Решение по делу № 2-2976/2023 от 14.06.2023

КОПИЯ

Дело № 2 – 2976/2023

26RS0003-01-2023-003011-69

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 сентября 2023 года г. Ставрополь

Октябрьский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Руденко Е.В.,

при секретаре судебного заседания Агабекян Д.Р.

с участием ответчика – Дьяченко Н.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Южного межрегионального управления Росприроднадзора к Дьяченко Наталье Юрьевне о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде,

У С Т А Н О В И Л:

Южное межрегиональное управление Росприроднадзор обратилось в суд с иском к Дьяченко Наталье Юрьевне о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде. в котором просит: взыскать с Дьяченко Натальи Юрьевны ущерб, причиненный окружающей среде, в размере 139201 (сто тридцать девять тысяч двести один) рубль 92 копейки.

В обосновании иска указано, что Южным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление), на основании поступившего обращения общественного инспектора Мишиной О.С. по факту несанкционированного накопления отходов, совместно с ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» проведено выездное обследование на земельном участке с кадастровым номером расположенном в <адрес>. По результатам обследования доводы, указанные в обращении Мишиной О.С. подтвердились. При проведении осмотра установлены места накопления строительных на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0121047:46, отходы накапливаются на открытой поверхности почвы. Линейный размер участка, на котором накапливаются отходы составил 5 м х 4м. Размер земельного участка измерен посредством рулетки измерительной «Fisco,»,модификации TR 30/5, № С-АУ/21-03-2022/141492001 до ДД.ММ.ГГГГ). Специалистом ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» ЦЛАТИ по Краснодарскому произведен отбор проб отхода с целью определения морфологического и отнесения отхода к классу опасности., Согласно протокола отбора (измерений) проб отходы от ДД.ММ.ГГГГ, проб отхода производился на участке на котором накапливаются строительные отходы размером 5м х 4м. (объединенная из пяти точечных проб). В соответствии с протоколом морфологического состава отходов О от ДД.ММ.ГГГГ, компонент отхода состоит из: Бетон (бой) 33,4 %, кирпич (бой) 19,0 керамика (бой) 4,6 %, древесина 10,8%, Полимерные материалы 4,9%, цементный раствор (бой) 18,2%, грунт 9,1%. Согласно экспертного заключения по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного зимотического надзора от ДД.ММ.ГГГГ , на основании полученных результатов морфологического состава, отход «Мусор от строительных и ремонтных работ» может быть отнесен к IV классу опасности для окружающей природной среды и соответствовать наименованию «Мусор от строительных и ремонтных работ» код ФККО 89000001724. Специалистом ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» ЦЛАТИ по Краснодарскому произведен отбор проб почвы для определения содержания загрязняющих веществ поступивших в почву в результате накопления на земельном участке с кадастровым номером строительных отходов. Согласно протокола отбора (измерений) проб почвы от ДД.ММ.ГГГГ, отбор проб почвы с пробной площадки был произведен по периметру загрязненного участка (объединенная из пяти точечных проб), глубина отбора в max на глубине от 0 - 0,05 м. и от 0,05 - 0,2 м. Согласно протоколу испытаний (измерений) проб почвы от ДД.ММ.ГГГГ J6297 П установлено превышение концентрации по следующим загрязняющим веществам: нефтепродукты, хром, алюминий, сера, нитрит-ион. Таким образом установлено, что на земельном участке с кадастровым номером , расположенном в <адрес> допущено загрязнение почвы (порча) при поступлении в почву химических - нефтепродукты, хром, алюминий, сера, нитрит-ион в результате загрязнения на вышеуказанном земельном участке отходов «Мусор от строительных и ремонтных работ» код ФККО 89000001724. Расчет выполнен на основании Приказа Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного как объекту охраны окружающей среды» (в ред. Приказа Минприроды от ДД.ММ.ГГГГ ). Согласно экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ установлено содержание органического вещества на глубинах; 0-0,005 м - 6,3%; 0,005 - 0,05 м. - 5,8%; 0,05-0,15 м. - 5,3 %; 0,15-0,20 м. - 4,6 %.; 0,20-0,30 м. - 4,6 %.; 0,30 - 0,40 м. - 4,1 %; 0,40 - 0,50 м. -4,1%; 0,50 - 0,60 м. - 3,6%; 0,60-0.70 м. - 3,6 %. Общий размер вреда в результате порчи почв при перекрытии ее поверхности, а также при загрязнении в результате поступления загрязняющих веществ в почву на земельном участке с кадастровым номером расположенном в <адрес>, составил 139 201,92 руб. Управлением в адрес ответчика Дьяченко Н.Ю. было направлено письмо о добровольнойоплате вреда, причиненного объекту окружающей среды, от ДД.ММ.ГГГГ № ДМ- Ш-4115. Таким образом, Управлением соблюден досудебный порядок урегулирования спора. На данный момент сведений об уплате ответчиком вреда, причиненного окружающей среде в Управление не поступало. Учитывая изложенное, вина ответчика в причинении вреда почвам как объекту окружающей среды подтверждается приложенными к исковому заявлению документами. На основании изложенного истец просит удовлетворить исковые требования.

В судебном заседании ответчик Дьяченко Н.Ю. просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, поддержав представленные письменные возражения.

Представитель истца Южного межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, причина неявки суду не известна.

В деле имеются сведения о надлежащем и своевременном извещении истца о рассмотрении гражданского дела, ходатайств об отложении дела, и иных ходатайств, препятствующих рассмотрению указанного гражданского дела, в суд не поступало.

В связи с чем, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с учётом мнения лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся участников процесса.

Исследовав материалы данного гражданского дела, выслушав позицию лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями ст.ст. 12, 56, 57 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основании принципа состязательности сторон, причем каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых основывает свои требования либо возражения; доказательства представляются сторонами и иными участвующими в деле лицами.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, в соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Ст. 58 Конституции РФ закреплено, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в водных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст. 1 ФЗ « Об охране окружающей среды » охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации (в пределах компетенции), направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ «О федеральном государственном экологическом надзоре» от 30.06.2021 №1096 закреплено, что федеральный государственный экологический надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.

Положением «О Федеральной службе по надзору в сфере природопользования», утвержденным Постановлением Правительства РФ 30.04.2007 №400, установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.

В соответствии с подпунктом 4.3 п.4 Положения о Южном межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 10.01.2022 №8 Управление осуществляет федеральный государственный земельный надзор.

Согласно подпункта 4.67 п.4 вышеуказанного Положения, Южное межрегиональное управление Росприроднадзора уполномочено на предъявление в установленном законодательством Российской федерации порядке исков, в том числе о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Таким образом, функциями Южного межрегиональное управления Росприроднадзора является контроль и надзор в сфере природопользования, а также в области охраны окружающей среды, т.е. защита государственных и общественных интересов. Результатом реализации вышеуказанных функций и является данное исковое заявление о взыскании суммы вреда, причиненного почвам, как объекту природопользования.

На основании поступившего обращения общественного инспектора Мишиной О.С. по факту несанкционированного накопления отходов Южным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования совместно с ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» проведено выездное обследование на земельном участке с кадастровым номером расположенном в <адрес>.

По результатам обследования доводы, указанные в обращении Мишиной О.С. подтвердились.

При проведении осмотра установлены места накопления строительных на земельном участке с кадастровым номером , отходы накапливаются на открытой поверхности почвы. Линейный размер участка, на котором накапливаются отходы составил 5 м х 4м. Размер земельного участка измерен посредством рулетки измерительной «Fisco,»,модификации TR 30/5, № С-АУ/21-03-2022/141492001 до 20.03.2023). Специалистом ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» ЦЛАТИ по Краснодарскому произведен отбор проб отхода с целью определения морфологического и отнесения отхода к классу опасности., Согласно протокола отбора (измерений) проб отходы № 581 от 22.08.2022, проб отхода производился на участке на котором накапливаются строительные отходы размером 5м х 4м. (объединенная из пяти точечных проб).

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно выписки из ЕГРН Дьяченко Наталье Юрьевне принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу <адрес>, <адрес>

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ « Об охране окружающей среды » установлено, что хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду ; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Согласно ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ « Об охране окружающей среды » вред окружающей среде - это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

В соответствии со ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ « Об охране окружающей среды », юридические лица и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде подлежит возмещению субъектом хозяйственной и иной деятельности, причинившим его. Вред окружающей среде возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде.

Нормы природоохранного законодательства о возмещении вреда окружающей среде применяются с соблюдением правил, установленных общими нормами гражданского законодательства, регулирующих возмещение ущерба, в том числе внедоговорного вреда. Доказывание таких убытков производится в общем порядке, установленном статьями 15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Размер вреда, причинённый почвам, как объекту охраны окружающей среды, согласно прилагаемому экспертному заключению, составил 139201,92 рублей. Расчет выполнен на основании Приказа Минприроды РФ от 08.07.2010 №238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды» ( в ред. Приказа Минприроды России от 18.11.2021 №867).

Согласно указанной Методике ( в ред. Приказа Минприроды России от 18.11.2021 №867), исчисление в стоимостной форме размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, осуществляется по формуле: УЩ=УЩзагр + УЩперекр.

УЩзагр - размер вреда в результате загрязнения почв, возникшего при гении в почву загрязняющих веществ, приводящего к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв, включая нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) и ориентировочно допустимых концентраций (ОДК) химических веществ в почве, нормативы качества почв в пределах территории субъекта Российской Федерации (далее - нормативы ПДК и химических веществ в почве, региональные нормативы соответственно), ОДК химических веществ рассчитывается в соответствии с пунктом 5 настоящей Методики (руб.);

УЩперекр - размер вреда в результате порчи почвы при перекрытии ее поверхности, возникшего при перекрытии искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными объектами и местами несанкционированного размещения отходов производства и потребления), который рассчитывается в соответствии с пунктом 10 настоящей Методики (руб.).

В силу п. 5 Исчисление в стоимостной форме размера вреда в результате загрязнения почв, возникшего при поступлении в почву загрязняющих веществ, приводящего к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв, включая нормативы ПДК и ОДК химических веществ в почве, региональные нормативы, осуществляется по формуле:

УЩзагр = СЗ х S х Кг х Кисп х Тх х Кмпс, (2) где: УЩзагр - размер вреда (руб.); СЗ - степень загрязнения, которая рассчитывается в соответствии с пунктом 6 настоящей Методики; S - площадь загрязненного участка (кв. м); Кг - показатель, учитывающий глубину загрязнения, порчи почв при перекрытии ее поверхности искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными объектами и местами несанкционированного размещения отходов производства и потребления), определяется в соответствии с пунктом 7 настоящей Методики;

Кисп - показатель, учитывающий категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка, который определяется в соответствии с пунктом 8 настоящей Методики;

Тх - такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, при загрязнении почв, определяется согласно приложению 1 к настоящей Методике (руб./кв. м);

Кмпс - показатель, учитывающий мощность плодородного слоя почвы, определяется в соответствии с пунктом 13 настоящей Методики.

Согласно п. 6 Методики степень загрязнения зависит от соотношения фактического содержания i-ro загрязняющего вещества в почве к нормативу качества окружающей среды для почв.

Соотношение (С) фактического содержания i-ro загрязняющего вещества в почве к нормативу качества окружающей среды для почв определяется по формуле:

С=?х//Хн

/=1

где:

Xi - фактическое содержание i-ro загрязняющего вещества в почве (мг/кг);

Хн - норматив качества окружающей среды для почв (мг/кг).

При отсутствии установленного норматива качества окружающей среды для почв (для конкретного загрязняющего вещества) в качестве значения Хн применяется значение концентрации этого загрязняющего вещества на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения.

В случае если отношение Xi/Хн для конкретного загрязняющего вещества менее или равно 1, то данное отношение не включается в формулу расчета соотношения (С) фактического содержания i-ro загрязняющего вещества в почве к нормативу качества окружающей среды для почв вследствие отсутствия превышения норматива качества окружающей среды для почв по данному загрязняющему веществу.

При значении (С) менее 5 СЗ принимается равным 1,5; при значении (С) в интервале от 5 до 10 СЗ принимается равным 2,0; при значении (С) в интервале от 10 до 20 СЗ принимается равным 3,0; при значении (С) в интервале от 20 до 30 СЗ принимается равным 4,0; при значении (С) в интервале от 30 до 50 СЗ принимается равным 5,0; при значении (С) в интервале от 50 до 70 СЗ принимается равным 6,0; при значении (С) в интервале от 70 до 100 СЗ принимается равным 7,0; при значении (С) в интервале от 100 до 150 СЗ принимается равным 9,0; при значении (С) от 150 до 250 СЗ принимается равным 12,0; при значении (С) более 250 СЗ принимается равным 15,0.

В случае отсутствия сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения, при определении значения концентрации конкретного загрязняющего вещества, для которого норматив качества окружающей среды для почв не установлен или не применяется, отбор проб следует производить на сопредельной территории фактического целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения.

В случае послойного отбора проб почв с различных глубин при установлении фактического содержания i-ro загрязняющего вещества в нескольких слоях величину Xi следует рассчитывать как среднюю арифметическую концентраций i-x загрязняющих веществ в каждом слое почвы.

В случае послойного отбора проб почв с различных глубин степень загрязнения (С) следует определять суммарно для всех слоев почвы.

В случае отсутствия превышения фактического содержания i-ro загрязняющего вещества во всех слоях почвы одной пробы над установленным нормативом качества окружающей среды для почв данное значение при расчете средней арифметической концентрации i-x загрязняющих веществ не учитывается.

В случае отсутствия превышения фактического содержания i-ro загрязняющего вещества в одном из слоев почвы одной пробы над установленным нормативом качества окружающей среды для почв данная проба при расчете размера вреда учитывается. Значение фактического содержания i-ro загрязняющего вещества данной пробы, не превышающее норматив качества окружающей среды для почв, при расчете средней арифметической концентрации i-x загрязняющих веществ, не учитывается.

Согласно постановления от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», для загрязняющих веществ - сера установлены нормативы качества окружающей среды для почв, согласно которого предельно допустимые концентрации химических веществ в почве составляют: Сера - 160 мг/кг.

Для перевода в единую систему единиц измерения, применялась формула: 1 ppm= 1 мг/кг= 1 млн"1,

- для нефтепродуктов:

17 млн"1==17мг/кг; 14 млн"1=14мг/кг

Учитывая вышеизложенное, определяем соотношение (С) фактического содержания нефтепродукты, нитрит - ион, хром, алюминий в почве к фоновому, по формуле:

С нефтепродукты = Xi/Хщ Xi= (17+14)/2= 15,5^ Хн= (15+8)/2=11,5;

С нитрит-ион ~ Xi/Хн; Xi= (9,3+9,2)/2=9,25; Хн= (1,41+1,20)72=1,30 С хром = Xi/Хн; Xi=(45+40)/2=42,5; Хн=(38+31)/2=34,5 Для определяемого показателя «алюминий» (проба №2292) установлено превышение предельно допустимой концентрации химических веществ в почве только на глубине отбора проб в интервале от 0,05 м до 0,20м:

С алюминий = Xi/Хн; Xi=24424; Хн=22380;

Согласно постановления от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», определяем соотношение (С) фактического содержания - Сера с нормативами качества окружающей среды для почв:

С сера = Xi/Хн; Xi=(314+247)/2=280,5; Хн=160

С= (15,5/11,5) + (9,25/1,30) + (42,5/34,5) + (24424/22380) + (280,5/160) =

12,41

С = 12,41

Так как (С) в интервале от 10 до 20 СЗ принимается равным 3,0.

Площадь загрязненного участка (S) = 20 кв. м.

В соответствии с п. 7 Методики величина показателя, учитывающего глубину загрязнения почв (Кг), определяется в соответствии с максимальной фактической глубиной загрязнения почв, которая не может превышать значения мощности почв в зависимости от приуроченности земельного участка к лесорастительным зонам и земельным участкам, расположенным севернее зоны притундровых лесов и редкостойной тайги, установленные в приложении 3 к настоящей Методике

При глубине загрязнения почв до 5 см (Кг) принимается равным 1; до 20 см (Кг) принимается равным 1,3; до 50 см (Кг) принимается равным 1,5; до 100 см (Кг) принимается равным 1,7; до 150 см (Кг) принимается равным 2,0; до 200 см (Кг) принимается равным 2,5; более 200 см (Кг) принимается равным 3.

В случае порчи почв при перекрытии ее поверхности искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными объектами и местами несанкционированного размещения отходов производства и потребления) значение показателя (Кг) принимается равным 0,5.

Так как глубина отбора проб составляет до 20 см, следовательно, (Кг) принимается равным 1,3.

Согласно п. 8 Величина показателя, учитывающего категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка (Кисп), равна:

- для земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного назначения, особо ценных земель, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность - 2;

- для сельскохозяйственных угодий в районах Крайнего Севера, представляющих собой мохово-лишайниковые оленьи пастбища, в составе земель сельскохозяйственного назначения - 1,9;

- для водоохранных зон в составе земель всех категорий - 1,8;

для иных сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения - 1,6;

- для земель лесного фонда и земель иных категорий, на которых располагаются леса - 1,5;

- для земель населенных пунктов за исключением земельных участков, отнесенных в соответствии с градостроительными регламентами к производственным зонам, зонам инженерных и транспортных инфраструктур, зонам специального назначения, зонам военных объектов, -1,3;

- для земель остальных категорий и видов разрешенного использования, а также для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена - 1,0.

Если вред почвам причинен на землях нескольких категорий и видов разрешенного использования, которые расположены в пределах одной территории, подвергшейся негативному воздействию, то в расчетах используется величина показателя, учитывающего категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка (Кисп), с максимальным значением.

Если вред почвам причинен на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, имеющих в составе водоохранные зоны и леса, то в расчетах используется величина показателя, учитывающего категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка (КИСп), установленная для водоохранных зон в составе земель всех категорий или для земель лесного фонда и земель иных категорий, на которых располагаются леса.

Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0121047:46 имеет категорию земель - земли населенных пунктов.Таким образом, (Кисп) равен 1,3.

Таксы для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, при загрязнении, порче (частичном разрушении) и уничтожении (полном разрушении) почв определяются согласно приложениям 1 и 2 к настоящей Методике и рассчитываются с учетом коэффициента дефлятора путем умножения.

В соответствии с Приказом Минприроды России от 18.08.2014 № 367 «Об утверждении Перечня лесорастительных зон Российской Федерации и Перечня лесных районов Российской Федерации» территория г. Краснодар относится к району степей европейской части Российской Федерации, таким образом, учитывая приложение 1 к Методики, Тх - такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды, при загрязнении, порче (частичном разрушении) и уничтожении (полном разрушении) почв составляет 600 (руб./ кв. м).

Коэффициент дефлятор, согласно п. 14 Методики равен: 1,088 (2011 год) х 1,068(2012 год) х 1,06 (2013 год) х 1,049 (2014 год) х 1,143 (2015 год) х 1,063 (2016 год) х 1,037 (2017 год) х 1,053 (2018 год) х 1,068 (2019 год) х 1,056 (2020 год) х 1,049 (2021 год) = 2,028.

На основании вышеизложенного, производим расчет таксы для ¦счисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды при загрязнении почв с учетом коэффициента дефлятора:

Тх = 600 (руб./ кв. м) х 2,028 = 1 216,8 (руб./ кв. м).

В соответствии с п. 13 настоящей Методики коэффициент Кмпс применяется при наличии плодородного слоя почвы.

При мощности плодородного слоя почв до 0,5 см (Кмпс) принимается равным 8; до 5 см (Кмпс) принимается равным 6; до 15 см (Кмпс) принимается равным 5; до 20 см (Кмпс) принимается равным 4; до 30 см (Кмпс) принимается равным 3; до 40 см (Кмпс) принимается равным 2,5; до 50 см (Кмпс) принимается равным 2; до 60 см (Кмпс) принимается равным 1,5; свыше 60 см (Кмпс] принимается равным 1.

Специалистом ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» ЦЛАТИ по Краснодарском} краю произведен отбор проб почвы с целью определения содержания органического вещества (гумуса), для определения мощности плодородного слоя почвы.

Согласно протокола отбора (измерений) проб почвы № 298 от 22.08.2022 отбор проб почвы отбор проб почвы производился на территории не подверженному загрязнению ПП1 (фон), глубина отбора 0-0,70 м.

Согласно экспертного заключения от 06.10.2022 № 89 установлено содержание органического вещества на глубинах; 0-0,005 м - 6,3%; 0,005 - 0,05 м. - 5,8%; 0,05-0,15 м. - 5,3 %; 0,15-0,20 м. - 4,6 %.; 0,20-0,30 м. - 4,6 %.; 0,30 - 0,40 м. - 4,1 %; 0,40 - 0,50 м. -4,1%; 0,50 - 0,60 м. - 3,6%; 0,60-0.70 м. - 3,6 %.

Исходя из выше перечисленного следует, что на глубинах 0-0,7 м. на земельном участке не подверженному загрязнению (фон), установлено содержание органического вещества более 2%, следовательно, можно говорить о наличии плодородного слоя (по органическому веществу) на глубинах 0-0,7 м. и выше.

В случае отсутствия плодородного слоя почвы (или недоказанности его наличия) коэффициент Кмпс принимается равным 1.

Так как наличие плодородного слоя почвы на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0121047:46 согласно экспертного заключения от 06.10.2022 № 89 установлено на глубинах 0-0,7 м. и выше, коэффициент Кмпс принимается равным 1. Исчисление в стоимостной форме размера вреда, причиненного почвам, как объекту окружающей среды, в результате загрязнения почв в результате поступления в почвы загрязняющих веществ или смеси загрязняющих веществ, приводящее к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв производится по следующей формуле, приведенной истцом:

УЩзагр = СЗ х S х Кг х Кисп х Тх х Кмпс,

УЩзагр = 3,0 х 20 кв. м х 1,3 х 1,3 х 1216, 8 руб./кв. м х 1 = 123 383,52

руб.,

УЩзагр = 123 383,52 руб. (сто двадцать три тысячи триста восемьдесят три рубля пятьдесят две копейки)

10. Исчисление в стоимостной форме размера вреда в результате порчи почв при перекрытии ее поверхности, возникшего при перекрытии искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными объектами и местами несанкционированного размещения отходов производства и потребления) осуществляется по формуле:

УЩперекр = S х Кг х Кисп х Тх х Кмпс,

где:

УЩперекр - размер вреда (руб.);

S - площадь участка, на котором обнаружена порча почв (кв. м);

Кг - показатель, учитывающий глубину загрязнения, порчи почв при перекрытии ее поверхности искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными объектами и местами несанкционированного размещения отходов производства и потребления), определяется в соответствии с пунктом 7 настоящей Методики;

Кисп - показатель, учитывающий категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка, который определяется в соответствии с ПУНКТОМ 8 настоящей Методики;

Тх - такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, при порче почв определяется согласно приложению 1 к настоящей Методике (руб./кв. м);

Кмпс - показатель, учитывающий мощность плодородного слоя почвы, определяется в соответствии с пунктом 13 настоящей Методики.

Площадь загрязненного участка (S) = 20 кв. м.

Кг - показатель, учитывающий глубину загрязнения, порчи почв при перекрытии ее поверхности искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными объектами и местами несанкционированного размещения отходов производства и потребления) - 0,5;

Земельный участок с кадастровым номером имеет категорию земель - земли населенных пунктов.Таким образом. (Кисп) равен 1,3.Тх = 600 (руб./ кв. м) х 2,028 = 1 216,8 (руб./ кв. м).

Так как наличие плодородного слоя почвы на земельном участке с кадастровым номером согласно экспертного заключения ДД.ММ.ГГГГ установлено на глубине 0,70 м, коэффициент Кмпс принимается равным 1.

На основании вышеизложенного, истец произвел расчет таксы для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды при перекрытии ее поверхности, возникшего при перекрытии искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными объектами и местами несанкционированного размещения отходов производства и потребления) с учетом коэффициента дефлятора:

УЩперекр= 20 х 0,5 х 1,3 х 1216,8 х 1= 15 818,4 руб.,

УЩперекр=15 818,4 руб. (пятнадцать тысяч восемьсот восемнадцать рублей сорок копеек).

УЩ=123 383,52 +15 818,4=139 201,92

УЩ=139 201,92 (сто тридцать девять тысяч двести один рубль девяносто две копейки).

При этом, представленные истцом доказательства расчета и сам расчет у суда сомнений не вызывают. Однако, в суд представлены иные доказательства, которые также отвечают требованиям относимости и допустимости и исследованы в судебном заседании.

Так, в суд ответчиком Дьяченко Т.Ю. представлено заключение кадастрового инженера. На основании представленного заключения кадастрового инженера К.П. Кандельянц установлено, что при исследовании земельного участка, принаджлежащего ответчику, в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0121047:46 отсутствуют следы загрязнения строительным мусором. Площадь очагового загрязнения строительным мусором составляет 27 кв.м. и находится за пределами границ земельного участка, принадлежащего Дьяченко Т.Ю., что также подтверждается и представленной и обозренной в судебном заседании видеозаписью.

Кадастровый инженер пришел к выводу о том, что место очага загрязнения ликвидируемого мусора отсутствует в границах земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>. Ввиду отсутствия закрепления границ в натуре земельного участка на момент наличия пятна строительного мусора, можно предположить, что строительный мусор произвольно был выброшен на данной местности (поле), а частично разбросан только бытовой мусор в границах исследуемого земельного участка. Основная масса выброшенного мусора расположена за пределами границ земельного участка, и ввиду отсутствия каких-либо построек и следов строительства на участке, собственник не мог оставить данный мусор на своем участке. На указанном земельном участке отсутствуют следы загрязнения строительным мусором. Наличие единичных скоплений бытовым мусором на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0121047:46 связано с отсутствием строений и беспрепятственным потоком ветра после ликвидации очага основного строительного мусора.

На основании положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как основания своих требований и возражений.

Суд, выслушав ответчика Дьяченко Т.Ю., исследовав представленные сторонами доказательства, приходит к выводу, что в материалах дела также отсутствуют достоверные доказательства, подтверждающие вину ответчика Дьяченко Т.Ю. в причинении вреда окружающей среде в результате загрязнения почвы на расположенном границах принадлежащего ей земельного участка ( КН ). В деле также отсутствует материал административного производства по факту выявленного загрязнения и сведения о привлечении Дьяченко Т.Ю. за указанное административное правонарушение к административной ответственности. Кроме того, согласно представленного акта от 08.08.2022г. строительные отходы на указанном земельном участке отсутствуют.

На основании изложенного суд полагает, что виновность ответчика Дьяченко Т.Ю, в причинении вреда окружающей среде с достоверностью не установлено, а следовательно, в данном случае отсутствует причиннно-следственная связь между виновными ( деликтными) действиями ответчика Дьяченко Т.Ю, и причинением вреда почве и соответственно –Российской Федерации.

При изложенных обстоятельствах, суд не усматривает законных оснований для удовлетворения исковых требований Южного межрегионального управления Росприроднадзора к Дьяченко Наталье Юрьевне о возмещении причиненного вреда и полагает необходимым в предъявленном иске истцу Южному межрегиональному управлению Росприроднадзора – отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 198, 235-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Южного межрегионального управления Росприроднадзора к Дьяченко Наталье Юрьевне о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде - оставить без удовлетворения.

Решение в части взыскания алиментов подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд города Ставрополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 26.09.2023г.

Судья подпись Е.В. Руденко

КОПИЯ

Дело № 2 – 2976/2023

26RS0003-01-2023-003011-69

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 сентября 2023 года г. Ставрополь

Октябрьский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Руденко Е.В.,

при секретаре судебного заседания Агабекян Д.Р.

с участием ответчика – Дьяченко Н.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Южного межрегионального управления Росприроднадзора к Дьяченко Наталье Юрьевне о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде,

У С Т А Н О В И Л:

Южное межрегиональное управление Росприроднадзор обратилось в суд с иском к Дьяченко Наталье Юрьевне о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде. в котором просит: взыскать с Дьяченко Натальи Юрьевны ущерб, причиненный окружающей среде, в размере 139201 (сто тридцать девять тысяч двести один) рубль 92 копейки.

В обосновании иска указано, что Южным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление), на основании поступившего обращения общественного инспектора Мишиной О.С. по факту несанкционированного накопления отходов, совместно с ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» проведено выездное обследование на земельном участке с кадастровым номером расположенном в <адрес>. По результатам обследования доводы, указанные в обращении Мишиной О.С. подтвердились. При проведении осмотра установлены места накопления строительных на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0121047:46, отходы накапливаются на открытой поверхности почвы. Линейный размер участка, на котором накапливаются отходы составил 5 м х 4м. Размер земельного участка измерен посредством рулетки измерительной «Fisco,»,модификации TR 30/5, № С-АУ/21-03-2022/141492001 до ДД.ММ.ГГГГ). Специалистом ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» ЦЛАТИ по Краснодарскому произведен отбор проб отхода с целью определения морфологического и отнесения отхода к классу опасности., Согласно протокола отбора (измерений) проб отходы от ДД.ММ.ГГГГ, проб отхода производился на участке на котором накапливаются строительные отходы размером 5м х 4м. (объединенная из пяти точечных проб). В соответствии с протоколом морфологического состава отходов О от ДД.ММ.ГГГГ, компонент отхода состоит из: Бетон (бой) 33,4 %, кирпич (бой) 19,0 керамика (бой) 4,6 %, древесина 10,8%, Полимерные материалы 4,9%, цементный раствор (бой) 18,2%, грунт 9,1%. Согласно экспертного заключения по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного зимотического надзора от ДД.ММ.ГГГГ , на основании полученных результатов морфологического состава, отход «Мусор от строительных и ремонтных работ» может быть отнесен к IV классу опасности для окружающей природной среды и соответствовать наименованию «Мусор от строительных и ремонтных работ» код ФККО 89000001724. Специалистом ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» ЦЛАТИ по Краснодарскому произведен отбор проб почвы для определения содержания загрязняющих веществ поступивших в почву в результате накопления на земельном участке с кадастровым номером строительных отходов. Согласно протокола отбора (измерений) проб почвы от ДД.ММ.ГГГГ, отбор проб почвы с пробной площадки был произведен по периметру загрязненного участка (объединенная из пяти точечных проб), глубина отбора в max на глубине от 0 - 0,05 м. и от 0,05 - 0,2 м. Согласно протоколу испытаний (измерений) проб почвы от ДД.ММ.ГГГГ J6297 П установлено превышение концентрации по следующим загрязняющим веществам: нефтепродукты, хром, алюминий, сера, нитрит-ион. Таким образом установлено, что на земельном участке с кадастровым номером , расположенном в <адрес> допущено загрязнение почвы (порча) при поступлении в почву химических - нефтепродукты, хром, алюминий, сера, нитрит-ион в результате загрязнения на вышеуказанном земельном участке отходов «Мусор от строительных и ремонтных работ» код ФККО 89000001724. Расчет выполнен на основании Приказа Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного как объекту охраны окружающей среды» (в ред. Приказа Минприроды от ДД.ММ.ГГГГ ). Согласно экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ установлено содержание органического вещества на глубинах; 0-0,005 м - 6,3%; 0,005 - 0,05 м. - 5,8%; 0,05-0,15 м. - 5,3 %; 0,15-0,20 м. - 4,6 %.; 0,20-0,30 м. - 4,6 %.; 0,30 - 0,40 м. - 4,1 %; 0,40 - 0,50 м. -4,1%; 0,50 - 0,60 м. - 3,6%; 0,60-0.70 м. - 3,6 %. Общий размер вреда в результате порчи почв при перекрытии ее поверхности, а также при загрязнении в результате поступления загрязняющих веществ в почву на земельном участке с кадастровым номером расположенном в <адрес>, составил 139 201,92 руб. Управлением в адрес ответчика Дьяченко Н.Ю. было направлено письмо о добровольнойоплате вреда, причиненного объекту окружающей среды, от ДД.ММ.ГГГГ № ДМ- Ш-4115. Таким образом, Управлением соблюден досудебный порядок урегулирования спора. На данный момент сведений об уплате ответчиком вреда, причиненного окружающей среде в Управление не поступало. Учитывая изложенное, вина ответчика в причинении вреда почвам как объекту окружающей среды подтверждается приложенными к исковому заявлению документами. На основании изложенного истец просит удовлетворить исковые требования.

В судебном заседании ответчик Дьяченко Н.Ю. просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, поддержав представленные письменные возражения.

Представитель истца Южного межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, причина неявки суду не известна.

В деле имеются сведения о надлежащем и своевременном извещении истца о рассмотрении гражданского дела, ходатайств об отложении дела, и иных ходатайств, препятствующих рассмотрению указанного гражданского дела, в суд не поступало.

В связи с чем, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с учётом мнения лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся участников процесса.

Исследовав материалы данного гражданского дела, выслушав позицию лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями ст.ст. 12, 56, 57 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основании принципа состязательности сторон, причем каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых основывает свои требования либо возражения; доказательства представляются сторонами и иными участвующими в деле лицами.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, в соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Ст. 58 Конституции РФ закреплено, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в водных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст. 1 ФЗ « Об охране окружающей среды » охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации (в пределах компетенции), направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ «О федеральном государственном экологическом надзоре» от 30.06.2021 №1096 закреплено, что федеральный государственный экологический надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.

Положением «О Федеральной службе по надзору в сфере природопользования», утвержденным Постановлением Правительства РФ 30.04.2007 №400, установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.

В соответствии с подпунктом 4.3 п.4 Положения о Южном межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 10.01.2022 №8 Управление осуществляет федеральный государственный земельный надзор.

Согласно подпункта 4.67 п.4 вышеуказанного Положения, Южное межрегиональное управление Росприроднадзора уполномочено на предъявление в установленном законодательством Российской федерации порядке исков, в том числе о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Таким образом, функциями Южного межрегиональное управления Росприроднадзора является контроль и надзор в сфере природопользования, а также в области охраны окружающей среды, т.е. защита государственных и общественных интересов. Результатом реализации вышеуказанных функций и является данное исковое заявление о взыскании суммы вреда, причиненного почвам, как объекту природопользования.

На основании поступившего обращения общественного инспектора Мишиной О.С. по факту несанкционированного накопления отходов Южным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования совместно с ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» проведено выездное обследование на земельном участке с кадастровым номером расположенном в <адрес>.

По результатам обследования доводы, указанные в обращении Мишиной О.С. подтвердились.

При проведении осмотра установлены места накопления строительных на земельном участке с кадастровым номером , отходы накапливаются на открытой поверхности почвы. Линейный размер участка, на котором накапливаются отходы составил 5 м х 4м. Размер земельного участка измерен посредством рулетки измерительной «Fisco,»,модификации TR 30/5, № С-АУ/21-03-2022/141492001 до 20.03.2023). Специалистом ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» ЦЛАТИ по Краснодарскому произведен отбор проб отхода с целью определения морфологического и отнесения отхода к классу опасности., Согласно протокола отбора (измерений) проб отходы № 581 от 22.08.2022, проб отхода производился на участке на котором накапливаются строительные отходы размером 5м х 4м. (объединенная из пяти точечных проб).

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно выписки из ЕГРН Дьяченко Наталье Юрьевне принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу <адрес>, <адрес>

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ « Об охране окружающей среды » установлено, что хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду ; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Согласно ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ « Об охране окружающей среды » вред окружающей среде - это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

В соответствии со ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ « Об охране окружающей среды », юридические лица и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде подлежит возмещению субъектом хозяйственной и иной деятельности, причинившим его. Вред окружающей среде возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде.

Нормы природоохранного законодательства о возмещении вреда окружающей среде применяются с соблюдением правил, установленных общими нормами гражданского законодательства, регулирующих возмещение ущерба, в том числе внедоговорного вреда. Доказывание таких убытков производится в общем порядке, установленном статьями 15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Размер вреда, причинённый почвам, как объекту охраны окружающей среды, согласно прилагаемому экспертному заключению, составил 139201,92 рублей. Расчет выполнен на основании Приказа Минприроды РФ от 08.07.2010 №238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды» ( в ред. Приказа Минприроды России от 18.11.2021 №867).

Согласно указанной Методике ( в ред. Приказа Минприроды России от 18.11.2021 №867), исчисление в стоимостной форме размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, осуществляется по формуле: УЩ=УЩзагр + УЩперекр.

УЩзагр - размер вреда в результате загрязнения почв, возникшего при гении в почву загрязняющих веществ, приводящего к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв, включая нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) и ориентировочно допустимых концентраций (ОДК) химических веществ в почве, нормативы качества почв в пределах территории субъекта Российской Федерации (далее - нормативы ПДК и химических веществ в почве, региональные нормативы соответственно), ОДК химических веществ рассчитывается в соответствии с пунктом 5 настоящей Методики (руб.);

УЩперекр - размер вреда в результате порчи почвы при перекрытии ее поверхности, возникшего при перекрытии искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными объектами и местами несанкционированного размещения отходов производства и потребления), который рассчитывается в соответствии с пунктом 10 настоящей Методики (руб.).

В силу п. 5 Исчисление в стоимостной форме размера вреда в результате загрязнения почв, возникшего при поступлении в почву загрязняющих веществ, приводящего к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв, включая нормативы ПДК и ОДК химических веществ в почве, региональные нормативы, осуществляется по формуле:

УЩзагр = СЗ х S х Кг х Кисп х Тх х Кмпс, (2) где: УЩзагр - размер вреда (руб.); СЗ - степень загрязнения, которая рассчитывается в соответствии с пунктом 6 настоящей Методики; S - площадь загрязненного участка (кв. м); Кг - показатель, учитывающий глубину загрязнения, порчи почв при перекрытии ее поверхности искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными объектами и местами несанкционированного размещения отходов производства и потребления), определяется в соответствии с пунктом 7 настоящей Методики;

Кисп - показатель, учитывающий категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка, который определяется в соответствии с пунктом 8 настоящей Методики;

Тх - такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, при загрязнении почв, определяется согласно приложению 1 к настоящей Методике (руб./кв. м);

Кмпс - показатель, учитывающий мощность плодородного слоя почвы, определяется в соответствии с пунктом 13 настоящей Методики.

Согласно п. 6 Методики степень загрязнения зависит от соотношения фактического содержания i-ro загрязняющего вещества в почве к нормативу качества окружающей среды для почв.

Соотношение (С) фактического содержания i-ro загрязняющего вещества в почве к нормативу качества окружающей среды для почв определяется по формуле:

С=?х//Хн

/=1

где:

Xi - фактическое содержание i-ro загрязняющего вещества в почве (мг/кг);

Хн - норматив качества окружающей среды для почв (мг/кг).

При отсутствии установленного норматива качества окружающей среды для почв (для конкретного загрязняющего вещества) в качестве значения Хн применяется значение концентрации этого загрязняющего вещества на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения.

В случае если отношение Xi/Хн для конкретного загрязняющего вещества менее или равно 1, то данное отношение не включается в формулу расчета соотношения (С) фактического содержания i-ro загрязняющего вещества в почве к нормативу качества окружающей среды для почв вследствие отсутствия превышения норматива качества окружающей среды для почв по данному загрязняющему веществу.

При значении (С) менее 5 СЗ принимается равным 1,5; при значении (С) в интервале от 5 до 10 СЗ принимается равным 2,0; при значении (С) в интервале от 10 до 20 СЗ принимается равным 3,0; при значении (С) в интервале от 20 до 30 СЗ принимается равным 4,0; при значении (С) в интервале от 30 до 50 СЗ принимается равным 5,0; при значении (С) в интервале от 50 до 70 СЗ принимается равным 6,0; при значении (С) в интервале от 70 до 100 СЗ принимается равным 7,0; при значении (С) в интервале от 100 до 150 СЗ принимается равным 9,0; при значении (С) от 150 до 250 СЗ принимается равным 12,0; при значении (С) более 250 СЗ принимается равным 15,0.

В случае отсутствия сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения, при определении значения концентрации конкретного загрязняющего вещества, для которого норматив качества окружающей среды для почв не установлен или не применяется, отбор проб следует производить на сопредельной территории фактического целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения.

В случае послойного отбора проб почв с различных глубин при установлении фактического содержания i-ro загрязняющего вещества в нескольких слоях величину Xi следует рассчитывать как среднюю арифметическую концентраций i-x загрязняющих веществ в каждом слое почвы.

В случае послойного отбора проб почв с различных глубин степень загрязнения (С) следует определять суммарно для всех слоев почвы.

В случае отсутствия превышения фактического содержания i-ro загрязняющего вещества во всех слоях почвы одной пробы над установленным нормативом качества окружающей среды для почв данное значение при расчете средней арифметической концентрации i-x загрязняющих веществ не учитывается.

В случае отсутствия превышения фактического содержания i-ro загрязняющего вещества в одном из слоев почвы одной пробы над установленным нормативом качества окружающей среды для почв данная проба при расчете размера вреда учитывается. Значение фактического содержания i-ro загрязняющего вещества данной пробы, не превышающее норматив качества окружающей среды для почв, при расчете средней арифметической концентрации i-x загрязняющих веществ, не учитывается.

Согласно постановления от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», для загрязняющих веществ - сера установлены нормативы качества окружающей среды для почв, согласно которого предельно допустимые концентрации химических веществ в почве составляют: Сера - 160 мг/кг.

Для перевода в единую систему единиц измерения, применялась формула: 1 ppm= 1 мг/кг= 1 млн"1,

- для нефтепродуктов:

17 млн"1==17мг/кг; 14 млн"1=14мг/кг

Учитывая вышеизложенное, определяем соотношение (С) фактического содержания нефтепродукты, нитрит - ион, хром, алюминий в почве к фоновому, по формуле:

С нефтепродукты = Xi/Хщ Xi= (17+14)/2= 15,5^ Хн= (15+8)/2=11,5;

С нитрит-ион ~ Xi/Хн; Xi= (9,3+9,2)/2=9,25; Хн= (1,41+1,20)72=1,30 С хром = Xi/Хн; Xi=(45+40)/2=42,5; Хн=(38+31)/2=34,5 Для определяемого показателя «алюминий» (проба №2292) установлено превышение предельно допустимой концентрации химических веществ в почве только на глубине отбора проб в интервале от 0,05 м до 0,20м:

С алюминий = Xi/Хн; Xi=24424; Хн=22380;

Согласно постановления от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», определяем соотношение (С) фактического содержания - Сера с нормативами качества окружающей среды для почв:

С сера = Xi/Хн; Xi=(314+247)/2=280,5; Хн=160

С= (15,5/11,5) + (9,25/1,30) + (42,5/34,5) + (24424/22380) + (280,5/160) =

12,41

С = 12,41

Так как (С) в интервале от 10 до 20 СЗ принимается равным 3,0.

Площадь загрязненного участка (S) = 20 кв. м.

В соответствии с п. 7 Методики величина показателя, учитывающего глубину загрязнения почв (Кг), определяется в соответствии с максимальной фактической глубиной загрязнения почв, которая не может превышать значения мощности почв в зависимости от приуроченности земельного участка к лесорастительным зонам и земельным участкам, расположенным севернее зоны притундровых лесов и редкостойной тайги, установленные в приложении 3 к настоящей Методике

При глубине загрязнения почв до 5 см (Кг) принимается равным 1; до 20 см (Кг) принимается равным 1,3; до 50 см (Кг) принимается равным 1,5; до 100 см (Кг) принимается равным 1,7; до 150 см (Кг) принимается равным 2,0; до 200 см (Кг) принимается равным 2,5; более 200 см (Кг) принимается равным 3.

В случае порчи почв при перекрытии ее поверхности искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными объектами и местами несанкционированного размещения отходов производства и потребления) значение показателя (Кг) принимается равным 0,5.

Так как глубина отбора проб составляет до 20 см, следовательно, (Кг) принимается равным 1,3.

Согласно п. 8 Величина показателя, учитывающего категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка (Кисп), равна:

- для земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного назначения, особо ценных земель, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность - 2;

- для сельскохозяйственных угодий в районах Крайнего Севера, представляющих собой мохово-лишайниковые оленьи пастбища, в составе земель сельскохозяйственного назначения - 1,9;

- для водоохранных зон в составе земель всех категорий - 1,8;

для иных сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения - 1,6;

- для земель лесного фонда и земель иных категорий, на которых располагаются леса - 1,5;

- для земель населенных пунктов за исключением земельных участков, отнесенных в соответствии с градостроительными регламентами к производственным зонам, зонам инженерных и транспортных инфраструктур, зонам специального назначения, зонам военных объектов, -1,3;

- для земель остальных категорий и видов разрешенного использования, а также для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена - 1,0.

Если вред почвам причинен на землях нескольких категорий и видов разрешенного использования, которые расположены в пределах одной территории, подвергшейся негативному воздействию, то в расчетах используется величина показателя, учитывающего категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка (Кисп), с максимальным значением.

Если вред почвам причинен на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, имеющих в составе водоохранные зоны и леса, то в расчетах используется величина показателя, учитывающего категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка (КИСп), установленная для водоохранных зон в составе земель всех категорий или для земель лесного фонда и земель иных категорий, на которых располагаются леса.

Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0121047:46 имеет категорию земель - земли населенных пунктов.Таким образом, (Кисп) равен 1,3.

Таксы для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, при загрязнении, порче (частичном разрушении) и уничтожении (полном разрушении) почв определяются согласно приложениям 1 и 2 к настоящей Методике и рассчитываются с учетом коэффициента дефлятора путем умножения.

В соответствии с Приказом Минприроды России от 18.08.2014 № 367 «Об утверждении Перечня лесорастительных зон Российской Федерации и Перечня лесных районов Российской Федерации» территория г. Краснодар относится к району степей европейской части Российской Федерации, таким образом, учитывая приложение 1 к Методики, Тх - такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды, при загрязнении, порче (частичном разрушении) и уничтожении (полном разрушении) почв составляет 600 (руб./ кв. м).

Коэффициент дефлятор, согласно п. 14 Методики равен: 1,088 (2011 год) х 1,068(2012 год) х 1,06 (2013 год) х 1,049 (2014 год) х 1,143 (2015 год) х 1,063 (2016 год) х 1,037 (2017 год) х 1,053 (2018 год) х 1,068 (2019 год) х 1,056 (2020 год) х 1,049 (2021 год) = 2,028.

На основании вышеизложенного, производим расчет таксы для ¦счисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды при загрязнении почв с учетом коэффициента дефлятора:

Тх = 600 (руб./ кв. м) х 2,028 = 1 216,8 (руб./ кв. м).

В соответствии с п. 13 настоящей Методики коэффициент Кмпс применяется при наличии плодородного слоя почвы.

При мощности плодородного слоя почв до 0,5 см (Кмпс) принимается равным 8; до 5 см (Кмпс) принимается равным 6; до 15 см (Кмпс) принимается равным 5; до 20 см (Кмпс) принимается равным 4; до 30 см (Кмпс) принимается равным 3; до 40 см (Кмпс) принимается равным 2,5; до 50 см (Кмпс) принимается равным 2; до 60 см (Кмпс) принимается равным 1,5; свыше 60 см (Кмпс] принимается равным 1.

Специалистом ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» ЦЛАТИ по Краснодарском} краю произведен отбор проб почвы с целью определения содержания органического вещества (гумуса), для определения мощности плодородного слоя почвы.

Согласно протокола отбора (измерений) проб почвы № 298 от 22.08.2022 отбор проб почвы отбор проб почвы производился на территории не подверженному загрязнению ПП1 (фон), глубина отбора 0-0,70 м.

Согласно экспертного заключения от 06.10.2022 № 89 установлено содержание органического вещества на глубинах; 0-0,005 м - 6,3%; 0,005 - 0,05 м. - 5,8%; 0,05-0,15 м. - 5,3 %; 0,15-0,20 м. - 4,6 %.; 0,20-0,30 м. - 4,6 %.; 0,30 - 0,40 м. - 4,1 %; 0,40 - 0,50 м. -4,1%; 0,50 - 0,60 м. - 3,6%; 0,60-0.70 м. - 3,6 %.

Исходя из выше перечисленного следует, что на глубинах 0-0,7 м. на земельном участке не подверженному загрязнению (фон), установлено содержание органического вещества более 2%, следовательно, можно говорить о наличии плодородного слоя (по органическому веществу) на глубинах 0-0,7 м. и выше.

В случае отсутствия плодородного слоя почвы (или недоказанности его наличия) коэффициент Кмпс принимается равным 1.

Так как наличие плодородного слоя почвы на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0121047:46 согласно экспертного заключения от 06.10.2022 № 89 установлено на глубинах 0-0,7 м. и выше, коэффициент Кмпс принимается равным 1. Исчисление в стоимостной форме размера вреда, причиненного почвам, как объекту окружающей среды, в результате загрязнения почв в результате поступления в почвы загрязняющих веществ или смеси загрязняющих веществ, приводящее к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв производится по следующей формуле, приведенной истцом:

УЩзагр = СЗ х S х Кг х Кисп х Тх х Кмпс,

УЩзагр = 3,0 х 20 кв. м х 1,3 х 1,3 х 1216, 8 руб./кв. м х 1 = 123 383,52

руб.,

УЩзагр = 123 383,52 руб. (сто двадцать три тысячи триста восемьдесят три рубля пятьдесят две копейки)

10. Исчисление в стоимостной форме размера вреда в результате порчи почв при перекрытии ее поверхности, возникшего при перекрытии искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными объектами и местами несанкционированного размещения отходов производства и потребления) осуществляется по формуле:

УЩперекр = S х Кг х Кисп х Тх х Кмпс,

где:

УЩперекр - размер вреда (руб.);

S - площадь участка, на котором обнаружена порча почв (кв. м);

Кг - показатель, учитывающий глубину загрязнения, порчи почв при перекрытии ее поверхности искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными объектами и местами несанкционированного размещения отходов производства и потребления), определяется в соответствии с пунктом 7 настоящей Методики;

Кисп - показатель, учитывающий категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка, который определяется в соответствии с ПУНКТОМ 8 настоящей Методики;

Тх - такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, при порче почв определяется согласно приложению 1 к настоящей Методике (руб./кв. м);

Кмпс - показатель, учитывающий мощность плодородного слоя почвы, определяется в соответствии с пунктом 13 настоящей Методики.

Площадь загрязненного участка (S) = 20 кв. м.

Кг - показатель, учитывающий глубину загрязнения, порчи почв при перекрытии ее поверхности искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными объектами и местами несанкционированного размещения отходов производства и потребления) - 0,5;

Земельный участок с кадастровым номером имеет категорию земель - земли населенных пунктов.Таким образом. (Кисп) равен 1,3.Тх = 600 (руб./ кв. м) х 2,028 = 1 216,8 (руб./ кв. м).

Так как наличие плодородного слоя почвы на земельном участке с кадастровым номером согласно экспертного заключения ДД.ММ.ГГГГ установлено на глубине 0,70 м, коэффициент Кмпс принимается равным 1.

На основании вышеизложенного, истец произвел расчет таксы для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды при перекрытии ее поверхности, возникшего при перекрытии искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными объектами и местами несанкционированного размещения отходов производства и потребления) с учетом коэффициента дефлятора:

УЩперекр= 20 х 0,5 х 1,3 х 1216,8 х 1= 15 818,4 руб.,

УЩперекр=15 818,4 руб. (пятнадцать тысяч восемьсот восемнадцать рублей сорок копеек).

УЩ=123 383,52 +15 818,4=139 201,92

УЩ=139 201,92 (сто тридцать девять тысяч двести один рубль девяносто две копейки).

При этом, представленные истцом доказательства расчета и сам расчет у суда сомнений не вызывают. Однако, в суд представлены иные доказательства, которые также отвечают требованиям относимости и допустимости и исследованы в судебном заседании.

Так, в суд ответчиком Дьяченко Т.Ю. представлено заключение кадастрового инженера. На основании представленного заключения кадастрового инженера К.П. Кандельянц установлено, что при исследовании земельного участка, принаджлежащего ответчику, в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0121047:46 отсутствуют следы загрязнения строительным мусором. Площадь очагового загрязнения строительным мусором составляет 27 кв.м. и находится за пределами границ земельного участка, принадлежащего Дьяченко Т.Ю., что также подтверждается и представленной и обозренной в судебном заседании видеозаписью.

Кадастровый инженер пришел к выводу о том, что место очага загрязнения ликвидируемого мусора отсутствует в границах земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>. Ввиду отсутствия закрепления границ в натуре земельного участка на момент наличия пятна строительного мусора, можно предположить, что строительный мусор произвольно был выброшен на данной местности (поле), а частично разбросан только бытовой мусор в границах исследуемого земельного участка. Основная масса выброшенного мусора расположена за пределами границ земельного участка, и ввиду отсутствия каких-либо построек и следов строительства на участке, собственник не мог оставить данный мусор на своем участке. На указанном земельном участке отсутствуют следы загрязнения строительным мусором. Наличие единичных скоплений бытовым мусором на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0121047:46 связано с отсутствием строений и беспрепятственным потоком ветра после ликвидации очага основного строительного мусора.

На основании положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как основания своих требований и возражений.

Суд, выслушав ответчика Дьяченко Т.Ю., исследовав представленные сторонами доказательства, приходит к выводу, что в материалах дела также отсутствуют достоверные доказательства, подтверждающие вину ответчика Дьяченко Т.Ю. в причинении вреда окружающей среде в результате загрязнения почвы на расположенном границах принадлежащего ей земельного участка ( КН ). В деле также отсутствует материал административного производства по факту выявленного загрязнения и сведения о привлечении Дьяченко Т.Ю. за указанное административное правонарушение к административной ответственности. Кроме того, согласно представленного акта от 08.08.2022г. строительные отходы на указанном земельном участке отсутствуют.

На основании изложенного суд полагает, что виновность ответчика Дьяченко Т.Ю, в причинении вреда окружающей среде с достоверностью не установлено, а следовательно, в данном случае отсутствует причиннно-следственная связь между виновными ( деликтными) действиями ответчика Дьяченко Т.Ю, и причинением вреда почве и соответственно –Российской Федерации.

При изложенных обстоятельствах, суд не усматривает законных оснований для удовлетворения исковых требований Южного межрегионального управления Росприроднадзора к Дьяченко Наталье Юрьевне о возмещении причиненного вреда и полагает необходимым в предъявленном иске истцу Южному межрегиональному управлению Росприроднадзора – отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 198, 235-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Южного межрегионального управления Росприроднадзора к Дьяченко Наталье Юрьевне о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде - оставить без удовлетворения.

Решение в части взыскания алиментов подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд города Ставрополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 26.09.2023г.

Судья подпись Е.В. Руденко

2-2976/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Южное межрегиональное управление Росприроднадзора
Ответчики
Дьяченко Наталья Юрьевна
Суд
Октябрьский районный суд г. Ставрополя
Судья
Руденко Елена Валентиновна
Дело на странице суда
oktyabrsky.stv.sudrf.ru
14.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.06.2023Передача материалов судье
21.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.07.2023Подготовка дела (собеседование)
21.07.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.08.2023Предварительное судебное заседание
13.09.2023Судебное заседание
22.09.2023Судебное заседание
26.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.11.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
14.11.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
30.11.2023Судебное заседание
07.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
08.02.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
08.02.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
26.02.2024Судебное заседание
28.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
20.05.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
20.05.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
27.06.2024Судебное заседание
01.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
22.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее