Дело № 2а-1032/2021
66RS0003-01-2020-006401-06
Мотивированное решение изготовлено 12 апреля 2021 года
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 29 марта 2021 года
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Войт А.В., при секретаре судебного заседания Примаковой Д.С., с участием представителя административного истца Володиной С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 25 по Свердловской области к Замашному Ярославу Николаевичу о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС № 25 по Свердловской области обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование которого указала, что по состоянию 2018 году Замашной Я.Н. являлся собственником земельного участка по адресу ***, а также тридцати восьми земельных участков по адресу ***. За 2018 году Замашному Я.Н. начислен земельный налог в размере 1011 рублей (по ОКТМО 65701000) и 226932 рубля (по ОКТМО 65754000). По земельном участку в ***, применена ставка 0,30%, к остальным – 1,50%, поскольку земельные участки в д. Раскуиха используются Замашным Я.Н. с целью извлечения прибыли. В установленный срок налог не уплачен. Замашному Я.Н. выставлено требование № 51634 по состоянию на 20 июля 2020 года со сроком исполнения 20 июля 2020 года. Требование направлено через личный кабинет налогоплательщика, не исполнено. На суммы налога начислены пени.
Просит с учетом уточнений взыскать с Замашного Я.Н. по ОКТМО 65701000 земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, за 2018 год в сумме 1011 рублей, пени 3 рубля 56 копеек, по ОКТМО 65754000 земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, за 2018 год в сумме 226932 рубля.
Представитель административного истца Володина С.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования административного иска поддержала по доводам и основаниям, в нем изложенным.
Административный ответчик Замашной Я.Н. представил отзыв на административное исковое заявление, согласно которому земельные участки с кадастровыми номерами ***, *** используются им для ведения дачного хозяйства для удовлетворения своих личных потребностей. На земельном участке с кадастровым номером *** построен дом для проживания административного ответчика, а земельные участки с кадастровыми номерами *** используются для строительства домов для дочерей административного ответчика. Земельные участки с кадастровыми номерами *** созданы и используются в качестве дорог и размещения инженерных коммуникаций, необходимых для обеспечения дачных жилых домов коммунальными услугами, решения общих социально-хозяйственных задач ведения дачного хозяйства, что связано с реализацией целей, установленных Федеральным законом № 66-ФЗ. Имеются основания для применения ставки 0,35. Налоговое уведомление административный ответчик не получал. Требование также не получал. Просит административное исковое заявление оставить без рассмотрения.
Административный ответчик Замашной Я.Н. в судебное заседание не явился, заинтересованное лицо ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга в судебное заседание своего представителя не направило. О дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судом определено рассматривать дело при данной явке.
Исследовав материалы дела, оценив допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог относится к местным налогам.
Согласно ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации, земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Из материалов дела следует, что ответчик является собственником следующих земельных участков:
1. земельный участок, кадастровый номер *** адрес: ***
2. земельный участок, кадастровый номер ***, адрес: ***
3. земельный участок, кадастровый номер ***, адрес: ***
4. земельный участок, кадастровый номер ***, адрес: ***
5. земельный участок, кадастровый номер ***, адрес: г***
6. земельный участок, кадастровый номер ***, адрес: ***
7. земельный участок, кадастровый номер ***, адрес: ***
8. земельный участок, кадастровый номер ***, адрес: ***
9. земельный участок, кадастровый номер ***, адрес: ***
10. земельный участок, кадастровый номер ***, адрес: ***
11. земельный участок, кадастровый номер ***, адрес: ***
12. земельный участок, кадастровый номер ***, адрес: ***
13. земельный участок, кадастровый номер ***, адрес: ***
14. земельный участок, кадастровый номер ***, адрес: ***
15. земельный участок, кадастровый номер ***, адрес: ***
16. земельный участок, кадастровый номер *** адрес: ***
17. земельный участок, кадастровый номер ***, адрес: ***
18. земельный участок, кадастровый номер ***, адрес: ***
19. земельный участок, кадастровый номер ***, адрес: ***
20. земельный участок, кадастровый номер ***, адрес: ***
21. земельный участок, кадастровый номер ***, адрес: ***
22. земельный участок, кадастровый номер ***, адрес: ***
23. земельный участок, кадастровый номер *** адрес: г***
24. земельный участок, кадастровый номер ***, адрес: ***
25. земельный участок, кадастровый номер ***, адрес: ***
26. земельный участок, кадастровый номер ***, адрес: ***
27. земельный участок, кадастровый номер ***, адрес: ***
28. земельный участок, кадастровый номер ***, адрес: ***
29. земельный участок, кадастровый номер ***, адрес: ***
30. земельный участок, кадастровый номер ***, адрес: ***
31. земельный участок, кадастровый номер ***, адрес: ***
32. земельный участок, кадастровый номер ***, адрес: ***
33. земельный участок, кадастровый номер ***, адрес: ***
34. земельный участок, кадастровый номер ***, адрес: ***
35. земельный участок, кадастровый номер ***, адрес: ***
36. земельный участок, кадастровый номер ***, адрес: ***
37. земельный участок, кадастровый номер ***, адрес: ***
38. земельный участок, кадастровый номер ***, адрес: ***
39. земельный участок, кадастровый номер ***, адрес: ***.
Согласно п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);
не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Аналогичные налоговые ставки установлены п. 6 Решения Думы Полевского городского округа от 30 октября 2014 года № 212. Отдельно предусмотрена ставка 1,5% в отношении земель сельскохозяйственного назначения, не используемых для сельскохозяйственного производства.
В собственности у административного истца в спорный период находилось 45 земельных участков, в отношении которых 2015 - 2016 годы налоговым органом применялась пониженная ставка в размере 0,3%.
Исходя из системного толкования положений статей 7, 77, пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, применение пониженной ставки земельного налога возможно при соблюдении двух условий: отнесение земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и их использование для сельскохозяйственного производства согласно целевому назначению земель.
Земельные участки, находящиеся в собственности у Замашного Я.Н. в 2018 году, относятся к категориям «земли сельскохозяйственного назначения», для личного подсобного хозяйства, имеют вид разрешенного использования – под дачное строительство.
Согласно абзацу 4 статьи 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее по тексту - Федеральный закон № 66-ФЗ), действовавшему до 1 января 2019 года, садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений); дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Согласно Федеральному закону № 112-ФЗ от 07 июля 2003 года «О личном подсобном хозяйстве», Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок) (п. 1 ст. 4). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (п. 2 ст. 4).
При этом как неоднократно указывал в своих определениях Верховный Суд Российской Федерации пониженные налоговые ставки земельного налога устанавливаются для физических лиц, непосредственно использующих земли для дачного хозяйства, применение указанной ставки в отношении земельных участков, приобретенных с целью извлечения прибыли, недопустимо (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 18 мая 2015 года N 305-КГ14-9101, от 15 января 2018 года N 305-КГ17-20424, от 20 июня 2018 года N 301-КГ18-7425).
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 08 ноября 2018 года № 2725-О, следует, что при оценке возможности применения пониженной ставки земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, не может не учитываться целевое назначение данного участка и правовой статус его собственника.
По смыслу налогового законодательства пониженные ставки земельного налога устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства.
Согласно материалам дела, Замашной Я.Н. с 29 июля 2009 года зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, согласно ЕГРИП, одним из дополнительных видов деятельности Замашного Я.Н. указано – покупка и продажа собственного недвижимого имущества. В 2012 году Замашным Я.Н. приобретены земельные участки ***, общей площадью 24492 кв.м, ***, общей площадью 25000 кв.м, ***, общей площадью 42000 кв.м. Впоследствии данные земельные участки разделены на множество (14, 17 и 20) земельных участков, право собственности на которые зарегистрировано за Замашным Я.Н. 20 декабря 2012 года, 11 марта 2013 года, 20 февраля 2014 года. 17 получившихся участков продано через непродолжительное время. Больше количество земельных участков одновременно находятся в собственности Замашного Я.Н. в 2018 году, имеют общую площадь 65000 кв.м.
Согласно протокола осмотра территории, фотографий у нему, имеется реклама о продаже земельного участка с кадастровым номером 66:59:0217004:567, принадлежащего Замашному Я.Н.
Принимая во внимание общую площадь земельных участков, отсутствие доказательств непосредственного использования спорных земельных участков в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного строительства, суд делает вывод о невозможности применения пониженной ставки земельного налога в отношении спорных земельных участков.
Доводы Замашного Я.Н. в отношении трех участков в *** (***), которые используются им для ведения дачного хозяйства для удовлетворения своих личных потребностей, не подтверждены доказательствами. О применении пониженной ставки земельного налога в налоговый орган не заявлено.
Довод о том, что земельные участки с кадастровыми номерами *** созданы и используются в качестве дорог и размещения инженерных коммуникаций, необходимых для обеспечения дачных жилых домов коммунальными услугами, решения общих социально-хозяйственных задач ведения дачного хозяйства, что связано с реализацией целей, установленных Федеральным законом № 66-ФЗ, также не подтверждены доказательствами.
В соответствии с п. 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
На основании заявления Замашного Я.Н. от 28 октября 2019 года, Замашному Я.Н. открыт личный кабинет, дата последнего входа 31 марта 2020 года с помощью пароля.
Согласно налоговому уведомлению № 90965745 от 06 апреля 2020 года, Замашному Я.Н. исчислен налог за 2018 год: ОКТМО 65701000 земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, в сумме 1011 рублей, за земельный участок в снт. Чусовое по ставке 0,30%; ОКТМО 65754000 земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, в сумме 226932 рубля за 37 земельных участков в д. Раскуиха по ставке 1,50%.
Налоговое уведомление размещено в личном кабинете Замашного Я.Н. 13 апреля 2020 года. Довод о нарушении срока направления налогового уведомления не свидетельствует о наличии оснований для оставления административного иска без рассмотрения.
Срок уплаты земельного налога – не позднее 1 декабря года, следующего за отчетным периодом.
В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела, не оспорено ответчиком, что земельный налог административным ответчиком не уплачен. В связи с чем, в соответствии со ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации, административному ответчику направлено требования № 51634 от 02 июля 2020 года, согласно которому у административного ответчика имеется недоимка по налогам и сборам за 2018 год (по земельному налогу ОКТМО 65701000 в сумме 1011 рублей; ОКТМО 65754000 в сумме 226932 рубля.
Требование 03 июля 2020 года размещено в личном кабинете Замашного Я.Н., срок исполнения – 20 июля 2020 года. Требование административным ответчиком не исполнено.
07 августа 2020 года административный истец обратился с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Замашного Я.Н. обязательных платежей и санкций по требованию № 51634. 12 августа 2020 года мировым судьей судебного участка № 5 Кировского судебного района вынесен судебный приказ, 02 ноября 2020 года вынесенный судебный приказ отменен в связи с поступлением возражений от Замашного Я.Н. В связи с чем, на основании ст.ст. 45 и 48 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации МИФНС № 25 по Свердловской области обратилась в суд.
Административное исковое заявление поступило в Кировский районный суд города Екатеринбурга 31 декабря 2020 года.
Административное исковое заявление подано административным истцом в пределах установленного ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации срока с учетом обращения к мировому судье судебного участка № 5 Кировского судебного района с заявлением о вынесении судебного приказа.
В соответствии с п. 1-4 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Ответчику начислены пени по ОКТМО 65701000 в сумме 3 рубля 56 копеек; по ОКТМО 65754000 пени не начислялись. Исходя из требований и расчета, представленного административным истцом и не оспоренного ответчиком. Правильность расчета налога и пени судом проверена.
Обязанность по уплате земельного налога за 2018 год была установлена законодателем до 01 декабря 2019 года. Административный ответчик данную обязанность не исполнил до настоящего времени, при таких обстоятельствах суд находит требования административного истца о взыскании с административного ответчика задолженности по ОКТМО 65701000 земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, за 2018 год в сумме 1011 рублей, пени 3 рубля 56 копеек, по ОКТМО 65754000 земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, за 2018 год в сумме 226932 рубля, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5479 рублей 47 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178, 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 25 по Свердловской области к Замашному Ярославу Николаевичу о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.
Взыскать с административного ответчика Замашного Ярослава Николаевича в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 25 по Свердловской области ОКТМО 65701000 земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, за 2018 год в сумме 1011 рублей, пени 3 рубля 56 копеек, ОКТМО 65754000 земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, за 2018 год в сумме 226932 рубля.
Взыскать с административного ответчика Замашного Ярослава Николаевича в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 5479 рублей 47 копеек.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме
Судья А.В. Войт