Дело № 2а-547/2021
УИД № 34RS0027-01-2021-000530-91
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Михайловка
Волгоградская область 01 марта 2021 года
Михайловский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Якубовой О.А.,
при секретаре судебного заседания Аникиной О.И.,
с участием помощника Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области Стаценко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Отдела Министерства внутренних дел РФ по городу Адрес к Моторыгину ФИО7 об установлении административного надзора,
у с т а н о в и л:
ОМВД РФ по городу Адрес в лице представителя – врио начальника подполковника полиции ФИО5 обратился в суд с административным иском к ФИО2 об установлении административного надзора на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с установлением административного ограничения и возложении на него обязанности в виде обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета на выезд за пределы территории Адрес по месту жительства или пребывания.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что по решению Камышинского городского суда Адрес Номера-1514/2018 от Дата ФИО2 поставлен под административный надзор сроком на 8 лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, а именно до Дата.
Дата приговором Михайловского районного суда Адрес ФИО2 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 264.1 УК РФ ФИО2 назначено наказание в виде лишения свободы сроком 1 год с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами сроком на 2 года 8 месяцев, таким образом ФИО2 в период установленного над ним административного надзора совершил умышленное преступление, отнесенное к категории небольшой тяжести преступлений.
Дата в связи с осуждением поднадзорного лица к лишению свободы и направлении его к месту отбытия наказания, административный надзор в отношении ФИО2 прекращен со снятием с профилактического учета.
Дата по постановлению Фроловского городского суда Адрес от Дата Номер ФИО2 заменена не отбытая часть наказания, назначенного приговором Михайловского районного суда Адрес от Дата более мягким видом наказания – условно-досрочно сроком 5 месяцев 17 дней.
Ссылаясь на положения ч.1 ст.4, п. 4 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от Дата № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» просит установить административный надзор в отношении ФИО2 на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с установлением административного ограничения и возложении на него обязанности в виде обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета на выезд за пределы территории Адрес по месту жительства или пребывания.
В судебное заседание представитель административного истца – врио начальника Отдела Министерства внутренних дел РФ по городу Адрес ФИО5 не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом и своевременно, в административном исковом заявлении содержится просьба о рассмотрении административного дела в его отсутствие.
Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом и своевременно, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии, не возражает против установления в отношении него административного надзора.
Суд, с учетом мнения помощника прокурора ФИО4, на основании ч.ч.4,5 ст.272 КАС РФ, полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя административного истца и административного ответчика.
Выслушав заключение помощника прокурора, полагавшей необходимым удовлетворить заявленные требования, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Частью 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 272 КАС РФ суд рассматривает дела по заявлениям об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.
Согласно ст. 1 Федерального закона N 64-ФЗ от Дата "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор - это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных Законом. В свою очередь, административное ограничение представляет собой временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с Законом.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от Дата N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Основания и порядок установления, продления, прекращения и осуществления административного надзора предусмотрены главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральным законом от Дата N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Лица, в отношении которых может устанавливаться административный надзор, определены в статье 3 названного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от Дата N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 данной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
В силу пункта 4 части 2 статьей 3 Федерального закона от Дата N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 указанной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.
Как усматривается из решения Камышинского городского суда Адрес от Дата, на основании п. 1 ч. 1 статьи 3 Федерального закона от Дата N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" Дата в отношении ФИО2 установлен административный надзор как за совершеннолетним лицом, освобождаемым Дата из мест лишения свободы, и имеющего непогашенную судимость по приговору суда от Дата за совершение особо тяжкого преступления, признанным злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
ФИО2 в период нахождения под административным надзором, установленным решением Камышинского городского суда Адрес от Дата на срок 8 лет, осужден по ст. 264.1 УК РФ с отбыванием наказания в колонии строгого режима, из которой он освободился Дата по постановлению Фроловского городского суда Адрес от Дата условно-досрочно сроком 5 месяцев 17 дней.
На основании установленных обстоятельств суд приходит к выводу, что имеются основания для установления в отношении ФИО2 административного надзора.
В силу пункта 2 части 1 статьи 5 указанного Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 приведенного Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, то в отношении него устанавливается административный надзор (пункт 1 части 3 статьи 3 Федерального закона от Дата N 64-ФЗ).
Поскольку необходимость установление административного надзора в отношении ФИО2 обусловлена положениями п. 4 части 2 статьей 3 Федерального закона от Дата N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", он подлежит установлению на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.В соответствии с пунктом 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от Дата N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в случае, когда лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы, имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений различных категорий, срок административного надзора определяется из срока для погашения судимости только за то преступление в связи с совершением, которого назначается административный надзор (часть 1 статьи 5 Закона, статья 86 УК РФ). При одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (статья 3, часть 1 статьи 5 Закона).
В пункте 32 этого же постановления Пленума разъяснено, что осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания является основанием для прекращения административного надзора (пункт 3 части 1 статьи 9 Закона). Вместе с тем, как следует из положений частей 2 и 2.1 статьи 3 Закона, назначение административного надзора за указанными в них лицами связано с наличием непогашенной либо неснятой судимости за совершение преступления определенной категории независимо от того, что ранее такой надзор был прекращен.
С учетом этого административный надзор устанавливается вновь, если после отбытия наказания, в связи с которым такой надзор был прекращен, у лица по первоначальному приговору суда сохраняется неснятая или непогашенная судимость за совершение преступления, указанного в частях 2 и 2.1 статьи 3 Закона. Установление административного надзора при названных обстоятельствах в рамках срока непогашенной судимости по первоначальному приговору не является повторным. При этом по смыслу пунктов 2 и 3 части 1 статьи 5 Закона, заявление об установлении административного надзора в отношении указанного лица может быть подано в пределах срока погашения судимости.
В соответствии с пунктом 2 части 1 и пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы" административный надзор подлежит установлению на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, и исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания или фактического нахождения.
Как следует из представленных материалов дела ФИО2 осужден приговором Михайловского районного суда Адрес от Дата и признан виновным в совершении, в том числе, особо тяжкого преступления с назначением наказания в виде лишения свободы в исправительной колонии особого режима.
В соответствии с п. "д" ч. 3 ст. 86 УК РФ в редакции Федерального закона от Дата N 218-ФЗ (вступившего в силу Дата) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления, судимость погашается по истечении десяти лет после отбытия наказания.
Согласно п. "д" ч. 3 ст. 86 УК РФ в редакции Федерального закона от Дата N 63-ФЗ, действовавшей до Дата и на момент совершения ФИО2 преступлений, за которые он осужден приговором Михайловского районного суда Адрес от Дата, судимость в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, погашалась по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Согласно ч. 1 ст. 10 УК РФ уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Поскольку приговором Михайловского районного суда Адрес от Дата ФИО2 был осужден до вступления в законную силу закона ухудшающего его положение - Дата за особо тяжкое преступление, и освобожден из мест лишения свободы согласно указанному приговору Дата по постановлению Фроловского городского суда Адрес от Дата условно-досрочно сроком 5 месяцев 17 дней, в соответствии с "д" ч. 3 ст. 86 УК РФ (в редакции Федерального закона от Дата N 63-ФЗ) указанная судимость погашается Дата.
В соответствии с ч. 8 ст. 272 КАС РФ, при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
Суд считает необходимым определить срок административного надзора до 08 ноября 2018 года.
Согласно статье 4 Закона N 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Согласно пункту 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 г. N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в решении об установлении административного надзора, о частичной отмене или о дополнении ранее установленных административных ограничений должны быть указаны виды назначаемых судом административных ограничений (часть 8 статьи 272, часть 3 статьи 273 КАС РФ).
При этом необходимо иметь в виду, что установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным и не зависит от применения к лицу иных административных ограничений (часть 2 статьи 4 Закона об административном надзоре).
Выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
При установлении административных ограничений, суд исходит из целей обеспечения основных задач административного надзора, а также учитывает личность осужденного.
При разрешении исковых требований суд принимает во внимание, что ограничения в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации входит в перечень административных ограничений, чрезмерными не являются и соответствуют положениям ст. 4 ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
По указанным обстоятельствам в отношении ФИО2 подлежат установлению ограничения в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации и запрета на выезд за пределы территории Адрес по месту жительства или пребывания.
Такой порядок является необходимым и соразмерным, поскольку обусловлен интересами общественной безопасности и соответствует задачам административного надзора, которыми являются предупреждение совершения лицами, указанными в статье 3 Федерального закона от Дата N 64-ФЗ, преступлений и других правонарушений, оказание на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (статья 2 этого же Федерального закона).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Отдела Министерства внутренних дел РФ по городу Адрес к Моторыгину ФИО8 об установлении административного надзора – удовлетворить.
Установить в отношении Моторыгина ФИО9, родившегося Дата в Адрес, административный надзор на срок до Дата
Установить в отношении Моторыгина ФИО10 следующие административные ограничения с возложением обязанностей:
- обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрета на выезд за пределы территории Муниципального района по месту жительства или пребывания.
Апелляционные жалобы, представление могут быть поданы в течение десяти дней со дня принятия судом решения в Волгоградский областной суд через Михайловский районный суд Волгоградской области.
Решение в окончательной форме принято 01 марта 2021 года.
Судья О.А. Якубова