№2а-1128/2017
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 ноября 2017 года город Симферополь
Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:председательствующего - судьи Кучеренко Н.В.,
при секретаре – Оплачко А.Е.,
с участием представителя истца - прокурора Ширяева П.А.,
и представителей ответчиков – Голубевой О.А., Левикова А.В., Колонтай С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Прокурора Советского района Республики Крым в интересах неопределённого круга лиц к Совету министров Республики Крым, Государственному комитету ветеринарии Республики Крым, Администрации Некрасовского сельского поселения Советского района Республики Крым, Администрации Чапаевского сельского поселения Советского района Республики Крым о признании незаконным бездействия, об обязанности совершить определённые действия, заинтересованные лица Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Администрация Советского района Республики Крым, Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу Федерального значения Севастополю,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Прокурор Советского района Республики Крым в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с административным иском к административному ответчику о признании незаконным бездействия, об обязанности совершить определённые действия.
Исковые требования мотивированы тем, что Прокуратурой Советского района на основании поступившей информации Государственного комитета ветеринарии РК об имеющихся на территории Советского района РК скотомогильниках проведена проверка исполнения федерального законодательства об охране окружающей среды при содержании скотомогильников. Проверкой установлено, что на территории Советского района Республики Крым расположено два сибиреязвенных скотомогильника: скотомогильник, расположенный на территории Чапаевского сельского поселения на расстоянии около 1200 м. от с. Хлебное, площадью 15 кв.м., в котором захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1992 году, а также скотомогильник, расположенный на территории Некрасовского сельского поселения на расстоянии около 5000 м. от с. Октябрьское, площадью 20 кв.м., в котором захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1958 году. Данной проверкой с привлечением специалиста Государственного комитета ветеринарии Республики Крым, выявлены нарушения законодательства об охране окружающей среды, а именно: ветеринарно-санитарных правил, что обследованные скотомогильники подлежат восстановлению и приведению в соответствие с п.5.6 ч.5, п.6.7 ч.6 Ветеринарно-санитарными правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995г. №13-7-2/469, зарегистрированных в Минюсте РФ 05.01.1996г. №1005, а именно: территорию скотомогильников необходимо огородить, с внутренней стороны ограждения выкопать траншею глубиной 0,8-1,4 м. и шириной не менее 1,5 м., восстановить насыпь на скотомогильниках с высотой кургана не менее 0,5 м над поверхностью земли, а также в соответствие с п.4.1. ч.4. ветеринарных и санитарных правил «3.1. Профилактика инфекционных болезней. Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. 6. Сибирская язва. Санитарные правила СП 3.1.089-96. Ветеринарные правила ВП 13.3.1320- 96», утвержденных Госкомсанэпиднадзором РФ 31.05.1996 №11 Минсельхозпродом РФ 18.06.1996 № 23 - необходимо обозначить табличкой с надписью «сибирская язва».
Указанные сибиреязвенные скотомогильники на учет в качестве муниципального имущества, либо имущества Республики Крым - не поставлены, однако, расположены на землях государственной собственности Республики Крым. Таким образом, указанные скотомогильники являются бесхозяйными, находятся в неудовлетворительном ветеринарно-санитарном состоянии.
Прокурор указывает, что в нарушение требований пп.49 п.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 35 Закона Республики Крым от 29.05.2014г. №5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым», Постановлений Главного государственного санитарного врача РФ, ответчиком Советом министров РК допущено бездействие в части непринятия мер по предупреждению болезней, общих для человека и животных, а также по предупреждению эпидемий путем обустройства скотомогильника в соответствие с вышеуказанными правилами, чем нарушены интересы неопределенного круга лиц, так как нахождение на территории Советского района необустроенных в соответствии с действующими ветеринарными - правилами сибиреязвенных скотомогильников может вызвать вспышку сибирской язвы - опасной болезни, общей для человека и животных.
В связи с чем, обращаясь в суд, с учетом окончательного уточнения исковых требований, прокурор просит суд признать бездействие Совета министров РК в части неприятия мер по предупреждению болезней, общих для человека и животных, а также по предупреждению эпидемий путем обустройства скотомогильника, расположенного на территории Чапаевского сельского поселения Советского района РК на расстоянии около 1200 м. от с. Хлебное, площадью 15 кв.м., в котором захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1992 году (ветеринарно-санитарная карточка №1), а также скотомогильника, расположенного на территории Некрасовского сельского поселения Советского района РК на расстоянии около 5000 м. от с. Октябрьское площадью 20 кв.м., в котором захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1958 году (ветеринарно-санитарная карточка №2) в соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4.12.1995г. №13-7-2/469 незаконным; обязать Совет министров РК принять меры по предупреждению болезней, общих для человека и животных, а также по предупреждению эпидемий путем обустройства скотомогильника, расположенного на территории Чапаевского сельского поселения Советского, района Республики Крым на расстоянии около 1200 м. от с. Хлебное, площадью 15 кв.м., в котором захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1992 году (ветеринарно-санитарная карточка №1), а также скотомогильника, расположенного на территории Некрасовского сельского поселения Советского района Республики Крым на расстоянии около 5000 м. от с. Октябрьское площадью 20 кв.м., в котором захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1958 году (ветеринарно-санитарная карточка № 2) в соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4.12.1995г. № 13-7-2/469; установить срок исполнения решения суда до 01.01.2018г.
Определениями суда от 19.04.2017г., 12.07.2017г., в качестве соответчиков по делу привлечены Государственный комитет ветеринарии Республики Крым, Администрации Некрасовского сельского поселения Советского района Республики Крым, Администрация Чапаевского сельского поселения Советского района Республики Крым
Определениями суда от 19.04.2017г., 17.05.2017г., 14.08.2017г. в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Администрация Советского района Республики Крым, Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу Федерального значения Севастополю.
Представитель административного истца - прокурор Ширяев П.А. в судебном заседании иск поддержал, просил его удовлетворить на основании вышеизложенного.
Представитель административного ответчика Совета министров РК по доверенности – Голубева О.А. в судебном заседании иск не признала, считая его необоснованным, просила отказать в его удовлетворении.
Представители административного ответчика Государственного комитета ветеринарии РК по доверенности - Левиков А.В., Колонтай С.А. в судебном заседании иск не признали, считая его необоснованным, просили отказать в его удовлетворении.
Представители ответчиков Администрации Некрасовского сельского поселения Советского района Республики Крым, Администрации Чапаевского сельского поселения в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, направили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представители заинтересованных лиц Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Администрация Советского района Республики Крым в судебное заседание не явились, согласно поступившим заявлениям, просили рассмотреть дело в их отсутствие, от Министерства поступили письменные возражения, согласно которым считали заявленный иск необоснованным.
Представитель заинтересованного лица Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу Федерального значения Севастополю в судебное заседание не явился, ранее представил письменные пояснения, согласно которым считали заявленный иск подлежащим удовлетворению.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы административного дела и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, приходит к выводу, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат, по следующим основаниям.
Судом установлено, что на основании поступившей в прокуратуру Советского района Республики Крым информации от ответчика Государственного комитета ветеринарии Республики Крым от 24.10.2016г. об имеющихся на территории Советского района Республики Крым скотомогильниках (л.д. 11), проведена проверка исполнения федерального законодательства об охране окружающей среды при содержании скотомогильников.
Так, согласно справки Главного государственного ветеринарного инспектора Советского района №04-08/2-39 от 30.01.2017г., проверкой соблюдения природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при содержании скотомогильников, проведённой совместно с прокуратурой Советского района, установлено, что на территории Советского района Республики Крым расположено два сибиреязвенных скотомогильника: скотомогильник, расположенный на территории Чапаевского сельского поселения на расстоянии около 1200 м. от с. Хлебное, площадью 15 кв.м., в котором захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1992 году; скотомогильник, расположенный на территории Некрасовского сельского поселения на расстоянии около 5000 м. от с. Октябрьское площадью 20 кв.м., в котором захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1958 году. Вокруг скотомогильника ограждение, ров, земляной вал, опознавательные знаки отсутствуют. Вывод: обследованные скотомогильники подлежат восстановлению и приведению в соответствие с п.5.6 ч.5, п.6.7 ч.6 Ветеринарно-санитарными правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04 декабря 1995 года №13-7-2/469, зарегистрированных в Минюсте РФ 05 января 1996 года №1005, а именно: территорию скотомогильников необходимо огородить, с внутренней стороны ограждения выкопать траншею глубиной 0,8-1,4 м. и шириной не менее 1,5 м., восстановить насыпь на скотомогильниках с высотой кургана не менее 0,5 м. над поверхностью земли, а также в соответствие с п.4.1. ч.4. ветеринарных и санитарных правил «3.1. Профилактика инфекционных болезней. Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. 6. Сибирская язва. Санитарные правила СП 3.1.089-96. Ветеринарные правила ВП 13.3.1320- 96», утвержденных Госкомсанэпиднадзором РФ 31.05.1996№11, Минсельхозпродом РФ 18.06.1996 №23, необходимо обозначить табличкой с надписью «сибирская язва» (л.д. 28-29).
По информации Администрации Некрасовского сельского поселения Советского района №949 от 14.11.2016г. и Администрации Чапаевского сельского поселения Советского района №1596 от 14.11.2016г., скотомогильники на балансе данных органов не состоят, в реестр недвижимого имущества не включены (л.д. 23, 26).
Вместе с тем, согласно сообщению Министерства имущественных и земельных отношений РК от 25.11.2016г., вышеуказанные сибиреязвенные скотомогильники в Реестре имущества Республики Крым – также не значатся (л.д. 27).
Отказывая в удовлетворении иска, суд выходит из необоснованности заявленных исковых требований, на основании следующего.
В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст.8 Федерального Закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», закрепляется право граждан на благополучную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с п.2 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
На территории Российской Федерации сбор, утилизация и уничтожение биологических отходов регулируются Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 №13-7-2/469.
Согласно пунктам 1.5.-1.6. данных Правил, биологические отходы утилизируют путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием или в исключительных случаях захоранивают в специально отведенных местах. Места, отведенные для захоронения биологических отходов (скотомогильники), должны иметь одну или несколько биотермических ям.
В соответствии с пунктом 5.1., 5.9 Правил, выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы проводят органы местной администрации по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора. Приемку построенного скотомогильника (биотермической ямы) проводят с обязательным участием представителей государственного ветеринарного и санитарного надзора с составлением акта приемки.
В силу п.6.10. Правил, ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящими Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.
В соответствии с п. 7.1 СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические правила, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.05.2010 №56, организация мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения безопасности сибиреязвенных захоронений: проводят работы по содержанию в надлежащем санитарном состоянии сибиреязвенных скотомогильников, биотермических ям, отдельных старых захоронений животных, павших от сибирской язвы: устанавливают ограждения по всему периметру, исключающие случайный доступ людей и животных, формируют по всему внутреннему периметру канавы и обозначают их предупреждающими табличками с надписью «сибирская язва»; принимают меры по обеззараживанию почвы в местах с достоверно установленными границами захоронений трупов животных, павших от сибирской язвы; обеспечивают контроль за недопущением использования территорий, находящихся в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника, для проведения какой-либо хозяйственной деятельности (организации пастбищ, пашни, огородов, водопоев, работ, связанных с выемкой и перемещением грунта, строительства жилых, общественных, промышленных или сельскохозяйственных зданий и сооружений).
Согласно п.1.4. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.12.2014 №81 «Об усилении мероприятий, направленных на профилактику сибирской язвы в Российской Федерации», в целях, обеспечения санитарной охраны территории Российской Федерации и эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации в соответствии со ст.51 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населении», органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано организовать обустройство сибиреязвенных скотомогильников в соответствии с требованиями действующих ветеринарно-санитарных правил.
В соответствии с п. 1.3 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 12.12.2016 №180 «О дополнительных мероприятиях, направленных на профилактику сибирской язвы в Российской Федерации», органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано уточнить в I квартале 2017 года перечень сибиреязвенных скотомогильников, мест захоронения трупов сибиреязвенных животных, биотермических ям с определением их географических координат и хозяйственной принадлежности, определение балансодержателей сибиреязвенных скотомогильников, и принять меры по их обустройству в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных правил в максимально короткие сроки.
В силу пп. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Согласно п.5 ч.3 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности муниципальных районов может находиться имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
Обращаясь в суд с административным иском, прокурор ссылался на бездействие административного ответчика Совета министров РК в части непринятия мер по предупреждению болезней, общих для человека и животных, а также по предупреждению эпидемий путем благоустройства вышеуказанных скотомогильников.
Вместе с тем, в соответствии со ст.81 Конституции Республики Крым, Совет Министров Республики Крым является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым.
В силу ст.83 Конституции Республики Крым, Совет министров Республики Крым управляет и распоряжается собственностью Республики Крым в соответствии с законами Республики Крым, а также управляет федеральной собственностью, переданной Республике Крым в управление в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч.3 ст.2 Закона Республики Крым от 08.08.2014 №46-ЗРК «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым», Совет министров Республики Крым в сфере управления и распоряжения имуществом Республики Крым: управляет и распоряжается имуществом Республики Крым в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Крым, а также управляет федеральной собственностью, переданной Республике Крым в управление в соответствии с федеральным законодательством; издает в пределах своих полномочий постановления и распоряжения по вопросам управления и распоряжения имуществом Республики Крым; осуществляет функции и полномочия собственника имущества Республики Крым в порядке и пределах, определенных федеральным законодательством, настоящим Законом и законодательством Республики Крым; принимает решения об учреждении, реорганизации и ликвидации предприятий и учреждений, утверждает их уставы; принимает решения о закреплении имущества Республики Крым на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за предприятиями и учреждениями, за исключением случаев, установленных п.9 ч.2 и п.18 ч.4 настоящей статьи и др.
Согласно ст.35 Закона Республики Крым от 29.05.2014 №5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым», Совет министров Республики Крым в сфере природопользования и охраны окружающей среды, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: участвует в проведении единой федеральной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; организует и контролирует деятельность по рациональному использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов, развитию минерально-сырьевой базы Республики Крым, улучшению состояния и защите окружающей среды; принимает меры по защите прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия населения, предотвращению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.
В силу п.2 ч.2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен гл. 22 названного кодекса.
Пунктами 3 и 4 ч.9 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено, что 29.07.2016г. поручением заместителя Председателя Совета министров РК – председателем Республиканской чрезвычайной противоэпизоотической комиссии Янаки Н. за №1/0133/3436 в п.№4,5, главам районных (городских) администраций было поручено провести внеочередные заседания чрезвычайных противоэпизоотических комиссий по вопросу недопущения возникновения и распространения африканской чумы свиней и сибирской язвы, а также сформировать группы под руководством заместителя главы администрации, курирующего вопросы сельского хозяйства, совместно с представителями государственной ветеринарной службы по мониторингу, ревизии сибиреязвенных захоронений с определением точных координат расположения вышеуказанных объектов.
Кроме того, 04.08.2016г. на заседании Республиканской чрезвычайной противоэпизоотической комиссии, согласно протоколу №31, принято решение поручить органам местного самоуправления муниципальных образований совместно с государственной ветеринарной службой на местах провести мониторинг и ревизию сибиреязвенных захоронений, с определением точных координат расположения вышеуказанных объектов. Главным государственным ветеринарным инспекторам районов и городов, Государственным бюджетным учреждениям Республики Крым районные и городские ветеринарные лечебно-профилактические центры, Государственному бюджетному учреждению Республики Крым, Республиканский ветеринарный лечебно-профилактический центр» контролировать проведение работ по ограждению и содержанию в надлежащем санитарном состоянии скотомогильников, мест сибиреязвенных ям.
Именно во исполнение данного поручения на основании актуализированной информации, предоставленной органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым, установлено 13 сибиреязвенных захоронений на территории Республики Крым. При этом, как усматривается из материалов дела, в Советском районе Республики Крым по результатам проверок от 25.08.2016г. установлено наличие двух вышеуказанных скотомогильников, на них заведены соответствующие ветеринарно-санитарные карточки (л.д. 14-15, 16, 17-18). И данные сведения с копиями соответствующих документов и направлены в адрес прокуратуры Советского района Республики Крым 24.10.2016г. (л.д. 11-12) со ссылкой на их получение во исполнение вышеуказанного поручения заместителя председателя Совета министров Республики Крым. Более того, в этом письме ответчик Государственный комитет ветеринарии Республики Крым просит прокуратуру Советского района Республики Крым содействовать в проведении проверок скотомогильников (биотермических ям), ввиду изменений в федеральном законодательстве, поскольку подведомственные органу управления ветеринарией субъекта Российской Федерации учреждения не наделены правом проведения проверок.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 12.12.2016 №180 «О дополнительных мероприятиях, направленных на профилактику сибирской язвы в Российской Федерации», органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано в I квартале 2017 года уточнить перечень сибиреязвенных скотомогильников, мест захоронения трупов сибиреязвенных животных, биотермических ям с определением их географических координат и хозяйственной принадлежности, определение балансодержателей сибиреязвенных скотомогильников, и принять меры по их обустройству в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных правил в максимально короткие сроки.
При этом, суд учитывает, что настоящий иск предъявлен прокурором в суд уже в середине февраля 2017 года, тогда как на этот момент вышеуказанный рекомендованный и установленный Главным государственным санитарным врачом срок для проведения вышеуказанных мероприятий ещё не истёк. Более того, обращаясь с настоящим иском в суд, истцом не истребована и не изучена соответствующая информация, имеющаяся у ответчика Совета министров Республики Крым принятия мер по данному вопросу.
Также, в ходе рассмотрения настоящего дела ответчиком Советом министров Республики Крым суду представлен протокол №34/17 от 22.08.2017г. заседания Республиканской чрезвычайной противоэпизоотической комиссии, на котором рассматривался вопрос «Об организации мероприятий по профилактике сибирской язвы на территории Республики Крым», по результатам рассмотрения которой принят ряд решений, в частности: рекомендовать главам органов местного самоуправления муниципальных образований проанализировать ситуацию по наличию сибиреязвенных захоронений животных на соответствующих территориях и взять на учет стационарно неблагополучные по сибирской язве пункты; рекомендовать главам органов местного самоуправления муниципальных образований, в т.ч., Некрасовского, Чапаевского сельских поселений Советского района провести обустройство скотомогильников в соответствии с ветеринарно-санитарными требованиями; Республиканской чрезвычайной противоэпизоотической комиссии обратиться к Главе Республики Крым с проектом поручения органам муниципальных образований, на территории которых расположены сибиреязвенные скотомогильники, об организации работы по благоустройству сибиреязвенных скотомогильников; рекомендовать Министерству финансов Республики Крым рассмотреть возможность выделения дополнительного финансирования бюджетам сельских поселений, на территории которых расположены сибиреязвенные скотомогильники, на их благоустройство.
Также суду предоставлена копия протокола заседания чрезвычайной противоэпизоотической комиссии при Администрации Советского района Республики Крым от 25.08.2017г. за №11, согласно которому, Главам администраций Некрасовского и Чапаевского сельских поселений Советского района рекомендовано провести обустройство скотомогильников в соответствии с ветеринарно-санитарными требованиями.
При этом, суд считает необходимым отметить, что соответствующие ветеринарно-санитарные карточки на вышеуказанные скотомогильники с изложением указаний по устранению выявленных недостатков по обустройству ещё в августе 2016 года вручены именно главам администраций Некрасовского и Чапаевского сельских поселений Советского района.
Таким образом, с учетом предоставленных суду ответчиками Советом министров Республики Крым и Государственным комитетом ветеринарии Республики Крым документами, исследованными в судебном заседании, суд приходит к выводу об отсутствии бездействия данных ответчиков в части приятия мер по предупреждению болезней, общих для человека и животных, а также по предупреждению эпидемий путем обустройства скотомогильников, при этом, как на момент обращения с настоящим иском суд, так и на момент разрешения дела по существу.
Ссылки стороны истца на то, что предоставленные ответчиками документы не являются доказательством принятия необходимых мер по обустройству скотомогильников, поскольку принятие таких мер не относится по закону к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований, а также, что скотомогильники находятся на землях государственной собственности, суд считает несостоятельными. Так, во-первых, такие действия и решения ответчика Совета министров Республики Крым незаконными не признаны и никем не оспорены, во-вторых, как указало Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в своем ответе от 05.10.2016г. (л.д. 10): в связи с отсутствием картографического материала с указанием местоположения сибиреязвенных захоронений, установить их точное местоположение, и, собственников (пользователей) земельных участков не представляется возможным. Более того, иск предъявлен прокурором в порядке КАС РФ, а не ГПК РФ, т.е. к Совету министров Республики Крым не как к собственнику недвижимого имущества с предусмотренными и возложенными на него гражданским законодательством обязанностями собственника имущества, а к публичному образованию с властными полномочиями.
При этом, необходимо отметить, что фактически, исходя из содержания заявленных исковых требований, речь идёт о необходимости принятия ответчиком Советом министров Республики Крым мер «физического» характера, т.е. по непосредственному обустройству скотомогильников: «огородить территорию, выкопать траншею, восстановить насыпь, обозначить табличкой». Однако, ответчик Совет министров Республики Крым, является высшим органом исполнительной власти, который действует в соответствии с предусмотренными полномочиями: издает постановления, распоряжения, поручения, принимает решения и т.д., т.е. к его ведению относится принятие мер именно организационного характера. Более того, следует отметить, что обустройство скотомогильников, как усматривается, из заявленных исковых требований, указанные в иске меры по обустройству скотомогильников требуют соответствующих финансовых затрат, в т.ч., по приобретению соответствующих материалов, их приведению в точное соответствие с установленными нормами и правилами, их доставка и установление в соответствующем месте. Ответчик Совет министров Республики Крым вышеуказанным решением поручил рассмотреть вопрос о выделении соответствующих денежных средств для этой цели. При этом, нельзя не отметить, что обустройство скотомогильников, как установлено судом, является результатом принятия комплексных мер ряда органов во взаимодействии, в т.ч. с региональным управлением Роспотребнадзора, осуществляющим контроль за соблюдением санитарных правил, которые, как установлено, в данном случае, также не соблюдены, программа по приведению скотомогильников в соответствие с данными правилами - отсутствует, и т.д.
Кроме того, является общеизвестным тот факт, что в состав Российской Федерации Республика Крым вошла только 18.03.2014г., в связи с чем, в Крыму достаточно длительный период времени действовал переходный период, принимался ряд мер по интегрированию в правовую систему Российской Федерации, и, как выявилось, существует проблема правового статуса сибиреязвенных скотомогильников, что подтверждается письмом члена Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, представителя от исполнительного органа государственной власти Республики Крым Ковитиди О.Ф. от 20.06.2017г. в адрес Главы Республики Крым Аксенова С.В. о том, что на пленарном заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации озвучен данный вопрос, в частности, предложено законодательно определить единый федеральный орган исполнительной власти, ответственный за обустройство скотомогильников, и решить вопрос о принятии сибиреязвенных скотомогильников в федеральную собственность, по результатам чего дано поручение Комитету Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию учесть представленные предложения.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, ответчики Совет министров РК, Государственный комитет ветеринарии Республики Крым, представили суду достаточные доказательства принятия мер, в рамках предоставленных им полномочий, направленных на обустройство вышеуказанных скотомогильников: проводился мониторинг сибиреязвенных захоронений, приняты поручения по обустройству скотомогильников, т.е., имело место выполнение комплекса мер. Доводы стороны истца о недостаточности таких мер не могут являться предметом рассмотрения в рамках настоящего спора, учитывая, что доказательств несоответствия уже приятых мер, предусмотренным законом с учетом предоставленных ответчикам полномочий, суду представлено, стороной истца не приведено, и предметом спора является именно бездействие, а не оспаривание решения или действий.
В связи с чем, суд отказывает в удовлетворении исковых требований в части признания незаконным бездействия по неприятию мер по предупреждению болезней, общих для человека и животных, а также по предупреждению эпидемий путем обустройства скотомогильников, в т.ч. к привлечённым судом в качестве соответчиков Администрациям, учитывая, что сторона истца самостоятельных требований к ним не предъявила, настаивала на рассмотрении требований по бездействию исключительно к Совету министров Республики Крым. Кроме того, непосредственное обустройство скотомогильников рекомендовано главам Администраций уже в ходе рассмотрения дела.
Остальные исковые требования в части возложения обязанности, удовлетворению не подлежат, поскольку являются фактически дополнительными к главному, направлены исключительно на устранение нарушений закона в виде бездействия, в удовлетворении которого отказано.
Что касается соблюдения предусмотренного процессуальным законом срока обращения в суд с настоящим иском, то суд приходит к выводу, что данный срок не пропущен, учитывая требование о признании бездействия незаконным, являющимся длящимся, и выявления такого факта истцом, как он указал, только по результатам проведённой проверки в январе 2017 года.
В соответствии со ст.ст. 111, 112, 114 КАС РФ, в связи с отказом в удовлетворении иска, судебные расходы по делу взысканию с ответчика не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 14, 45, 38, 62, 64, 95, 150, 175-180, 219 КАС Российской Федерации, суд, -
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Прокурора Советского района Республики Крым в интересах неопределённого круга лиц к Совету министров Республики Крым, Государственному комитету ветеринарии Республики Крым, Администрации Некрасовского сельского поселения Советского района Республики Крым, Администрации Чапаевского сельского поселения Советского района Республики Крым о признании незаконным бездействия, об обязанности совершить определённые действия - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Н.В. Кучеренко
Решение суда принято в окончательной форме 17 ноября 2017 года.