Решение по делу № 33-2050/2019 от 25.02.2019

ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД


            АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 апреля 2019 года г. Воронеж

Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего Кузнецовой Л.В.,

судей Квасовой О.А., Фофонова А.С.,

при секретаре Бронякиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Квасовой О.А.

гражданское дело по иску Кленина Георгия Николаевича к ФКУ «Главное Бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области» Министерства труда и социальной защиты РФ о признании незаконным решения экспертного состава,

по апелляционной жалобе Кленина Георгия Николаевича

на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 11 января 2019года

(судья Сапрыкина И.А.)

установила:

Кленин Г.Н. обратился в суд с вышеназванным иском к ФКУ «Главное Бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области», ссылаясь на нарушение его права на установление инвалидности. В обоснование своих требований он указал на то, что у него имеется …, в связи с чем он неоднократно обращался в медицинские учреждения с целью получения направления на прохождение медико-социальной экспертизы; в связи с его направлением. на медико-социальную экспертизу в целях установления инвалидности, ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России Бюро № 8 – филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» проведена очная медико-социальная экспертиза, в результате которой инвалидность истцу не установлена. Не согласившись с таким решением ответчика, Кленин Г.Н. просил:

признать незаконными и отменить решение ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России об отказе в установлении истцу группы инвалидности (л.д. 3-9).

Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 11 января 2019года в удовлетворении заявленных требования Кленину Г.Н. отказано (л.д. 126, 127-131).

Кленин Г.Н. в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене состоявшегося решения как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, ссылается на то, что представленной совокупности доказательств было достаточно для вынесения законного и обоснованного решения об удовлетворении заявленных им требований, просит решение суда отменить, постановить новое, которым заявленные им требования удовлетворить (л.д. 134-141).

Представитель ФКУ «Главное Бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области» Министерства труда и социальной защиты РФ в возражениях на апелляционную жалобу указывает на несостоятельность изложенных истцом доводов, законность и обоснованность постановленного решения, просит оставить его без изменения, жалобу Кленина Г.Н. - без удовлетворения (л.д. 145-147).

В судебное заседание явились: истец Кленин Г.Н., его представитель по доверенности - Полищук Н.Г., представитель ответчика ФКУ «Главное бюро МСЭ по Воронежской области» Министерства труда и социальной защиты РФ - Попов А.В..

В судебном заседании Кленин Г.Н. и его представитель - Полищук Н.Г. поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить, постановить новое, которым заявленные истцом требования удовлетворить.

Представитель ФКУ «Главное бюро МСЭ по Воронежской области» Министерства труда и социальной защиты РФ - Попов А.В. в судебном заседании поддержал представленные ранее возражения на апелляционную жалобу, настаивал на оставлении решения суда без изменения, жалобы - без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.

Согласно п. 1 ст. 60 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

В силу п. 2 указанной статьи медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

Из положений ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

П. 3 указанной статьи предусмотрено, что на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются, в том числе, обязанности по установлению инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты.

Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (п. 4 ст. 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ).

Порядок и условия признания лица инвалидом закреплены в Правилах признания лица инвалидом (далее по тексту Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом", и Классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 сентября 2014 года N 664н.Согласно п. 1 Правил признание лица (далее - гражданин) инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее - главные бюро), а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро), являющимися филиалами главных бюро. В соответствии с п. 2 Правил признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. П. 5 Правил предусмотрено, что условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию. Наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом (п.6 Правил). В зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид" (п. 7 Правил). Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Кленин Г.Н. поликлиникой БУЗ ВО «Семилукская РБ им. А.В. Гончарова». года был направлен на медико-социальную экспертизу (л.д. 70). Из справки о результатах медико-социальной экспертизы от. года следует, что инвалидность истцу не установлена (л.д.51). Основанием для выдачи вышеуказанной справки послужил акт медико-социальной экспертизы гражданина от. года №. Бюро медико-социальной экспертизы №., проведенной. года. В соответствии с протоколом проведения медико-социальной экспертизы гражданина от. года №. на основании данных осмотра, экспертного анализа амбулаторной карты и медицинских документов у Кленина Г.Н. выявлены …., что соответствует незначительным нарушениям, не требуют проведения мер социальной защиты и не являются основанием для установления инвалидности (л.д. 59-65).С целью проверки доводов Кленина Г.Н., по ходатайству представителя ответчика судом первой инстанции была назначена судебная медико-социальная экспертиза, производство которой поручено ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Липецкой области» Министерства труда и социальной защиты РФ (л.д. 94). Определением Центрального районного суда г. Воронежа от 14 октября 2018 года назначено проведение судебной медико-социальной экспертизы, производство которой поручено экспертам ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тамбовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ, в связи с невозможностью проведения указанной экспертизы в ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Липецкой области» Министерства труда и социальной защиты РФ (л.д.104). Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными положениями законодательства, а также принимая во внимание приказ Минтруда России от 11 октября 2012 года № 310н, которым утвержден Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденный приказом Минтруда России от 29 января 2014 года № 59н, Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе, заключение ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тамбовской области» №. от. года, согласно которой на момент спорного освидетельствования у истца имелась.. степень нарушения функций организма (стойкие незначительные нарушения скелетных, нейромышечных и связанных с движением функций), отсутствовали ограничения жизнедеятельности, не имелось оснований для установления инвалидности (л.д. 108-116), пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным решения ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России об отказе в установлении Кленину Г.Н. группы инвалидности. Судебная коллегия соглашается с вышеуказанными выводами суда первой инстанции и обращает внимание, что поскольку выводы экспертов ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тамбовской области» при проведении экспертизы основаны на анализе всех представленных медицинских и медико-экспертных документов, у суда отсутствовали основания сомневаться в достоверности, объективности и правильности выводов медико-социальной экспертизы. Доказательств, свидетельствующих о недостоверности выводов судебной медико-социальной экспертизы, на основании которой было постановлено решение суда первой инстанции, истцом представлено не было, несогласия с проведенной экспертизой Кленин Г.Н. не выразил, ходатайств о проведении повторной экспертизы стороной истца ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции заявлено не было. Каких-либо дополнительных доказательств, данных о состоянии здоровья истца именно на момент проведения медико-социальной экспертизы ответчиком, которые не явились предметом исследования экспертами, истцом в суд первой инстанции не представлено. Доводы апелляционной жалобы по существу являются позицией стороны истца, изложенной в ходе разбирательства в суде первой инстанции, носят субъективный характер, сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем эти доводы не могут служить основанием для отмены решения суда. При этом судебная коллегия обращает внимание, что сам по себе факт несогласия Кленина Г.Н. с экспертным заключением ответчика, проведенной по настоящему гражданскому делу экспертизой не свидетельствует о незаконности - недействительности принятого решения. Процедура проведения освидетельствования ответчиком нарушена не была. При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает выводы суда по существу заявленных требований правильными, так как они соответствуют установленным обстоятельствам дела и требованиям закона. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом при рассмотрении дела не допущено. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Центрального районного суда г. Воронежа от 11 января 2019года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кленина Георгия Николаевича – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи коллегии

33-2050/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Кленин Георгий Николаевич
Ответчики
ФКУ ГБ МСЭ по ВО
Суд
Воронежский областной суд
Судья
Квасова Ольга Алексеевна
Дело на странице суда
oblsud.vrn.sudrf.ru
22.07.2020Передача дела судье
22.07.2020Судебное заседание
22.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.07.2020Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее