Судья: Свиридова О.А. гр. Дело № 33 – 12549/2014
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
17 декабря 2014 г. г.о. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Бочкова Л.Б.
Судей: Самчелеевой И.А., Занкиной Е.П.
С участием прокурора: Золиной Т.В.
При секретаре: Асабаевой Д.Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Министерства имущественных отношений Самарской области, ГБУЗ Самарской области «Волжская центральная районная больница», Министерства здравоохранения Самарской области, на решение Волжского районного суда Самарской области от 20.10.2014 г. с учетом определения об исправлении описки от 13.11.2014 г., которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Волжского района Самарской области удовлетворить. Обязать ГБУЗ Самарской области «Волжская центральная районная больница», Министерство здравоохранения Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области в рамках имеющихся у них полномочий провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности зданий, а именно:
1. на объекте ВОП с. <данные изъяты>
организовать для помещения гаража определение категории взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок, которые надлежит обозначить на двери данного помещения.
в помещении гаража установить автоматическую установку пожарной сигнализации (АУПС) и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) 1 -го типа (звуковым способом оповещения).
2. на объекте ВОП с. <данные изъяты>
организовать для помещения гаража определение категории взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок, которые надлежит обозначить на двери данного помещения. В помещении гаража установить автоматическую установку пожарной сигнализации (АУПС) и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) 1-го типа (звуковым способом оповещения).
3. в здании ФАП п. <данные изъяты>:
-установить систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ).
- стены на путях эвакуации отделать материалам, отвечающим требованиям пожарной безопасности.
4. в ФАП п. <данные изъяты>:
полы на путях эвакуации отделать материалам, отвечающим требованиям пожарной безопасности.
установить систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ).
организовать обеспечение исправного состояния систем и средств противопожарной защиты объекта.
5. в ВОП с. <данные изъяты> организовать проверку работоспособности сетей противопожарного водопровода (наружного противопожарного водоснабжения) в установленном порядке в соответствии с нормативными требованиями пожарной безопасности на предмет исправности пожарного гидранта и обеспечения им требуемого по нормам расхода воды на нужды пожаротушения (на один пожар 5 л/с, которая должна проводится не реже 2 - х раз в год (весной и осенью специально обученным обслуживающим персоналом или специализированной организацией, имеющих соответствующую лицензию на осуществление данной деятельности по производству работ, связанных с обслуживанием средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений по выполнению мероприятий, связанных с обслуживанием противопожарного водоснабжения)»
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Бочкова Л.Б., доводы представителя ГБУЗ СО «Волжская центральная районная больница» - Исаковой О.Н., представителя Министерства имущественных отношений – Нестеровой С.В., представителя Министерства здравоохранения Самарской области – Берман И.Я., в поддержание апелляционных жалоб, возражения на жалобу представителя ГУ МЧС России по Самарской области – Агеева Д.В., заключение прокурора Золиной Т.В., полагавшей решение суда отменить в части возложения обязанности по проверке исправности противопожарных гидрантов, в остальной части оставить без изменения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Волжского района Самарской области обратился в суд с иском к ГБУЗ Самарской области «Волжская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Самарской области, Министерству имущественных отношений Самарской области в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности.
В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой Волжского района Самарской области совместно с Главным управлением министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области проверено исполнение требований пожарной безопасности в деятельности Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Волжская центральная районная больница».
В ходе проверки установлено, что ГБУЗ Самарской области «Волжская центральная районная больница» и ее территориальными подразделениями допущены существенные нарушения требований пожарной безопасности. Главным управлением министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области в адрес ГБУЗ СО «Волжская центральная районная больница» внесено предписание № № по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до 18.04.2014. Вместе с тем, ГБУЗ Самарской области «Волжская центральная районная больница» выявленные нарушения не устранены, о чем составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя № № от 23.05.2014.
Согласно п. 4.5.2.5 Устава ГБУЗ Самарской области «Волжская центральная районная больница» к общей компетенции ответчиков относится осуществление финансового обеспечения учреждения. Без надлежащего финансового обеспечения ГБУЗ СО «Волжская центральная районная больница» не может исполнять свою обязанность по содержанию недвижимого имущества, переданного в оперативное управление, в соответствии с противопожарными правилами и санитарно-эпидимиологическим законодательством (п. 3.10.7 Устава).
Нарушения требований пожарной безопасности противоречат требованиям действующего законодательства, создают угрозу безопасности жизни и здоровья людей, могут привести при пожаре (чрезвычайной ситуации) к массовой гибели, травмированию людей, таким образом, существенно влияют на безопасность нахождения людей в данных зданиях (помещениях).
В связи с чем, с учетом уточнений исковых требований, прокурор Волжского района Самарской области просил обязать ГБУЗ Самарской области «Волжская центральная районная больница», Министерство здравоохранения Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности, а именно:
1. на объекте ВОП с<данные изъяты>:
организовать для помещения гаража определение категории взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок, которые надлежит обозначить на двери данного помещения.
в помещении гаража установить автоматическую установку пожарной сигнализации (АУПС) и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) 1 -го типа (звуковым способом оповещения).
2. на объекте ВОП с. <данные изъяты>:
организовать для помещения гаража определение категории взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок, которые надлежит обозначить на двери данного помещения. В помещении гаража установить автоматическую установку пожарной сигнализации (АУПС) и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) 1-го типа (звуковым способом оповещения).
3. в здании ФАП п. <данные изъяты>:
- установить систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ).
- стены на путях эвакуации отделать материалам, отвечающим требованиям пожарной безопасности.
4. в ФАП п. <данные изъяты>:
полы на путях эвакуации отделать материалам, отвечающим требованиям пожарной безопасности.
установить систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ).
организовать обеспечение исправного состояния систем и средств противопожарной защиты объекта.
5. в ВОП с. <данные изъяты> организовать проверку работоспособности сетей противопожарного водопровода (наружного противопожарного водоснабжения) в установленном порядке в соответствии с нормативными требованиями пожарной безопасности на предмет исправности пожарного гидранта и обеспечения им требуемого по нормам расхода воды на нужды пожаротушения (на один пожар 5 л/с, которая должна проводится не реже 2 - х раз в год (весной и осенью специально обученным обслуживающим персоналом или специализированной организацией, имеющих соответствующую лицензию на осуществление данной деятельности по производству работ, связанных с обслуживанием средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений по выполнению мероприятий, связанных с обслуживанием противопожарного водоснабжения)
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство имущественных отношений Самарской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное. В обоснование доводов жалобы ссылается на отсутствие у министерства полномочий по финансовому обеспечению ГБУЗ СО «Волжская центральная районная больница», а также на отсутствие доказательств нарушения законодательства непосредственно министерством.
ГБУЗ Самарской области «Волжская центральная районная больница» также обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, поскольку, Арбитражным судом не установлено наличие правонарушений, перечисленных в постановлении № № от 16.05.2013 г. При этом, учитывая, что указанное постановление признано судом незаконным, предписание № № от 18.04.2013 г., положенное в основу иска, нельзя рассматривать как надлежащее доказательство, поскольку в нем перечислены аналогичные нарушения. Кроме того, по мнению заявителя, суд неправомерно возложил на больницу обязанность по проверке исправности противопожарных гидрантов, поскольку ГБУЗ Самарской области «Волжская центральная районная больница» собственником имущества не является, доказательств того, что данное имущество находится на балансе учреждения не представлено.
В своей апелляционной жалобе, Министерство здравоохранения Самарской области просит решение суда от 20.10.2014 г. отменить в части удовлетворения требований прокуратуры Волжского района Самарской области в отношении министерства, поскольку оно не имеет полномочий по принятию соответствующих расходных обязательств, а лишь распределяет доведенные до него средства. Кроме того, ФЗ «О пожарной безопасности» не предусмотрена гражданско – правовая ответственность за нарушение правил пожарной безопасности, однако, по мнению заявителя, суд не учел данное обстоятельство при удовлетворении иска.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ГБУЗ СО «Волжская центральная районная больница» - Исакова О.Н., представитель Министерства имущественных отношений – Нестерова С.В., представитель Министерства здравоохранения Самарской области – Берман И.Я.. доводы апелляционных жалоб поддержали в полном объеме.
Представитель ГУ МЧС России по Самарской области – Агеев Д.В. в заседании апелляционной инстанции возражал против доводов апелляционных жалоб, просил суд оставить решения без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заключении прокурор Золина Т.В., просила решение суда отменить в части возложения обязанности по проверке исправности противопожарных гидрантов, в остальной части оставить без изменения.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле и их представителей, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив в соответствии со ст. 330 ГПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального законодательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 45 Конституции Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 № 69 – ФЗ «О пожарной безопасности», государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Согласно ст. 38 указанного закона, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции
В силу ст. 37 Федерального закона "О пожарной безопасности", руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, содержать в исправном состоянии системы и средства пожаротушения, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Согласно ч. 4 ст. 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296), т.е. на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления. Собственник, передав часть своего имущества, в том числе на праве оперативного управления, другому лицу сохраняет за собой право собственности на это имущество.
На основании ст. 210 ГК РФ на собственника возложена обязанность содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Волжского района Самарской области совместно с Главным управлением министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области проверено исполнение требований пожарной безопасности в деятельности ГБУЗ Самарской области «Волжская центральная районная больница». В ходе проверки установлено, что ГБУЗ Самарской области «Волжская центральная районная больница» и ее территориальными подразделениями допущены существенные нарушения требований пожарной безопасности.
Согласно п. 1.6 Устава ГБУЗ Самарской области «Волжская центральная районная больница» собственником имущества учреждения является Самарская область, полномочия которого осуществляют Министерство здравоохранения Самарской области и Министерство имущественных отношений Самарской области.
В силу п. 1.7 Устава ГБУЗ Самарской области «Волжская центральная районная больница» учреждение обладает имуществом, закрепленным за ним собственником на праве оперативного управления. На министерство здравоохранение Самарской области возложена обязанность по осуществлению финансового обеспечения ГБУЗ Самарской области «Волжская центральная районная больница». Финансирование ГБУЗ Самарской области «Волжская центральная районная больница» осуществляется из областного бюджета.
Уставом к компетенции министерства имущественных отношений Самарской области относится регулирование в пределах своих полномочий отношений собственности в ГБУЗ Самарской области «Волжская центральная районная больница», в том числе контроль эффективности его использования.
Таким образом, выполнением мероприятий по обеспечению пожарной безопасности самим ГБУЗ Самарской области «Волжская центральная районная больница» не освобождает учредителей - Министерство здравоохранения Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области, в том числе как собственника зданий, от обязанности обеспечить выполнение мер пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела, выявленные в ГБУЗ Самарской области «Волжская центральная районная больница» нарушения требований пожарной безопасности допускаются продолжительное время и не устраняются на протяжении длительного периода с 2006 г.
Главным управлением министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области в адрес ГБУЗ СО «Волжская центральная районная больница» внесено предписание № № по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до 18.04.2014. Однако, до настоящего времени указанные нарушения не устранены.
При таких обстоятельствах, учитывая, что без привлечения дополнительных средств ГБУЗ СО «Волжская центральная районная больница» самостоятельно не имеет возможности устранить выявленные нарушения пожарной безопасности из-за отсутствия денежных средств на противопожарные мероприятия, суд пришел к правильному выводу, обязав Министерство здравоохранения Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области, ГБУЗ СО «Волжская центральная районная больница» в рамках своей компетенции провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности зданий, поскольку выявленные нарушения отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в лечебном учреждении, соответственно нарушая права неопределенного круга лиц на охрану и укрепление здоровья, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
Ссылки Министерства здравоохранения Самарской области, а также Министерства имущественных отношений Самарской области на отсутствие у министерств полномочий по финансовому обеспечению ГБУЗ СО «Волжская центральная районная больница» являются несостоятельными, поскольку в соответствии с п. 4.5.2.5 Устава ГБУЗ Самарской области «Волжская центральная районная больница» к общей компетенции ответчиков относится осуществление финансового обеспечения учреждения.
Доводы апелляционной жалобы ГБУЗ СО «Волжская центральная районная больница» о том, что суд неправомерно возложил на больницу обязанность по проверке исправности противопожарных гидрантов, не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с п. 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390, руководитель организации обеспечивает исправность источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов. При этом, учреждение не лишено возможности привлечь специализированную организацию для проверки исправности противопожарных гидрантов.
Также, необходимо отметить, что предписание Главного управления министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в отношении ГБУЗ СО «Волжская центральная районная больница» отмене или изменению при рассмотрении настоящего дела не подлежит, поскольку предметом иска не являлось и не оспаривалось сторонами.
Доводы апелляционных жалоб Министерства здравоохранения Самарской области и Министерства имущественных отношений Самарской области о том, что они не являются надлежащими ответчиками по делу, поскольку не наделены полномочиями на формирование бюджета и не могут вмешиваться в деятельность самостоятельного юридического лица - ГБУЗ СО «Волжская центральная районная больница» - не могут быть приняты во внимание, поскольку не устранение выявленных нарушений носит длительный характер, свидетельствующий о недостаточной активности данных ответчиков в осуществлении своих компетенции в разрешении данного вопроса.
Таким образом, по мнению судебной коллегии, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил правильное по существу решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб нет.
Руководствуясь ст.328 – 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Волжского районного суда Самарской области от 20.10.2014 г. с учетом определения об исправлении описки от 13.11.2014 г.оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства имущественных отношений Самарской области, ГБУЗ Самарской области «Волжская центральная районная больница», Министерства здравоохранения Самарской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: