Дело № 2-924/2021

УИД 02RS0006-01-2021-001778-06

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Улаган

28 декабря 2021 года

Улаганский районный суд Республики Алтай в составе председательствующего Палагина А.В., при секретаре Тыпаевой Е.В., с участием представителя истца Кайгиной Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Долгова Петра Андреевича к Администрации МО «Улаганский район» о признании права состоять в очереди на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, возложении обязанности восстановить на учёте граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей,

УСТАНОВИЛ:

Долгов П.А. обратился в суд с иском к Администрации МО «Улаганский район», просил признать за ним право состоять в очереди на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», обязать Администрацию МО «Улаганский район» восстановить на учёте граждан выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с 31.01.2012 года по категории «инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства».

В обоснование исковых требований указано, что с 31.01.2012 года Долгов П.А. состоял на учёте граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «инвалиды» с составом семьи два человека, при этом супруга истца имела в собственности 1/5 долю в жилом помещении площадью 24,7 кв.м в г. Горно-Алтайске, о чём были представлены документы работнику Администрации МО «Улаганский район». С 2013 по 2019 г.г. Долгов П.А. проходил в районной администрации ежегодные перерегистрации как участник программы. Постановлением Администрации МО «Улаганский район» от 13.11.2019 года истца сняли с учёта граждан выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на основании подп. «д» п. 21 Постановления Правительства РФ от 10.12.2002 года № 879 в связи с наличием у супруги права собственности на 1/5 долю в жилом помещении площадью 24,7 кв.м в г. Горно-Алтайске, что составляет 4,94 кв.м, по 2,47 кв.м на каждого супруга. Данная площадь в жилом помещении, расположенном за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, менее учётной нормы, установленной в Улаганском районе в размере 11 кв.м на одного человека. В связи с чем истец считает, что не утратил нуждаемости в улучшении жилищных условий, недостоверных сведений при постановке на учёт не предоставлял, его материальное положение не изменилось, он имеет необходимый стаж, инвалидность, жильём за пределами Улаганского района не обеспечен.

В судебном заседании представитель истца, действующая на основании доверенности Кайгина Н.С., поддержала исковые требования по указанным в заявлении основаниям, уточнила, что просит о восстановлении на учёте Долгова П.А. с составом семьи один человек, пояснила, что при постановке в 2012 году на учёт в качестве гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Долгов П.А. отвечал всем требованиям ст. 1 Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», не имел в собственности жилья за пределами Улаганского района и не имеет в настоящее время. Право на 1/5 долю в жилом помещении в г. Горно-Алтайске супруга Долгова П.А. приобрела по безвозмездной сделке, по наследству от матери, что является личной собственностью одного из супругов. Долгов П.А. отвечал и отвечает в настоящее время всем требованиям закона, имеет необходимый стаж, инвалидность и без бывшей супруги имеет право на получение жилищной субсидии в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей.

Представитель ответчика Администрации МО «Улаганский район», действующая на основании доверенности Куюкова А.Б. возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что в 2012 году Долгов П.А. безосновательно был принят на учёт в качестве гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, поскольку семья Долговых имела жильё за пределами районов приравненных к Крайнему Северу, супруга Долгова П.А. имела в собственности долю в жилом помещении в г. Горно-Алтайске, в связи с чем Долгов П.А. обоснованно был снят с учёта в 2019 году, что в последующем было подтверждено судебными инстанциями.

Третье лицо Долгова Н.Ф. поддержала исковые требования, пояснила, что в ноябре 2021 года они с супругом Долговым П.А. развелись. 1/5 долю в жилом помещении по <адрес> она получила по наследству от матери, никогда там не проживала, поскольку это помещение очень старое, разрушено, и непригодно для проживания. Долгов П.А. имеет инвалидность, тяжело болеет, практически не встает, и по состоянию здоровья не сможет дождаться истечения пяти лет для новой постановки на очередь и получения субсидии.

Представитель третьего лица Минрегионразвития РА, действующая на основании доверенности Могильникова Е.Г. в письменном отзыве просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объёме, учесть наличие в совместной собственности супругов Долговых права на 1/5 долю в жилом помещении за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в <адрес>, площадью 24,7 кв.м, в связи с чем Долгов П.А. обоснованно был снят с учёта постановлением Администрации МО «Улаганский район» от 13.11.2019 года № 880. Также просила участь, что Долгов П.А. обратился в суд с исковым заявлением спустя один год после вынесения постановления Администрации МО «Улаганский район» от 13.11.2019 года № 880, тем самым пропустил предусмотренный ст. 219 КАС РФ трёхмесячный срок обращения в суд, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.

Надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела истец Долгов П.А., третьи лица Минрегионразвития РА, ФКУ «Объединенная дирекция» Минстроя России, их представители в судебное заседание не явились, документов подтверждающих уважительность причин своей неявки не представили, отложить рассмотрение дела не просили. В силу ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело при имеющейся явке.

Выслушав лиц, участвующих в деле, представителей, исследовав материалы дела, учетного дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Право и условия предоставления жилищных субсидий гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусмотрено нормами Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее также – Федеральный закон от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ).

Статьей 1 данного Федерального закона (в ред. Федерального закона от 17.07.2011 № 212-ФЗ, действовавшей на момент принятия истца на учёт и исключения из списка) установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, право на участие в программе обусловлено совокупностью следующих условий: местом жительства гражданина в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определенного трудового стажа, отсутствием жилья за пределами указанных районов. При этом количественный состав членов семьи не является одним из оснований дающим право на постановку на учёт как участника программы.

Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с указанным Федеральным законом установлен Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

В соответствии с п. 17 Постановления Правительства РФ от 10.12.2002 № 879, одновременно с постановкой на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируются списки по форме согласно приложению N 3, в том числе по категории «инвалиды I и II групп, инвалиды с детства».

Органы местного самоуправления, наделенные согласно пункту 3 настоящего Положения соответствующими полномочиями, ежегодно утверждают указанные в пункте 17 настоящего Положения списки и до 1 февраля направляют их заверенные копии в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 19 Положения).

Перечень оснований, по которым граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, предусмотрен п. 21 вышеприведенного Постановления Правительства РФ от 10.12.2002 № 879.

К данным основаниям, в частности, относятся: выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений; приобретение (строительство) жилых помещений в районах и местностях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.12.2017 № 1613), а также изменение других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.

По смыслу вышеуказанных норм, указанные основания для снятия граждан с учета призваны обеспечить соблюдение требований ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», согласно которой право на жилищную субсидию имеют граждане, которые наряду с прочими установленными законом условиями не имеют других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а снятие гражданина с учета граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в связи с приобретением (строительством) жилых помещений в районах и местностях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям производится с целью исключения случаев неосновательного обогащения при отсутствии документально подтвержденного права на получение мер государственной поддержки.

Из материалов дела следует и установлено судом, что 31.01.2012 года Долгов П.А. обратился с заявлением на имя председателя жилищной комиссии администрации МО «Улаганский район», в котором просил поставить его на учет граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. К заявлению Долгов П.А. приложил выписку из Единого государственного реестра недвижимости от 27.01.2012 года о наличии у его супруги Долговой Н.Ф. права общей совместной собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, и права общей долевой собственности (1/5 доли) на жилой дом, общей площадью 24,7 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>.

31.01.2012 года Долгов П.А. подал заявление на имя главы МО «Улаганский район» о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» с составом семьи из двух человек (Долгов П.А. и его супруга), указав, что он относится к категории «инвалиды I и II групп, инвалиды с детства».

Постановлением Администрации МО «Улаганский район» от 21.12.2012 года № 765 Долгов П.А. поставлен на учёт граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с 31.01.2012 года по категории «инвалиды».

На момент обращения с заявлением 31.01.2012 года Долгов П.А. имел трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях более 28 лет, инвалидность второй группы, что подтверждается сведениями из органов Пенсионного фонда РФ, справкой МСЭ.

Постановлением Администрации МО «Улаганский район» от 13.11.2019 года № 880 Долгов П.А. был снят с учета граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в соответствии с подп. «д» п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 879, по причине наличия у его супруги жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

29.04.2020 года апелляционным определением Верховного Суда Республики Алтай отменено решение Улаганского районного суда Республики Алтай от 27.01.2020 года, принято новое решение об отказе в иске Долгову П.А. к Администрации МО «Улаганский район» о признании постановления от 13.11.2019 года № 880 в части снятия с очереди Долгова П.А. незаконным, обязании восстановить Долгова П.А. на учёте граждан выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с 31.01.2012 года по категории «инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства» с составом семьи два человека.

10.09.2020 года определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции апелляционное определение Верховного Суда Республики Алтай от 29.04.2020 года оставлено без изменения.

10.11.2021 года брак Долгова П.А. и Долговой Н.Ф. прекращен на основании совместного заявления супругов, что подтверждается свидетельством о расторжении брака.

Лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что основанием для снятия Долгова П.А. с учета послужило наличие на момент регистрации и постановки на учёт у супруги истца - Долговой Н.Ф. в собственности 1/5 доли в жилом помещении, расположенном за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в <адрес>.

Действительно, в соответствии с подп. «д» п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879 (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.12.2017 № 1613), граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат в случае приобретения (строительства) жилых помещений в районах и местностях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.

Указанное основание для снятия граждан с учета призвано обеспечить соблюдение требований ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», регулирующей возникновение права гражданина на жилищную субсидию, которые наряду с прочими установленными законом условиями не имеют других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Из материалов дела следует, что на дату регистрации и постановки истца на учёт с 31.01.2021 года супруга Долгова П.А. – Долгова Н.Ф. имела право собственности на 1/5 долю в праве общей (долевой) собственности в жилом помещении за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по <адрес>, которое приобрела в порядке наследования после смерти ДД.ММ.ГГГГ своей матери ФИО2, на основании завещания от 15.08.1989 года и вступившего в законную силу решения Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 04.05.2010 года № 2-680/2010.

Давая оценку доводу представителя третьего лица - Минрегионразвития РА о наличии в совместной собственности супругов Долговых 1/5 доли в жилом помещении по <адрес>, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 1110 ГК РФ, при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.

В соответствии с п. 2 ст. 256 ГК РФ имущество, полученное одним из супругов во время брака в порядке наследования, является его собственностью.

Согласно ст. 36 СК РФ, имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью.

В этой связи суд находит необоснованным довод Минрегионразвития РА о праве общей (совместной) собственности супругов Долговых на 1/5 долю в жилом помещении в <адрес>.

Таким образом, суд приходит к выводу, что на дату подачи заявления о постановке на учёт в качестве гражданина, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья 31.01.2012 года, во время снятия с учёта 13.11.2019 года и в настоящее время, Долгов П.А. соответствовал и соответствует условиям для получения жилищной субсидии в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», поскольку не имел в собственности жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, проживал в указанных местностях, имея необходимый трудовой стаж и инвалидность.

В этой связи, Долгов П.А. не подпадает под действие подп. «д» п. 21 Положения, поскольку не имел и не имеет в собственности жилья, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, следовательно, не утратил права на участие в программе согласно основаниям возникновения права, установленным ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Суд отмечает, что при обращении в Администрацию МО «Улаганский район» с заявлением о постановке на учёт 31.01.2012 года Долговым П.А. не было представлено каких-либо недостоверных сведений, либо сокрыто обстоятельств, которые в будущем послужили основанием для снятия истца с учета граждан для получения жилищной субсидии. При этом орган, уполномоченный осуществлять регистрацию и учёт граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья – Администрация МО «Улаганский район», органы контроля, располагая данными сведениями, в течении семи лет не принимали какого-либо решения, связанного с наличием у супруги истца в собственности жилого помещения за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Эти обстоятельства давали истцу основания полагать о добросовестности его действий, связанных с учётом для получения жилищной субсидии и длительное время лишали оснований нового обращения, с учётом установленного ст. 53 ЖК РФ пятилетнего срока.

В этой связи суд приходит к выводу, что необоснованное включение бывшей супруги Долгова П.А. в число участников программы для получения жилищной субсидии не должно умалять право истца, отвечающего условиям ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ, на получение жилищной субсидии, поскольку как отмечалось выше, количественный состав членов семьи не является одним из оснований, дающим право на постановку на учёт как участника программы, а лишь определяет размер жилищной субсидии в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ.

Суд отклоняет довод представителя третьего лица - Минрегионразвития РА о пропуске Долговым П.А. предусмотренного ст. 219 КАС РФ трехмесячного срока обращения в суд, поскольку указанная норма не регулирует порядок обращения и рассмотрения судом споров о правах граждан на получение социальных выплат в порядке гражданского судопроизводства.

При этом суд приходит к выводу, что наличие вступившего в законную силу решения суда по гражданскому делу по иску Долгова П.А. о признании незаконным постановления Администрации МО «Улаганский район» от 13.11.2019 года № 880, восстановлении на учёте с даты первоначального обращения составом семьи из двух человек, не является основанием для прекращения производства по настоящему гражданскому делу на основании абз. 3 ст. 220 ГПК РФ, поскольку предмет спора указанных гражданских дел, не является тождественным.

Таким образом, судом установлена совокупность предусмотренных законом условий для применения положений ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», согласно которой Долгов П.А. в составе одного человека имеет право состоять в очереди на получение социальной выплаты в рамках Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по категории «инвалиды» с датой первоначальной постановки на учет 31.01.2012 года, сведений о реализации Долговым П.А. права на обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счёт федерального бюджета не представлено, что является основанием для удовлетворения исковых требований в полном объёме, возложении на уполномоченный орган обязанности восстановить Долгова П.А. на учёте граждан выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 25 ░░░░░░░ 2002 ░░░░ № 125-░░ «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░», ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ 31.01.2012 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ 1 ░ 2 ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 30.12.2021 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░.░. ░░░░░░░

2-924/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Долгов Петр Андреевич
Ответчики
администрация МО " Улаганский район"
Другие
Минрегионразвития РА
Кайгина Надежда Сергеевна
Долгова Нина Федоровна
Суд
Улаганский районный суд Республики Алтай
Судья
Палагин Александр Владимирович
Дело на сайте суда
ulagansky.ralt.sudrf.ru
22.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.10.2021Передача материалов судье
25.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.11.2021Судебное заседание
15.12.2021Судебное заседание
28.12.2021Судебное заседание
30.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее