Решение по делу № 33-18700/2019 от 15.10.2019

Судья: Мищенко Е.В. дело № 33-18700/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 октября 2019 года г.Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда

в составе председательствующего Щетининой Е.В.,

судей: Маримова В.П., Корниенко Г.Ф.,

при секретаре Иванкович В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-811/2019 по иску Фот В.В. к Администрации Красносулинского района Ростовской области о признании недействительным Постановления Главы Администрации Красносулинского района в части снятия с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях и восстановлении в списках очередности на получение жилья по апелляционной жалобе Администрации Красносулинского района на решение Красносулинского районного суда Ростовской области от 25 июля 2019 года.

Заслушав доклад судьи Маримова В.П., судебная коллегия

установила:

Фот В.В. обратилась в суд с иском к Администрации Красносулинского района Ростовской области о признании недействительным Постановления Главы Администрации Красносулинского района в части снятия с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях и восстановлении в списках очередности на получение жилья, мотивируя требования тем, что он является бывшим воином-интернационалистом, проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР с 25 мая 1971 года по 11 апреля 1973 года - по призыву и с 08 февраля 1979 года по 17 ноября 1993 года - по контракту. Приказом Командующего военно-транспортной авиации №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 14 октября 1993 года истец уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе - по состоянию здоровья. Приказом командира войсковой части 78684 №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 17 ноября 1993 года Фот В.В. исключён из списков личного состава части. Общая продолжительность прохождения военной службы истца в Вооруженных Силах в льготном исчислении составила 26 лет, а в календарном -16 лет. Статья увольнения истца в запас (ст.46 пункт "Д" Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе") подтверждает, что он имеет право на обеспечение жильем. При увольнении постоянным местом жительства истец выбрал г.Красный Сулин Ростовской области. В 1994 году Фот В.В. подал заявление в Администрацию г.Красный Сулин и Красносулинского района Ростовской области о приятии его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в соответствии со ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации, при этом истец предоставил все необходимые для этого документы. Постановлением Главы Администрации г.Красный Сулин и Красносулинского района Ростовской области № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 30 декабря 1994 года Фот В.В. с семьей, в составе 2-х человек, был включен в списки на первоочередное получение жилья как уволенного в запас военнослужащего. До настоящего времени истец жилое помещение не получил. Он неоднократно обращался в Администрацию Красносулинского района по вопросу предоставления ему жилья, просил выдать учетные документы, но со слов работников администрации его документы были утрачены (уничтожены). С 2004 года истец сменил место жительства. С 11 мая 2004 по 21 мая 2013 года был зарегистрирован и проживал в с.Алексеевка Матвеево-Курганского района Ростовской области, где жилого помещения на праве личной собственности не имел и не имеет. В настоящее время истец временно зарегистрирован в п.Матвеев Курган Матвеево-Курганского района Ростовской области. На его многочисленные запросы и обращения в Администрацию Красносулинского района по вопросу восстановления документов, истец получал ответы о том, что предоставить запрашиваемую информацию не представляется возможным, в связи с отсутствием учетного дела, что в муниципальный архив Администрации Красносулинского района его учетное дело не поступало, в списках квартирного учета он не значится. По требованию ответчика, 15 ноября 2018 года истец предоставил в дело квартучёта копию льготного удостоверения и копию ходатайства, однако, вместо предоставления истцу жилья или жилищной субсидии для приобретения жилья, Постановлением Главы Администрации Красносулинского района № 1535 от 28 декабря 2018 года он был снят с квартирного учёта как нуждающийся в жилых помещениях. Считает данное Постановление не законным, не обоснованным и подлежащим отмене.

Истец просил суд признать недействительным Постановление Главы Администрации Красносулинского района Ростовской области №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 28 декабря 2018 года в части снятия Фот В.В. с учёта в качестве нуждающегося в жилых помещениях и обязать Администрацию Красносулинского района Ростовской области восстановить его в списках, нуждающихся в жилых помещениях в качестве военнослужащего уволенного в запас.

Решением Красносулинского районного суда Ростовской области от 25 июля 2019 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Суд признал недействительным Постановление Главы Администрации Красносулинского района Ростовской области №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 28 декабря 2018 года в части снятия Фот Владимира Варфоломеевича с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

Суд обязал Администрацию Красносулинского района Ростовской области восстановить Фот В.В. в списках, нуждающихся в жилых помещениях, в качестве военнослужащего, уволенного в запас.

С постановленным решением не согласился ответчик, подав апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объёме.

В апелляционной жалобе заявитель указывает, что требования Фот В.В. в части оспаривания Постановления Администрации Красносулинского района от 28.12.2018 № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН «О снятии с регистрационного учета в качестве нуждающихся в жилом помещении» подлежали разрешению в соответствии с положениями Главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующей производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. В связи с чем, полагает, что в данной части производство по делу подлежало прекращению. Кроме того, обращает внимание на то, что согласно нормам КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. В данном случае исковое заявление поступило в суд 31.05.2019, в связи с чем истек трехмесячный срок предъявления требований в порядке ст.219 КАС РФ.

Также заявитель апелляционной жалобы указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт нахождения Фот В.В. в общеобластном списке, как военнослужащего, уволенного в запас. Факт отсутствия Фот В.В. в списках военнослужащих, подтверждают вступившие в законную силу судебные акты, а именно, решение Красносулинского районного суда Ростовской области от 11.07.2016 и апелляционное определение Ростовского областного суда от 10.10.2016. В связи с чем апеллянт полагает, что требования абз. 9 п. 26 Правил к Фот В.В. не применимы, поскольку истец в общеобластном списке как военнослужащий, уволенный в запас не был включен и никогда не значился.

Кроме того, апеллянт указывает, что ссылка суда первой инстанции на пункт 19 «Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.02.1981 № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, является необоснованной, поскольку указанным нормативным правовым актом предусматривалось обеспечение жилой площадью военнослужащих сверхсрочной службы, прапорщиков и мичманов в указанном порядке производится при условии, если они находились на действительной военной службе не менее 20 календарных лет, что к истцу не применимо, так как общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении -16 лет.

Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей ответчика и истца, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями статьи 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.

Конституцией РФ закреплено право каждого на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу ч.3 ст.3 Закона РФ от 22 января 1993 года N 4338-1 «О статусе военнослужащих», действовавшего на момент постановки истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Законом. Должностные лица органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, командиры (начальники), виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.6 ст.15 Закона РФ от 22 января 1993 года N 4338-1 «О статусе военнослужащих» граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Документы о сдаче жилых помещений и выписки с прежнего места жительства указанными гражданами и членами их семей представляются при получении постоянной жилой площади.

Нормами пункта 19 «Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных и лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 февраля 1981 года N193 предусмотрено, что военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, уволенные в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, обеспечиваются исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов жилой площадью (независимо от ее ведомственной принадлежности, за исключением Министерства обороны, Комитета государственной безопасности СССР и внутренних войск) в первую очередь, но не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранного с учетом существующего порядка прописки.

Пункт 1 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-03 «О статусе военнослужащих» закрепляет, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с п. 2.1 ст.15 указанного Закона обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

В силу ст.2 Федерального закона от 08 декабря 2010 года М342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», распространяются на граждан, уволенных с военной службы, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, которые до 1 января 2005 года в установленном Правительством Российской Федерации порядке были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Фот В.В. проходил военную службу в Вооруженных силах СССР (ВС РФ) с 25 мая 1971 года по 11 апреля 1973 года по призыву, и с 08 февраля 1979 года по 17 ноября 1993 года по контракту.

Приказом Командующего Военно-транспортной авиации № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 14 октября 1993 года Фот В.В. уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе - по состоянию здоровья.

Приказом командира войсковой части 78684 № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 17 ноября 1993 года Фот В.В. исключён из списков личного состава части.

С этой даты Фот В.В. приобрел право на обеспечение жильем как военнослужащий, уволенный в запас по состоянию здоровья.

Выданным Фот В.В. при увольнении удостоверением было подтверждено право на льготы, предусмотренные Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 марта 1989 года № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, от 20 января 1960 года №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и Постановлением Совета Министров СССР от 17 февраля 1981 года № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.

Красносулинский горвоенком в ходатайстве от 05 сентября 1994 года №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН заявил перед Главой Администрации г.Красный Сулин и Красносулинского района о постановке на очередь для выделения жилья Фот В.В.

В 1994 году Фот В.В. обратился в Администрацию г.Красный Сулин и Красносулинского района с заявлением о постановке на квартирный учет, и Постановлением Главы Администрации г.Красный Сулин и Красносулинского района №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 30 декабря 1994 года Фот В.В. с семьей 2 человека был включен в списки на первоочередное получение жилья как уволенного в запас военнослужащего. До настоящего времени Фот В.В. жилым помещением не обеспечен.

Постановлением Главы Администрации Красносулинского района №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 28 декабря 2018 года Фот В.В., уволенный в запас с военной службы по состоянию здоровья, составом семьи 2 человека, снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался Законом РФ от 22 января 1993 года N 4338-1 «О статусе военнослужащих», «Положением о льготах для военнослужащих, военнообязанных и лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей», утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 февраля 1981 года N193, Федеральным законом от 27 мая 1998 года N76-03 «О статусе военнослужащих», Федеральным законом от 08 декабря 2010 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих», Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года №1054, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации и пришел к выводу о том, что с 01 января 2005 года реализовать свое право на получение жилья истец может только способом, который он избрал в 1994 году. В настоящее время, только в Администрации Красносулинского района Фот В.В. имеет возможность свое право реализовать, избрав постоянное место жительство г.Красный Сулин и Красносулинский район.

Оснований не согласиться с данным выводом суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, у судебной коллегии не имеется.

Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства дела, поскольку в настоящее время действуют нормы, которые не ограничивают граждан, уволенных с военной службы, как в праве выбора места жительства при увольнении, так и в праве изменения своего решения после увольнения, а государство гарантирует для граждан, уволенных с военной службы по льготным основаниям, обеспечение жилыми помещениями по избранному месту жительства.

В данном случае, истец реализовал своё право на выбор постоянного места жительства для получения жилья в г.Красный Сулин, о чём свидетельствует факт постановки его на учёт как военнослужащего уволенного в запас и нуждающегося в получении жилья, в Администрации Красносулинского района Ростовской области. В настоящее время, истец ни каким образом не может восстановить своё право на получение жилого помещения в собственность, поскольку до 01 января 2005 года это было возможно только, попав в списки органов местного самоуправления. В соответствии с пунктом 8 Правил право граждан, уволенных с военной службы, на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий на льготных основаниях предоставляется в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и иными нормативными правовыми актами один раз. Сейчас это невозможно, ввиду того, что согласно нормам действующего законодательства при увольнении военнослужащего и при наличии оснований получения жилья, жилье последнему предоставляется в момент увольнения.

Судебная коллегия полагает несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что оспаривание Постановления Администрации Красносулинского района от 28.12.2018 №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН «О снятии с регистрационного учета в качестве нуждающихся в жилом помещении» подлежит разрешению в соответствии с положениями Главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также о том, что истек трехмесячный срок предъявления требований в порядке ст.219 КАС РФ. Поскольку, согласно части 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Критерием правильного определения вида судопроизводства (исковое или административное), в котором подлежат защите права и свободы гражданина и организации, оспаривающих решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иных государственных органов, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, является характер правоотношений, который предопределяется не только участием в них в качестве одного из субъектов таких органов, но и тем, что участники таких правоотношений не обладают равенством и один из них наделен властными полномочиями по отношению к другому. При этом избранная лицом форма обращения в суд (подача административного искового заявления или искового заявления) не является определяющей для возбуждения гражданского или административного судопроизводства.

С учетом того, что гражданские права и обязанности возникают в частности из актов государственных органов и органов местного самоуправления, споры об осуществлении этих прав, соединенные с требованиями о признании незаконными ненормативных актов этих органов, являющихся основанием их возникновения, а также споры о признании таких актов незаконными, если их исполнение привело к возникновению, изменению, прекращению гражданских прав и обязанностей, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. К таким спорам относятся и споры о признании недействительным (незаконным) решений органов власти о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Более того, определением Красносулинского районного суда от 12.04.2019 производство по административному исковому заявлению Фот В.В. к Администрации Красносулинского района Ростовской области о признании незаконным Постановления Главы Администрации Красносулинского района №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 23.12.2018г. в части снятия с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях и обязании восстановить его в списках, нуждающихся в жилых помещениях в качестве военнослужащего, уволенного в запас - было прекращено. Истцу в свою очередь разъяснено право на обращение в суд с иском в порядке гражданского судопроизводства. В связи с чем данный довод подлежит отклонению как несостоятельный.

Судебная коллегия также полагает необоснованным довод апелляционной жалобы ответчика о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт нахождения Фот В.В. в общеобластном списке, как военнослужащего, уволенного в запас. Как следует из материалов дела, истец реализовал своё право на выбор постоянного места жительства в г.Красный Сулин, о чём свидетельствует факт его постановки на учёт как военнослужащего уволенного в запас и нуждающегося в получении жилья, в Администрации Красносулинского района Ростовской области.

В настоящее время истец не имеет возможности иным образом восстановить свое право на получение жилого помещения в собственность, поскольку до 01.01.2005г. это было возможно, только попав в списки органов местного самоуправления. Сейчас это невозможно, ввиду того, что в данный момент при увольнении военнослужащего, и при наличии оснований получения жилья, последнему жилье предоставляется в момент увольнения.

В соответствии с пунктом 8 Правил, право граждан, уволенных с военной службы, на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий на льготных основаниях предоставляется в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и иными нормативными правовыми актами только один раз.

На основании изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что с 01 января 2005 года - право истца по реализации получения жилья каким-либо иным способом прекратилось, кроме как способом, который он избрал в 1994 году.

Кроме того, с 2016г. ответчику было известно о регистрации Фот В.В., что подтверждается материалы гражданского дела, рассмотренного Красносулинским районным судом Ростовской области в 2016 году.

Также судебная коллегия не соглашается с доводом апелляционной жалобы относительно того, что ссылка суда первой инстанции на пункт 19 «Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.02.1981 № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, является необоснованной, поскольку данный довод не свидетельствует о наличии оснований для отмены либо внесения изменений в решение суда первой инстанции.

Доводы апелляционной жалобы выводов суда первой инстанции не опровергают, в связи с чем основанием для изменения решения служить не могут. Нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Учитывая, что судом правильно установлены обстоятельства дела, которым соответствуют изложенные в решении выводы, судебная коллегия не находит предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований к отмене или изменению оспариваемого судебного решения.

Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Красносулинского районного суда Ростовской области от 25 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Красносулинского района – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 06.11.2019г.

33-18700/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Фот Владимир Варфоломеевич
Ответчики
Администрация Красносулинского района
Суд
Ростовский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.ros.sudrf.ru
24.07.2020Судебное заседание
02.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.01.2020Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее