Решение по делу № 2-435/2023 (2-3898/2022;) от 10.10.2022

Дело № 2-435/2023

УИД: 21RS0023-01-2022-005887-93

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 апреля 2023 года                                г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Котеевой Н.Н., с участием представителя прокуратуры Чувашской Республики, Генеральной прокуратуры Российской Федерации – Власовой Ю.М., ответчика Гавриловой В.В., представителя ответчика Гавриловой В.В. - Евреевой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокуратуры Чувашской Республики к Гавриловой Вере Владимировне, Гаврилову Александру Сергеевичу, Матвеевой Алене Петровне о расторжении договора найма служебного жилого помещения, о признании утратившими право пользования жилым помещением и о выселении без предоставления другого жилого помещения; по встречному иску Гавриловой Веры Владимировны к Прокуратуре Чувашской Республики, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма,

установил:

Прокуратура Чувашской Республики обратилась в суд с иском к Гавриловой В.В., Гаврилову А.С., Матвеевой А.П. о расторжении договора найма служебного жилого помещения от дата на квартиру № ----- дома № ----- адрес, о признании их утратившими право пользования данным жилым помещением и о выселении без предоставления другого жилого помещения, указав в нем, что спорное жилое помещение отнесено к объектам федеральной собственности, прокуратура Чувашской Республики владеет им на праве оперативного управления. На основании распоряжения Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом от дата ----- названное жилое помещение, указывает истец, включено в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебному жилому фонду. Совместно с Гавриловой В.В. в указанное жилое помещение вселись: ее супруг – ФИО10, дочь - Матвеева А.П. и сын - Гаврилов А.С. В последующем супруг Гавриловой В.В. умер. Приказом Прокурора Чувашской Республики от дата Гаврилова В.В. освобождена от занимаемой должности и уволена из органов прокуратуры с дата по собственному желанию в связи с выходом на пенсию по выслуге лет (п.3 ч.1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации). Названное обстоятельство, по мнению истца, свидетельствует о наличии оснований для расторжения с Гавриловой В.В. договора найма служебного жилого помещения и для выселения со всеми членами семьи из спорной квартиры по правилам ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Гаврилова В.В. обратилась со встречным иском к Прокуратуре Чувашской Республики, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области о признании за ней и членами ее семьи права пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма. Встречный иск мотивирован тем, что спорное жилое помещение было предоставлено ей в порядке улучшения жилищных условий, что следует из протокола заседания жилищной комиссии от дата, решение о предоставлении данной квартиры в качестве служебной, не принималось. Находясь в служебном подчинении, указывает ответчик, она была вынуждена той же датой заключить договор найма служебного жилого помещения, при этом о статусе данной квартиры она в бесспорном порядке не была извещена. Право собственности на спорное жилое помещение зарегистрировано дата, т.е. позднее даты заключения спорного договора и на тот момент решение об отнесении данной квартиры к служебному жилому фонду принято не было. В связи с чем, полагает ответчица, с ней был заключен договор социального найма. По мнению ответчицы, Прокуратура Чувашской Республики, при заключении договора с ней вышла за рамки своих полномочий, допустив тем самым нарушение требований ст.10 Гражданского кодекса Российской Федерации. К специализированному фонду спорное жилое помещение в установленном законом порядке было отнесено только в дата году. При этом, полагает ответчик, отнесение жилых помещений, занятых на условиях договора социального найма, к специализированному жилищному фонду законом запрещено.

В судебном заседании представитель Прокуратуры Чувашской Республики и Генеральной прокуратуры Российской Федерации первоначальный иск поддержал по изложенным в нем основаниям, и вновь привел их суду, встречный иск не признал, по основаниям, указанным в письменном отзыве на встречный иск.

Гаврилова В.В. в судебном заседании встречный иск поддержала, в удовлетворении первоначального иска просила отказать, ссылаясь на изложенные во встречном исковом заявлении основания, пояснив также, что до предоставления жилого помещения по адрес она со своей семьей проживала в жилом доме № ----- по адрес и была поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении, проживая по данному адресу. Право собственности на жилой дом за ней не зарегистрировано, зарегистрировано право собственности на земельный участок. Данный дом постройки дата года в установленном порядке непригодным для проживания не признан, но в нем она проживать не может. Ее дочь, после приватизации и продажи квартиры по адрес приобрела на праве собственности жилое помещение в ------.

Представитель ответчика в судебном заседании требования своего доверителя поддержал, пояснив суду, что жилой дом № ----- по адрес не подлежал учету при определении общей площади жилого помещения при предоставлении квартиры в адрес, т.к. расположен в иной местности. В связи с чем, Гаврилова В.В. и члены ее семьи не были обеспечены жильем по установленным нормам. Из очереди нуждающихся в сельской администрации Гаврилова В.В. не была исключена, в настоящее время ------ входит в муниципальный городской округ г. Чебоксары.

От Матвеевой А.П. и Гаврилова А.С. в адрес суда поступили заявления о разрешении данного спора без их участия.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание также не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, относящихся к общепризнанным принципам и нормам международного права и согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе, и, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

Учитывая, что все участвующие в деле лица были своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в суде и им была обеспечена реальная возможность явиться к месту судебного разбирательства вовремя, суд рассматривает их неявку волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав. Указанное обстоятельство, по мнению суда, не может служить препятствием для рассмотрения судом дела по существу (ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, далее - ГПК РФ).

Выслушав пояснения участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации, далее - ЖК РФ).

Согласно ч.3 ст. 19 ЖК РФ в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:

- жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

- специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

- индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;

- жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (ч. 2 ст. 92 ЖК РФ).

Предусмотренный жилищным законодательством специальный правовой режим служебной жилой площади, выражающийся в особенностях предоставления и пользования ею, ее особое функциональное назначение, предполагающее заселение служебного жилого помещения определенным кругом работников, а также ее соответствующее территориальное расположение являются факторами, определяющими, по общему правилу, невозможность сохранения права пользования им при прекращении трудовых отношений с предприятием, учреждением или организацией, предоставившими такое жилое помещение.

Так, в соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Действительно, использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 90 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 42.

Вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным), решается, в силу статьи 5 Закона РФ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.

Так, после 1 марта 2005 года основанием заключения договора найма конкретного специализированного жилого помещения, дающего право на вселение и проживание в жилом помещении, является, согласно статье 99 ЖК РФ, решение собственника такого жилого помещения или действующего от его имени уполномоченного органа государственной власти или уполномоченного органа местного самоуправления либо иного уполномоченного им лица о предоставлении гражданину, не обеспеченному жилым помещением в соответствующем населенном пункте, специализированного жилого помещения. Типовые договоры найма специализированных жилых помещений утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 42.

Пункт 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду не допускает отнесение к специализированному жилищному фонду жилых помещений, предоставленных в установленном порядке в пользование граждан (на основании договоров социального найма, найма, аренды), а также имеющих иные обременения прав на это имущество. Данное ограничение направлено на защиту жилищных прав, возникших у граждан или организаций по основаниям, предусмотренным законом, и не противоречит жилищному законодательству.

Согласно п. 12 названных Правил, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом с учетом требований, установленных настоящими Правилами.

Как видно из материалов дела, квартира № ----- дома № ----- адрес является собственностью Российской Федерации и передана в оперативное управление прокуратуры Чувашской Республики. По своему правовому статусу данная жилая площадь не была отнесена к фонду социального использования, а рассматривалась собственником в качестве предмета договора найма, заключаемого с лицом, проходившим службу в органах прокуратуры, на период этой службы, что следует из совокупности установленных по делу обстоятельств, т.е. спорное жилое помещение предоставлялось ответчику Гавриловой В.В. на период службы. Из материалов дела также не следует, что имелись иные обременения прав на указанную квартиру.

Вопреки утверждениям ответчика, действующая система нормативно-правового регулирования по вопросу жилищного обеспечения сотрудников прокуратуры, свидетельствует о том, что без наличия оснований для предоставления жилого помещения по договору социального найма и без соблюдения правил о порядке предоставления жилого помещения по такому договору, жилое помещение по месту прохождения службы может быть предоставлено только во временное пользование, ограниченное, как правило, периодом прохождения службы.

В соответствии с ч. 3 ст. 92 ЖК РФ, специализированные жилые помещения (в том числе служебные жилые помещения - п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ) не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным разделом IV ЖК РФ.

При этом понуждение собственника (владельца) жилищного фонда к передаче специализированных жилых помещений в собственность граждан или иной фонд недопустимо, поскольку согласно ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Судом установлено, что Гаврилова В.В. проходила службу в органах прокуратуры Чувашской Республики с дата. Приказом прокурора Чувашской Республики от дата была освобождена от занимаемой должности и уволена из органов прокуратуры с дата по собственному желанию в связи с выходом на пенсию по выслуге лет, общий стаж ее работы в органах прокуратуры на дату увольнения составлял ------, что подтверждается справкой от дата------, л.д. ------).

Из материалов дела также следует, что в период прохождения службы в прокуратуре Чебоксарского района Чувашской Республики ей, как сотруднику прокуратуры, проживающей на тот момент в доме № ----- по адрес, и состоящей в списке очередников под номером -----, на основании постановления главы ------ ----- от дата во внеочередном порядке было предоставлено жилое помещение по адрес, общей площадью ------ кв.м. в адрес с исключением из списка очередников (т------, л.д.------). Данное жилое помещение было предоставлено по ходатайству прокурора района.

На основании решения администрации и жилищно-бытовой комиссии Прокуратуры Чувашской Республики от дата Гавриловой В.В., проживающей с составом семьи из -------х человек в однокомнатной квартире по адрес, предоставлена квартира № ----- дома № ----- адрес, приобретенная Прокуратурой Чувашской Республики по договору долевого участия в строительстве жилья за счет средств федерального бюджета, с освобождением жилого помещения по адрес, в целях последующего распределения среди работников органов прокуратуры Чувашской Республики (т.------, л.д. ------).

Вместе с тем, квартира ----- по адрес ответчиками не освобождена и для последующего распределения не была передана, а на основании договора передачи от дата бесплатно перешла в собственность Матвеевой А.П., Гаврилова В.В. от участия в приватизации данной квартиры отказалась.

дата Гаврилова В.В. обратилась в Прокуратуру Чувашской Республики с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении в целях получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилья или предоставления ей в собственность занимаемого спорного жилого помещения.

Ранее на учете нуждающихся в жилом помещении она не состояла, что подтверждено имеющимися в материалах дела доказательствами.

Решением жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от дата в удовлетворении данной просьбы отказано.

Из выписки из протокола заседания жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации следует, что оснований для признания Гавриловой В.В. нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с п. 3 ст. 44.1 Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" и п. 1.3 Положения о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в п. 17 ст. 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилых помещений, утв. Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 02 октября 2018 г. N 624 не имеется, поскольку ранее ею уже было реализовано право на получение жилого помещения в собственность путем приватизации жилого помещения общей площадью ------ кв.м, расположенного по адресу: адрес, предоставленного ей в связи с прохождением службы в органах прокуратуры, а в последующем приватизированного ее дочерью – Матвеевой А.П. (т.------, л.д. ------).

Решение Генеральной прокуратуры об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении ответчиком не обжаловано и незаконным не признано.

По имеющимся в материалах дела доказательствам, Гаврилова В.В. является собственником земельного участка площадью ------ кв. м., расположенного в адрес.

Матвеевой А.П. с дата на праве собственности принадлежит жилое помещение площадью ------ кв.м. по адресу: адрес Ранее принадлежащее ей жилое помещение по адрес продано, право собственности прекращено дата.

Согласно выписке из ЕГРН, жилых помещений на праве собственности Гаврилов А.С. не имеет.

В силу пункта 1 статьи 44.1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (в действующей редакции) обеспечение прокуроров жилыми помещениями с учетом совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных прокуратуре Российской Федерации, путем предоставления прокурорам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений.

Вместо единовременной социальной выплаты при наличии предусмотренных настоящей статьей оснований и условий ее получения на основании обращения либо с согласия заявителя могут предоставляться жилые помещения в собственность по решению Генерального прокурора Российской Федерации (п. 2).

Согласно пункту 3 названной нормы единовременная социальная выплата предоставляется прокурорам, имеющим стаж службы в органах и организациях прокуратуры не менее 10 лет в календарном исчислении на должностях прокуроров, работников научных и образовательных организаций, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, и признанным нуждающимися в жилых помещениях, один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах и организациях прокуратуры.

В целях реализации приведенных норм, Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 02 октября 2018 г. N 624 утверждено Положение о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность).

Согласно пункту 1.3 названного Положения единовременная социальная выплата предоставляется или занимаемое жилое помещение передается в собственность прокурорам один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации.

В данном споре было установлено, что ответчик Гаврилова В.В. в период прохождения службы в органах прокуратуры уже была обеспечена жилым помещением с исключением из списка очередников, что следует из выписки постановления главы ------ ----- от дата в соответствии с редакций Закона о прокуратуре, действующей в указанный период, и возлагающей на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению жильем прокуроров в течение 6 месяцев с момента вступления в должность.

В соответствии с частью 1 статьи 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. При этом часть 2 статьи 6 ЖК РФ допускает применение акта жилищного законодательства к жилищным отношениям, возникшим до введения его в действие, но только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

Изменения в Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", в том числе, в связи введением статьи 44.1, устанавливающей принцип однократности обеспечения прокуроров жилыми помещениями, внесены Федеральным законом от 31 декабря 2017 г. N 492-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 31 декабря 2017 г. N 492-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" действие положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется в том числе на лиц из числа прокуроров, принятых на день вступления в силу настоящего Федерального закона на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (служебных жилых помещениях), а также проживающих в служебных жилых помещениях.

Поскольку непосредственно в нормативном акте указано на возможность применения его к правоотношениям, возникшим до его введения, суд, учитывая историю изменения законодательства, регламентирующего обеспечение жильем прокуроров, приходит к выводу о распространении его на ранее возникшие правоотношения.

По состоянию на дату введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (01 марта 2005 года) Гаврилова В.В. на учете нуждающихся в жилом помещении не состояла и не состоит в настоящее время.

Между тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 31 декабря 2017 г. N 492-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", право состоять на учете нуждающихся в жилом помещении сохраняется за лицами, указанными в части 1 данной статьи, состоящими на день вступления в силу настоящего Федерального закона на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе в случае утраты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона оснований, которые давали им право на получение жилых помещений.

Утверждение ответчика о том, что при принятии решения о заключении договора найма служебного жилого помещения истцом нарушен пункт 3 Правил, положения которого не допускают отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду, если они заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, или имеют обременения прав на это имущество, является ошибочным.

Так, согласно ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований ЖК РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 ЖК РФ).

В данном случае решение о предоставлении ответчикам спорного жилого помещения по договору социального найма не принималось.

Из материалов дела также следует, что Гаврилова В.В. малоимущей в целях постановки на учет для предоставления жилого помещения по договору социального найма, нуждающейся в улучшении жилищных условий не признавалась, на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в органе местного самоуправления не состояла.

Таким образом, доводы ответчика о нарушении порядка предоставления служебного жилого помещения, выразившимся в том, что его вселение произошло до отнесения спорного жилого помещения к числу служебного жилья, не подтверждают наличия оснований для предоставления ему данного жилого помещения на условиях договора социального найма, поскольку каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит. Сам по себе факт пользования жилым помещением не указан в ст. 10 ЖК РФ в качестве основания возникновения жилищных прав граждан.

Доказательств того, что в результате нарушений требований жилищного законодательства и Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду при принятии решения о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения с учетом положений пункта 2 части 3 статьи 11 и части 2 статьи 99 ЖК РФ решение и заключенный на его основании договор найма специализированного жилого помещения признаны недействительными, суду не представлено и таких требований при разрешении спорных правоотношений ответчиком в уточненном встречном иске не заявлено.

Как разъяснено в п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения и заключенного на его основании договора найма специализированного жилого помещения подлежат разрешению исходя из аналогии закона (часть 1 статьи 7 ЖК РФ) применительно к правилам, установленным статьей 168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам, а также пунктом 1 статьи 181 ГК РФ, предусматривающим трехгодичный срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки, течение которого начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки. Поэтому сама по себе дата издания распоряжения об отнесении спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду, не может служить тем доказательством, которое бесспорно подтверждает наличие оснований для вселения и пользование данной квартирой на условиях договора социального найма.

В силу части 2 статьи 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;

2) пенсионеры по старости;

3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;

4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.

Согласно абз. 2 п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений граждане, перечисленные в п. п. 1 - 4 ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, при условии, что они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Из содержания приведенных правовых норм и разъяснений по вопросам их применения следует, что условием для выселения из служебного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения является не только отнесение к установленной законом категории лиц, но и факт нахождения такого лица на учете нуждающихся в жилом помещении.

Поскольку после предоставления жилого помещения в ------ Гаврилова В.В. была исключена из списка очередников на основании постановления главы ------ ----- от дата, и доказательства принятия уполномоченным органом решения о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и о постановке на учет в последующем в материалах отсутствуют, она не подпадает под категорию лиц, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений.

Таким образом, прекращение трудовых отношений в спорной правовой ситуации служит основанием для расторжения договора найма служебного жилого помещения с Гавриловой В.В. и для ее выселения вместе с членами семьи в связи с утратой права пользования жилым помещением.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

Расторгнуть договор найма служебного жилого помещения от дата на квартиру № ----- дома № ----- адрес, заключенный между Гавриловой Верой Владимировной (дата года рождения, ИНН -----) и Прокуратурой Чувашской Республики.

Признать Гаврилову Веру Владимировну (дата года рождения, ИНН -----), Гаврилова Александра Сергеевича (дата года рождения, ИНН -----), Матвееву Алену Петровну (дата года рождения, ИНН -----) утратившими право пользования квартирой № ----- дома № ----- адрес.

Выселить Гаврилову Веру Владимировну (дата года рождения, ИНН -----), Гаврилова Александра Сергеевича (дата года рождения ИНН -----), Матвееву Алену Петровну (дата года рождения, ИНН -----) из квартиры № ----- дома № ----- адрес без предоставления другого жилого помещения.

В удовлетворении встречного иска Гавриловой Веры Владимировны о признании за ней и членами ее семьи права пользования квартирой ----- дома № ----- адрес на условиях договора социального найма, - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Председательствующий судья                     Т.П. Ермолаева

Мотивированное решение составлено 24 апреля 2023 года.

2-435/2023 (2-3898/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
исполняющий обязанности прокурора Чувашской Республики
Ответчики
Гаврилов Александр Сергеевич
Матвеева Алёна Петровна
Гаврилова Вера Владимировна
Другие
Евреева Людмила Алексеевна
Генеральная прокуратура Российской Федерации
МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области
Чебоксарский муниципальный округ Чувашской Республики
Суд
Ленинский районный суд г. Чебоксары
Судья
Ермолаева Татьяна Петровна
Дело на странице суда
leninsky.chv.sudrf.ru
10.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.10.2022Передача материалов судье
11.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.11.2022Судебное заседание
14.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.12.2022Судебное заседание
23.01.2023Судебное заседание
21.02.2023Судебное заседание
17.03.2023Судебное заседание
20.04.2023Судебное заседание
24.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.07.2023Вынесено определение о назначении с.з. (после вынесения решения) для совершения процессуальных действий по инициативе суда
25.08.2023Судебное заседание
05.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.10.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
30.10.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
30.10.2023Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
01.12.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
23.04.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
07.05.2024Судебное заседание
21.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
20.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее