектурно-конструктивных элементов памятника ненормативное. Надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия, не установлен. На плоскости восточного фасада, в уровне цокольного этажа нанесена вандальная надпись (граффити), покрывающая около ?% каменной поверхности фасада и оскверняющая здание. В уровне первого этажа размещена наружная реклама, изменяющая облик памятника. В уровне цокольного этажа западного фасада памятника отсутствует заполнение оконных проемов (повреждено). Помещения памятника не используются и захламлены бытовым мусором. Над северо-западной частью здания повреждена кровля. Территория объекта культурного наследия не благоустроена, захламлена строительным и бытовым мусором.
Бездействие ответчика, выраженное в фактическом отказе от содержания памятника и поддержания его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии (бесхозяйном содержании) создает реальную угрозу физической сохранности и сохранению историко-культурной ценности объекта культурного наследия.
На основании изложенного истец просит суд возложить на ответчика обязанность в соответствии с Правилами установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, установить надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия, включенным в реестр «Дом, в котором в начале 1920 г. проходили конспиративные заседания областного Военно-революционного штаба по подготовке восстания против диктатуры Розанова», регистрационный №, расположенном по адресу: <адрес>; осуществить демонтаж всей наружной рекламы на спорном объекте недвижимости; в соответствии с порядком проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, осуществить работы по сохранения объекта культурного наследия.
В судебном заседании представитель истца уточнил исковые требования, в связи с частичным добровольным выполнением требований ответчиком. Просил суд возложить на ответчика обязанность установить надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия, включенным в реестр «Дом, в котором в начале 1920 г. проходили конспиративные заседания областного Военно-революционного штаба по подготовке восстания против диктатуры Розанова», регистрационный №, расположенном по адресу: <адрес>; осуществить работы по сохранения объекта культурного наследия.
Представитель ФГБОУ ВО «ВГУЭС» по доверенности фио возражала против удовлетворения заявленных требований, по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск, приобщенный к материалам дела.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)» (далее - Закон № 73-ФЗ) и пунктом 1 Правил установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственников либо законных владельцев объектов культурного наследия.
В соответствии с пп.2 п.11 ст.47.6 Закона №73-ФЗ, в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.
Правообладателем объекта культурного наследия «Дом, в котором в начале 1920 г. проходили конспиративные заседания областного Военно-революционного штаба по подготовке восстания против диктатуры Розанова», регистрационный №, расположенном по адресу: <адрес> является ФГБОУ ВО «ВГУЭС», вид права: оперативное управление номер и дата государственной регистрации: № от 24.03.2002
ДД.ММ.ГГГГ ВГУЭС выдано охранное обязательство № по недвижимому памятнику истории и культуры.
Согласно пп. 4, 5 п. 2 ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ, охранным обязательством устанавливаются требования, в том числе, обеспечение сохранности и неизменности облика выявленного объекта культурного наследия, установка информационных надписей и обозначений на объект культурного наследия.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам осуществления инспекцией мероприятия государственного контроля (надзора) в отношении памятника, было определено, что общее состояние внешних архитектурно-конструктивных элементов памятника ненормативное. Надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия, не установлен. На плоскости восточного фасада, в уровне цокольного этажа нанесена вандальная надпись (граффити), покрывающая около ?% каменной поверхности фасада и оскверняющая здание. В уровне первого этажа размещена наружная реклама, изменяющая облик памятника. В уровне цокольного этажа западного фасада памятника отсутствует заполнение оконных проемов (повреждено). Помещения памятника не используются и захламлены бытовым мусором. Над северо-западной частью здания повреждена кровля. Территория объекта культурного наследия не благоустроена, захламлена строительным и бытовым мусором.
Пунктом 6 ст. 11 Закона № 73-ФЗ установлено, что должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.
Учитывая изложенное, суд считает, что исковые инспекции по охране объектов культурного наследия <адрес> о возложении на ВГУЭС обязанности провести мероприятия по установке информационных надписей и обозначений, содержащих информацию об объекте культурного наследия «Дом, в котором в начале 1920 г. проходили конспиративные заседания областного Военно-революционного штаба по подготовке восстания против диктатуры Розанова», а также обеспечить сохранность и неизменность облика объекта культурного наследия, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ в случае, если при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание период, требуемый для устранения нарушений, суд полагает возможным установить срок исполнения решения один год с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░» (░░░░ 1022501308004, ░░░/░░░ 2536017137/253601001) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ «░░░, ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 1920 ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>; ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░:26.07.2022