Решение по делу № 33-6508/2024 от 03.09.2024

г. Сыктывкар УИД: 11RS0001-01-2024-008803-68

Дело № 2-6421/2024 (№33-6508/2024)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Сироткиной Е.М.,

судей Батовой Л.А., Константиновой Н.В.,

при секретаре Нечаевой Л.И.,

рассмотрела в судебном заседании 12 сентября 2024 года дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО «Сыктывкар» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01 июля 2024 года, которым постановлено:

исковые требования ФИО1 (...) к Администрации МО ГО «Сыктывкар» (... удовлетворить.

Возложить на Администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанность предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, предоставляемое по договорам найма специализированных жилых помещений по категории «дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», отвечающее санитарным и техническим нормам, в г. Сыктывкаре на условиях договора найма специализированного жилого помещения, размером не менее 13,5 кв.м. общей площади.

Заслушав доклад судьи Константиновой Н.В., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском о возложении на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанности предоставить ему жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на основании статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Минстрой Республики Коми и Министерство образования и науки Республики Коми.

Третьи лица представили возражения по существу заявленного иска, в которых просили рассмотреть дело в отсутствие своих представителей.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал

Представитель администрации МО ГО «Сыктывкар» ФИО10 представила документы по принятию истца ФИО1 на учет, полагала, что требования удовлетворению не подлежат.

Третьи лица извещены, представили возражения по существу заявленного иска, в суд своих представителей не направили.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация МО ГО «Сыктывкар» просит об отмене решения суда, ссылаясь на недостаточность бюджетных средств и необходимость учитывать очередность обеспечения детей-сирот жилыми помещениями.

Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с частью 1 статьи 327 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия оснований для отмены решения не находит.

Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1, <Дата обезличена> г.р., уроженец ..., относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 24.04.2019 № 4/1191 утвержден протокол заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от 24.04.2019, которым ФИО1 включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту- Список).

На момент рассмотрения спора ФИО1 значится в Списке, жилым помещением не обеспечен, не является собственником жилого помещения, либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма, площадью более учётной нормы площади жилого помещения, установленной на территории МО ГО «Сыктывкар».

Разрешая спор и удовлетворяя требования, суд первой инстанции, руководствовался статьями 40 и 72 Конституции РФ, нормами Жилищного кодекса РФ, положениями Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», регулирующими возникшие правоотношения. При этом суд исходил из тех обстоятельств, что истец ФИО1 состоит в Списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений; право ФИО1 состоять в Списке, а также право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения представителем администрации МО ГО «Сыктывкар» не оспаривается.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда, находит его правильным, основанным на нормах действующего законодательства и соответствующим установленным по делу обстоятельствам и материалам дела, которыми подтверждается объективная нуждаемость истца в пригодном для проживания жилом помещении.

В соответствии со статьей 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Абзацами 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона №159-ФЗ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В соответствии с пунктом 7 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ жилые помещения по договорам специализированного найма предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Согласно пунктам 7 и 8 статьи 1 Закона Республики Коми от 01 декабря 2015 г. № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми по формированию списка и обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Поскольку право ФИО1 состоять в Списке, а также право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения представителем администрации МО ГО «Сыктывкар» не оспаривается, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований.

В апелляционной жалобе право истца на получение жилого помещения ответчиком не оспаривается.

Довод ответчика о том, что предоставление жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда поставлено в прямую зависимость от перечисления денежных средств из республиканского бюджета Республики Коми в бюджет МО ГО «Сыктывкар» не является основанием для отказа в иске, как о том поставлен вопрос в апелляционной жалобе.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

В силу статьи 10 Закона Республики Коми от 25.12.2015 № 134-РЗ финансирование расходов по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) граждан, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, осуществляется путем предоставления бюджетам муниципальных районов (городских округов) субвенций за счет средств республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год и плановый период.

Вместе с тем, как установлено абзацем 2 части 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Доводы апелляционной жалобы о возложении обязанности предоставить истцу жилое помещение во внеочередном порядке, тогда как законодательством внеочередное предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа не предусмотрено судебная коллегия находит несостоятельными, так как оспариваемое решение суда не содержит указание на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке.

Указание в жалобе на необходимость осуществления ряда мероприятий, направленных на предоставление жилого помещения истцу, что подразумевает значительные временные затраты, так как процедура приобретения в муниципальную собственность жилого помещения и последующего его предоставления взыскателю требует выполнения обязательных действий, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления обстоятельств, предусмотренных вышеприведенными нормами.

Судебная коллегия считает, что при рассмотрении спора судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для его разрешения, дана надлежащая оценка представленным доказательствам, не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для отмены или изменения обжалуемого решения нет.

На основании изложенного, и, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01 июля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО «Сыктывкар», - без удовлетворения.

Мотивированное определение изготовлено 12 сентября 2024 года.

Председательствующий

Судьи

33-6508/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Константинова Н.В.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
12.09.2024Судебное заседание
16.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.09.2024Передано в экспедицию
12.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее