Решение по делу № 3а-395/2019 от 18.10.2019

Дело № 3а-395/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 ноября 2019 года г. Ханты-Мансийск

    

Суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Бажа И.М., при секретаре Михаленко М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Пыть-Яхавтотранссервис-5» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ХМАО-Югре, Правительству ХМАО-Югры об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Пыть-Яхавтотранссервис-5» обратилось в суд с указанным административным иском, в обоснование требований ссылаясь на то, что является собственником: земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: (адрес); административного здания с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: (адрес). Кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 01.09.2014 года в размере 29 556 877,35 рублей, здания - по состоянию на 07.07.2012 года в размере 10 658 939,40 рублей. Рыночная стоимость земельного участка согласно отчету оценщика составляет 15 181 200 рублей, здания – 3 532 725 рублей.

Существенная разница между кадастровой и рыночной стоимостью объектов недвижимости нарушает, по мнению административного истца, его права при начислении налогов. В целях снижения налоговых платежей истец просил установить кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости согласно отчетам оценщика, а также восстановить срок на подачу заявления о пересмотре кадастровой стоимости здания.

Представители административного истца, ответчиков, заинтересованных лиц о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебном заседании участия не принимали, о причинах неявки не сообщили, явка указанных лиц не является обязательной и не признана таковой судом

Управлением Росреестра по ХМАО-Югре представлены письменные пояснения на административное исковое заявление, в которых оно просит рассмотреть дело без участия его представителя и принять решение по усмотрению суда.

Остальные лица, участвующие в деле, возражений не представили.

Изучив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что ООО «Пыть-Яхавтотранссервис-5» является собственником объектов недвижимости:

- земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под производственную базу, расположенного по адресу: (адрес) (выписка из ЕГРН от 22.08.2019 г.);

- нежилого здания (Административное здание) с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: (адрес) (выписка из ЕГРН от 22.08.2019 года).

Согласно выписке из ЕГРН от 22.08.2019 г. кадастровая стоимость спорного земельного участка определена по состоянию на 01.09.2014 г., утверждена Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 07.08.2015 г. № 249-п, в размере 29 556 877,35 рублей. Сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в ЕГРН 22.08.2015 г.

Кадастровая стоимость спорного здания определена по состоянию на 07.07.2012 года, утверждена Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 24.12.2012 г. № 549-п, в размере 10 658 939,4 рублей. Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости внесены в ЕГРН 21.01.2013 года.

В соответствии со ст. 373 Налогового кодекса РФ организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса (движимое и недвижимое имущество), признаются налогоплательщиками.

Согласно ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", ст.8, 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в единый государственной реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.

С учетом того, что административный истец является собственником вышеуказанного земельного участка и здания и плательщиком соответствующих налогов, результаты определения кадастровой стоимости указанных объектов влияют на права и обязанности Общества, и оно вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

В соответствии с частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Согласно материалам дела последние результаты определения кадастровой оценки здания с кадастровым номером <данные изъяты> были внесены в государственный кадастр недвижимости 21.01.2013 г. С исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости истец обратился в суд лишь 14.10.2019 г., т.е. с пропуском установленного законом срока.

Из пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" следует, что пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Учитывая, что до настоящего времени Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не проведена очередная государственная кадастровая оценка в отношении зданий в ХМАО-Югра, суд полагает возможным восстановить истцу срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.

Судом установлено, что истец 31.05.2019 года обратился с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по ХМАО - Югре, однако заявление о пересмотре кадастровой стоимости здания возвращено заявителю без рассмотрения со ссылкой на нарушение срока подачи его в Комиссию; решением от 28.06.2019 года (номер) заявление об установлении рыночной стоимости земельного участка отклонено.

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать в суде те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.

Если ответчики и заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявленных требований, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29.07.1998г. № 135-ФЗ итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке такого объекта, составленный в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

В обоснование заявленных требований административный истец представил в суд:

- отчет об оценке рыночной стоимости объекта капитального строительства № (номер) от 14.05.2019 года, подготовленный индивидуальным предпринимателем (ФИО)4, согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> определена по состоянию на 07.07.2012 г. в размере 3 532 725 рублей;

- отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка № (номер) от 14.05.2019 года, подготовленный индивидуальным предпринимателем (ФИО)4, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> определена по состоянию на 01.09.2014 г. в размере 15 181 200 рублей.

В силу положений ст. 24.15 и ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности, ст. 59, ч. 8 ст. 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, а также заключение эксперта, которые не являются обязательными для суда и оцениваются судом по правилам, установленным статьей 84 настоящего Кодекса, подлежат оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

Анализ представленных истцом отчетов свидетельствует об их соответствии требованиям Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 года, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности. Приведенные в отчетах выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; суждение относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами, итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости сделано оценщиком на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием предусмотренных законом подходов и методов, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки, отчеты мотивированны и не содержат противоречий, оценщик является членом саморегулируемой организации оценщиков, имеет соответствующую квалификацию.

Доказательств, которые опровергали бы заявленную административным истцом величину рыночной стоимости объектов недвижимости, находящихся у него в собственности, или свидетельствовали бы об их рыночной стоимости в ином размере, ответчиками, заинтересованными лицами вопреки требованиям ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено.

Недостатки отчета, выявленные Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, указанные в решении от 28.06.2019 года (номер), не свидетельствуют об иной рыночной стоимости спорного земельного участка. Каких-либо расчетов, сведений указывающих на неверность выводов в отчете, несоответствия используемой информации действительности, суду не представлено.

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что представленные истцом отчеты отвечают требованиям относимости, допустимости и не вызывают сомнения в достоверности.

В силу предписаний ст. 12 Федерального закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации или в судебном порядке не установлено иное.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о признании требований административного истца об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В связи с тем, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в ЕГРН и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. В соответствии с законом «Об оценочной деятельности» датой подачи заявления считается дата обращения в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Дата обращения истца в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости – 31.05.2019 года.

Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под производственную базу, расположенного по адресу: (адрес), по состоянию на 01.09.2014 г. в размере его рыночной стоимости 15 181 200 рублей.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - нежилого здания (Административное здание) с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: (адрес), по состоянию на 07.07.2012 года в размере его рыночной стоимости – 3 532 725 рублей до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости считать 31.05.2019 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам второго апелляционного суда общей юрисдикции через суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня принятия.

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа-Югра               И.М. Бажа

3а-395/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "Пыть-Яхавтотранссервис-5"
Ответчики
Управление Росреестра по ХМАО-Югре
Правительство ХМАО-Югры
Другие
Стебеков Алексей Павлович
ФГБУ "ФКП Росреестра"
Администрация г. Пыть-Ях
Суд
Суд Ханты-Мансийского автономного округа
Дело на странице суда
oblsud.hmao.sudrf.ru
16.11.2019Регистрация административного искового заявления
16.11.2019Передача материалов судье
16.11.2019Решение вопроса о принятии к производству
16.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.11.2019Судебное заседание
13.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.11.2019Дело оформлено
31.08.2020Регистрация административного искового заявления
31.08.2020Передача материалов судье
31.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
31.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.08.2020Судебное заседание
26.08.2020Дело передано в архив
13.11.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее