Дело № 2-680/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 июня 2018 года Лысьвенский горсуд Пермского края в составе судьи Шадриной Т.В., при секретаре Гатиной Э.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Лысьве гражданское дело по иску Карманова Владимира Степановича к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ по г. Лысьве Пермского края о возложении обязанности принять к рассмотрению справку,
установил:
Карманов В.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ по г. Лысьве Пермского края о возложении обязанности принять к рассмотрению для перерасчета страховой пенсии по старости справку ООО «Пассажиртранс» о заработной плате за период его работы с 1980-1992 г.г.
В обоснование иска указал, что в апреле 2018 года ему назначена трудовая пенсия в размере <данные изъяты>. Впоследствии он обратился к ответчику с заявлением о перерасчете назначенной пенсии исходя из заработной платы за период его работы с 1980 по 1992 г. в Лысьвенском автотранспортном предприятии. В подтверждение факта работы и размера получаемой им в спорный период заработной платы им была представлена справка, подписанная директором ООО «Пассажиртранс». Однако письмом УПФ по г. Лысьве от 04.05.2018 в перерасчете пенсии ему было отказано со ссылкой на то, что в справке отсутствуют дата выдачи, а также отсутствует подпись бухгалтера. Считает данный отказ незаконным, поскольку справка была выдана ему правопреемником Лысьвенского автотранспортного предприятия и на основании подлинных лицевых счетов. Поскольку иной возможности подтвердить размер заработной платы он не имеет, просит иск удовлетворить.
В судебном заседании Карманов В.С. поддержал заявленные требования, дал аналогичные показания.
Представитель УПФ по г. Лысьве Норкина Е.Л. заявленные требования не признала. Пояснила, что в соответствии со ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях» правовые основания для принятия к рассмотрению представленной истцом справки отсутствуют, поскольку в ней отсутствует дата выдачи и номер, также в ней отсутствует подпись бухгалтера. С учетом того, что согласно сведениям ЕГРЮЛ деятельность ООО «Пассажиртранс» с 21.12.2015 была прекращена, подтвердить достоверность справки на сегодняшний день не представляется возможным.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу п. 11, п. п. 37 - 40 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 N 1015, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В судебном заседании установлено, что Карманов В.С. с 03.01.1980 был принят водителем на автобус в пассажирскую колонну Лысьвенского автопредприятия, 14.04.1992 он был уволен переводом в СМУ ЛМЗ, что подтверждается копией трудовой книжки (л.д. 5-6).
Более того, в судебном заседании установлено, что с 21 апреля 2018 года Карманов В.С. является получателем трудовой пенсии по старости в размере <данные изъяты>.
При этом, как следует из ответа УПФ по г. Лысьве от 04.05.2018 на обращение Карманова В.С. (л.д. 9), для расчета размера страховой пенсии по старости не была принята к рассмотрению справка о заработной плате, выданная ООО «Пассажиртранс», поскольку данное Общество с 21.12.2015 прекратило свою деятельность, а в справке отсутствует дата ее выдачи.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 18 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года.
Согласно п. 6 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Частями 2, 3 и 8 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления о перерасчете размера страховой пенсии дает лицу, обратившемуся за перерасчетом размера страховой пенсии, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе.
В случае отказа в удовлетворении заявления о перерасчете размера страховой пенсии орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять рабочих дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка обжалования и одновременно возвращает все представленные им документы.
Пунктом 15 Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 г. N 958н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению" установлено, что для перерасчета размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, доли страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие наличие оснований для такого перерасчета, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях".
В соответствии с пп. б п. 7 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному на основании Приказа министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 958н для подтверждения дополнительных условий назначения страховой пенсии по старости и обстоятельств, учитываемых при определении ее размера, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", необходимы документы об обстоятельствах, предусмотренных Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
С учетом указанных документов исчисляется размер страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера указанной части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии по старости) по состоянию на 31 декабря 2014 года (ч. 10 ст. 15 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Порядок исчисления расчетного размера трудовой пенсии определен п. 2 ст. 30 Закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01 января 2002 года определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до 01 января 2002 года на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
По смыслу ст. 30 настоящего Закона при расчете размера трудовой пенсии учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами, а также стажевый коэффициент.
В соответствии со ст. 53 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему и регистрации граждан об установлении им пенсий в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 декабря 2011 года N 1521н. среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 01 января 2002 года в течение трудовой деятельности за период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается справками, выданными работодателем либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
Указанием от 20 мая 1992 N 1-68-У "О порядке оформления справки о заработной плате для назначения государственной пенсии", утвержденным Министерством социальной защиты населения Российской Федерации установлено, что если предприятие (учреждение или организация), в котором работал обращающийся за пенсией, ликвидировано или прекратило свое существование по другим причинам, то справки о заработке для исчисления пенсии выдаются его правопреемником или архивами, принявшими на хранение бухгалтерские документы.
Более того, возможность подтверждения периода работы и заработка путем предоставления справок о заработке работодателями либо архивными учреждениями на основании именно первичных бухгалтерских документов предусмотрена Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ст. 30).
Как следует из материалов дела, Лысьвенское автотранспортное предприятие с 01.01.1993 было преобразовано в акционерное общество «Лысьвенское автотранспортное предприятие», впоследствии, с 21.06.1996, в Акционерное общество открытого типа «ЛАТП», а с 25.06.1999 – в ОАО «ЛАТП». 31.07.2009 на основании определения Арбитражного суда от 31.07.2009 ОАО «ЛАТП» было ликвидировано. На основании договора от 29.01.2007 документы по личному составу были переданы на хранение в ООО «Пассажиртранс» (л.д. 8).
Из изложенного следует, что ООО "Пассажиртранс", выдавшее справку, относится к организации, которой были переданы требуемые документы на надлежащее хранение.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ, ООО «Пассажиртранс» прекратило свою деятельность с 21.12.2015.
Из справки, представленной истцом в подтверждение своего заработка за период с 1980-1992 (л.д. 7) следует, что она подписана директором ООО «Пассажиртранс», при этом сведения о дате ее выдачи отсутствуют.
Однако суд считает требования истца о возложении на УПФ по г. Лысьвы обязанности принять к рассмотрению данную справку подлежащими удовлетворению, поскольку, несмотря на отсутствие в ней данных о дате выдачи, а соответственно подтверждения факта ее подписания надлежащим лицом, сведения, указанные в справке, были подтверждены в ходе судебного заседания первичными документами - подлинными лицевыми счетами. С учетом данных обстоятельств, суд считает, что основания не доверять данной справке отсутствуют.
При удовлетворении требований истца суд также учитывает позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в пп. 8 п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которой, исчисляя расчетный размер трудовой пенсии по приведенным вариантам, следует обратить внимание на то, что среднемесячный заработок застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в пунктах 3 и 4 статьи 30 формулам, определяется за 2000 - 2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Такими документами могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка. При этом свидетельские показания на основании названных пунктов статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ и статьи 60 ГПК РФ не являются допустимым доказательством, подтверждающим среднемесячный заработок.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
Решил:
Иск Карманова В.С. удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в г. Лысьве Пермского края принять к рассмотрению для перерасчета Карманову Владимиру Степановичу страховой пенсии по старости справку ООО «Пассажиртранс» о заработной плате за период его работы с 1980-1992 г.г.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Лысьвенский горуда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: (подпись)
Копия верна.
Судья: Т.В. Шадрина