Дело № 2а-1568/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 апреля 2019 года г. Чебоксары
Калининский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Мулеевой С.М., при секретаре судебного заседания Яковлевой А.В, участием представителя административного истца помощника прокурора Калининского района г. Чебоксары Семенова Д.В., представителя ответчика администрации города Чебоксары и третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, МБУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» Исмаилова Р.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ, и ДД.ММ.ГГГГ9 года №, со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление по иску заместителя прокурора Калининского района г. Чебоксары к администрации г.Чебоксары» о возложении обязанности организовать стационарное электрическое освещение в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу,
у с т а н о в и л:
Прокурор Калининского района г. Чебоксары обратился в суд в порядке ст.39 КАС РФ к администрации г. Чебоксары о возложении обязанности организовать стационарное электрическое освещение на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенном от <адрес> до <адрес>, уличной дорожной сети всей <адрес> на земельных участках <данные изъяты> в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу,
Исковые требования мотивированы тем, что в результате проверки, проведенной по обращению ФИО3, установлено отсутствие стационарного электрического освещения на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенном от <адрес> до <адрес>, уличной дорожной сети всей <адрес> на земельных участках <данные изъяты> ввиду уклонения МБУ «Управление ЖКХ и Благоустройства» от его организации. Отсутствие электрического освещения по улицам является нарушением требований действующего законодательства, прав на обеспечение безопасности дорожного движения и личной безопасности граждан в вечернее и ночное время суток, создает угрозу неприкосновенности граждан, проживающих, так и временно находящихся на территории <адрес>.
В судебном заседании прокурор иск поддержал по основаниям, приведенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика- администрации г. Чебоксары и третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, МБУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» Исмаилов Р.В. исковые требования не признал, пояснив, что организация искусственного освещения на указанных земельных участков не входит в план работ на 2019 год.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно п. п. 5, 19 ч. 1 ст. 14 указанного Федерального закона к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе:
-дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
-организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
В соответствии с п. 1.1. ст.17 ФЗ организация электроснабжения населения относится к вопросам местного значения, по которым органом местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии п. 25 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесена организация освещения улиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 указанного выше Федерального закона, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.41 Устава муниципального образования г. Чебоксары – столицы Чувашской Республики администрация г. Чебоксары – столицы Чувашской Республики администрация является исполнительно-распорядительным органом поселения, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу п.4 ст.6 ФЗ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2010 № 783 введен в действие Свод правил СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение" СП 52.13330.2011, которым установлены требования к наружному освещению городов, поселков и сельских населенных пунктов, автотранспортных тоннелей, а также порядок контроля за их состоянием в процессе эксплуатации.
В соответствии с данными требованиями СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение" в городах и поселках должно быть искусственное освещение в вечернее и ночное время.
Судом установлено, что, в результате проведенной по обращению ФИО3 проверки выявлено отсутствие стационарного электрического освещения на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенном от <адрес> до <адрес>, уличной дорожной сети всей <адрес> на земельных участках <данные изъяты>
Данный факт подтвержден актом выхода на место от ДД.ММ.ГГГГ, ответом директора МБУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что организация искусственного освещения на указанных участках земельного участка не входит в план работ на 2019 год по подпрограмме «Обеспечение комфортных условий проживания граждан» муниципальной программы «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно- коммунального хозяйства <адрес>» на 2014-2010 годы.
Согласно ответам заместителя начальника Управления муниципального контроля администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ уличная дорожная сеть от <адрес> до <адрес> проходит по земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты>. Разрешенный вид и пользования земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> - земли общего пользования <адрес>, для их содержания и благоустройства. Право муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, на земельный участок <данные изъяты>- ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, указанные земельные участки находятся в ведении администрации г.Чебоксары.
Исходя из содержания Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к ведению местного самоуправления относятся вопросы обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, т.е. вопросы, удовлетворения самых насущных, жизненных потребностей людей, к которым, в частности, относятся и вопросы организации уличного освещения в муниципальных образованиях. Отсутствие уличного освещения нарушает права граждан на личную безопасность в вечернее и ночное время суток, а также на безопасность дорожного движения. Данное обстоятельство ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, учитывая, что приведенные выше нормы закона вопросы организации стационарного электрического освещения относятся непосредственно к ведению органа местного самоуправления, является его публичной обязанностью, напрямую возложенной нормами закона на органы местного самоуправления города, и подразумевает под собой весь комплекс действий, связанных с разработкой проекта, несением затрат и установкой конструкции уличного освещения, суд считает необходимым возложить на администрацию г. Чебоксары организовать наружное освещение в <адрес>.
При этом конкретный способ реализации данной обязанности вправе избрать сам орган местного самоуправления, с тем условием, что освещение должно соответствовать установленным технических требованиям, поскольку его отсутствие и неисполнение органом местного самоуправления требований закона в обрасти организации уличного освещения нарушает права граждан на личную безопасность в вечернее и ночное время суток, а также на безопасность дорожного движения.
На основании изложенного, учитывая, что неисполнение органом местного самоуправления требований закона в области организации уличного освещения создает угрозу нарушения конституционных прав граждан, а также свидетельствует о ненадлежащей реализации органами местного самоуправления предоставленных полномочий, суд возлагает на администрацию города Чебоксары организацию стационарного электрического освещения <адрес> в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
Возложить на администрацию г.Чебоксары обязанность организовать стационарное электрическое освещение на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенном от <адрес> до <адрес>, уличной дорожной сети всей <адрес> на земельных участках <данные изъяты> в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Чувашской Республики через Калининский районный суд г. Чебоксары в месячный срок со дня составления мотивированного решения суда.
Судья С.М.Мулеева