Судья: Виноградова М.В. Дело №33-1517
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
«20» июля 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
Председательствующего: Болонкиной И.В.,
Судей: Ивановой О.А., Жукова И.П.,
при секретаре: Стакиной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Сусанинского муниципального района Суманеевой ФИО23 на решение Буйского районного суда Костромской области от 21 апреля 2016 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора Сусанинского района Костромской области, заявленные в интересах Розмахова ФИО24.
На администрацию Сусанинского района Костромской области возложена обязанность предоставить Розмахову ФИО25 на основании договора найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда Сусанинского муниципального района Костромской области с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории Сусанинского муниципального района, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Сусанинского муниципального района Костромской области.
Заслушав доклад судьи Болонкиной И.В., выслушав прокурора Рылову Т.В., которая полагает, что не имеется оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор Сусанинского района Костромской области обратился в суд с иском в
интересах Розмахова В.К. к администрации Сусанинского района Костромской области о предоставлении специализированного жилого помещения. Исковые требования мотивированы тем, что Розмахов В.К., 17.07.1989 года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отец Розмахов К.И. умер 02 марта 2005 года, мать Розмахова Л.И. умерла 12 февраля 2006 года. На основании постановления главы администрации Сусанинского муниципального района от 29 мая 2006 года №305 за Розмаховым В.К. и его сестрой Розмаховой Г.К. было закреплено жилое помещение по адресу: п.Сусанино, ул.Ленина, д.36, где они проживали совместно с родителями. Розмахов В.К. до настоящего времени и с момента приобретения статуса ребенка-сироты не состоял на каком-либо учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, поскольку указанное постановление о закреплении за ним жилой площади не было отменено, жилое помещение не признавалось непригодным для проживания. Вместе с тем, данное жилое помещение, закрепленное за Розмаховым В.К., после реконструкции, в результате которой дом разделен на две квартиры, в 2008 году предоставлено по договорам социального найма двум другим семьям, одна из квартир в 2010 году приватизирована. На основании путевки от 13 октября 2006 года Розмахов В.К. был направлен в Первомайский детский дом - интернат, затем в ОГБУ «Сусанинский психоневрологический интернат», где проживал до 01 декабря 2015 года. В соответствии с информацией, предоставленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Костромской области, за Розмаховым В.К. права на недвижимое имущество не зарегистрированы. Жилое помещение по договору социального найма на территории Сусанинского района Розмахову В.К. не предоставлялось. Прокурор просил возложить обязанность на администрацию Сусанинского района Костромской области предоставить Розмахову В.К. на основании договора найма специализированного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда Сусанинского муниципального района, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории Сусанинского муниципального района, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Сусанинского муниципального района Костромской области.
В качестве третьих лиц в рассмотрении дела участвовали департамент по труду и социальной защите населения Костромской области, департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, департамент финансов Костромской области, департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области, администрация городского поселения п.Сусанино Сусанинского района Костромской области, администрация Костромской области, ОГБУ «Сусанинский психоневрологический интернат», ГКУ «Первомайский детский дом-интернат для умственно отсталых детей».
По делу постановлено вышеуказанное решение об удовлетворении исковых требований прокурора.
В апелляционной жалобе представитель администрации Сусанинского муниципального района по доверенности Суманеева Е.А. просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Выражает несогласие с выводом суда о признании уважительными причины пропуска Розмаховым В.К. срока постановки на учет лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Указывает, что истец своевременно до достижения им возраста 23 лет не встал на учет и не был включен в список лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Розмахов В.К. является дееспособным лицом, поэтому полагает ошибочным вывод суда о том, что психическое состояние здоровья истца не позволяет ему в полной мере осуществить свои жилищные права без посторонней помощи. Указывает на наличие оснований для предоставления Розмахову В.К. жилого помещения только на основании договора социального найма, ссылаясь на то, что на основании постановления главы городского поселения п.Сусанино от 17.09.2007г. №76 принято решение предоставить истцу квартиру в доме 30 по ул.Маркса, п.Сусанино, который (дом) в 2008 году был признан непригодным для проживания и подлежащим сносу. После признания дома непригодным для проживания и подлежащим сносу за Розмаховым В.К. жилое помещение не закреплялось, договор социального найма не заключался, несмотря на то, что истцу на момент признания дома непригодным для проживания, исполнилось 18 лет.
В возражениях относительно апелляционной жалобы помощник прокурора Сусанинского района Окунева К.В. просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Разрешая возникший спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и, руководствуясь статьёй 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред.Федерального закона от 29.02.2012г. №15-ФЗ), статьёй 4 Федерального закона от 29.02.2012 года №15-ФЗ, статьями 1, 5, 9 Закона Костромской области №620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» (в редакции Закона Костромской области от 25.12.2015 года №45-6-ЗКО), пришел к выводу о том, что Розмахов В.К. должен быть обеспечен жильем на территории Сусанинского муниципального района Костромской области, а обязанность по предоставлению ему жилого помещения лежит на администрации Сусанинского района Костромской области.
Данный вывод основан на материалах дела, подробно мотивирован судом с приведением положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, основания для признания его неправильным отсутствуют.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Розмахов В.К., 17.07.1989 года рождения, является лицом из числа детей-сирот, что не оспаривалось ответчиком в ходе судебного разбирательства.
Отец Розмахов К.И. умер 02 марта 2005 года, мать Розмахова Л.И. умерла 12 февраля 2006 года.
13 октября 2006 года Розмахов В.К. был определен в ГКУ «Первомайский дом-интернат для умственно отсталых детей».
Постановлением главы администрации Сусанинского муниципального района от 29 мая 2006 года №305 за Розмаховым В.К., и его сестрой Розмаховой Г.К. было сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, в котором они проживали до смерти матери. Данное постановление не отменялось, жилое помещение непригодным для проживания не признавалось.
В связи с тем, что указанное жилое помещение пострадало от пожара Розмахову В.К., Розмаховой О.К., Розмахову Н.К. постановлением главы п.Сусанино Сусанинского района Костромской области от 17 сентября 2007 года № было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>, которое впоследствии признано непригодным для проживания.
Жилое помещение по адресу: <адрес>, закрепленное за Розмаховым В.К., после реконструкции, в результате которой дом был разделен на две квартиры, в 2008 году предоставлено по договорам социального найма двум другим семьям, одна из квартир в 2010 году приватизирована.
Иного помещения Розмахову В.К. не предоставлялось.
Установлено, что с февраля 2006 года до 25 декабря 2006 года Розмахов В.К. проживал в ОГУ «Сусанинский СРЦ для несовершеннолетних», с 25 декабря 2006 года по 01 августа 2012 года в ГКУ «Первомайский детский дом-интернат для умственно отсталых детей», с 01 августа 2012 года по 07 августа 2014 года в ОГКУ «Первомайский психоневрологический интернат», с 07 августа 2014 года до 01 декабря 2015 года в ОГБУ «Сусанинский психоневрологический интернат».
Согласно справке ОГБУ «Сусанинский психоневрологический интернат» от 09 ноября 2015 года Розмахов В.К. может проживать самостоятельно и 01 декабря 2015 года он был снят с регистрационного учета по месту нахождения в ОГБУ «Сусанинский психоневрологический интернат».
На день рассмотрения дела в суде Розмахов В.К. регистрации по месту жительства не имеет, зарегистрирован по месту пребывания в жилом помещении по адресу: <адрес> на срок с 01.12.2015г. по 01.12.2016г., которое принадлежит на праве собственности Смеловым.
По сведениям Управления Росреестра по Костромской области, ГП КО «Костромаоблкадастр - Областное БТИ» прав на объекты недвижимого имущества за Розмаховым В.К. не зарегистрировано, как и не зарегистрировано за родителями истца.
Таким образом, из материалов дела усматривается, что Розмахов В.К. жилым помещением не обеспечен.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 года, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (абз.2 п.1 ст.8).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз.3 п.1 ст.8).
Статьей 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что действие вышеприведенных положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 01 января 2013 года).
Поскольку Розмахов В.К. жилым помещением не обеспечен, в связи с чем, суд пришёл к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора о предоставлении Розмахову В.К. жилого помещения.
Довод апелляционной жалобы о том, что истец своевременно до достижения им возраста 23 лет не встал на учет и не был включен в список лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, не может являться поводом к отмене решения суда.
Дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 г. №159-ФЗ, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет. Следовательно, до достижения возраста 23 лет лица указанной категории граждан в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
Судом установлено, что истец своевременно, до достижения 23 лет не встал на учет и не был включен в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Вместе с тем, отсутствие Розмахова В.К. на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении его исковых требований, как правильно указал суд.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Розмахов В.К. является инвалидом с детства, ему установлена вторая группа инвалидности с 21 мая 2007 года бессрочно (л.д.98-99). На основании рекомендации государственного учреждения- Костромская областная психолого-медико-педагогическая консультация от 21.06.2006г. несовершеннолетний Розмахов В.К. был направлен в дом- интернат системы социальной защиты для глубоко умственно отсталых детей. Впоследствии Розмахов В.К. с 25 декабря 2006 года по 01 августа 2012 года проживал в ГКУ «Первомайский детский дом-интернат для умственно отсталых детей», с 01 августа 2012 года по 07 августа 2014 года в ОГКУ «Первомайский психоневрологический интернат», с 07 августа 2014 года до 01 декабря 2015 года в ОГБУ «Сусанинский психоневрологический интернат».
Согласно заключению амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы Костромской областной психиатрической больницы №611 от 25 апреля 2007 года Розмахов В.К. обнаруживает признаки хронического психического расстройства в форме врожденной умственной отсталости (олигофрении) в степени умеренной дебильности (л.д.215-223, 227, 231).
Суд, учитывая данные обстоятельства, состояние здоровья истца, которое не позволило ему полноценно защитить свои права, проживание по медицинским показаниям до декабря 2015 года в государственных учреждениях, пришел к правильному выводу об уважительности причины несвоевременного обращения истца для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо, относившееся к категории детей-сирот.
Оснований не согласиться с данным выводом суда у судебной коллегии не имеется, в связи с чем, довод апелляционной жалобы о том, что истец не подлежит обеспечению жилым помещением по причине достижения им возраста 23 лет, является не состоятельным.
Довод апелляционной жалобы о том, что Розмахову В.К. жилое помещение должно быть предоставлено только на основании договора социального найма, также является не состоятельным.
В обосновании данного довода жалобы апеллянт ссылается на то обстоятельство, что на основании постановления главы муниципального образования городского поселения поселок Сусанино от 17.09.2007г. №76 принято решение предоставить Розмахову В.К., Розмаховой О.К. и Розмахову Н.К. <адрес> (л.д.11). Заключением межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы администрации муниципального образования городское поселение поселок Сусанино от 22.11.2006г. №61, жилые помещения в доме №30 по ул.К.Маркса в пос.Сусанино признаны не пригодными для проживания, многоквартирный дом признан аварийным и подлежащий сносу в связи с физическим износом.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, договор социального найма на <адрес> в <адрес> был заключен только с Розмаховой О.К. С Розмаховым В.К. такой договор не заключался и данное жилое помещение за ним не закреплялось.
С учетом изложенного не имеется оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Буйского районного суда Костромской области от 21 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Сусанинского муниципального района Суманеевой Е.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: