Дело № 2а-120/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Березники 14 января 2019 года
Березниковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Крюгер М.В.,
при секретаре судебного заседания Кнышевой Л.А.,
с участием представителя административного истца Шальновой А.А., действующей на основании доверенности,
представителя административного ответчика Управления имущественных и земельных отношений администрации ..... – Шишкина Р.Н., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в ..... края административное дело по административному исковому заявлению Лыскова М.Ю. к Управлению имущественных и земельных отношений администрации ..... о признании незаконным решения об отказе,
у с т а н о в и л:
Административный истец Лысков М.Ю. обратился в суд с административными исковыми требованиями к Управлению имущественных и земельных отношений администрации ..... о признании незаконным решения об отказе. В обоснование иска указал, что ему на праве собственности с ..... принадлежит земельный участок по адресу: ....., ..... где расположен жилой дом. Право собственности истца на указанный земельный участок и жилой дом зарегистрированы в ЕГРП. Обратившись в Управление имущественных и земельных отношений администрации ..... с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в муниципальной собственности и земельного участка, находящегося в его частной собственности (.....), ..... получил письменный отказ. В отказе в заключении соглашения была указана причина -не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в п.4 ст.11.2Земельного кодекса РФ, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц. Также указано, что согласно информации ГУП ЦТИ земельный участок ..... обременен согласно договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома от ...... Считает данный отказ незаконным, поскольку в предоставленной информации ГУП «ЦТИ» ....., указано, что по адресу: ..... на объект недвижимости не было заведено инвентарное дело, а сам дом собственником не был зарегистрирован в должном порядке, более того дом снесен в ..... году, более того УИЗО на протяжении нескольких лет предоставляло указанный земельный участок в аренду по договору аренды для ведения огородничества Анопину А.В., в договоре указывало себя правообладателем. Кроме того, с ..... регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории ..... осуществляется Управлением Росреестра по ..... и информация, выданная ГУП «ЦТИ» ..... на сегодняшний день не актуальна. Пользователем данного участка был Емельянов В.К., который умер в ..... году. Согласно выписке Росреестра сведения о зарегистрированных правах отсутствуют. Просит признать отказ Управления имущественных и земельных отношений администрации ..... в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с Лысковым М.Ю. незаконным, обязать административного ответчика устранить допущенное нарушение его прав, свобод и законных интересов, заключив с ним соглашение о перераспределении земельного участка.
Административный истец Лысков М.Ю. в судебном заседании не участвовал, подал заявление о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя, на требованиях настаивает.
Представитель административного истца Шальнова А.А., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика - Управления имущественных и земельных отношений администрации ..... Шишкин Р.Н., действующий на основании доверенности, с административными исковыми требованиями не согласился по доводам, изложенным в возражениях, считает отказ законным и обоснованным, указал, что при выкупе Лысковым М.Ю. земельного участка по ..... недостатков в землепользовании (вклинивание, вкрапливание, изломанность границ и др.) выявлено не было. Считает, что у Лыскова М.Ю. имеется возможность приобрести в собственность земельный участок по ..... через процедуру проведения аукциона).
Заслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи (нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли сроки обращения в суд), возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 (соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения) и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу ч. 9 указанной статьи, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Судом установлено, что истцу на праве собственности принадлежит на основании договора № купли-продажи от ..... земельный участок по адресу: г.Березники, пер...... с кадастровым номером №, общей площадью ..... кв.м., который отнесен к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: занимаемый индивидуальным жилым домом и хозяйственными постройками, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ....., где расположен жилой дом, находящийся также на основании договора купли-продажи в собственности административного истца, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ..... (л.д. 6,7).
Административный истец обратился в УИЗО администрации ..... с заявлением о перераспределении принадлежащего ему земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка.
Решением от ..... № Вахрушеву В.С. в заключении соглашения отказано на основании п.9 ст.39.29 ЗК РФ в связи с тем, что не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в п.4 ст.11.2 ЗК РФ, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц.
Полагая данный отказ незаконным, административный истец обратился с настоящим административным иском.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, пояснения участников судебного заседания, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных административным истцом требований.
Из части 1 статьи 11.2 ЗК РФ следует, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 3).
По смыслу данной нормы из земельного участка, поставленного на кадастровый учет с определенным разрешительным использованием, может быть образован земельный участок только с тем же разрешенным использованием.
Согласно статье 11.7 Земельного кодекса РФ перераспределение земельных участков перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 (статьи 39.27 - 39.29) настоящего Кодекса.
Статья 39.1 ЗК РФ содержит перечень оснований возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Статья 39.27 Земельного Кодекса РФ предусматривает возможность перераспределения земельных участков.
В силу п. п. 2, 3 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В обобщенном виде перераспределение можно охарактеризовать как совокупность действий, направленных на преобразование смежных земельных участков, осуществляемых на основании соглашения между правообладателями данных объектов, в результате которых образуются один или несколько других смежных земельных участков, но с иными индивидуализирующими признаками (площадью, границами).
Анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что перераспределение земель является способом образования земельных участков, но не отнесено законодателем к самостоятельным основаниям для предоставления земельного участка и не заменяет порядка и оснований их предоставления.
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (пункт 1 статьи 39.29 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 ЗК РФ.
Согласно пункту 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
В соответствии с п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии, помимо прочего, хотя бы одного из следующих оснований: не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в п.4 ст.11.2 ЗК РФ, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц.
В судебном заседании было установлено, что отказ в заключении соглашения обусловлен тем обстоятельством, что земельный участок по адресу: ..... ..... обременен правами землепользователя – Емельянова В.К., которому указанный земельный участок предоставлен в бессрочное пользование по договору от ..... под строительство индивидуального жилого дома.
Вместе с тем, отказ по данному основанию нельзя признать законным и обоснованным, исходя из следующего.
Как установлено в судебном заседании, Емельянов В.К. умер ....., что подтверждается актом о смерти №. Сведения об имеющемся на данном участке объекте недвижимости отсутствуют, ранее расположенное домовладение снесено в ....., что указано в справке БФ ГБУ «ЦТИ ПК» от ......
Кроме того, Управление имущественных и земельных отношений администрации ..... предоставляло испрашиваемый земельный участок в аренду по договору аренды для ведения огородничества Анопину А.В., что не оспаривал в судебном заседании представитель административного ответчика.
На иные основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков административным ответчиком в письме от ..... не указано.
Учитывая вышеизложенное, оспариваемый отказ Управления имущественных и земельных отношений администрации ..... нельзя признать законным и обоснованным.
Оспариваемый отказ нарушает права истца на перераспределение принадлежащего ему земельного участка.
Административным ответчиком не представлено доказательств обоснованности оспариваемого отказа и его соответствия нормативно-правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Таким образом, учитывая, что оспариваемый отказ не соответствует требованиям законодательства, нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, он не может быть признан законным, в связи с чем, требование Лыскова М.Ю. о признании отказа незаконным подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление Лыскова М.Ю. к Управлению имущественных и земельных отношений администрации ..... о признании незаконным отказа, удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления имущественных и земельных отношений администрации ..... от ..... № в заключении соглашения о перераспределении земельных участков с Лысковым М.Ю..
Обязать Управление имущественных и земельных отношений администрации ..... края устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов Лыскова М.Ю..
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме (.....).
Судья (подпись) М.В. Крюгер
Копия верна. Судья