Решение по делу № 2а-493/2021 от 27.11.2020

Дело № 2а-493/2021 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Гурьевск 19 февраля 2021 г.

Гурьевский районный суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Коноваловой О.Ч.,

при помощнике судьи Александровой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу к законному представителю несовершеннолетнего Балаяна Арсена Владимировича - Кузнецовой Ольге Станиславовне о взыскании земельного налога за 2018 г., пени, налога на имущество за 2016-2018 г.г. и пени,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу, в лице начальника инспекции Шоха О.Н., действующей на основании приказа № , обратился в суд с указанным выше административным иском к административному ответчику Кузнецовой О.С., являющейся законным представителем несовершеннолетнего Балаяна А.В., в котором просит восстановить пропущенный процессуальный срок для обращения в суд с настоящим административным иском, а также в судебном порядке взыскать с законного представителя несовершеннолетнего Балаяна А.В. – Кузнецовой О.С. недоимку по земельному налогу за 2018 г. в сумме 25 770.00 рублей, пени в сумме 94.07 рублей, недоимку по налогу на имущество за 2018, 2017, 2016 гг. в сумме 27 778.00 рублей и пени в сумме 101.40 рублей.

В обоснование заявленных административных исковых требований Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу ссылается на то, что Балаян А.в., ДД.ММ.ГГ года рождения, на основании ст. 400, 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) является налогоплательщиком земельного налога, налога на имущество в качестве собственника имущества.

В соответствии с п. 1 ст. 26 НК РФ несовершеннолетний налогоплательщик участвует в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и спорах, через законного представителя.

На основании сведений, представленных отделом записи актов гражданского состояния г<данные изъяты> от 08.11.2019, Кузнецова О.С. является законным представителем несовершеннолетнего Балаяна А.В., которому с 10.05.2016 на праве собственности принадлежит 4/15 доли земельного участка с кадастровым номером: расположенного по адресу: <адрес >

В отношении указанного выше земельного участка административному ответчику через личный кабинет было направлено налоговое уведомление № от 04.07.2019 со сроком исполнения не позднее 02.12.2019.

В связи с неисполненной обязанностью по уплате налога на основании статьи 75 НК РФ налоговым органом начислены пени по состоянию на 20.12.2019 в размере 94.07 рублей и административному ответчику направлено требование об уплате сумм налога и пени от 20.12.2019 № 31368 со сроком исполнения до 21.01.2020. Однако, налогоплательщиком данное требование также исполнено не было.

Также Балаяну А.В. на праве собственности принадлежит 4/15 доли недвижимого имущества, имеющего кадастровый номер: , расположенного по адресу: <адрес >

Административному ответчику через личный кабинет было направлено налоговое уведомление № от 04.07.2019 об уплате налога на имущество за 2018 г. в размере 12 813.00 рублей, за 2017 г. с учётом перерасчёта в размере 9 318.00 рублей и 5 647.00 рублей со сроком исполнения не позднее 02.12.2019. В связи с неисполненной обязанностью по уплате налога на основании статьи 75 НК РФ налоговым органом начислены пени по состоянию на 20.12.2019 в размере 101.40 рублей, в т.ч. 20.62 рублей за 2016 г. год, 34.01 рублей за 2017 г., 47.77 рублей за 2018 г.

Кроме того, налоговый орган обращался к мировому судье 1-го судебного участка Гурьевского судебного района Калининградской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Балаяна А.В., в лице его законного представителя Кузнецовой О.С. земельного налога за 2018 г., налога на имущество за 2016-2018 гг. и пени за несвоевременную уплату, однако 10.11.2020 мировым судьей было вынесено определение о возращении заявления по основаниям, предусмотренным пп. 3 п. 3 ст. 134 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ).

В обоснование ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения с настоящим административным иском в суд, налоговый орган ссылается на то, что руководствуясь положениями пункта 2, пункта 3 статьи 48 НК РФ Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу 06.03.2020 заказным письмом по реестру почтовых отправлений передала в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №10 по Калининградской области (далее по тексту - МИФНС № 10 по Калининградской области) заявление и материалы дела в отношении Кузнецовой О.С., законного представителя Балаяна А.В. с целью обращения к мировому судье по месту регистрации.

Однако, МИФНС № 10 по Калининградской области не были приняты меры по взысканию обязательных платежей и санкций, в связи с чем налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание обязательных платежей и санкций.

Определением мирового судьи от 10.11.2020 заявление возвращено в налоговый орган по основаниям, предусмотренным подпунктом 3 пункта 3 статьи 123.4 КАС РФ, с указанием на пропуск налоговым органом срока, установленного пунктом 2 статьи 48 НК РФ.

Ссылаясь на положения, предусмотренные ч. 1 ст. 95 КАС РФ, административный истец указывает на то, что инспекцией своевременно приняты меры по взысканию в принудительном порядке неуплаченных сумм задолженности в отношении налогоплательщика, а пропуск процессуального срока обусловлен отсутствием сведений об исполнении МИФНС № 10 по Калининградской области поручения по направлению заявления мировому судье.

Административный истец, руководствуясь положениями, предусмотренными ст.ст. 23, 48, 75, 356-363 НК РФ, ст.ст. 286, п. 3 ст. 291, ст. 96 КАС РФ, просит в судебном порядке разрешить данный административный спор.

Уведомленные надлежащим образом представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу, а равно как административный ответчик Кузнецова О.С. и Балаян А.В. в судебное заседание не явились.

При указанных выше обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть данное административное дело в отсутствие представителя административного истца Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу и административного ответчика Балаяна А.В. и его законного представителя Кузнецовой О.С.

Исследовав материалы административного дела, обозрев материал № 7307/2020 г. мирового судьи первого судебного участка Гурьевского судебного района Калининградской области, собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями, установленными ст. 84 КАС РФ, суд находит административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 57 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Статьей 45 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно ч. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

В соответствии с п. 1 ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Часть 4 статьи 397 НК РФ гласит о том, что налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Из представленных налоговому органу сведений следует, что несовершеннолетнему Балаяну А.В. с 10.05.2016 на праве собственности принадлежат 4/15 доли земельного участка с кадастровым номером: расположенного по адресу: <адрес > и 4/15 доли недвижимого имущества, имеющего кадастровый номер: , расположенного по адресу: <адрес >

На основании ч. 1 ст. 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ.

В силу ч. 1 ст. 28 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны.

Из сообщения отдела ЗАГС г. <данные изъяты> службы ЗАГС Ямало-Ненецкого автономного округа Балаян А.В. родился ДД.ММ.ГГ в г<данные изъяты> автономного округа и его матерью является Кузнецова О.В., ДД.ММ.ГГ года рождения.

Согласно материалам административного дела налоговым органом в личный кабинет налогоплательщика Балаяна А.В. было направлено налоговое уведомление № от 04.07.2019.

Как следует из данного уведомления налогоплательщику Балаяну А.В. в срок до 02.12.2019 следовало оплатить земельный налог за 2018 г. в размере 25 770.00 рублей, а также налог на имущество физических лиц в размере 12 813.00 рублей, 5 647.00 рублей и 9 318.00 рублей (в общей сумме 30 758.00 рублей).

20.12.2019 в адрес налогоплательщика Балаяна А.В. направлялось налоговое требование № , в соответствии с которым Балаяну А.В. надлежало в срок до 21.01.2020 уплатить задолженность по налогам в размере 53 548.00 рублей и пени в размере 195.47 рублей.

Из материалов дела не следует, что указанное выше налоговое требование налогоплательщиком добровольно в установленный законом срок было исполнено.

Поскольку в добровольном порядке налогоплательщик не исполнил в установленный законом срок обязанность по уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу через почтовое отделение связи 02.11.2020 направила в мировому судье первого судебного участка Гурьевского судебного района Калининградской области заявление о вынесении в отношении должника Балаяна А.В. в лице его законного представителя Кузнецовой О.С. судебного приказа о взыскании пени по налогам, которое поступило в распоряжение мирового судьи 10.11.2020.

Определением мирового судьи первого судебного участка Гурьевского судебного района Калининградской области от 10.11.2020 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу было отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа по основаниям, предусмотренным ст. 123.4 КАС РФ, в связи с тем, что срок обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа истек 21.07.2020.

В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Пункт 2 статьи 48 НК РФ гласит о том, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В силу абзаца 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Так, из требования № 31368 от 20.12.2019 следует, что Балаяну А.В. налоговым органом был установлен срок для его исполнения, в том числе по уплате пени, до 21.01.2020.

Однако, с заявление о вынесении судебного приказа Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу направила мировому судье первого судебного участка Гурьевского судебного района Калининградской области 02.11.2020, в то время, как срок обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа истекал 21.07.2020.

В такой ситуации, суд не находит уважительных причин для восстановления налоговому органу пропущенного процессуального срока предъявления настоящего административного иска в суд, исходя из того, что у налогового органа не имелось объективных препятствий для своевременного обращения к мировому судье с указанным выше заявлением о вынесении судебного приказа.

При этом, доказательств наличия уважительных причин пропуска срока для обращения в суд с указанным выше заявлением, бесспорно препятствовавших обращению в суд в установленный законом срок, административным истцом суду не представлено.

Следует также отметить, что административный истец является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, ему должны быть известны не только правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, но предусмотренные законом сроки.

Кроме того, установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08 февраля 2007 г. N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

В данном же случае объективных причин, препятствующих своевременному обращению административного истца в суд за судебной защитой, не установлено.

Само по себе направление административным истцом 04.03.2020 заявления о вынесении судебного приказа в МИ ФНС № 10 по Калининградской области, которое носило рекомендательный характер, не относится к объективным причинам, препятствующим своевременному обращению административного истца в суд за судебной защитой.

Следует также обратить внимание на то, что административным истцом не представлены допустимые и достоверные доказательства, подтверждающие получение МИ ФНС № 10 по Калининградской области указанного выше обращения.

При этом, отсутствие со стороны административного истца должного контроля по вопросу исполнения МИ ФНС № 10 по Калининградской области указанного выше поручения, также не относится к уважительным причинам пропуска установленного законом срока, учитывая, в том числе и то, что указанные выше обстоятельства ни коим образом не лишали административного истца самостоятельно обратиться с соответствующим заявлением к мировому судье в отсутствии сведений об исполнении поручения.

Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки. Однако каких-либо обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено.

Более того, своевременность подачи заявления о вынесении судебного приказа, а затем и административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

Поскольку доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено, оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине, у суда не имеется.

Надлежит обратить внимание на то, что внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу административного искового заявления, не могут также рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска такого срока. Об этом также указано в абз. 3 п. 60 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 г. N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Частью 5 ст. 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

При таких обстоятельствах, применительно к положениям, предусмотренным ч. 8 ст. 219 КАС РФ, суд отказывает в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу к законному представителю несовершеннолетнего Балаяна А.В. - Кузнецовой О.С. о взыскании земельного налога за 2018 г., пени, налога на имущество за 2016-2018 г.г. и пени, в связи с пропуском административным истцом процессуального срока для обращения в суд с административным иском и отсутствием оснований для его восстановления.

На основании изложенного выше и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу к законному представителю несовершеннолетнего Балаяна Арсена Владимировича - Кузнецовой Ольге Станиславовне о взыскании земельного налога за 2018 г., пени, налога на имущество за 2016-2018 г.г. и пени, в связи с пропуском административным истцом процессуального срока для обращения в суд с административным иском – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Гурьевский районный суд Калининградской области в течение одного месяца со дня изготовления председательствующим мотивированного решения.

Мотивированное решение суда изготовлено председательствующим по делу 01 марта 2021 г.

Председательствующий:                   О.Ч. Коновалова

2а-493/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу
Ответчики
Кузнецова Ольга Станиславовна
Суд
Гурьевский районный суд Калининградской области
Судья
Коновалова Оксана Чеславовна
Дело на странице суда
gurievsky.kln.sudrf.ru
27.11.2020Регистрация административного искового заявления
01.12.2020Передача материалов судье
01.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
01.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.12.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.01.2021Предварительное судебное заседание
19.02.2021Судебное заседание
01.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.04.2021Дело оформлено
19.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее