Дело № 2-4649/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 ноября 2014 года
Свердловский районный суд города Костромы
в составе председательствующего судьи Морева Е.А.,
при секретаре Стакиной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хрушковой Елены Владимировны к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по городу Костроме и Костромскому району о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда,
У С Т А Н О В И Л:
Хрушкова Е.В. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению -Управление Пенсионного фонда РФ по городу Костроме и Костромскому району Костромской области о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, указывая, что в назначении пенсии ей отказано, за отсутствием необходимого стажа, дающего право на указанную пенсию, в связи с чем истица просила обязать ГУ-Отдел Пенсионного фонда РФ по городу Костроме и Костромскому району Костромской области включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с <дата> по <дата> года, <дата> по <дата> года, с <дата> по <дата> года, с <дата> по <дата> года, с <дата> по <дата> года, с <дата> по <дата> года, с <дата> по <дата> года, с <дата> по <дата> года, с <дата> по <дата> года, с <дата> по <дата> года; с <дата> по <дата> и назначить ей досрочную трудовую пенсию с <дата>.
Требования мотивировала тем, что ответчиком необоснованно не засчитаны вышеуказанные периоды прохождения курсов повышения квалификации, т.к. повышение квалификации является обязанностью истца в связи с исполнением им своих трудовых обязанностей.
В судебном заседании Хрушкова Е.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по городу Костроме и Костромскому району по доверенности в судебном заседании исковые требования не признал, указывая, что действующим законодательством включение периодов нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж для назначения пенсии не предусмотрено.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, материалы отказного пенсионного дела Хрушковой Е.В., суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно ч.1 ст.7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, независимо от возраста.
Согласно ч. 2 ст. 27 вышеназванного Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с данной статьей Постановлением Правительства Российской Федерации №781 от 29 октября 2002 года утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В вышеуказанном Списке должностей «Наименование должностей» дающих право на досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения предусмотрена должность медицинской сестры, фельдшера.
В суде установлено, что Хрушкова Е.В. <дата> обратилась в ГУ- Управление пенсионного фонда РФ по городу Костроме и Костромскому району с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Решением ГУ – Управление пенсионного фонда РФ по городу Костроме и Костромскому району от 03.10.2014 года №145984/14 истцу в установлении пенсии отказано.
Из протокола заседания комиссии ГУ – Управление пенсионного фонда РФ по городу Костроме и Костромскому району по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 03.10.2014 года №367/16 следует, что специальный стаж Хрушковой Е.В., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, составляет 29 лет 8 месяцев 15 дней.
Хрушковой Е.В. не включены в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации, поскольку истец не осуществляла в эти периоды лечебную деятельность.
С таким решением ответчика согласиться нельзя.
В соответствии со ст.187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.Аналогичная норма содержалась в ст.112 Кодекса законов о труде Российской Федерации, действовавшего до 1 февраля 2002 года, то есть во время ряда спорных моментов.
Периодическое повышение квалификации специалистов со средним медицинским образованием и фармацевтическим образованием предусмотрено Приказом Минздрава РФ от 05.06.1998 года №186.
Истец направлялась на курсы повышения квалификации работодателем, на время нахождения на курсах за ней сохранялась заработная плата и рабочее место.
Курсы повышения квалификации медицинских работников непосредственно связаны с их профессиональной деятельностью. Без своевременного прохождения вышеуказанных курсов медицинский работник может быть лишен права осуществлять лечебную деятельность. Таким образом, курсы повышения квалификации являются неотъемлемой частью профессиональной деятельности медицинского работника и носят обязательный характер. Данный вывод суда подтверждается Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 года №291, согласно п.п «г» п.5 которого к лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, относится требование о повышении квалификации специалистов, выполняющих заявленные работы (услуги), не реже 1 раза в 5 лет.
Аналогичные нормы содержались в п.п. «д» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 года №30, действовавшего до 30.04.2012 года, а также в Положении о лицензировании медицинской деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.07.2002 года №499 и от 21.05.2001 года №402, в Положении о порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности, утвержденном Приказом Минздравмедпрома РФ от 19.12.1994 года №286, из п. 1.1 которого следует, что сертификат специалиста выдают государственные медицинские (фармацевтические) образовательные и научно - исследовательские учреждения, осуществляющие последипломную подготовку врачей, фармацевтических работников и специалистов со средним медицинским образованием по Государственным образовательным программам, сертификат специалиста действует на всей территории Российской Федерации и подтверждается каждые пять лет после соответствующей подготовки в системе дополнительного профессионального образования. Наличие сведений о профессиональной подготовке специалистов, осуществляющих лицензируемую медицинскую деятельность в силу п.п. «е» п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.03.1996 года № 350, являлось одним из обязательных условий для получения лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Согласно п. 1.15. Положения о порядке получения квалификационных категорий медицинскими и фармацевтическим работниками, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 25.07.2011 N 808 квалификационная категория медицинского работника, присвоенная по результатам квалификационного экзамена, действительна в течение пяти лет со дня издания приказа о ее присвоении. Аналогичная норма содержалась в Положении о порядке получения квалификационных категорий специалистами, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации, утвержденного Приказом Минздрава РФ от 09.08.2001 N 314.
Доводы представителя ответчика о том, что такой порядок исчисления льготного стажа не предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 не может быть принят во внимание, поскольку противоречит правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении № 2-П от 29.01. 2004 года, в соответствии с которой изменения, вносимые в пенсионное законодательство, не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которое рассчитывал гражданин до введения в действие нового правого регулирования (независимо от того выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично).
При таких обстоятельствах требования истца о включении в специальный стаж периодов обучения на курсах повышения квалификации подлежат удовлетворению.
С учетом специального стажа, включенного ответчиком, и с учетом, спорных периодов, подлежащих исчислению, в том числе в льготном порядке, стаж работы истца по медицинской специальности составил более 30 лет, что свидетельствует о возникновении у нее права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с момента подачи такого заявления, а именно с <дата>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░: ░ <░░░░> ░░ <░░░░> ░░░░, <░░░░> ░░ <░░░░> ░░░░, ░ <░░░░> ░░ <░░░░> ░░░░, ░ <░░░░> ░░ <░░░░> ░░░░, ░ <░░░░> ░░ <░░░░> ░░░░, ░ <░░░░> ░░ <░░░░> ░░░░, ░ <░░░░> ░░ <░░░░> ░░░░, ░ <░░░░> ░░ <░░░░> ░░░░, ░ <░░░░> ░░ <░░░░> ░░░░, ░ <░░░░> ░░ <░░░░> ░░░░; ░ <░░░░> ░░ <░░░░> ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ <░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: