Решение по делу № 2а-2358/2021 от 05.04.2021

Дело № 2а-2358/2021

УИД 21RS0023-01-2021-002365-70

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 мая 2021 года г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары в составе председательствующего судьи Сидоровой И. Н., при секретаре судебного заседания Васильевой А. Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Министерству образования и молодежной политики Чувашской Республики, министру образования и молодежной политики Чувашской Республики ФИО1 о признания бездействия незаконным,

установил:

Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» обратилось в суд с административным иском к Министерству образования и молодежной политики Чувашской Республики, министру образования и молодежной политики Чувашской Республики ФИО1 о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении срока принятия решения на предложение организатора добровольческой деятельности о взаимодействии в части организации добровольческой деятельности и запроса о предоставлении порядка взаимодействия (письмо ----- от дата), указав в обоснование требований, что решение на предложение заявителя до истечения предусмотренного специальной нормой срока не принято, что повлекло нарушение прав, свобод и законных интересов как детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в получении благотворительной помощи, так и благотворителей и добровольцев г. Москвы в своей уставной добровольческой деятельности. Административный ответчик не запрашивал и дополнительную информацию у организатора добровольческой деятельности в соответствии с п. 3 Общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями.

Представитель административного истца, извещенный о месте и времени надлежащим образом, на судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия.

Представитель административного ответчика Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики ФИО3 на судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела без ее участия, письменный отзыв на административный иск, из которого следует, что ответ на обращение направлен в установленный срок, никаких соглашений о взаимодействии с административным истцом Министерством в соответствии с Общими требованиями к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями, утв. Постановлением Правительства РФ от дата -----, не заключалось, Министерством порядок взаимодействия с организатором добровольческой деятельности, добровольческой организацией не утверждался. Предложения, содержащиеся в Перечне поручений по итогам заседаний Государственного совета, утв. Президентом Российской Федерации от 16.01.2019 № Пр-38ГС, на которые ссылается административный истец, носят рекомендательный характер и в перечень поручений органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации не включены. Действующее законодательство не возлагает на Министерство обязанность осуществлять деятельность исключительно в формах, предлагаемых заявителем. Несогласие административного истца с содержанием ответа не может означать нарушения прав заявителя по результатам рассмотрения его обращения.

Министр образования и молодежной политики Чувашской Республики ФИО1 извещена о месте и времени, на судебное заседание не явилась.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Статьей 33 Конституции РФ закреплено, что граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Конституционному праву граждан обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления корреспондирует соответствующая обязанность органов государственной власти и местного самоуправления рассматривать обращения и давать на них ответы по существу

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон), определяющим порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Право гражданина получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением предусмотренных законом случаев, закреплено пунктом 3 статьи 5 названного закона.

Частью 1 статьи 9 названного Федерального закона установлено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Порядок рассмотрения обращения установлен статьей 10 Федерального закона № 59-ФЗ от 02.05.2006, согласно которой государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 этого Федерального закона (п. 1, п. 4 части 1, часть 3 указанной статьи).

Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме. Кроме того, на поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу обращение, содержащее предложение, заявление или жалобу, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц, в частности на обращение, в котором обжалуется судебное решение, вынесенное в отношении неопределенного круга лиц, ответ, в том числе с разъяснением порядка обжалования судебного решения, может быть размещен с соблюдением требований части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона на официальном сайте данных государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (ч. 4 ст. 10 Федерального Закона № 59-ФЗ от 02.05.2006).

Положениями статьи 12 Федерального закона № 59-ФЗ предусмотрено общее правило о рассмотрении поступивших обращений в тридцатидневный срок. При этом в ряде случаев допускается продление срока рассмотрения обращения.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В случае, если это предусмотрено федеральным законом, общественное объединение вправе обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы всех членов этого общественного объединения, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 ст. 226 КАС РФ - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ лицо, обращающееся с требованием, должно доказать нарушение его субъективного права или законного интереса и возможность восстановления этого права избранным способом защиты. При этом целью обращения лица, право которого нарушено, в суд является восстановление нарушенного права этого лица.

Согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, часть 3 статьи 55 Конституции РФ).

Из системного толкования положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ следует, что обращение заинтересованного лица об оспаривании действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц подается в суд в целях восстановления его нарушенных прав и свобод.

По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ, является наличие двух условий - если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. При этом обязанность по доказыванию наличия обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, процессуальным законом возложена на самого административного истца.

Отсутствие одного из указанных условий исключает возможность удовлетворения заявленных требований.

Судом установлено, что дата организатор добровольческой деятельности Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» обратился к органу государственной власти - Министерству образования и молодежной политики Чувашской Республики с предложением о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности, в обращении содержалась информация о проведении вебинара «Военный заем 1942-1945» на безвозмездной основе продолжительностью 2 академических часа и предложение направить Порядок взаимодействия, проект Соглашения о взаимодействии. Как подтверждает административный ответчик, обращение зарегистрировано в системе электронного документооборота дата вх. -----. Обращение содержит, в том числе, указание на почтовый адрес заявителя.

Постановлением Правительства РФ от дата ----- утверждены Общие требования к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями. В соответствии с пунктом 3 Общих требований орган государственной власти, орган местного самоуправления, учреждение и (или) организация по результатам рассмотрения предложения в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня его поступления, принимают одно из следующих решений: о принятии предложения; об отказе в принятии предложения с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения. Срок рассмотрения предложения может быть увеличен на 10 рабочих дней в случае, если необходимо запросить дополнительную информацию у организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации.

В соответствии с пунктом 4 Общих требований орган государственной власти, орган местного самоуправления, учреждение и (или) организация информируют организатора добровольческой деятельности, добровольческую организацию о принятом решении почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» в соответствии со способом направления предложения в срок, не превышающий 7 рабочих дней со дня истечения срока рассмотрения предложения.

Незаконным может быть признано бездействие в случае, когда соответствующее лицо в силу возложенных на него обязанностей должно осуществлять определенные действия.

Суду представлена копия ответа и.о. министра от дата исх. ----- в адрес Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» с указанием почтового адреса заявителя (административного истца), данного по результатам рассмотрения поступившего предложения; список внутренних почтовых отправлений от дата в подтверждение направления указанного ответа заявителю с данными о почтовом идентификаторе. Согласно отчету об отслеживании по почтовому идентификатору письмо вручено адресату дата.

Из письменного ответа следует, что заявителю сообщено, что письмо о проведении вебинара направлено в органы местного самоуправления, в ведении которых находятся общеобразовательные организации Чувашской Республики, а также БУ Чувашской Республики ДПО «Чувашский республиканский институт образования» для определения взаимодействия при проведении вебинара. Обращено внимание, что образовательная организация самостоятельно принимает решение по внедрению новых образовательных технологий, в т.ч. проведению каких-либо дополнительных уроков в данной организации.

Таким образом, сроки рассмотрения обращения (предложения) и принятия решения соблюдены, ответ заявителю был направлен почтовым отправлением, запрета на использование которого в соответствии с изложенными выше нормативными положениями не имеется, при этом ответ получен административным истцом еще до обращения с данным административным иском в суд. Само по себе не направление ответа в электронном виде на адрес электронной почты заявителя при направлении его почтовым отправлением в рассматриваемом споре не свидетельствует о бездействии административного ответчика и с учетом вручения указанного ответа не привело к нарушению прав и законных интересов административного истца, доказательств обратного суду не представлено.

На основании п. «ж» ч.1 ст.1 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» одним из принципов деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации является самостоятельное осуществление последними принадлежащих им полномочий.

Постановление Правительства РФ от 28.11.2018 № 1425 предусматривает право органов государственной власти субъектов Российской Федерации принимать предложения от добровольческой организации или отказывать в принятии данных предложений.

Кроме того, в силу предоставленной ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательным организациям самостоятельности в осуществлении образовательной и научной деятельности, решение вопросов о проведении каких-либо мероприятий для обучающихся относится к исключительной компетенции образовательных организаций.

Анализ содержания ответа Министерства позволяет сделать вывод о том, что он не противоречит указанному Порядку взаимодействия органов государственной власти с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями, дан в рамках компетенции Министерства. Действующее законодательство не возлагает на Министерство обязанность осуществлять взаимодействие исключительно в формах, предлагаемых заявителем. Несогласие административного истца с содержанием ответа не может означать нарушения прав заявителя по результатам рассмотрения его предложения, о непринятии решения не свидетельствует.

Решение вопроса о признании незаконным действий (бездействия) должностного лица имеет своей целью именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение о возложении обязанности на административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

При установленных судом обстоятельствах оснований для выводов о нарушении прав, свобод и законных интересов административного истца не имеется. Правовые основания для удовлетворения административного иска отсутствуют.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Министерству образования и молодежной политики Чувашской Республики, министру образования и молодежной политики Чувашской Республики ФИО1 о признания незаконным бездействия, выразившегося в нарушении сроков принятия решения на предложение организатора добровольческой деятельности – отказать.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и обязанностях которых был разрешен, в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Председательствующий судья И. Н. Сидорова

Мотивированное решение составлено 31 мая 2021 года.

2а-2358/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Организатор добровольческой деятельности Благотворительное региональное молодежное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" Королев Юрис Вагизович
Ответчики
Министр образования и молодежной политики Чувашской Республики Салаева Алла Леонидовна
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики
Суд
Ленинский районный суд г. Чебоксары
Судья
Сидорова Ирина Николаевна
Дело на странице суда
leninsky.chv.sudrf.ru
05.04.2021Регистрация административного искового заявления
05.04.2021Передача материалов судье
08.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
08.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.05.2021Судебное заседание
28.05.2021Судебное заседание
31.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее