Решение по делу № 33-4128/2014 от 17.04.2014

Судья: Лещенко Л.А. гр. дело № 33-4128/2014

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 апреля 2014 года                             г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего: Сказочкина В.Н.,

судей: Сивохина Д.А. (докладчик) и Самариной Е.Г.,

при секретаре: Салихове Р.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Ефремовой А.А. на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 17 февраля 2014 года, которым постановлено:

«Заявление Ефремовой А.А. оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителей Ефремовой А.А. – Колодец В.Н. и Колодец А.В. (оба по доверенности) в поддержание доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Ефремова А.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области (далее – Министерство) в предоставлении земельного участка.

В обоснование своего заявления указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в МИО Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>, площадью 708 кв.м., под садоводство.

Уведомлением МИО Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ заявителю отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка по основанию расположения на нем деревянного туалета, части кирпичного забора, а также зеленых насаждений.

Ссылаясь на то, что в числе законных оснований, предусмотренных действующим законодательством, отсутствуют случаи, когда земельный участок не предоставляется ввиду нахождения на нём деревянного туалета, части кирпичного забора, а также зеленых насаждений, Ефремова А.А. просила признать решение Министерства об отказе в предоставлении ей испрашиваемого земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 708 кв.м. под садоводство, незаконным; обязать Министерство имущественных отношений Самарской области устранить в полном объеме допущенное им нарушение её права путём предоставления ей в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 708 кв.м. под садоводство.

В судебном заседании представитель заявителя Болуров А.М. поддержал заявленные требования, настаивал на их удовлетворении.

Представитель Министерства Хайрулова Л.А. возражала против удовлетворения заявления.

Судом постановлено вышеуказанное решение (л.д.103-104).

В апелляционной жалобе Ефремова А.А. просит отменить решение суда, вынести новое об удовлетворении её требований. (л.д.107-111).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 254 ГПК РФ предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; к таким действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

Статья 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относит коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (ч. 4 ст. 258 ГПК РФ).

Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самаре» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 возложены на министерство имущественных отношений Самарской области.

В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.

В силу ч. 2 ст. 9 Закона Самарской области «О земле» (в ред. до 15.07.2013 года) земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством, в том числе для садоводства.

Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года № 74, утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок).

Согласно п. 2.1 Порядка, граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в министерство заявление о предоставлении земельного участка.

В силу п.2.4 Постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 года № 74 «О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городком округе Самара» в целях установления фактического использования испрашиваемого земельного участка и при наличии оснований, определенных в соответствии с действующим законодательством, министерство или по его поручению соответствующее государственное учреждение Самарской области осуществляет осмотр земельного участка на местности. Результаты осмотра земельного участка оформляются актом осмотра земельного участка.

Пунктом 4 Приложения N 2 к Порядку установлено, что в случае если на земельном участке располагаются объекты недвижимости, заявители представляют заверенные в установленном порядке копии свидетельств о государственной регистрации прав на данные объекты, выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества, расположенные на испрашиваемом земельном участке, выданную не ранее, чем за 30 дней до даты подачи заявления, а также иные документы, подтверждающие возникновение прав заявителя на эти объекты в соответствии с действующим законодательством.

При отсутствии документов, подтверждающих государственную регистрацию прав на объекты недвижимости, могут быть представлены заверенные в установленном порядке документы, подтверждающие возникновение прав на них в соответствии с законодательством, действовавшим на момент их приобретения.

Если на земельном участке располагаются временные объекты, заявители представляют соответствующее разрешение уполномоченного органа местного самоуправления на установку объекта на указанном земельном участке, либо акт принятия в эксплуатацию временного объекта, выданный в установленном порядке, а также заверенные в установленном порядке копии договоров, на основании которых к заявителю перешло право собственности на временные объекты, расположенные на испрашиваемом земельном участке.

При этом к заявлению должно быть приложено заключение органа, осуществляющего технический учет объектов капитального строительства, о том, что данный объект, расположенный на испрашиваемом земельном участке, не подлежит постановке на технический учет в качестве объекта капитального строительства.

Как следует из материалов дела, заявителем указанные выше необходимые документы в Министерство представлены не были.

При выявлении в процессе рассмотрения заявления препятствий для предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством, Министерство в течение 14 дней принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет его в адрес заявителя с указанием причин невозможности предоставления земельного участка.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Ефремова А.А. обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка, площадью 718 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, под садоводство (л.д.19).

В ходе рассмотрения Министерством заявления Ефремовой А.А., ею подавались дополнительные заявления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18) и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17), которыми уточнялись адрес земельного участка (<адрес>) и его предполагаемая площадь, составившая 708 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ Ефремовой А.А. приобщена к материалам ранее поданного ею заявления уточненная схема расположения земельного участка.

Сведения о правах Ефремовой А.А. на имеющиеся, либо имевшиеся у неё с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время объекты недвижимого имущества, расположенные на территории Самарской области, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют, что подтверждается уведомлениями Управления Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Сведения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества - земельный участок по адресу: <адрес> также отсутствуют.

Согласно информации Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования, поступившей посредством системы автоматизированного межведомственного взаимодействия в Министерство имущественных отношений Самарской области ДД.ММ.ГГГГ., испрашиваемый Ефремовой А.А. земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 708,00 кв.м., находится вне водоохраной зоны, вне береговой полосы водных объектов (л.д.44-45).

В соответствии с уведомлением Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ , испрашиваемый Ефремовой А.А. земельный участок относится к зоне малоэтажной жилой застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 № 61. К территории общего пользования земельный участок не принадлежит (л.д.41-42).

ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных отношений Самарской области направлена в <данные изъяты> заявка на проведение осмотра земельного участка по адресу: <адрес> площадью 708,00 кв.м. (л.д.34).

Согласно акта осмотра земельного участка, составленного <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, в ходе осмотра земельного участка, площадью 708 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>, установлено, что на испрашиваемом земельном участке находится деревянный туалет. Из видимых инженерно-технических сооружений есть газовая труба. Со стороны т. 9 в границы земельного участка входит часть кирпичного забора смежного землепользователя. Участок частично зарос кустарником, деревьями. Фактическую цель использования земельного участка, а также фактического землепользователя установить не удалось. При осмотре земельного участка присутствовала заявитель Ефремова А.А., подписавшая акт осмотра без каких-либо замечаний (л.д.20-21).

ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений Самарской области направило в адрес Ефремовой А.А. уведомление об отказе в предоставлении ей в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 708 кв.м., под садоводство, поскольку Комиссией по проведению осмотра установлено нахождение в границах - рассматриваемого земельного участка зеленых насаждений, деревянного туалета, части кирпичного забора (л.д.6-9).

Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования Ефремовой А.А., установив, что документы, подтверждающие право собственности на объекты недвижимости – деревянный туалет, часть кирпичного забора, заявителем в Министерство представлены не были, что и послужило одним из оснований к отказу в предоставлении испрашиваемого земельного участка, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.

Довод апелляционной жалобы Ефремовой А.А. о том, что оспариваемое решение не основано на положениях ч. 4 ст. 28 Земельного Кодекса РФ, нарушает её права – несостоятелен, основан на неправильном толковании норм права.

Исходя из положений пункта 2 статьи 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле", свобода испрашиваемого земельного участка от прав третьих лиц, является обязательным условием предоставления в собственность граждан земельных участков бесплатно из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Наличие на земельном участке туалета и кирпичного забора не позволяет сделать вывод о свободе земельного участка от прав третьих лиц.

Вместе с тем с мнением суда о том, что такое основание к оспариваемому отказу как наличие на испрашиваемом участке зеленых насаждений судебная коллегия согласится не может в силу следующего.

В силу статьи 61 ФЗ "Об охране окружающей среды" зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений. Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды. На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.

Пунктом 1.1.1 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных Приказом Госстроя Российской Федерации от 15.12.1999 N 153, предусмотрено, что зеленый фонд города является составной частью природного комплекса города и включает в себя озелененные и лесные территории всех категорий и видов, образующие систему городского озеленения в пределах городской черты, а также озелененные территории, лесные территории за пределами городской черты, если эти территории решениями федеральных органов управления или органов управления субъектов Федерации переданы в ведение местного городского самоуправления для экологической защиты и организации рекреации городского населения.

В нарушение положений ч.1 ст. 249 ГПК РФ Министерством не представлены допустимые и достаточные доказательства нахождения испрашиваемого земельного участка в зеленом фонде г. Самары, в пределах которого запрещается хозяйственная или иная деятельность. Выводы об этом являются предположительными и не подтверждены документально.

Признание судебной коллегии незаконным такого основания для оспариваемого Ефремовой А.А. отказа Министерства в предоставлении заявителю земельного участка по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом уточнений) как наличие на испрашиваемом участке зеленных насаждений в виде кустарника и деревьев при наличии признанной обоснованной причины отказа в виде наличия на земельном участке деревянного туалета и кирпичного забора не влечет за собой отмену решения суда.

Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Октябрьского районного суда г. Самары Самарской области от 17 февраля 2014 года оставить без изменения, доводы апелляционной жалобы Ефремовой А.А. – без удовлетворения.

Председательствующий -

Судьи -

        

33-4128/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Ефремова А.А.
Ответчики
МИО С/о
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
25.04.2014Судебное заседание
30.04.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.04.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее